Социальный институт журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель моего курсового проекта – разбор сложных вопросов теории журналистики, исходя из особенностей ее действия как социального института. Поскольку социальный институт – предмет рассмотрения социологии, то, естественно, теоретической основой анализа журналистики в качестве социального института является социология, а не политология, как это пытаются делать некоторые исследователи, что приводит к преувеличению влияния «четвертой власти». В связи с этим главной задачей проекта является просмотр комплексности действий различных социальных институтов, в том числе и журналистики, направленных на поддержание и укрепление стабильности социальной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Глава 1. 1.3Социальный институт. 1.2Функции………………4
Социальный институт журналистики………………...5
Функции социального института журналистики……………....6

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 77.86 Кб (Скачать)

      К началу  XXI в., как верно подметили ученые, и в их числе Я.Н. Засурский,  выяснилось, что «существует очень серьезная граница между содержанием коммуникации и самими коммуникациями». Каналов, на первый взгляд, много, и в то же время наблюдается дефицит содержания.       Стало ясно, что « существуют разные закономерности в развитии каналов и содержания»

 

 Глава 3. Зарождение и оформление социального института

3.1 Формализованные и неформализованные институты

 

      Для того. чтобы всесторонне охарактеризовать журналистику как социальный институт, ее место и значение в жизни общества и отдельного человека, необходимо прежде всего понимать, что вкладывается в понятие социальный институт и каковы особенности функционирования журналистики в этом качестве. Практика показывает, что студенты, довольно часто оперируя этим понятием, смутно представляют себе его суть. Существует множество определений социального института, но в конечном итоге все их можно свести к одному: это исторически сложившиеся устойчивые формы взаимоотношения людей, организации их совместной деятельности в наиболее важных сферах общественной жизни. Эти правила, формы взаимоотношений сложились на основе вынужденного или добровольного согласия большинства членов общества. Взять, к примеру, торговлю, явление, которое существует не одно тысячелетие. Задолго до того как появились деньги, люди использовали в качестве эквивалента стоимости товара жемчуг, раковины, шкуры животных, драгоценные металлы. А институт торговли появился значительно позднее. Вряд ли кто скажет определенно, когда именно. Но вот – почему, можно сказать. Потому что появилась необходимость как-то упорядочить этот процесс обмена и торговли, установить правила, ответственность за невыполнение обязанностей. Определить роли субъектов этого процесса (продавец – покупатель) и правила поведения в соответствии со взятой на себя ролью (если ты продавец, то обязан продать мне товар, независимо от своего настроения, не имеешь права требовать его назад, а я обязан возместить тебе его стоимость и т.п.). Сначала правила существовали в устной форме, потом стали закрепляться письменно в виде указов, предписаний, юридических документов.

      Испокон  веков мужчины выясняли отношения  друг с другом при помощи  кулаков, палицы, камня, шпаги,  пистолетов. Чтобы это не было  похоже на мордобой простолюдинов и на обычное убийство, в среде дворянства стали складываться правила выяснения отношений – правила «чести». Так родился институт дуэли. Официально такие поединки были запрещены во многих странах. Как же могли позволить власти, чтобы не в бою с врагами, а между собой гибли лучшие люди государства? За дуэль наказывали, ссылали, заключали в крепость. Но они продолжались, следуя  определенным правилам: дуэлянтам необходимо было найти секундантов, которые осуществляли всю подготовительную работу, определяли место проведения, вид оружия, расстояние от барьера, а также договаривались с врачом, который должен был присутствовать на поединке, чтобы оказать помощь раненому или констатировать смерть. Вся процедура дуэли была строго регламентирована.

       На этих  примерах мы рассмотрели два  типа социальных институтов. Первый  –  торговля – формализованный,  правила действия которого прописаны в указах, законах и прочих официальных документах. Нарушение их грозит санкциями властей. Второй – дуэль – неформализованный, властями официально запрещенный, существующий полулегально, но тоже подчиняющийся определенным правилам, передающимся в устной форме. Нарушение их влекло за собой моральное осуждение, изгнание из общества, что воспринималось не менее болезненно, чем официальные санкции. Вспомним драму Лермонтова «Маскарад». Главный герой ее, Арбенин,  подозревает офицера-повесу князя Звездича в том, что тот соблазнил его молодую жену. И Арбенин придумал для обидчика страшное наказание. Во время карточной игры он прилюдно обвинил Звездича в нечестности, бросив ему карты в лицо со словами: «Вы шулер и подлец». Естественно, молодой князь готов немедленно стреляться, чтобы защитить свою честь. Но Арбенин отказывается, давая понять, что с таким негодяям и стреляться-то зазорно и что теперь каждый будет почитать «обидой с вами встречу». Молодой повеса осознает, что без дуэли, без возможности смыть кровью  позор оскорбления его не примут ни в одном приличном доме. «О, где ты, честь моя!» – кричит он в отчаянье, «упадая и закрывая лицо», как отмечает Лермонтов в ремарке. В конце концов Звездич решает ехать на Кавказ. Он рассчитывает, что если останется жив, то по возвращении общество, может быть, примет его, так как своим участием в военных действиях он докажет, что не трус.

     Это литературное  произведение молодого Лермонтова  показывает нам еще одну сторону  деятельности социального института:  он не только определяет нормы  и правила поведения, но и  контролирует их соблюдение.

      Что было  бы, если бы не существовало  социальных институтов, то есть  тех оформившихся отношений и  правил поведения, которые они  устанавливают? Хаос, беспорядок, невозможность  цивилизованно решить проблемы, возникающие в процессе социальной  жизни. Социальный институт делает поведение человека предсказуемым, а социальные отношения устойчивыми. Даже обычное собрание превращается в базар, если не соблюдаются правила его проведения: наличие повестки дня, председателя, регламента для выступающих и пр.

       В советское  время подверглись институализации такие явления социальной жизни, как коммунальная квартира и даже очередь, где определились роли, четко закрепились формы поведения. Например,  нужно было непременно «дождаться крайнего», чтобы «сдать очередь», не протискиваться вперед, чтобы не создавать давку и т.п. За соблюдением порядка часто следили  добровольцы из числа очередников. Но поскольку  жесткий порядок соблюдался только при проведении партийных собраний, а на других собраниях, да и в очередях порядок не всегда был образцовым,  из-за чего возникали стычки между гражданами, можно говорить о том, что данные социальные связи еще полностью не оформились институционально. Чтобы социальный институт сформировался окончательно, необходимо, чтобы его нормы и правила принял или весь социум, или большинство его членов. И не просто принял, а внутренне усвоил. То есть должна произойти интернализация норм. Если бы мы еще десяток – другой лет прожили в условиях дефицита, то могли бы с полным основанием говорить  об окончательном оформлении такого социального института как очередь. Однако коммунальная квартира как социальный институт еще сохраняет свою значимость.

      В обществе  существует множество формализованных  и неформализованных социальных  институтов. И те, и другие обладают  определенными признаками:

      1) Наличием  цели своей деятельности;

      2) Конкретными  функциями, обеспечивающими достижение  этой цели;

      3) Набором  социальных позиций и ролей,  действующих в рамках данного  института.

      4) Набором  санкций, применяемых в случае  невыполнения субъектом института  установленных правил поведения.

 

 

3.2.Этапы процесса социализации. Институциональное оформление журналистики

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
      Возникновение и становление социального института – явление объективное. Процесс институализации ,  – то есть определения и закрепления социальных норм, правил, статусов, ролей, приведение их в систему, дифференцирование санкций и т.п. связан с рядом условий. Можно назвать основные из них:

 –    Потребность упорядочить отношения именно в данной сфере, закрепить определенные правила и номы поведения; Те запреты, которые посыпались на  издателей, владельце типографий, начиная с  XV в. – это начало институализации.

     – Уже сложившиеся связи конкретных лиц, групп, общностей, то есть институт возникает не на пустом месте. В рамках сложившихся ранее отношений происходит упорядочение связей, правил поведения. Так, рассматривая журналистику, мы говорим и о дожурналистских явлениях. Это рукописные издания, а затем, с возникновением книгопечатания, различные альманахи, листки, календари, то есть все то, что предшествовало газете как таковой. Организация почты, развитие  университетского образования, распространение грамотности – все это также способствовало институализации журналистики.

      – Окончательное закрепление социальных ролей участников действия (продавец – покупатель, учитель – ученик, больной – врач, журналист – читатель и т.п.). Каждая роль характеризуется набором правил поведения. Конечно, нельзя сводить действия социального института только к сумме элементов его составляющих, к сумме ролей и упорядочению взаимоотношений. Он обладает своими собственными системными характеристиками, внутренними законами развития. Так, институт журналистики не представляет собой механического соединения газет, журналов, теле– и радиоканалов.  Все вместе они обладают качествами, не сводимыми к качествам отдельного средства. Каждая социальная роль в рамках института также обладает своими собственными системными характеристиками. Например, роль читателя не ограничивается только тем, что он потребляет продукцию, произведенную корреспондентом. Читатель является представителем аудитории, которой присущи специфические особенности, набор ценностей, мотивов обращения к журналистской продукции и которая, в свою очередь, влияет на журналиста.

      – Организационное оформление социального института, наделение его необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными). Если говорить об институте журналистики, то это кадры, редакционные помещения, типографское оборудование, система распространения и т.п.

 

      В связи  с изменениями, происходящими  в обществе, социальные институты  могут видоизменяться, трансформироваться, возникать или исчезать вовсе,  если их деятельность становится  бессмысленной, порой даже тормозящей  общественную жизнь. Именно так  исчез институт монархии во  многих странах. а там, где он сохранился, часто носит декоративный характер, представляя дань традиции. Типичный пример тому – Великобритания. Поэтому призывы восстановления монархии в России, Грузии, Румынии и некоторых других странах, звучащие порой со страниц прессы этих государств, представляются сверхнаивными. История показала, что передача власти по наследству может обернуться для государства настоящим бедствием. «Законный» наследник может оказаться неумным,  а иногда и просто слабоумным, нерешительным, недальновидным, не заботящимся об интересах своего народа. И тогда начинаются заговоры, дворцовые, военные перевороты, революции. Только представительная демократия, осуществляемая через всеобщие выборы, способствует процветанию страны, ликвидируя кастовость власти, предоставляя широкие возможности каждому. Вертикальная мобильность, то есть возможность перехода из низших слоев общества в высшие, постоянно рекрутирует во власть талантливых людей, что дает возможность обществу постоянно развиваться, делает  его более жизнеспособным.

      Новые реалии  жизни привели к исчезновению  многих неформализованных социальных  институтов. Например, исчез гарем как социальный институт. Вместо дуэли появились  другие формы выяснения отношений, более безопасные для участников. Это прежде всего суд. В то же время возникают новые институты. Например, порождение советского времени – институт дедовщины в армии. Проявление неуставных отношений в учебных заведениях  – явление не новое, но именно в армейской дедовщине эти отношения закрепились в виде  жесткой модели  поведения в рамках определенных ролей (старослужащие – новобранцы). В связи с развитием рыночных отношений в нашей стране исчезло и другое порождение советской эпохи – институт «блата».

      В жизни  общества бывают периоды радикальной деинституализации, то есть ломки, исчезновения прежних институтов. Кризисы, революции, смена общественного строя, завоевание другой страной могут привести и приводят к тотальному разрушению прежних связей, исчезновению  прежних социальных институтов. А это в свою очередь приводит к политическим потрясениям, гражданским конфликтам, анархии. Радикальное разрушение экономических институтов неизбежно влечет за собой падение производства, уровня и качества жизни, обнищание населения, что мы  и наблюдали в постсоветской России. Как следствие – массовая деморализация, всеобщее разочарование в социальных идеалах, изрядная доля социального цинизма. Еще два десятилетия назад в нашей стране невозможно было представить существование неформальных молодежных организаций с националистическим уклоном, для которых слово иностранец равнозначно понятию враг. А если враг, значит, с ним надо расправляться.  Правы украинские социологи Н. Головаха и Н. Панина, утверждающие, что радикальная деинституализация в конечном итоге ударяет и по разрушителям: «В образовавшихся «институциональных лакунах» находят место массовые проявления социальной агрессии, цинизма, аномической деморализованности, политической демагогии и бездумного конформизма»

 

3.3.   Место журналистики в классификации институтов

 

     В качестве  основы для классификации социальных  институтов, по мнению ученых, выступают  «сферы общественной жизни, виды общественных отношений».  Есть ряд важных институтов, существование которых вызвано непреходящими потребностями общества. В их числе – политические, экономические, образовательные, семейные,  религиозные. 
      К группе политических институтов относится прежде всего государство, а также институты парламентаризма, президентства, власти  (различные административные органы, осуществляющие непосредственное управление страной), права, местного самоуправления, армии, институт партий, профсоюзов и другие организации, в задачу которых входит  установление и поддержание определенной формы политической власти, сохранение идеологических ценностей, стабилизация доминирующих в обществе социальных отношений.

       К группе каких институтов относится журналистика? Иногда ее причисляют к институтам, действующим в области духовной сферы, наряду с моралью, общественным мнением. Но в таком случае ее спокойно можно причислить к образовательным институтам. 

 
      В XIX в. четко выявилась и другая особенность журналистики:  она становится средством накопления капитала и таким же производством, как и другие отрасли промышленности. Это в полной мере подтвердилось в ХХ в. Ускорившийся процесс концентрации и монополизации прессы во многом был связан и с перспективой баснословных прибылей. Следовательно, журналистику можно рассматривать и как экономический институт. Вместе с тем это также институт культуры, передающий от поколения к поколению культурные ценности и через самостоятельно создаваемый контент и через трансляцию в массы произведений искусства (например, сейчас, по подсчетам социологов, 40 – 50 % телевизионного эфира отведено трансляциям фильмов, спектаклей, концертов и т.п.).

     Именно эта  многоликость журналистики порождает  разноголосицу в определении  ее задач, целей деятельности.  Вместе с тем все больше  и больше отмечается главная  особенность журналистики –   оказывать мощное  политическое  влияние на массы. Поэтому власть  в большей степени опирается  именно на журналистику в своем   управлении обществом, а не  на другие институты, в том  числе и образовательные. Особенность  постиндустриального общества заключается в том, что власть опирается не столько на принудительные меры воздействия на население, как это происходило прежде, а на психологические, используя информационное давление, которое без журналистики невозможно И это обстоятельство дает основание причислить ее к политическим институтам. Сами журналисты в этом не сомневаются. Они объявляют себя представителями «четвертой власти», после законодательной, исполнительной и судебной.

Информация о работе Социальный институт журналистики