Правовое положение космического пространства и космических объектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

В последнее время освоение космоса, космические полеты и туризм, сложнейшие технические операции в космическом пространстве стали настолько привычными и неотрывными от понятий прогресса и развития науки, что уже практически невозможно представить сегодняшнюю жизнь без этой сферы деятельности.

И, безусловно, неразрывно с научным и техническим исследованием космоса идет правовая, юридическая разработка вопросов, касающихся деятельности государств и их граждан в безграничном вселенском пространстве.

Содержание

Введение.

Глава 1. «Правовое положение космического пространства»

1.1 Понятие космического пространства и его правовое регулирование

1.2 Основные принципы использования космического пространства

1.3 Права и обязанности государств при исследовании и использовании космического пространства и небесных тел

1.4 Делимитация воздушного и космического пространства

1.5 Правовой режим небесных тел и геостационарной орбиты

Глава 2. «Правовой статус космических объектов»

2.1 Понятие космических объектов

2.2 Регистрация космических объектов

2.3 Спасание и возвращение космических объектов

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

Правовое положение космического пространства и космических объектов.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Распространение юрисдикции государства регистрации на “любой экипаж” космического объекта означает исключительную компетенцию государства, в котором зарегистрирован космический объект, в отношении как своих, так и иностранных граждан, входящих в состав международного экипажа. Государства, граждане которых участвуют в совместном космическом полете, могут договориться об ином порядке осуществления юрисдикции в отношении своих граждан. Однако при отсутствии такой специальной договоренности вся полнота власти по поддержанию правопорядка на борту космического объекта принадлежит государству регистрации. 

Другой  важный вывод, вытекающий из ст. VIII Договора по космосу, заключается в том, что  юрисдикция и контроль государства  регистрации в отношении экипажа  не ограничиваются только рамками самого космического объекта. Поскольку в тексте статьи говорится о юрисдикции и контроле над экипажем космического объекта (а не над экипажем, находящимся на борту космического объекта), юрисдикция и контроль государства регистрации распространяются на членов экипажа не только во время их пребывания на борту космического объекта, но и при их выходе в открытый космос, нахождении на небесном теле за пределами своего корабля или станции. 

Можно предположить, что в будущем рассматриваемое  положение ст. VIII Договора по космосу  потребует уточнения. Так, при доставке транспортным кораблем, зарегистрированным в одной стране, экипажа для длительного пребывания на постоянно действующей космической станции, зарегистрированной в другой стране, может возникнуть вопрос о том, что доставленный экипаж должен перейти под юрисдикцию и контроль государства, в котором зарегистрирована станция, и не рассматриваться более как экипаж доставившего его туда транспортного корабля. Еще острее станет эта проблема в случае создания в будущем постоянных международных поселений в космосе, где вопросы осуществления законодательной, судебной и исполнительной власти потребуют специального регулирования. 

Вопрос  о том, какое государство может  осуществлять юрисдикцию и контроль над космическим экипажем в случае его аварийного приземления на зарубежной территории или в открытом море, а также во время пролета космического корабля через воздушное пространство другого государства и над открытым морем, пока еще не урегулирован специальными нормами международного космического права. На практике это означает, что при аварийном приземлении на чужой территории на осуществление юрисдикции и контроля над космическим экипажем могут одновременно претендовать несколько государств. Вместе с тем очевидно, что космонавты не могут рассчитывать на иммунитет от юрисдикции государства, в пределах территории которого они находятся, если их действия представляют угрозу безопасности этого государства[18]. 

2.3 Спасание  и возвращение космических объектов 

  

Договор по космосу 1967 года устанавливает, что права собственности на космические объекты остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или по возвращении на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству. При этом такое государство должно по требованию представить до возвращения опознавательные данные (ст. УIII), 

В Соглашении о спасании 1968 года содержится детальное  изложение прав и обязанностей сторон в случае обнаружения Космического объекта или его составных частей иностранным государством на своей территории или за ее пределами (ст. 5). 

Прежде  всего, обнаружившее космический объект государство обязано просто информировать  об этом власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН (п. 1 ст. 5). Проведение операций по спасанию космического объекта обнаружившим его государством обусловлено просьбой властей, осуществивших запуск, и оказанием помощи с их стороны в случае необходимости. 

Что касается обнаружившего государства, то оно принимает лишь такие меры, которые сочтет «практически осуществимыми». 

Просьба со стороны заинтересованного государства  призвана свидетельствовать, что упавший  космический объект или его составные  части представляют научный интерес или ценность для запустившей стороны. 

В отличие  от обязательства безусловного возвращения  членов экипажа космического объекта, процедура возвращения космических  объектов или их составных частей, обнаруженных за пределами государств, осуществивших запуск, обусловлена: а) просьбой властей, осуществивших запуск, б) представлением опознавательных данных, доказывающих принадлежность объекта. 

Обязанность возвратить космический объект будет  выполнена не только тогда, когда  объект практически будет передан заинтересованной стороне, но и в случае предоставления этого объекта в распоряжение представителей соответствующих властей. Некоторые юристы связывают вопрос возвращения аварийно-приземлившихся космических объектов с просьбой снять с орбиты отслуживший свой срок или вышедший из строя космический объект и вернуть его по назначению. 

В Соглашении 1968 года особая процедура установлена  в отношении опасных или вредных  по своему характеру объектов или  их составных частей, обнаруженных на территории другого государства или спасенных им в каком-либо другом месте. В подобной ситуации власти государства или международная организация, осуществившие запуск, могут быть уведомлены об этом. Затем они незамедлительно принимают эффективные меры под руководством и контролем уведомившего их государства для устранения возможной опасности причинения вреда. В 1978 году власти Канады после обнаружения на своей территории частиц распавшегося ядерного реактора советского спутника предпочли обратиться за помощью к США. 

Соглашение 1968 года предусматривает возмещение расходов, понесенных государством при выполнении обязательств по обнаружению и возвращению космического объекта или его составных частей. Расходы покрываются властями, осуществившими запуск при условии, что меры по спасанию и возвращению объекта были предприняты по их просьбе (п. 5 ст. 5)[19]. 
 

Заключение 

  

С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может  затрагивать интересы одного или  нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. 

Осуществление всякой деятельности, затрагивающей  интересы других государств, неизбежно  приводит к возникновению международных  правоотношений. Разработка международно-правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе освоения, космоса, первоначально происходила на основе понятия космической деятельности как объекта правоотношений. Вместе с тем возникла необходимость в установлении правового режима космического пространства — новой среды, в которой стало возможным осуществление деятельности человека. 

Договор по космосу 1967 года – один из основополагающих документов, регулирующих деятельность и сотрудничество государств при  освоении космоса, - устанавливает режим космического пространства (ст. I и II) и в то же время определяет права и обязанности государств в процессе деятельности не только собственно в космосе, но и во всех других средах, если их деятельность там связана с исследованием и использованием космоса. 

Космическое право имеет следующие особенности: только космическое пространство дает человечеству возможность выйти  за пределы земной среды в интересах  дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятся  небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть & перспективе использованы человеком; космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных. 

К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она осуществляется с помощью принципиально новых средств—ракетно-космической техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность; в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств; запуск космических аппаратов и их возвращение на Землю могут быть связаны с использованием воздушного пространства иностранных государств и пространств открытого моря; космические запуски могут причинять ущерб иностранным государствам и их гражданам. 

Поэтому правовой режим космического пространства и регулирование космической  деятельности не могут быть оторваны от основных принципов мира и мирного сосуществования государств. Они должны строиться с учетом актуальных проблем развития современных международных отношений. 

Распространение на космос основных принципов современного международного права необходимо также потому, что они включают положения о равенстве, мирном сосуществовании, сотрудничестве государств, невмешательстве во внутренние дела друг друга и т. д. В их соблюдении заинтересованы все народы, Эти принципы применимы ко всем видам космической деятельности, несмотря на ее специфику. Только на основе этих принципов возможны организация широкого международного сотрудничества и ускоренный прогресс в области исследования и использования космоса. 

Днем  рождения международного космического права можно считать дату вступления в силу Договора по космосу—10 октября 1967 г. 

В основе международного космического права, так  же как и современного общего международного права, лежит идея мира и мирного  сосуществования государств с различными социально-экономическими и политическими системами. 

По прежнему оставаясь малоизученной областью человеческого познания, космос, тем  не менее, являет собой грандиозное  поле деятельности. Трудно переоценить  исключительную важность космической  деятельности для человечества, ведь даже самые смелые прогнозы и ожидания, связанные с космосом, не в состоянии даже в самой малой степени дать представление о том, какие выгоды может принести деятельность человека в космосе. Подкрепленная и обеспеченная правовыми нормами, эта деятельность будет служить обеспечению жизненно важных интересов человека, народа, государства и всего международного сообщества, способствуя укреплению культурных, политических, экономических и иных связей между странами и народа 
 

Библиография 

  

I.  Нормативно-правовые  акты: 

1.   Договор о принципах деятельности  государств по исследованию и  использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные  тела, одобрен 21-й сессией Генеральной  Ассамблеи ООН 19 декабря 1966, вступил  в силу в 1967 г. 

2.   Закон РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-I "О космической деятельности" (с изменениями от 29 ноября 1996 г., 10 января 2003 г., 5 марта, 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г. 

3.   Соглашение о деятельности государств  на Луне и других небесных телах. 1979 г. 

4.   Соглашение о сотрудничестве  в исследовании и использовании  космического пространства в  мирных целях. 1977 г. 

5.   Соглашение о спасении космонавтов,  возвращении космонавтов и возвращении  объектов, запущенных в космическое пространство. 1968 г. 

6.   Конвенция о международной ответственности  за ущерб, причиненный космическими  объектами. 1977 г. 

7.   Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. 1975 г. 

8.   Резолюция Генеральной Ассамблеи  ООН 1962 г. (XVIII) "Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства . 1963 г. 

9.   Резолюция, принятая 2222 (XXI) сессией  Генеральной ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 г. 

10.             Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 г. 

II.  Научные  издания: 

1.   Верещетин В.С. Международное  космическое право. Курс международного  права в семи томах. – Т. 5. – М., 1990 г. 

2.   Колосов Ю.М., Жуков Г.П. Международное  космическое право. М.: Международные отношения, 1999 г. 356 с. 

3.   Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное  космическое право. – Учебник  «Международное право» (гл. XIII). –  М.: 1998. с. 364. 

4.   Лукашук И.И. Международное право.  В 2 т. - М.,: БЕК, 1997. 

Информация о работе Правовое положение космического пространства и космических объектов