Социальный институт журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель моего курсового проекта – разбор сложных вопросов теории журналистики, исходя из особенностей ее действия как социального института. Поскольку социальный институт – предмет рассмотрения социологии, то, естественно, теоретической основой анализа журналистики в качестве социального института является социология, а не политология, как это пытаются делать некоторые исследователи, что приводит к преувеличению влияния «четвертой власти». В связи с этим главной задачей проекта является просмотр комплексности действий различных социальных институтов, в том числе и журналистики, направленных на поддержание и укрепление стабильности социальной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Глава 1. 1.3Социальный институт. 1.2Функции………………4
Социальный институт журналистики………………...5
Функции социального института журналистики……………....6

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 77.86 Кб (Скачать)

     4.2. Политические функции журналистики

             Когда группа людей: класс, партия вступают в открытое противоборство с главными политическими институтами и провозглашают своей основной целью их разрушение, они создают журналистику с чисто политическими функциями.  Впервые это применили на практике основоположники научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс. Они не написали специального труда, в котором,  в обобщенном виде изложили бы свои взгляды на печать. Но во множестве их статей, в письмах, выступлениях, теоретических разработках тактики и стратегии  революционной борьбы немало внимания они уделили и деятельности прессы, которая, по их мнению, является незаменимым средством в борьбе с существующим строем. Особое внимание они обращали на печать организованной ими коммунистической партии.

       Не упоминая  конкретно слово функция, они  говорили о возможностях прессы, ее задачах, особенностях  действия. Неоценима роль пролетарской  газеты в распространении   идей и привлечении на свою  сторону широких масс трудящихся. Пролетарская газета должна разъяснять политическую линию партии, на конкретных явлениях общественной жизни показывать причины экономического, политического и социального угнетения, доказывать негодность существующей формы правления. Определяя задачи партийной прессы, Маркс и Энгельс подчеркивали ее значение как средства ведения дискуссий для того, чтобы обосновывать, развивать и защищать требования партии, отвергать и опровергать требования противников.

Дискуссии, по их мнению, необходимы были  и внутри партии. Свободный  обмен мнениями на страницах газеты помогает выработке верных решений.  В созданной  ими в 1848 году и  недолго просуществовавшей «Новой Рейнской Газете» они попытались на практике воплотить выдвинутые ранее  идеи. Таким  образом, главное внимание было направлено на политическую линию  газеты, на борьбу с существующим строем.

      По сути  дела, в  «Новой Рейнской Газете»  и других пролетарских изданиях  европейских стран, в том числе  и России, провозглашалась цель  – не сохранение, а разрушение  системы, и все действия журналистики  были ей подчинены. Естественно,  что подобная цель открыто  декларировалась лишь в нелегальных изданиях. В легальных же основной упор был сделан  на показе «несправедливостей» общества для возбуждения недовольства людей. И так же естественно, что система сопротивлялась. Нелегальные издания преследовались, тайные типографии громились, перевозчики нелегальной литературы из-за границы сажались в тюрьмы. Сколько детективных историй в советское время рассказывалось о том, как из-за границы в чемоданах с двойным дном перевозилась в Россию напечатанная на папиросной бумаге газета «Искра». Легальные издания подвергались строгой цензуре, штрафам, судебным преследованиям. Они все время работали под домокловым мечом закрытия или приостановления, поэтому вынуждены были говорить иносказательно, взвешивая каждое слово. Россия принадлежит к числу тех стран, где граждане  не одно столетие учились читать между строк.

 

      Продолжая  и развивая учение Маркса и  Энгельса о роли пролетарской  печати в деле свержения старого  строя, большевики блестяще воплотили  в жизнь их идеи. Именно в  России появилась целая система  нелегальной и легальной печати, подчиненная одной цели – изменению  существовавшего общественного  строя. Начало ей положила газета  «Искра», первый номер которой  вышел в декабре 1900 г. Задумав  такое издание, Ленин пытался  теоретически обосновать его  функции. В статье «С чего  начать?» («Искра», 1901, №4)  он окончательно  конкретизировал их –  агитация, пропаганда, организация. Эта триада  на семьдесят с лишним лет  стала непреложной для советской  журналистики.

      В определении  функций пролетарской печати  Ленин ссылался на своих предшественников: «…практическим лозунгом нашей  работы служат слова ветерана  германской социал-демократии Либкнехта  «studieren, propagandieren, organisieren» – учиться, пропагандировать, организовывать – и центральным пунктом этой деятельности может и должен быть только орган партии» .

 

     Заменив функцию  учебы (studieren) на функцию агитации, Ленин тем самым подчеркнул необходимость скорейшего выполнения поставленной цели – свержения царизма. Учеба предполагает долгий процесс, связанный с образованием, воспитанием. А агитация, построенная на обращении к эмоциям посредством показа картин произвола, насилия и т.п., может дать быстрый результат – возбудить массы, заставить их выступить против власти. Функция же учебы, распространения знаний или, как ее называли, просвещения, особенно ярко проявилась в европейской и российской журналистике XIX века. Достаточно вспомнить энциклопедические журналы России («Московский телеграф», «Телескоп», «Библиотека для чтения», «Отечественные записки») с их стремлением просвещать население в разных областях знаний. Для большевистской журналистики это не было главным. Основной ее принцип – не оставлять без внимания ни одного случая притеснения рабочих. Недовольство должно было постепенно накапливаться в массах и в конце концов вылиться в протест.

      Если задача  агитации – воздействие на  эмоции, то задача пропаганды  – воздействие на сознание, а следовательно, разъяснение, объяснение сути происходящего, с тем, чтобы «направлять поведение для достижения реакции, способствующей реализации желаемой пропагандистом цели»

Адресат пропаганды уже более  подготовленный человек.  Вызвать  недовольство людей действиями властей  сравнительно нетрудно, нужно только постоянно показывать абсурдность, нелепость, жестокость таких действий, красочно описывать страдания обездоленных  и на фоне этого сытую жизнь  власть имущих. Порой недовольство может вылиться в кратковременный  протест, затем толпа остывает, «перегорает», вновь становится покорной. А вот  направить недовольных на совершение постоянных действий по разрушению власти – гораздо сложнее. Люди должны понимать, во имя чего и почему они  жертвуют своим спокойствием, иногда жизнью. Почему прежнее положение вещей  не может быть принятым. И очень  важный момент – каковы перспективы  борьбы, что ждет людей в конце концов. Важна цель и обрисовка перспективы. Она должна быть радужной если не для самих участников действия, то обязательно для их детей. Осознанные действия мало подвержены эмоциям, целеустремленность не ослабевает со временем. Убежденность в правоте своего дела позволяет идти на многие жертвы.

      Пропаганда, по мысли Ленина, должна быть  тесно связана с агитацией:  «Недостаточно объяснить  политическое  угнетение рабочих (как недостаточно  было  объяснить  им противоположность  их интересов интересам хозяев). Необходимо агитировать по поводу  каждого конкретного проявления  этого угнетения» 

Пропагандистская деятельность большевиков среди неразвитых людей  не всегда получала их поддержку и  понимание, особенно если пропаганда велась в виде абстрактных лозунгов, призывов.  Очень хорошо это показано в романе М.Горького «Мать»  

Директор фабрик, на которой работал главный герой  – большевик Павел Власов, распорядился вычитать из заработка рабочих копейку  с рубля  на осушение болота. Но четыре года назад вот  так  же вычитали из заработка на баню. Собрали три тысячи восемьсот рублей, а баню так и не построили.

     Недовольная  фабрика поднялась. Павел выступил перед рабочими, призывая их к забастовке, если не отменят «болотную копейку», но говорил он, в основном, о том, что рабочие – это сила, на которых держится жизнь, которая  «строит церкви, кует цепи и деньги…кормит и забавляет всех от пеленок до гроба…», то есть общие слова о солидарности и эксплуатации.

      В это время пришел директор  и сказал, что если люди через  15 минут не начнут работу, то  всем им будет записан штраф.  И все вернулись на фабрику.

 

     4.3   Психологические функции журналистики

 

     Наряду с главной целью всех социальных институтов, о которой уже говорилось, – удовлетворить потребность системы в сохранении стабильности –  у каждого из них существуют и другие, побочные цели, связанные с необходимостью удовлетворять потребности тех или иных социальных слоев как элементов этой системы. Потому что в конечном итоге

именно через них осуществляется основная цель социального института.

Применительно к журналистике это обстоятельство в отечественной  науке первыми подметили психологи. В коллективной монографии «Психолингвистические  проблемы массовой коммуникации» (1970)  высказана мысль, что «целесообразно различать…. социологический и психологический  уровни анализа. На социологическом  уровне мы рассматриваем массовую коммуникацию как социальный институт в совокупности всех единичных актов общения. Технологическая  сторона процессов массовой коммуникации в расчет не принимается, в качестве аудитории выступает все население  страны (нескольких стран)». Это включает изучение «социальной природы и социальных функций массовой коммуникации».Анализ же «на психологическом(социально-психологическом, психолингвистическом)  уровне заключается в рассмотрении модели массовой коммуникации в пределах единичного акта (некоторой совокупности единичных актов коммуникации) И в этом случае аудитория мыслится как совокупность рассредоточенных групп. Центральная проблема анализа на этом уровне – …механизмы взаимодействия между ними».

 

      К этой  же теме обратилась позднее  психолог Н.Н.Богомолова, которая  также разделяет функции на социальные и психологические.  В

своей книге «Социальная  психология печати, радио и телевидения»  она справедливо отмечает, что  в основе социальных лежат потребности  общества как целостной системы  и что эти потребности объективны по своей природе и не зависят  от желаний, настроений, взглядов людей.  В то же время «массовая коммуникация является общением социальных групп, состоящих  из живых реальных людей, наделенных разумом, волей, чувствами, желаниями. В силу этого члены общества обладают определенными субъективными, т. е. психологическими, потребностями, и  массовая коммуникация для того, чтобы  выполнить свои социальные функции, не может не учитывать этого. Иначе  сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации, могут быть либо не поняты, либо не приняты аудиторией». Учет психологических функций является  «необходимой предпосылкой для реализации массовой коммуникацией своих социальных функций».

 

      Н. Богомолова  предложила   группу психологических  функций  
разделить на  две подгруппы: социально-психологические и общепсихологические. Если говорить о социально-психологических функциях, то основная цель института журналистики  – удовлетворять потребности различных групп, сообществ, объединений с тем, чтобы они нормально функционировали в рамках системы, обеспечивая ее стабильность. А для этого необходимо:

 –  облегчить включение  человека в группу; 

 –  способствовать  взаимодействию членов группы;

 –  удовлетворять  потребности личности как члена  группы;

 –  содействовать  решению  проблем, возникающих  в группах;

  –  удовлетворять  потребности группы как целостного  образования.

       Каковы  возможности журналистики в этом  направлении? Одной из важнейших  функций здесь является функция контакта – «когда люди объединяются в группу не для того, чтобы осуществить какую-то деятельность (в таком случае речь идет о социальной функции – Л.А.), а чтобы удовлетворить потребность в общении»–одной  из базовых потребностей человека. Вне общения человеческое общество невозможно. В структуру общения входит обмен информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, результатами деятельности.  Выделяются три взаимосвязанных стороны общения:

  1. Коммуникативная  (обмен информацией);
  2. Интерактивная (взаимодействие людей в процессе общения);
  3. Перцептивная (восприятие людьми друг друга).

     

      Исторически  формы  и способы общения  меняются. В современном мире  оно может быть опосредовано  техническими средствами. Именно  такое опосредованное общение  происходит через журналистику. Письма, отклики, участие в дискуссиях  помогают людям находить единомышленников, проявлять сочувствие, обмениваться  мнениями. Такие контакты являются  отсроченными во времени. Развитие  интерактивного вещания дает  возможность людям общаться в  режиме реального времени. Еще  больше возможностей в этом  плане у сети Интернет. Чаты, форумы, блоги  все больше завоевывают популярность у населения. Посетители сайтов имеют возможность оставлять свои комментарии, обсуждать проблемы, договариваться о совместных действиях. Блоги иногда называют публичными дневниками. Человеку хочется, чтобы о его размышлениях узнали другие, двусторонняя связь перерастает в многостороннюю.

      В последнее  время психологи отмечают, что  подобное опосредованное общение  все больше заменяет непосредственные  межличностные контакты. Например, подростки, общаясь в чате, могут  никогда не встречаться лично  со своим виртуальным собеседником. Это прежде всего характерно для людей, имеющих проблемы в межличностном общении. «Чаще всего эта разновидность функции контакта массовой коммуникации  оказывается наиболее значимой для подростков и одиноких пожилых людей. Как отмечают исследователи, подростки, у которых возникли осложнения в общении с окружающими, нередко пытаются как бы компенсировать это повышенным потреблением продукции средств массовой коммуникации»

К социально-психологическим  можно отнести функцию отождествления себя с группой (функцию аффилиации ). В основе ее лежит потребность человека принадлежать к группе, потому что именно здесь он чувствует себя защищенным. Уже в первобытном обществе изгнание человека из племени означало его неизбежную смерть. В одиночку человек не мог ни прокормить, ни защитить себя.

      Особенно  важным для человека является  отождествление себя со значимой, референтной группой. Это может быть группа более высокая по статусу, по профессиональной принадлежности и т.п. В процессе социальной мобильности человек стремится попасть именно в такую группу, он разделяет ее ценности, следует образцам поведения.  «Массовая коммуникация создает любому реципиенту практически неограниченные возможности для выбора самых разнообразных референтных групп, положительных или отрицательных, как тех, которые он знает по собственному опыту, так и тех, с которыми он не имеет возможности непосредственно взаимодействовать в реальной жизни. В основе выбора человеком тех или иных референтных групп лежат его взгляды, убеждения, ценностные ориентации»  .

Информация о работе Социальный институт журналистики