Правовое положение космического пространства и космических объектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

В последнее время освоение космоса, космические полеты и туризм, сложнейшие технические операции в космическом пространстве стали настолько привычными и неотрывными от понятий прогресса и развития науки, что уже практически невозможно представить сегодняшнюю жизнь без этой сферы деятельности.

И, безусловно, неразрывно с научным и техническим исследованием космоса идет правовая, юридическая разработка вопросов, касающихся деятельности государств и их граждан в безграничном вселенском пространстве.

Содержание

Введение.

Глава 1. «Правовое положение космического пространства»

1.1 Понятие космического пространства и его правовое регулирование

1.2 Основные принципы использования космического пространства

1.3 Права и обязанности государств при исследовании и использовании космического пространства и небесных тел

1.4 Делимитация воздушного и космического пространства

1.5 Правовой режим небесных тел и геостационарной орбиты

Глава 2. «Правовой статус космических объектов»

2.1 Понятие космических объектов

2.2 Регистрация космических объектов

2.3 Спасание и возвращение космических объектов

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

Правовое положение космического пространства и космических объектов.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Соглашение  устанавливает, что каждое заинтересованное государство-участник вправе осуществлять свою деятельность («В любом месте поверхности или недр Луны» (п. 1 ст. 8). Далее в статье раскрывается смысл этого общего положения: государства вправе осуществлять посадку своих космических объектов на Луне и их запуск с Луны; размещать свой персонал, аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности или се недр. При этом как персонал, так и все перечисленные аппараты, оборудование и станции могут там «свободно передвигаться или быть перемещены...» (п. 2). 

Предоставляя  государствам широкие возможности  по размещению аппаратуры или станций  на поверхности или в недрах Луны, Соглашение обязывает государства  осуществлять свои действия так, чтобы  не создавать помех для деятельности, проводимой на Луне другими государствами, а также осуществлять все другие положения Соглашения (п. З ст. 8). 

Статья 9 Соглашения предусматривает право  государств-участников создавать на Луне «обитаемые и необитаемые станции», однако при условии, что они будут  использовать только такую площадь, которая необходима для обеспечения потребностей станции. При этом они «немедленно информируют Генерального секретаря ООН о месторасположении и целях этой станции». В дальнейшем с интервалами в один год соответствующее государство информирует Генерального секретаря также и о том, продолжается ли использование станции и изменились ли ее цели. 

К государствам, создающим станции на Луне, предъявляется  важное требование: располагать их таким образом, чтобы не препятствовать свободному доступу персонала, аппаратов и другого оборудования во все районы Луны. В случае, если деятельность на станции все же создаст какие-либо помехи для другого государства, вступает в действие ст. 15 (п. 2 и 3), предусматривающая проведение консультаций между двумя заинтересованными государствами, в которых может принять участие любой другой участник Соглашения. 

Соглашение  о Луне обязывает государства  принимать «все возможные меры для  охраны жизни и здоровья лиц, находящихся  на Луне», рассматривая «любого человека, находящегося на Луне» как космонавта по смыслу договора по космосу и Соглашения о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 года. 

«Терпящим бедствие лицам, находящимся на Луне»  государства обязаны предоставить право укрытия на своих станциях и других установках (ст. 10). В случаях, связанных с угрозой для жизни человека, государства вправе воспользоваться аппаратами, сооружениями или запасами других государств на Луне (п. З ст. 12). 

В случае обнаружения государством аварийной или иной непреднамеренной посадки на Луне космического объекта, который не был им запущен, это государство обязано незамедлительно известить об этом государство, запустившее объект, а также Генерального секретаря ООН (ст. 13). 

По статье 14 Соглашения государства-участники  несут международную ответственность  за национальную деятельность на Луне, кем бы она ни осуществлялась: правительственными органами или неправительственными Юридическими лицами. Они также несут  ответственность за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в Соглашении. Здесь же подчеркивается, что деятельность находящихся под юрисдикцией государства-участника неправительственных юридических лиц может осуществляться только «под контролем и под постоянным наблюдением» соответствующего государства-участника. Эта же статья предусматривает, что в будущем «в результате активизации деятельности на Луне» может возникнуть необходимость заключения детальных соглашений об ответственности за ущерб, причиненный на Луне, в дополнение к положениям договора по космосу и Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года. 

Статья : содержит еще одно важное положение. Речь идет о возможности создания «международных научных заповедников» в районах Луны, представляющих особый научный интерес, которые без ущерба для прав других государств можно было бы объявить такими заповедниками, в отношении которых в консультации с компетентными органами ООН должны быть согласованы «специальные защитные меры» (п. З). 

Особое  значение для правового режима небесных тел имеет положение относительно так называемого права посещения, предусматриваемого ст. 15 Соглашения. Его принятие связано в первую очередь с проверкой выполнения статей Соглашения 1979 года, запрещающих военную деятельность на Луне и других небесных телах. 

Для того чтобы государство-участник могло  убедиться в том, что деятельность на Луне не нарушает положений Соглашения, предусматривается, что «все космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения на Луне открыты для других государств-участников». 

В случае если у государства-участника появились  основания считать, что другое государство  не выполняет обязательств, возлагаемых на него Соглашением, или оно нарушает права, которыми первое государство пользуется в соответствии с Соглашением, предусматривается возможность проведения консультаций с этим государством, в которых может принять участие по его требованию и любое другое заинтересованное государство. Генеральный секретарь ООН, которому должна направляться информация о результатах консультаций, передает ее всем заинтересованным странам (п. 2 ст. 15)[15]. 
 

Глава 2. Правовой статус космических объектов 

  

2.1 Понятие космических объектов 

  

В отличие  от небесных тел естественного происхождения (таких как Луна, планеты, астероиды  и пр.), под космическими объектами  международном космическом праве  подразумеваются созданные человеком  искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т. д. 

В действующих  международных соглашениях по космосу  нет определения космического объекта. Попытки разработать такое определение  делались как в дипломатической  практике, так и в доктрине. В ходе работы над Конвенцией 1972 года о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, с предложениями относительно такого определения выступали Бельгия, Венгрия, Индия, совместно Австралия и Канада, Польша, Аргентина. Однако общего согласия (консенсуса) по этому вопросу достигнуть не удалось, и было решено не давать такого определения. С учетом предшествующего опыта в дальнейшем подобного рода попытки не предпринимались. 

Исключением из общего правила являются два ныне недействующих документа, в которых содержалось определение космического объекта. Прежде всего, это Конвенция 1962 года о создании Европейской организации по разработке ракет-носителей (ЭЛДО), в ст. 19 которой космический объект определен как «аппарат, предназначенный для вывода на орбиту в качестве спутника Земли или другого небесного тела, либо для полета по другой траектории в космическом пространстве». В 1971 году на Всемирной административной конференции радиосвязи космический объект был отождествлен с космическим кораблем и определен как «созданное человеком средство передвижения, предназначенное для запуска за пределы основной части земной атмосферы». В действующих ныне Уставе, Конвенции и Административных регламентах Международного союза электросвязи определения космического объекта не содержится. 

Для юристов  характерны два основных подхода  к определению космического объекта: функциональный и пространственный. 

Сторонники  функционального пути решения правовых проблем космоса акцентируют  внимание на характере тяги космических аппаратов и на их отличии в этом отношении от воздушных судов, использующих при полете свойства воздуха. Однако при этом не учитываются в должной мере перспективы создания аэрокосмвческих объектов, способных самостоятельно взлетать в космос с поверхности Земли и совершать посадку аналогично воздушным судам. 

Сторонники  так называемого пространственного  подхода главное внимание акцентируют  не на характере тяги космических  объектов, а на месте их деятельности. Соответственно, основным признаком таких объектов рассматривается то, что они предназначены для полета и деятельности в космическом пространстве. В этом усматривается их отличие от воздушных аппаратов, а также от наземных средств и установок по исследованию космоса. 

Для обозначения лиц, совершающих космические полеты и находящихся на борту космических объектов или на небесных телах, в соглашениях по международному космическому праву используются различные термины: “космонавты”, “экипаж”, “персонал”, “представители”, “лица на борту космического объекта”. Это не означает, однако, что международное космическое “право устанавливает различия в правовом режиме лиц, совершающих космические полеты, в зависимости от выполняемых ими функций или по каким-либо иным признакам. Независимо от того, являются такие лица военными или гражданскими, управляют они космическим кораблем или выполняют научно-исследовательские функции, а также независимо от их гражданской принадлежности, все они с точки зрения международного космического права имеют одинаковый статус космонавтов. В отличие от морского и воздушного права, где проводится различие между экипажем и пассажирами судна, в космическом праве такого различия в настоящее время не существует, хотя в будущем, в случае совершения регулярных космических путешествий, может появиться необходимость в выработке особого правового режима пассажиров космических кораблей. 

Космический объект как техническое устройство (аппарат), использование которого регулируется нормами национального права, лишь при определенных условиях (запуске в космическое пространство или сооружении в нем) становится объектом международного космического права. Именно с момента запуска космического объекта или сооружения такого объекта в космическом пространстве, включая небесные тела, возникают связанные с ним международные правоотношения, которые продолжаются до его приземления на территории запустившего государства или сгорания при вхождении в плотные слои атмосферы[16]. 

В соответствии с Конвенцией 1975 года о регистрации, государства направляют на имя Генерального секретаря ООН информацию не только о запущенных космических объектах, но и об объектах, которые, будучи выведенными на орбиты вокруг Земли, больше не находятся на этих орбитах. Тем самым как бы подтверждается факт прекращения международных правоотношений, связанных с полетом конкретного космического объекта. 

Важное  практическое значение имеет вопрос о том, относятся ли к космическим  объектам и тем самым подпадают  ли под сферу действия Конвенции  о регистрации 1975 года, а также  других международных соглашений по космосу летательные технические устройства (аппараты), которые, будучи выведены на околоземную орбиту и не совершив полного витка (так называемый частично орбитальный полет), возвращаются на Землю. Некоторые юристы утверждают, что положения международных соглашений по космосу распространяются лишь на такие летательные технические устройства (аппараты), которые совершили полный виток по околоземной орбите. Именно так ими трактуется, в частности, п. 1 ст. II Конвенции 1975 года, в котором содержится обязательство регистрации космического объекта, запускаемого на орбиту «вокруг Земли или дальше в космическое пространство». Нередко при этом частично орбитальный полет сравнивается с суборбитальным полетом межконтинентальных баллистических ракет (МБР), на которые положения Конвенции 1975 года о регистрации и других международных соглашений по космосу не распространяются. 

Для такого сравнения, однако, как в юридическом, так и в техническом отношении  нет серьезных оснований. В юридическом смысле пролет МБР через космос не считается запрещенным в силу отсутствия режима полной военной нейтрализации космического пространства. Что касается частичного орбитального полета космического объекта, то наличие на его борту ядерного оружия явилось бы нарушением установленного Договором 1967 года запрета размещать в космосе ядерное оружие. 

В техническом  плане объекту, совершающему частично орбитальный полет, в отличие  от МБР, летящей по баллистической траектории, придается первая космическая скорость. Благодаря этому он выходит на околоземную орбиту, а для того, чтобы спуститься нее на Землю, им используется тормозящее устройство. Поэтому такой объект по своей конструкции предназначен для использования в космосе, и в случае его запуска он полностью подпадает под сферу действия как Конвенции 1975 года о регистрации, так и других международных соглашений по космосу. 

В Конвенции 1975 года о регистрации (ст. Т) вслед  за Договором 1967 года по космосу (ст. VII и VIII) и Конвенцией 1972 года о международной ответственности (ст. 1) говорится о космических объектах и их «составных частях». 

Под понятием «составная часть» космического объекта  в соглашениях по космосу имеются  в виду аппаратура, источник энергии  и все оборудование, необходимое  для нормального функционирования этого объекта, отделившиеся от космического объекта части, а также осколки распавшегося космического объекта. 

Информация о работе Правовое положение космического пространства и космических объектов