Следовательно,
возможность доступа к разным
каналам, к разным мнениям,
возможность не только выбрать,
но и сформировать передачу
в зависимости от своего вкуса
и даже настроения означает, что
времена «легкой жизни» журналистики
прошли. Но она по-прежнему останется инструментом
поддержания стабильности системы, только
для этого ей надо будет искать новые пути.
Например, ей надо будет справиться с
широко распространенной практикой
«серфинга» (одновременного слежения
за несколькими программами), что ведет
«к созданию аудиторией своей собственной
визуальной мозаики».
Меняется
не только техника, меняется
человек. «Многие исследователи
показывают, что новая компьютеризация
преображает человеческую природу,
меняет человеческое сознание. Появляются
люди, лишенные эмоционального мира.
Это дети эпохи компьютеризации» .
Может быть, поэтому ушедшие
в подсознание неудовлетворенные
эмоциональные потребности компенсируются
повышенным вниманием прежде всего к разного
рода «ужастикам», катастрофам, происшествиям.
И журналистика старается удовлетворить
подобные запросы. Уклон в эту сторону
больше всего присущ телевидению, но и
другие СМИ от него не отстают.
Уклон телевидения
в сторону развлекательности
вызывает сейчас немало нареканий.
Между тем, в этом тоже в
какой-то мере проявляется диктат
аудитории. Поэтому один из
распространенных журналистских
приемов сейчас – инфотеймент
(от соединения английских слов information
и entertainment, что означает, информируя –
развлекай). Не только дискуссии (ток-шоу,
реалити-шиу), но даже информационные передачи
строятся по этому принципу. Сообщение
о важных фактах сопровождается описанием
деталей, иногда смешных, иногда занимательных.
Во времена президентства Джорджа Буша-старшего
телевидение всего мира неоднократно
в информационных выпусках показывало
картинку, как он потерял сознание во время
торжественного обеда в Токио. За этим
вряд ли стояли какие-то политические
цели. Никто в то время импичментом ему
не грозил. Но зрителя подобные казусы
с сильными мира чрезвычайно занимают.
Этому же
принципу развлекательности отвечает
тенденция к увеличению иллюстративного
материала на страницах печатных
СМИ – бильдизация
(от немецкого bild – картина,
рисунок). Прежде это было характерно для
женской и детской прессы. Сейчас даже
качественные издания помещают на своих
страницах комиксы
Когда-то
мы без раздумья приняли утверждение
Тоффлера о том, что глобализация и
развитие СМИ привели к тому, что мы живем
в одной «глобальной деревне». М. Кастельс
считает, что это предсказание не сбылось:
«Мы живем не в глобальной
деревне, но в построенных по заказу коттеджах,
производящихся глобально, а распределяемых
локально» (подчеркнуто авт.). Сейчас
в оборот введено слово глокализация
(произошло от соединения английских слов
global и local). В формулировке английского
исследователя Р. Робертсона – «вариант
глобализации, способный превратиться
в региональные формы». Проще говоря, это
«глобальные проблемы страны и мира, поданные
в местном измерении. Читателя беспокоит,
как проблемы мирового масштаба отразятся
на его жизни. Но все же его больше беспокоит
– будет ли тепло в квартире, – чем проблема
глобального потепления». В соответствии
с этим меняется и журналистский контент.
Глобальные проблемы приближены к повседневной
жизни человека, и он хочет получить совет,
как поступать в том или ином случае.
Заключение