Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа
Цель моего курсового проекта – разбор сложных вопросов теории журналистики, исходя из особенностей ее действия как социального института. Поскольку социальный институт – предмет рассмотрения социологии, то, естественно, теоретической основой анализа журналистики в качестве социального института является социология, а не политология, как это пытаются делать некоторые исследователи, что приводит к преувеличению влияния «четвертой власти». В связи с этим главной задачей проекта является просмотр комплексности действий различных социальных институтов, в том числе и журналистики, направленных на поддержание и укрепление стабильности социальной системы.
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. 1.3Социальный институт. 1.2Функции………………4
Социальный институт журналистики………………...5
Функции социального института журналистики……………....6
Иногда такая референтная группа недостигаема для человека. Но материалы о ней ему психологически близки. Не внешне, но внутренне он чувствует себя связанным с ней. И все свои поступки он корректирует в соответствии с принципами этой группы. О таких говорят: «Живет в выдуманном мире». И это один из побочных эффектов действия журналистики на психологическом уровне. Особенно он характерен для подросткового и юношеского возраста. Здесь мы наблюдаем проявление латентной функции – замены реального общения виртуальным.
Другая
латентная функция, которая
Социально-психологическая функция самоутверждения (самопознания и самореализации) выражается в стремлении найти в материалах журналистики подтверждение своим ценностям, своему видению мира и ощущения своей значимости. «Потребность в самоутверждении, в социальном признании является, как показывают многочисленные исследования, значимой для людей из самых различных демографических групп. Ее удовлетворение средствами массовой коммуникации способствует развитию здорового чувства собственного достоинства и гражданской ответственности».
Этот ряд
социально-психологических
К чисто психологическим
функциям следует отнести те,
которые
удовлетворяют потребности отдельного
человека. Можно выделить три основные
потребности человека, заставляющие его
обращаться к
Удовлетворение первой потребности позволяет нам говорить о такой функции, как познавательная. Нужно отличать социальную информацию, регулирующую взаимоотношения людей (это проявление социальной функции), от той, которая значима для конкретного человека на личностном уровне и связана с его интересами, увлечениями. Можно также просто говорить о потребности в новизне, в удовлетворении любопытства.
Функция эмоциональной разрядки, или рекреативная. По сути, ее можно разделить на две, близко примыкающие друг к другу, – развлечения и отвлечения. Потребность в развлечениях относится к эмоциональным потребностям личности. Если она не удовлетворяется, то жизнь человеку кажется серой и однообразной, общий психологический настрой его понижается. Тексты и передачи развлекательного характера пользуются большим успехом у населения. Они способствуют релаксации, снятию напряжения. Популярны у аудитории различного рода викторины, игры. Игра, по мнению психологов, необходима не только детям, которые с ее помощью в посильном варианте осваивают будущие социальные роли, но и взрослым. Включенная даже в обыденные дела, игра придает им новизну и привлекательность. Однако погоня за рейтингами, а в конечном итоге – за деньгами рекламодателей привела наш телеэфир к перенасыщению развлекательными программами. Даже дискуссии на серьезные темы превращаются в шоу, особенно если приглашены любимые «телевизионщиками» участники, склонные к скандальным выходкам.
Функция
отвлечения (от действительности,
от повседневных проблем,
Негативная
сторона влияния на аудиторию
такого рода журналистики на
Западе была подмечена давно:
«Эскапистские настроения
Утилитарная функция журналистики призвана облегчить человеку решение повседневных проблем, лучше организовать быт, досуг. Иногда говорят о справочно-консультационной функции. Человек получает информацию, нужную ему для повседневной жизни. Сюда относятся различные полезные советы, рецепты, медицинские рекомендации и пр. На наш взгляд, к этой же группе следует отнести и рекламу, если рассматривать ее с позиции аудитории. Реклама облегчает человеку поиск нужного товара. сокращает время хождения по магазинам, дает возможность сравнить качество разных товаров. Эту же задачу выполняет и реклама услуг.
Западные
исследователи иногда говорят
о том, что определенная
категория людей использует
Перечень чисто
психологических функций можно
продолжать еще долго.
И опять следует обратить внимание, что дело не в перечне, а в принципах подхода к определению перечня. Деление функций на социально-психологические и чисто психологические, разумеется, довольно условно. Иногда они очень тесно переплетены. Нельзя также провести четкого разграничения между социальными и психологическими функциями. Например, трансляция образцов поведения (положительный пример и соответственно – осуждение отрицательного поступка) – это, с одной стороны, психологическая функция, когда в силу эффекта подражания, человек копирует спектр норм, стандартов, циркулирующих в обществе. Особенно характерно это для молодых людей, которые выбирают себе образец для подражания. С другой стороны, это ступень в социализации личности и, следовательно, мы можем говорить о социальной функции.
В целом
же можно отметить тенденцию
современной журналистики –
Глава 5. Институт журналистики на современном этапе
С усложнением социальной системы усложняется структура социального института, в том числе и журналистики. Например, ролевая. Если первоначально автор, издатель, распространитель существовал в одном лице в век так называемого персонального журнализма, то затем роли разделились. Со временем в задачу издателя стали входить лишь организационная и материальная сторона обеспечения деятельности газеты, журнала. Творческая часть выполнялась специально нанятыми им людьми. Постепенно усложнялись роли и в творческой составляющей редакции, появились репортеры, обозреватели, аналитики, фельетонисты, очеркисты, люди, занятые выпуском, работающие с читательской почтой и т.п.
С начала 90-х
гг. ХХ века, когда в нашу страну
широким потоком хлынули
Печатные
издания, будучи долгое время
единственными, в связи с
В связи
с ломкой прежних, советских
отношений изменилась
История показала,
что появление новых средств
распространения информации не
отменяет старых. С развитием
радиовещания не исчезла
Соглашаясь с теми, кто считает телевидение в настоящее время основным средством коммуникации, испанский социолог М. Кастельс так объясняет этот феномен: «Успех телевидения есть следствие базового инстинкта ленивой аудитории. Я склонен видеть корни такой логики поведения не в человеческой природе, а в притягательности домашнего уюта после долгих дней напряженного повседневного труда и в недостатке альтернатив личностного и культурного включения в общение». Привязанность к домашнему кинотеатру – это своего рода проявление синдрома минимальных усилий.
В то
же время, по мнению Кастельса,
аудитория не пассивный объект.
Когда-то Э.Тоффлер предсказал демассификацию журналистики. Ряд ученых, в том числе и М.Кастельс, с ним согласны. Огромная по численности, сегментированная, дифференцированная аудитория не является более массовой в традиционном смысле этого слова, когда «ограниченное число сообщений посылается однородной массовой аудитории» и когда наблюдается одновременность и единообразие принимаемых программ. Демассификация означает не только усиление конкурентной борьбы СМИ за аудиторию, но также своеобразный диктат аудитории, которая все больше проявляет склонность «к самостоятельному выбору программ» .
С этим
можно согласиться только