Правовое положение космического пространства и космических объектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

В последнее время освоение космоса, космические полеты и туризм, сложнейшие технические операции в космическом пространстве стали настолько привычными и неотрывными от понятий прогресса и развития науки, что уже практически невозможно представить сегодняшнюю жизнь без этой сферы деятельности.

И, безусловно, неразрывно с научным и техническим исследованием космоса идет правовая, юридическая разработка вопросов, касающихся деятельности государств и их граждан в безграничном вселенском пространстве.

Содержание

Введение.

Глава 1. «Правовое положение космического пространства»

1.1 Понятие космического пространства и его правовое регулирование

1.2 Основные принципы использования космического пространства

1.3 Права и обязанности государств при исследовании и использовании космического пространства и небесных тел

1.4 Делимитация воздушного и космического пространства

1.5 Правовой режим небесных тел и геостационарной орбиты

Глава 2. «Правовой статус космических объектов»

2.1 Понятие космических объектов

2.2 Регистрация космических объектов

2.3 Спасание и возвращение космических объектов

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

Правовое положение космического пространства и космических объектов.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Основным  содержанием принципа сотрудничества международного космического права  является обязанность государств сотрудничать друг с другом при освоении космического пространства и обязанность максимально благоприятствовать и содействовать развитию широких контактов и проведению совместных работ по изучению и использованию космоса в рамках ООН. 

Ø  Принцип  охраны окружающей среды. 

Международно-правовая охрана окружающей среды - это совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую  отрасль этой системы права и  регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государства) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов. 

Экологическая безопасность - это сложная, взаимосвязанная  и взаимозависимая система экологических составляющих планеты, а также сохранения и поддержания существующего естественного природного баланса между ними. 

Юридическое содержание принципа экологической  безопасности состоит в обязанности  государств осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы исключить усиливающееся воздействие экологических стрессов на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Любая деятельность должна осуществляться таким образом, чтобы исключить нанесение ущерба не только другим государствам, но и всему международному сообществу в целом. 

По Соглашению о Луне 1979 года Луна и её природные  ресурсы являются общим наследием  человечества. Участники этого соглашения обязались установить международный  режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью. 

Всё более  активная деятельность в космосе  растущего числа государств и  международных организаций оказывает  влияние на космическую среду. Наибольшее внимание в этой связи привлекает к себе в последние годы проблема космического мусора. Суть её заключается в том, что в результате запуска и функционирования различных объектов в космосе оказывается и накапливается большое количество бесполезных предметов: 

·   отработанных маневровых ступеней и двигателей; 

·   различных защитных оболочек; 

·   отслоившихся частиц краски и других. 

По мнению многих учёных, космический мусор  начинает представлять растущую опасность  для космических объектов, включая  пилотируемые. Вопрос о космическом  мусоре включён в повестку дня Научно-технического подкомитета Комитета по космосу, с тем чтобы, изучив научно-технические аспекты этой проблемы, разработать соответствующие правовые меры, которые бы дополнили и конкретизировали общее обязательство избегать вредного загрязнения космического пространства, установленное Договором по космосу. 

В Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах, в ст.7 сказано, что: " В исследовании использовании  Луны стороны должны принимать меры к предотвращению разрушения существующего баланса окружающей среды. Стороны также принимать меры, чтобы избегать пагубного воздействия на окружающую среду Земли. Стороны должны заранее уведомлять Генерального Секретаря Организации Объединённых Наций обо всех размещённых ими радиоактивных материалах на Луне и о целях таких размещений"[9]. 

Ø  Принцип  международно-правовой ответственности. 

Международно-правовая ответственность - сложное, многогранное явление, что прежде всего это  принцип международного права (хотя он и не закреплён в Уставе ООН), в соответствии с которым всякое противоправное деяние влечёт за собой ответственность виновного субъекта по международному праву, и который обязан ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права. Комиссия международного права ООН констатировала, что ответственность "является одним из принципов, подтверждённых в наибольшем числе случаев практикой государств и судебной практикой, наиболее утвердившимся в юридической литературе"[10]. 

Ответственность порождается международно-противоправным деянием, элементами которого являются: 

·   субъективный элемент - наличие вины данного субъекта как такового (не тех или иных лиц, а именно государства  в целом); 

·   объективный элемент - нарушение  субъектом своих международно-правовых обязательств. 

Цели  принципа ответственности состоят  в следующем: 

·   сдерживать потенциального правонарушителя; 

·   побудить правонарушителя выполнить  надлежащим образом свои обязанности; 

·   предоставить потерпевшему компенсацию за причинённый ему материальный или моральный ущерб; 

·   повлиять на будущее поведение сторон в интересах добросовестного  выполнения ими своих обязательств. 

По понятным причинам международное космическое  право уделяет особое внимание ответственности  за космическую деятельность. Договор о космосе 1967 года установил общее правило, что ответственность за нарушение норм международного космического права несут государства, независимо от того, кто осуществляет космическую деятельность - правительственные органы или неправительственные юридические лица государства. Оно должно обеспечить соответствие этой деятельности международному праву. Даже в случае осуществления деятельности в космосе международной организацией, ответственность несут совместно (солидарно) как сама организация, так и участвующие в ней государства. 

Вопросам  ответственности за ущерб, причинённый  космическими объектами, посвящена  Конвенция о международной ответственности  за ущерб причиненный космическими объектами 1972 года. Она установила абсолютную ответственность запускающего государства за ущерб, причинённый его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полёте (ст. 2)[11]. Следовательно, государство несёт ответственность за ущерб независимо от наличия его вины. Это один из примеров международной ответственности за источник повышенной опасности. Особенность этой Конвенции в том, что она предоставляет пострадавшей стороне возможность выбора: обратиться с иском в национальный суд или предъявить претензию непосредственно соответствующему государству. 

Если  ущерб причинен не на поверхности  Земли, а в космическом или  воздушном пространстве, космическому объекту одного государства таким  же объектом другого, то последнее несёт  ответственность лишь при наличии  вины. Когда в запуске участвует несколько государств, все они несут солидарную ответственность. Конвенция не относится к случаям ответственности за ущерб гражданам запускающего государства, а также иностранцам, участвующим в запуске. 

Вопросы ответственности решаются на межгосударственном уровне даже в том случае, если ущерб причинён физическим и юридическим лицам. Претензия о возмещении ущерба передаётся по дипломатическим каналам, а в случае недостижения урегулирования передаётся в Комиссию по рассмотрению претензий. Каждая из сторон назначает по одному члену, которые избирают третьего. Комиссия выносит определение рекомендательного характера, если стороны не договорились об ином. 

Несмотря  на сравнительно молодой возраст  международного космического права, в  нём уже есть правовые (отраслевые) принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. 

Принципы  использования космоса обязательны  не только для участников Договора по космосу, поскольку можно считать, что они стали нормами международного обычного права в процессе единогласного принятия многочисленных резолюций Генеральной Ассамблеей ООН и практики государств в полном соответствии с этими рекомендациями. 

Эти принципы сформировались на основе практики космической  деятельности и в результате всеобщего  признания со стороны международного сообщества. То обстоятельство, что впоследствии оба эти принципа были закреплены в качестве договорных норм в Договоре по космосу, не меняет сути дела, так как они продолжаются являться юридически обязательными для всех участников международного общения в качестве международно-правового обычая. 

Важнейшими  из них являются: 

·     Свобода космоса для научных  исследований. 

·     Использование космоса на благо  всего человечества. 

Согласно  международному космическому праву, космическое  пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами  без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел. 

Космос  и небесные тела свободны для научных  исследований. Космос и небесные тела не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. 

На космос и небесные тела распространяется международное  право, включая Устав ООН. 

Космос  является частично демилитаризованным: запрещаются испытания в нем  ядерного оружия, а также вывод на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, а также размещение такого оружия в космическом пространстве каким-либо иным образом. По Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года ее участники обязались не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на космическое пространство для изменения его динамики, состава или структуры путем преднамеренного управления природными процессами в качестве способа разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству — участнику Конвенции. Запрещено такое воздействие на космос, если оно имеет широкие, долгосрочные или серьезные последствия». 

Луна  и другие небесные тела объявлены  полностью демилитаризованными  и нейтрализованными: запрещается  создание на небесных телах военных  баз, сооружений и укреплений, испытание  любых типов оружия и проведение военных маневров, а также установка на них любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения. Луна и другие небесные тела используются «исключительно в мирных целях». 

Существует  такой принцип, как оказание космонавтам всемерной помощи в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки на иностранной территории либо в открытом море. В этих ситуациях космонавты должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль. При осуществлении деятельности в космосе, включая небесные тела, космонавты различных государств должны оказывать друг другу возможную помощь. Государства обязаны срочно информировать об установленных ими явлениях в космическом пространстве, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов. Экипаж космического корабля во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле, остается под юрисдикцией и контролем государства, в регистр которого занесен этот космический корабль. 

Эти принципы обеспечивают возможность государствам использовать результаты космических  исследований в области изучения физических свойств космического пространства, космической метеорологии, космической  биологии и медицины, космической связи, изучение природной среды с помощью космических средств в различных отраслей народного хозяйства. 

Будучи  подкрепленной этими принципами, космическая деятельность вносит значительный вклад в продвижение взаимовыгодного  многостороннего сотрудничества в области науки и техники, предоставляя неограниченные возможности для кооперации усилий государств путем обмена результатами исследований, проведения совместных работ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. 

Великие перспективы, открывающиеся перед  человечеством в результате проникновения  человека в космос, в сочетании  со всеобщей заинтересованностью в  процессе исследования и использования  космического пространства делает такое  сотрудничество важным инструментом развития взаимопонимания и укрепления дружественных отношений между государствами. 

Информация о работе Правовое положение космического пространства и космических объектов