Социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:07, доклад

Описание работы

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
Признаками института образования являются:

Работа содержит 1 файл

Соц. институт.docx

— 15.60 Кб (Скачать)

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические  особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками  института образования являются:

1. установки  и образцы поведения - любовь  к знаниям, посещаемость

2. символические  культурные признаки - школьная эмблема,  школьные песни

3. утилитарные  культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

4. кодекс  устный и письменный - правили  учащихся

5. идеология  - академическая свобода, прогрессивное  образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как  социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс  кок вид социокультурной деятельности.

Основные виды образования

Система образования  структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему  дошкольного воспитания, общеобразовательную  школу, профессионально-техническое  образование, среднее специальное  образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения  квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности  человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются  еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень  в жизни человека, на которой закладывается  первооснова личностных качеств  человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или  удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты —  не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей  с 6 лет детские сады столкнулись  с новыми для себя проблемами —  организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально  входить в школьный ритм жизни, иметь  навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает  анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать  к их помощи для подготовки детей  к труду и рациональной организации  своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы  образования особо значима позиция  и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми —  воспитателей, обслуживающего персонала, — а также их готовности, понимания  и стремления выполнить возлагаемые  на них обязанности и надежды.

В отличие  от дошкольного образования и  воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа  нацелена на подготовку к жизни всего  без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная  с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения  молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое  положение отсутствует. И если в  советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее  образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение  успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5—2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

Но и в  этой ситуации социология образования  по-прежнему нацелена на изучение ценностей  общего образования, на ориентиры родителей  и детей, на их реакцию на внедрение  новых форм образования, ибо окончание  общеобразовательной школы оказывается  для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник  школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального  образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и  как он изменяется в течение жизни  — это одна из важнейших проблем  социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования  — профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое  образование самым непосредственным образом связано с потребностями  производства, с оперативной и  сравнительно быстрой формой включения  молодых людей в жизнь. Оно  непосредственно осуществляется в  рамках крупных производственных организаций  или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское  ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое  образование прошло сложный и  извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с  тем социологические исследования и в 70—80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы  на получение высшего, а затем  средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление  социального статуса этих видов  обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений  и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в  возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.

Особо остро  стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы  качество и уровень современной  их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и  исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой  устойчивость профессиональных интересов  молодых людей. По исследованиям  социологов   до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения.


Информация о работе Социальный институт