Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:13, доклад
ри рассмотрении социальных явлений и процессов в качестве исходной клетки
социологического анализа часто используется понятие "социальный институт". Круг
явлений и процессов, которые социологи обозначают понятием "социальный институт", достаточно широк. Как отмечал в свое время Морис Корнфорт, в Великобрита-
нии английский язык, капиталистическая система, крокетный клуб, состязание по
гребле, лондонский универмаг, британские железные дороги, совет по контролю цен
и доходов, парламент, министерство торговли, тред-юнионы, политические партии и
тайная полиция - "все это социальные институты"
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА,
КЛАССИФИКАЦИЯ
ГЛОТОВ Михаил Борисович - доктор социологических наук, профессор, заведующий
кафедрой социологии и психологии Государственной полярной академии (Санкт-Петербург).
При рассмотрении социальных явлений и процессов в качестве исходной клетки
социологического анализа
явлений и процессов, которые социологи обозначают понятием "социальный институт", достаточно широк. Как отмечал в свое время Морис Корнфорт, в Великобрита-
нии английский язык, капиталистическая система, крокетный клуб, состязание по
гребле, лондонский универмаг, британские железные дороги, совет по контролю цен
и доходов, парламент, министерство торговли, тред-юнионы, политические партии и
тайная полиция - "все это социальные институты" [1, с. 316]. Только названия опубли-
кованных отечественными авторами за последние пять лет работ: Д.В. Клепиков
"Дедовщина как социальный институт" (1997), О.В. Крачинская "Язык как социальный
институт" (1998), В.Л. Музыкант "Реклама как социальный институт" (1998), П.В. По-
пов "Медицинское страхование как социальный институт" (1998), О.В. Лысенко "Шко-
ла как социальный институт в обществе переходного периода" (1998), А.А. Терентьев
"Школа как социальный
"Таможенная служба как
ный институт" (1999), Н.И. Миронова "Местное самоуправление как социальный ин-
ститут: генезис, становление, основные тенденции" (2000), В.В. Хухлина "Некоммер-
ческий сектор как социальный институт" (2000), Е.Ю. Герасимова "Советская комму-
нальная квартира как социальный институт" (2000), В.П. Пешков "Политическая
оппозиция как социальный институт реформируемого российского общества: эволю-
ция восприятия массовым сознанием" (2000), В.И. Башмаков "Профсоюзы как соци-
альный институт" (2001), А.А. Владимиров "Высшая школа как социальный институт
гражданского общества" (2001), А.В. Рыбаков "Российская армия как социальный ин-
ститут" (2002), Н.Б. Бараева "Организованная преступность как социальный инсти-
тут" (2002), О.В. Лобза "Региональная власть как социальный институт" (2002), - сви-
детельствует о многообразии круга явлений и процессов, которые могут быть обозна-
чены данным понятием.
Несмотря на это, понятие "социальный институт" в социологическом лексиконе
однозначного определения не получило; напротив, в литературе существует многооб-
разие определений социального института. Так, в "Кратком словаре по социологии"
(1988, С. 88-89) предлагается под
социальным институтом
жившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. К фунда-
ментальным социальным институтам здесь отнесены собственность, государство, семья,
производственные ячейки общества, наука, средства массовой информации, вос-
питание, образование, право. В "Социологическом справочнике" (1990)
социальный институт определен как форма закрепления и способ осуществления дея-
тельности, обеспечивающих стабильное функционирование общественных отноше-
ний с помощью социальных норм и санкций. В качестве примера социального инсти-
тута названы: политические партии, армия, церковь, школа, семья, здравоохранение,
мораль, право, спорт. Л.А. Седов в словаре "Современная западная социология" (1990) констатирует, что в западной социологии понятием "социальный инсти-
тут" принято обозначать устойчивый комплекс формальных и неформальных правил,
принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятель-
ности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систе-
му. М.С. Комаров и A.M. Яковлев в "Энциклопедическом социологическом словаре"
(1995) определяют социальные институты как относительно устойчивые
типы и формы социальной практики,
посредством которых
ная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной ор-
ганизации общества.
В социологию термин "институт" пришел из юриспруденции, где он употреблялся
для обозначения совокупности норм, регулирующих правовые отношения: институт
собственности, институт наследования, институт брака. В Древнем Риме пособия для
юристов, дающие систематизированный
обзор действующих законов
назывались институциями. В социологической литературе термин "институт" стал ис-
пользоваться со времени становления социологии как науки и получил наибольшее
распространение в связи с применением институционального анализа общественных
явлений и процессов.
Родословную институциональный анализ ведет от основоположников социологии -
Огюста Конта и Герберта Спенсера. Хотя в их работах отсутствует определение соци-
ального института, они рассматривают жизнь общества сквозь призму особых форм
социальной организации, которые в дальнейшем были названы социальными институ-
тами. Представляя в социальной статике общество как систему, О. Конт в качестве ее
первичных элементов называет такие социальные институты, как семья, кооперация,
церковь, государство. Многообразие социальных институтов Г. Спенсер сводит к шес-
ти основным группам: домашние, обрядовые, профессиональные, промышленные, по-
литические, церковные. Для основоположников социологии основное предназначение
социальных институтов состоит в поддержании общественного равновесия и в регули-
ровании процессов функционирования социальных общностей.
Несмотря на то, что марксизм долго игнорировал институциональный анализ как
порождение буржуазной социологии,
основоположники марксизма
мин "социальный институт" и применяли институциональный анализ к рассмотрению
основных социальных институтов общества, таких как семья, государство, граждан-
ское общество. К. Маркс в письме к русскому литератору Павлу Васильевичу Аннен-
кову от 28 декабря 1846 года отмечал, что "общественные институты являются про-
дуктами исторического развития" [2, с. 406]. В ранней работе "К критике гегелевской
философии права" (1844) он заявлял, что для него такие общественные институты,
как семья, государство, гражданское общество не абстракции, а "социальные формы
существования человека" [3, с. 263]. Исторический анализ социальных институтов дан
Ф. Энгельсом в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства"
(1884).
Наибольшее распространение
XX в. в англо-американской социологии, когда появились специально посвященные
анализу социальных институтов монографии Джойса Хертзлера "Социальные инсти-
туты" (1929) и "Американские социальные институты" (1961), Фрэнсиса Чэпина "Со-
временные американские институты" (1935), Ллойда Балларда "Социальные институ-
ты" (1936), Гарри Барнза "Социальные институты" (1942), Константина Панунзио
"Главные социальные институты" (1946), Джеймса Фейблмана "Институты общества" (1956).
Даваемые англо-американскими
тута, несмотря на различные словесные толкования, по своей сути схожи. Так, для
Чарльза Кули социальные институты - это определенные установившиеся формы
мышления (4. Р. 3131. Уолтон Гамильтон под социальными институтами понимает
вербальные символы, при помощи которых описывается группа социальных обычаев,
широко распространенных и неизменяемых. Для Глена Гилмана социальные
институты - не материальные предметы, а идеи. Ф. Чэпин трактует соци-
альные институты как
С точки зрения Т. Парсонса социальные институты есть образцы стандар-
тизированных ожиданий, которые управляют поведением индивидов и социальными
отношениями. Л. Баллард полагает, что социальные институты есть формы
организованных человеческих отношений с целью установления общей воли.
По мнению Д. Хоманса социальные институты - это набор правил и норм, определяю-
щих, как личность должна или не должна вести себя при определенных обстоятельст-
вах в сложившейся ситуации. Джойс Хертзлер утверждает, что социальные
институты представляют собой комплекс
установленных и
вил и установок поведения индивида в обществе. Для Константина Панун-
зио социальные институты являются определенными системами идей, обычаев, ассо-
циаций и инструментов, которые, возникнув из практики человечества, направляют и
регулируют деятельность людей. Джеймс Фейблман трактует социальные институты как групповые цели, объективированные с помощью материальных средств выражения.
В интерпретации англо-американск
Польский социолог Ян Щепаньский отмечает, что термин "социальный институт"
как в социологии, так и в других социальных науках выступает в нескольких значени-
ях. Определения социального института Я. Щепаньский сводит к четырем основным:
1) определенная группа лиц, осуществляющих совместную деятельность: 2) опреде-
ленная организация людей, которая выполняет комплекс функций от имени всей
группы; 3) учреждений и средств деятельности, которые регулируют поведение чле-
нов группы; 4) некоторые социальные роли, особенно важные для группы. Собствен-
ное определение у польского социолога таково: социальные институты - это "систе-
мы учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают
полномочия для выполнения определенных и безличных функций ради удовлетворения
существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования
поведения других членов групп".
В отечественной социологической литературе до начала 70-х годов XX столетия
термин "социальный институт" практически отсутствовал, а институциональный ана-
лиз марксистские критики относили к прерогативам буржуазной методологии. Одним
из первых в советской социологии к институциональному анализу обратился И.И. Лей-
ман. В работе "Наука как социальный институт" он определил социальный институт
как "объединение людей, выполняющих специфические функции в рамках социаль-
ной целостности
и связанных общностью функций,
тей; объединение, обладающее внутренней структурой и иерархией и отличающееся
особым устойчивым характером связей и отношений как внутренних, так и внешних". С марксистских позиций дано определение социального института в диссертационном исследовании "Социальный институт как общественное явление" Н.Б. Костиной. Согласно ее определению, социальный институт - "это социальное образование, выражающее специфически устойчивую совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе совместной деятельности людей, организованно оформленных для выполнения социально значимых функций".
Положительным моментом многих определений социального института выступает
указание на то, что он представляет собой некое формообразование, которое, с одной стороны, будучи устойчивым, с другой - исторически изменчивым, призвано органи-
зовывать и регулировать деятельность людей как представителей разнообразных со-
циальных общностей и складывающиеся в процессах взаимодействия социальные свя-
зи. Социальные институты, являясь элементами организационной структуры общест-
ва, выступают специфическими механизмами организации и управления процессами
общественной жизни людей, обеспечивая тем самым стабильность общественной сис-
темы и дальнейшее ее развитие. Социальные институты в качестве регуляторов про-
цессов взаимодействия и взаимосвязей людей призваны способствовать удовлетворе-
нию их материальных и духовных, личных и общественных потребностей в
конкретно-исторических условиях функционирования.
Более углубленное представление о социальном институте может дать анализ его
строения. Рассматривая социальные институты, большинство социологов признают
системный характер его строения. Например, К. Панунзио считает, что каждый соци-
альный институт, являясь системой, состоит из четырех подсистем: 1) подсистемы
символических и утилитарных инструментов (дома, фабрики, автомобили, флаги, зна-
ки отличия и т.п.); 2) подсистемы договорных, семейных и принудительных ассоциа-
ций (трудовые союзы, школьные правления, политические партии, спортивные объе-
динения и т.п.); 3) подсистемы обычаев и правил жизни и нравов (брачная церемония,