Социальный институт журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель моего курсового проекта – разбор сложных вопросов теории журналистики, исходя из особенностей ее действия как социального института. Поскольку социальный институт – предмет рассмотрения социологии, то, естественно, теоретической основой анализа журналистики в качестве социального института является социология, а не политология, как это пытаются делать некоторые исследователи, что приводит к преувеличению влияния «четвертой власти». В связи с этим главной задачей проекта является просмотр комплексности действий различных социальных институтов, в том числе и журналистики, направленных на поддержание и укрепление стабильности социальной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Глава 1. 1.3Социальный институт. 1.2Функции………………4
Социальный институт журналистики………………...5
Функции социального института журналистики……………....6

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 77.86 Кб (Скачать)

      Иногда  такая референтная группа недостигаема для человека. Но материалы о ней ему психологически близки. Не внешне, но внутренне он чувствует себя связанным с ней. И все свои поступки он корректирует в соответствии с принципами этой группы. О таких говорят: «Живет в выдуманном мире». И это один из побочных эффектов действия журналистики на психологическом уровне. Особенно он характерен для подросткового и юношеского возраста. Здесь мы наблюдаем проявление латентной функции – замены реального общения виртуальным.

      Другая  латентная функция, которая может  проявляться, –  обособление резкое противопоставление себя  представителям других групп, , неприятие тех, кто говорит на другом языке, живет по другим правилам. Латентные функции такого характера могут свидетельствовать о дисфункции самого института. 

      Социально-психологическая  функция  самоутверждения (самопознания и самореализации) выражается в стремлении найти в материалах журналистики подтверждение своим ценностям, своему видению мира и ощущения своей значимости. «Потребность в самоутверждении, в социальном признании является, как показывают многочисленные исследования, значимой для людей из самых различных демографических групп. Ее удовлетворение средствами массовой коммуникации способствует развитию здорового чувства собственного достоинства и гражданской ответственности».

      Этот ряд  социально-психологических функций   можно продолжить. Например, журналистика  может решать вопросы, связанные  с функционированием группы как  таковой.

 
      К чисто психологическим  функциям следует отнести те, которые  
удовлетворяют потребности отдельного человека. Можно выделить три основные потребности человека, заставляющие его обращаться  к                                                                                                                                                                                                                                            журналистике:

    1. Потребность в информационной связи с окружающим миром в постоянном притоке информации;
    2. Потребность в развлечениях;
    3. Потребность в отвлечении.

 

      Удовлетворение  первой потребности позволяет  нам говорить о такой функции, как познавательная. Нужно отличать социальную информацию, регулирующую взаимоотношения людей (это проявление социальной функции), от той, которая значима для конкретного человека на личностном уровне и связана с его интересами, увлечениями. Можно также просто говорить о потребности в новизне, в удовлетворении любопытства.

      Функция  эмоциональной разрядки, или рекреативная. По сути, ее можно разделить на две, близко примыкающие друг к другу, – развлечения и отвлечения. Потребность в развлечениях относится к эмоциональным потребностям личности. Если она не удовлетворяется, то жизнь человеку кажется серой и однообразной, общий психологический настрой его понижается.  Тексты и передачи развлекательного характера пользуются большим успехом у населения. Они способствуют релаксации, снятию напряжения.  Популярны у аудитории  различного рода викторины, игры. Игра, по мнению психологов, необходима не только детям, которые с ее помощью в посильном варианте осваивают будущие социальные роли, но и взрослым. Включенная даже в обыденные дела, игра придает им новизну и привлекательность. Однако погоня за рейтингами, а в конечном итоге – за деньгами рекламодателей привела наш телеэфир к перенасыщению развлекательными программами. Даже дискуссии на серьезные темы превращаются в шоу, особенно если приглашены любимые «телевизионщиками» участники, склонные к скандальным выходкам.

 

      Функция  отвлечения  (от действительности, от повседневных проблем, которые  окружают человека, иногда употребляют  термин эскапизм, от англ. escape – бегство, побег) является латентной.  Журналистика такого рода, получившая широкое распространение в первой половине ХХ века, рассчитана была, в основном, на работающих женщин и характеризовалась как «пресса грез и иллюзий». Бесконечные модификации истории Золушки не потеряли своей привлекательности до сих пор. Душещипательная история некрасивой, но талантливой и обладающей всеми нравственными достоинствами Кати Пушкаревой, растянувшаяся на сто с лишним телевизионных  серий, стала повторяться на экране «по многочисленным просьбам зрителей» чуть ли не на следующий день после окончания первого показа. И хотя сериал «Не родись красивой» не относится к журналистским произведениям, в общем потоке телевизионной продукции он выполняет именно функцию отвлечения. Существует мнение, что  у телевизионных каналов СТС и ТНТ ведущая функция – утешение. Все-таки вернее было бы говорить  об общей функции отвлечения.

      Негативная  сторона влияния на аудиторию  такого рода журналистики на  Западе была подмечена давно:  «Эскапистские настроения делают  своих приверженцев слепыми по  отношению к тем социальным  проблемам, которые фактически  существуют».

     

      Утилитарная функция журналистики призвана облегчить человеку решение повседневных  проблем, лучше организовать быт, досуг. Иногда говорят о справочно-консультационной функции. Человек получает информацию, нужную ему для повседневной жизни.  Сюда относятся различные полезные советы, рецепты, медицинские рекомендации и пр. На наш взгляд, к этой же группе следует отнести и рекламу, если  рассматривать ее с позиции аудитории. Реклама облегчает человеку поиск нужного товара. сокращает время хождения по магазинам, дает возможность сравнить качество разных товаров. Эту же задачу выполняет и реклама услуг.

 

      Западные  исследователи иногда говорят  о том, что  определенная  категория людей использует журналистику  для сексуального возбуждения. Можно ли считать это ее психологической функцией? Трудно сказать однозначно. Но существование специальной печатной прессы с подобной тематикой и специальных телевизионных каналов, востребованность такой продукции дают основание все-таки склоняться к положительному ответу.

 
      Перечень чисто  психологических функций можно  продолжать еще долго.

И опять следует обратить внимание, что дело не в перечне, а в принципах подхода к  определению перечня. Деление функций  на социально-психологические и чисто психологические, разумеется, довольно условно. Иногда они очень тесно переплетены. Нельзя также провести четкого разграничения между социальными и психологическими функциями. Например, трансляция образцов поведения (положительный пример и соответственно  – осуждение отрицательного поступка) – это, с одной стороны,  психологическая функция, когда в силу эффекта подражания, человек копирует спектр норм, стандартов, циркулирующих в обществе. Особенно характерно это для молодых людей, которые выбирают себе образец для подражания. С другой стороны, это ступень в социализации личности и, следовательно, мы можем говорить о социальной функции.

       В целом  же можно отметить тенденцию  современной журналистики – усиление  психологических функций, создание  условий для удовлетворения потребностей  отдельного человека. В советское  время этому не уделяли особого  внимания, но ведь через удовлетворение  потребностей отдельного человека  в конечном итоге удовлетворяются  потребности суперсистемы, складывается  ее  целостность, обеспечивается  социальная интеграция, устойчивость  социальной структуры общества.

 

 Глава 5.  Институт журналистики на современном этапе

      С усложнением социальной системы усложняется структура социального института, в том числе и журналистики. Например, ролевая. Если первоначально автор, издатель, распространитель существовал в одном лице в век так называемого персонального журнализма, то затем роли разделились. Со временем в задачу издателя стали входить лишь организационная и материальная сторона обеспечения деятельности газеты, журнала. Творческая часть выполнялась специально нанятыми им людьми. Постепенно усложнялись роли и в творческой составляющей редакции, появились репортеры, обозреватели, аналитики, фельетонисты, очеркисты, люди, занятые выпуском, работающие с читательской почтой  и т.п.

     С начала 90-х  гг. ХХ века, когда в нашу страну  широким потоком хлынули западные  веяния, в редакционных коллективах  образовались такие  должности,  как колумнисты, ньюсмейкеры, ньюсрайтеры, омбудсмены, бильдредакторы, редакторы базы данных, специалисты по редакционному маркетингу, по продаже рекламы, по ПР и др. На телевидении появились ведущий ток-шоу, на радио – ди-джей и т.д.

       Печатные  издания, будучи долгое время   единственными, в связи с развитием  технического прогресса, в   ХХ веке дополнились аудиовизуальными, электронными. В нашей стране особенно резкие изменения в структуре института журналистики произошли  после завоевания власти большевиками в 1917 г. и после ликвидации этой власти в 90-х гг. ХХ в. Так, вместо двух информационных агентств, существовавших в СССР (государственного – ТАСС и общественного –  АПН), появилось около 1500 различных информационных агентств и информационных служб, которые делятся на две группы: универсальные и специализированные. Наряду с общенациональными появились региональные агентства.

  

      В связи  с ломкой прежних, советских  отношений изменилась иерархическая  система института журналистики. Вместо четкого прежнего деления на издания вышестоящие и нижестоящие, обязанные подчиняться вышестоящим (в соответствии с субординацией уровней партийных комитетов, чьими органами они являлись), появились независимые региональные издания, с тиражами, порой превышающими тиражи федеральных изданий. 

     История показала, что появление новых средств  распространения информации не  отменяет старых.  С развитием  радиовещания не исчезла газета, как это неоднократно  предсказывали.  Не имея возможности соперничать  с радио по оперативности, газета  усилила аналитичность материалов и этим сохранила свою аудиторию. Телевидение, в свою очередь, не вытеснило радио, но чтобы радио выжило, ему необходимо было, наряду с усилением оперативности, так трансформировать радиоприемники, чтобы они умещались в кармане. Чудо ХХ века – Интернет делает в то же время человека привязанным к компьютеру. И эта проблема решена в XXI веке с помощью мобильных телефонов. Таким образом, соперничая с новыми средствами, старые трансформируются и технически и содержательно. Например, телевидение XXI века становится все больше средством трансляции культуры. Посмотреть фильм по мобильному телефону,  по телевизору или на большом экране  кинотеатра – разные вещи.  Вот почему в кинотеатры возвращается зритель но, преимущественно, молодой. Остальные, а их большинство, предпочитают домашний уют.

      Соглашаясь  с теми, кто считает телевидение  в настоящее время основным  средством коммуникации, испанский  социолог М. Кастельс так объясняет этот феномен: «Успех телевидения есть следствие базового инстинкта ленивой аудитории. Я склонен видеть корни такой логики поведения не в человеческой природе, а в притягательности домашнего уюта после долгих дней напряженного повседневного труда и в недостатке альтернатив личностного и культурного включения в общение». Привязанность к домашнему кинотеатру  –  это  своего рода проявление синдрома минимальных усилий.

      В то  же время, по мнению Кастельса, аудитория не пассивный объект.                                                                                                                                                                               Она все больше становится «интерактивным субъектом коммуникативного процесса». Развитие новых технологий привело не только к появлению новых СМИ, но и к их трансформации «в сторону сегментации»,  «работе на заказ», «индивидуализации». Эта сегментация аудитории происходит по «идеологиям, ценностям, вкусам и стилям жизни». В конечном итоге Кастельс согласен  с Маклюэном что с о о б щ е н и е е с т ь  с р е д с т в о, то есть особенности сообщения будут формировать  особенности средства .

      Когда-то  Э.Тоффлер предсказал демассификацию журналистики. Ряд ученых, в том числе и М.Кастельс, с ним согласны. Огромная по численности, сегментированная, дифференцированная аудитория не является  более массовой в традиционном смысле этого слова, когда «ограниченное число сообщений посылается однородной  массовой аудитории» и когда наблюдается одновременность и единообразие принимаемых программ. Демассификация означает  не только усиление конкурентной борьбы  СМИ за аудиторию, но также своеобразный диктат аудитории, которая все больше проявляет склонность «к самостоятельному выбору программ» .

      С этим  можно согласиться только частично. Выбор информации, действительно,  становится все более индивидуализированным.  Человек сейчас имеет возможность  потреблять информацию, соответствующую  его запросам, вкусом, настроениям.  Но если демассификацией считать индивидуальное потребление информации, то времена громких читок газет,    коллективного прослушивания радио и просмотра телевидения давно уже прошли. Массовость заключается, естественно, не в этом и даже не в одномоментном потреблении журналистской продукции. Каждый читает газету, слушает радио, путешествует по Интернету в удобное для него время. И даже телевизионные программы, применив соответствующую технику, можно записать и тоже просмотреть в удобное время. Дифференциация журналистской продукции в соответствии с запросами аудитории тоже явление не новое. Массовость журналистики – это возможность влиять на коллективное сознание, довести свою точку зрения до каждого человека.  А это качество за журналистикой останется. Естественно, что современная журналистика  технически имеет возможность удовлетворить все, или почти все вкусы аудитории.

Информация о работе Социальный институт журналистики