Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа
Цель моего курсового проекта – разбор сложных вопросов теории журналистики, исходя из особенностей ее действия как социального института. Поскольку социальный институт – предмет рассмотрения социологии, то, естественно, теоретической основой анализа журналистики в качестве социального института является социология, а не политология, как это пытаются делать некоторые исследователи, что приводит к преувеличению влияния «четвертой власти». В связи с этим главной задачей проекта является просмотр комплексности действий различных социальных институтов, в том числе и журналистики, направленных на поддержание и укрепление стабильности социальной системы.
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. 1.3Социальный институт. 1.2Функции………………4
Социальный институт журналистики………………...5
Функции социального института журналистики……………....6
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. 1.3Социальный институт. 1.2Функции………………4
Социальный институт журналистики………………...5
Функции социального института журналистики……………....6
Институт журналистики не представляет собой механического соединения газет, журналов, радио- и телеканалов. Все вместе они обладают качествами, не сводимыми к качествам отдельного средства. Каждая социальная роль в рамках института также обладает своими собственными системными характеристиками.
Цель моего курсового проекта – разбор сложных вопросов теории журналистики, исходя из особенностей ее действия как социального института. Поскольку социальный институт – предмет рассмотрения социологии, то, естественно, теоретической основой анализа журналистики в качестве социального института является социология, а не политология, как это пытаются делать некоторые исследователи, что приводит к преувеличению влияния «четвертой власти». В связи с этим главной задачей проекта является просмотр комплексности действий различных социальных институтов, в том числе и журналистики, направленных на поддержание и укрепление стабильности социальной системы.
Глава 1.
1.1 Что такое социальный институт?
Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.
Сферы жизнедеятельности общества.
Экономическая — отношения в процессе производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, рынок и рыночная конкуренция.
Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.
Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, СМИ.
Духовная — охватывает нравственность, культуру, религию, искусство, учреждения культуры, религиозные организации, учреждения образования, соответствующую деятельность людей.
1.2 Функции.
Каждый институт выполняет
свою, характерную для него социальную
функцию. Совокупность этих социальных
функций складывается в общие
социальные функции социальных институтов
как определённых видов социальной
системы. Эти функции очень
Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
Социализация — передача
индивидам установленных в
Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
1.3 Социальный институт журналистики
Социальный институт журналистики – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, регулируемая нормами, правилами и традициями, направленная на удовлетворение фундаментальных общественных потребностей в информации. Пожалуй, на сегодняшний день журналистика является одним из самых массовых социальных институтов, который оказывает просто неимоверное влияние на жизни людей. Журналистика помогает решать ряд важных общественных вопросов. Это во многом определяет её столь важное положение в современном мире. Журналистика не только активно участвует в общественной жизни, но и оказывает существенное влияние, в том числе через СМИ.
Глава 2. Определение понятийного аппарата
2.1 Журналистика
В повседневной жизни люди часто употребляют понятия «журналистика», «средства массовой коммуникации» (СМК), «средства массовой информации» (СМИ), «масс-медиа» как тождественные. В научной литературе между ними проводят разницу, иногда довольно существенную. Такое нередко встречается в гуманитарных науках. Например, в обыденной речи употребляют слова мораль, нравственность, этика как равнозначные. Однако для ученых этика – это наука о морали, ее происхождении, категориях, мораль – это нормы поведения, сложившиеся в процессе совместной деятельности людей, нравственность – это практика воплощения данных норм в жизнь.
Примерно,
то же произошло и с
Одним из
первых в нашей стране дал
определение понятия
Философы же, говоря о журналистике,
подчеркивали прежде всего ее возможности
распространять социально значимую информацию
(то есть имеющую значение или для всего
общества или для отдельных групп, сообществ)
«на численно большие, рассредоточенныe»
В ХХ в. толчком к появлению
новых понятий, дополняющих, уточняющих
термин журналистика, послужило стремительное
развитие технических средств, с помощью
которых журналистская продукция доставлялась
потребителю, с одной стороны, и видоизменение
содержания, наполнения (в последнее время
это принято обозначать словом контент) журналистики,
с другой.
В настоящее время термин журналистика употребляется чаще всего:
– Во-первых, для обозначения социального института в целом.
– Во-вторых, для разграничения контента: творческих текстов, то есть собственно журналистики, и всего прочего, что может входить в содержание каналов. А входит туда многое: программы телевизионных передач, кроссворды, полезные советы, объявления, юморески, рассказы, отрывки из художественных произведений и пр., что не считается журналистикой. Не относятся к журналистике художественные фильмы, концерты, транслируемые телевидением, и соответствующая продукция, передающаяся по радио. А вот документальное кино, различные ток-шоу – это журналистика. Впрочем, границы порой бывают размыты, особенно если речь идет о телевидении. Однако реклама и пиар-материалы, составляя значительную часть контента, в то же время не считаются журналистикой.
Иногда
студентам непонятно, чем это
объяснить? Ведь подобные
– В-третьих, для обозначения общественной деятельности по сбору, обработке, интерпретации и распространению массовой информации. Поэтому человек может заниматься журналистикой, а может рекламой или PR.
2.2. Массовая
коммуникация. Если говорить
об этимологии термина, то он представляет
собой кальку (буквальный перевод)
с английского языка – mass communication.
Учитывая это, нужно понимать, что данный
термин должен восприниматься как целостное
образование. Это гораздо больше, чем
просто «коммуникация для масс» или
«коммуникация в массовом масштабе», так
же, как «железная дорога» не есть просто
«дорога из железа».
Употребляя
это понятие в настоящее время, ученые подчеркивают
прежде всего факт общения, связи между
большими, рассредоточенными группами
людей,опосредованный техническими средствами.
Немецкий социолог Никлас Луман к первым
таким средствам относит алфавит, а затем
печатный станок. «Две тысячи лет после
того, как алфавит входит в употребление,
– пишет он, – теперь уже печатный пресс
производит колоссальное расширение ареала
письменности»(Луман Н. Медиа коммуникации.
М., 2005. С. 21). Поэтому в понятие массовая
коммуникация включают не только печать,
радио, телевидение, Интернет, но и
телефон, телеграф, документальное кино.
Некоторые говорят о кино в целом, наглядной
агитации, почте и даже книге.
2.3. Средства массовой коммуникации (СМК). В связи с выделением новых коммуникативных технологий, особенно во второй половине ХХ в., появляется интерес к изучению социальных коммуникаций. Теперь это самостоятельное направление исследований, возникшее на стыке социальных и политических наук. Существенной стороной этого процесса является передача социальной информации, то есть актуальной, представляющей значимость для всех членов социума. И.Д.Фомичева считает, что «особый класс социальных коммуникаций – коммуникации массовые», которые включают в себя СМИ как особый вид. «В силу профессионального и социального разделения труда СМИ устроены так, что центр производства контента – в редакции (агентстве, холдинге), этим они отличаются от д р у г и х С М К (подчеркнуто нами – Л.А.)».
Соглашаясь
в целом с таким подходом
И.Д. Фомичевой, следует все-
Когда
говорят об СМК, большей
частью имеют в виду специализи
2.4. Средства массовой информации. Когда употребляем это понятие, то подчеркиваем прежде всего возможность массового распространения социально значимой информации. «Особенность процессов массовой информации – в соединении централизованного, институционально организованного производства информации с ее рассредоточенным массовым потребителем».В этом определении, приведенном в Социологической энциклопедии, подчеркивается, что в обществе циркулирует не спонтанная информация, а специально организованная, подготовленная специальными институтами и институтами же распространяющаяся.
2.5.
Масс-медиа. Одним из первых ввел в
оборот термин media М. Маклюэн,
рассматривавший различные средства
коммуникации. Происходит это слово от
латинского media, medium – средство,
посредник. Если под массовой коммуникацией
подразумевается процесс передачи информации,
то употребляя понятие масс-медиа, подчеркивают
«средства передачи … материала»Как утверждает
Г.П. Бакулев, хотя это понятие часто
употребляют как синоним СМК,
«но между ними есть
различия»На наш взгляд, это, действительно, синонимы. Все более активное употребление слова медиа (существительные: медиапродукция, медиакритика, медиарынок, медиакорпорации и т.п., прилагательное – медийный), на наш взгляд, во-первых, связано с принципом языковой экономии. Это слово гораздо короче, чем, например, слово журналистика. В нашем языке сейчас немало иностранных слов циркулируют именно в силу этого принципа. Во-вторых, это отражение общей тенденции американизации нашей речи. Изучением масс-медиа занимается «зарождающееся на наших глазах самостоятельное ответвление науки о коммуникации– коммуникативистика»
Таким образом,
мы употребляем то или другое
терминологическое понятие в
зависимости от того, какой смысл
в него вкладываем и в
каком контексте оно