Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа
Цель моего курсового проекта – разбор сложных вопросов теории журналистики, исходя из особенностей ее действия как социального института. Поскольку социальный институт – предмет рассмотрения социологии, то, естественно, теоретической основой анализа журналистики в качестве социального института является социология, а не политология, как это пытаются делать некоторые исследователи, что приводит к преувеличению влияния «четвертой власти». В связи с этим главной задачей проекта является просмотр комплексности действий различных социальных институтов, в том числе и журналистики, направленных на поддержание и укрепление стабильности социальной системы.
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. 1.3Социальный институт. 1.2Функции………………4
Социальный институт журналистики………………...5
Функции социального института журналистики……………....6
К началу XXI в., как верно подметили ученые, и в их числе Я.Н. Засурский, выяснилось, что «существует очень серьезная граница между содержанием коммуникации и самими коммуникациями». Каналов, на первый взгляд, много, и в то же время наблюдается дефицит содержания. Стало ясно, что « существуют разные закономерности в развитии каналов и содержания»
Глава 3. Зарождение и оформление социального института
3.1 Формализованные и неформализованные институты
Для того. чтобы всесторонне охарактеризовать журналистику как социальный институт, ее место и значение в жизни общества и отдельного человека, необходимо прежде всего понимать, что вкладывается в понятие социальный институт и каковы особенности функционирования журналистики в этом качестве. Практика показывает, что студенты, довольно часто оперируя этим понятием, смутно представляют себе его суть. Существует множество определений социального института, но в конечном итоге все их можно свести к одному: это исторически сложившиеся устойчивые формы взаимоотношения людей, организации их совместной деятельности в наиболее важных сферах общественной жизни. Эти правила, формы взаимоотношений сложились на основе вынужденного или добровольного согласия большинства членов общества. Взять, к примеру, торговлю, явление, которое существует не одно тысячелетие. Задолго до того как появились деньги, люди использовали в качестве эквивалента стоимости товара жемчуг, раковины, шкуры животных, драгоценные металлы. А институт торговли появился значительно позднее. Вряд ли кто скажет определенно, когда именно. Но вот – почему, можно сказать. Потому что появилась необходимость как-то упорядочить этот процесс обмена и торговли, установить правила, ответственность за невыполнение обязанностей. Определить роли субъектов этого процесса (продавец – покупатель) и правила поведения в соответствии со взятой на себя ролью (если ты продавец, то обязан продать мне товар, независимо от своего настроения, не имеешь права требовать его назад, а я обязан возместить тебе его стоимость и т.п.). Сначала правила существовали в устной форме, потом стали закрепляться письменно в виде указов, предписаний, юридических документов.
Испокон
веков мужчины выясняли
На этих
примерах мы рассмотрели два
типа социальных институтов. Первый
– торговля – формализованный,
Это литературное
произведение молодого
Что было
бы, если бы не существовало
социальных институтов, то есть
тех оформившихся отношений и
правил поведения, которые они
устанавливают? Хаос, беспорядок, невозможность
цивилизованно решить проблемы,
возникающие в процессе
В советское
время подверглись
В обществе
существует множество
1) Наличием цели своей деятельности;
2) Конкретными
функциями, обеспечивающими
3) Набором социальных позиций и ролей, действующих в рамках данного института.
4) Набором
санкций, применяемых в случае
невыполнения субъектом
3.2.Этапы процесса социализации. Институциональное оформление журналистики
Возникновение
и становление социального института
– явление объективное. Процесс институализации
, – то есть определения и закрепления
социальных норм, правил, статусов, ролей,
приведение их в систему, дифференцирование
санкций и т.п. связан с рядом условий.
Можно назвать основные из них:
– Потребность упорядочить отношения именно в данной сфере, закрепить определенные правила и номы поведения; Те запреты, которые посыпались на издателей, владельце типографий, начиная с XV в. – это начало институализации.
– Уже сложившиеся связи конкретных лиц, групп, общностей, то есть институт возникает не на пустом месте. В рамках сложившихся ранее отношений происходит упорядочение связей, правил поведения. Так, рассматривая журналистику, мы говорим и о дожурналистских явлениях. Это рукописные издания, а затем, с возникновением книгопечатания, различные альманахи, листки, календари, то есть все то, что предшествовало газете как таковой. Организация почты, развитие университетского образования, распространение грамотности – все это также способствовало институализации журналистики.
– Окончательное закрепление социальных ролей участников действия (продавец – покупатель, учитель – ученик, больной – врач, журналист – читатель и т.п.). Каждая роль характеризуется набором правил поведения. Конечно, нельзя сводить действия социального института только к сумме элементов его составляющих, к сумме ролей и упорядочению взаимоотношений. Он обладает своими собственными системными характеристиками, внутренними законами развития. Так, институт журналистики не представляет собой механического соединения газет, журналов, теле– и радиоканалов. Все вместе они обладают качествами, не сводимыми к качествам отдельного средства. Каждая социальная роль в рамках института также обладает своими собственными системными характеристиками. Например, роль читателя не ограничивается только тем, что он потребляет продукцию, произведенную корреспондентом. Читатель является представителем аудитории, которой присущи специфические особенности, набор ценностей, мотивов обращения к журналистской продукции и которая, в свою очередь, влияет на журналиста.
– Организационное оформление социального института, наделение его необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными). Если говорить об институте журналистики, то это кадры, редакционные помещения, типографское оборудование, система распространения и т.п.
В связи
с изменениями, происходящими
в обществе, социальные институты
могут видоизменяться, трансформироваться,
возникать или исчезать вовсе,
если их деятельность
Новые реалии
жизни привели к исчезновению
многих неформализованных
В жизни
общества бывают периоды
3.3. Место журналистики в классификации институтов
В качестве
основы для классификации
К группе политических
институтов относится прежде всего государство,
а также институты парламентаризма, президентства,
власти (различные административные
органы, осуществляющие непосредственное
управление страной), права, местного самоуправления,
армии, институт партий, профсоюзов и другие
организации, в задачу которых входит
установление и поддержание определенной
формы политической власти, сохранение
идеологических ценностей, стабилизация
доминирующих в обществе социальных отношений.
К группе каких институтов относится журналистика? Иногда ее причисляют к институтам, действующим в области духовной сферы, наряду с моралью, общественным мнением. Но в таком случае ее спокойно можно причислить к образовательным институтам.
В XIX в. четко выявилась
и другая особенность журналистики:
она становится средством накопления
капитала и таким же производством, как
и другие отрасли промышленности. Это
в полной мере подтвердилось в ХХ в. Ускорившийся
процесс концентрации и монополизации
прессы во многом был связан и с перспективой
баснословных прибылей. Следовательно,
журналистику можно рассматривать и как
экономический институт. Вместе с тем
это также институт культуры, передающий
от поколения к поколению культурные ценности
и через самостоятельно создаваемый контент
и через трансляцию в массы произведений
искусства (например, сейчас, по подсчетам
социологов, 40 – 50 % телевизионного эфира
отведено трансляциям фильмов, спектаклей,
концертов и т.п.).
Именно эта
многоликость журналистики