Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:49, реферат
Вопрос о равноправии женщин стоял на протяжении тысячелетий. Однако только марксизм смог решить этот вопрос. Согласно марксизму, трудящиеся женщины (как и молодёжь), хотя и подвергаются большей эксплуатации, отнюдь не являются эксплуатируемым классом. Поэтому марксизм решительно отвергал ревизионистские концепции, согласно которым возможно достижение равноправия женщин при капитализме, т.к. в обществе, разделённом на враждебные классы. В равной степени марксизм отвечает и всевозможные феминистские концепции, согласно которым достижение равноправия женщин возможно исключительно через борьбу женщин, но борьбу не за социализм, а только за равенство полов.
Каспийский Общественный Университет
РЕФЕРАТ
Тема: Правовое положение женщин в советское время
Вопрос о равноправии женщин стоял на протяжении тысячелетий. Однако только марксизм смог решить этот вопрос. Согласно марксизму, трудящиеся женщины (как и молодёжь), хотя и подвергаются большей эксплуатации, отнюдь не являются эксплуатируемым классом. Поэтому марксизм решительно отвергал ревизионистские концепции, согласно которым возможно достижение равноправия женщин при капитализме, т.к. в обществе, разделённом на враждебные классы. В равной степени марксизм отвечает и всевозможные феминистские концепции, согласно которым достижение равноправия женщин возможно исключительно через борьбу женщин, но борьбу не за социализм, а только за равенство полов.
как утверждают в СССР, "среди величайших достижений советского социалистического стоя одно из первых мест занимает решение женского вопроса". Женщины в СССР имеют по закону полное равноправие и женский вопрос в СССР считается решенным.
Как известно критерием истины является практика. И на собственно практике трудящиеся женщины советского союза убедились в том, что если капитализм есть унижение женщины, то социализм – единственный строй, способный обеспечить равноправие женщины. Вскоре после победы Великого Октября В.И.Ленин писал, что за год Советской власти народная власть сделала для женщин больше, чем капитализм за века. Женщина была уравнена в правах с мужчиной, ей было предоставлено право избирать и быть избранной, поступать в любое учебное заведение, занимать любой государственный пост. В семье женщина также получала полное равенство, в том числи и право после развода на половину совместно нажитого имущества, а при наличии детей – большую часть. Полностью была ликвидирована женская неграмотность. Особое внимание партия большевиков уделяла освобождению женщин в мусульманских регионах и республиках СССР, где до 1917 года вообще было невозможно говорить о каких- либо правах женщин, где сохранились средневековые феодальные отношения. Законодательно было запрещено многоженство, введено головное наказание за такие дикие обычаи, выдаваемые реакционными силами за “народные”, как похищение женщины и выкуп за невесту. За несколько лет женщины этих регионов получили то, о чем не могли и мечтать от права добровольно вступать в брак до права получить высшее образование.
Большое
внимание Советская власть уделяла
вопросу охраны материнства и
детства. Нынешняя официальная российская
пропаганда любит приводить примеры
дореволюционной царской
В центре заботы коммунистической партии Советского государства были многодетные женщины, женщины, родившие и воспитавшие шестерых и более детей, приравнивались к Героям Советского Союза, награждались орденом “Материнская слава”. Такие женщины брались на полное государственное обеспечение, имели любые льготы – вплоть до бесплатного проезда не только в городском, но и на авиатранспорте.
В.И.Ленин писал, что “полное и окончательное освобождение женщины начнётся только там и только тогда, где и когда начнётся перестройка домашней работы, самой монотонной, самой отупляющей – в крупное социалистическое хозяйство”. И в этом отношении Советская власть, несмотря на трудности, делала очень многое. Предприятия общественного питания, заводские столовые, фабрики-кухни, большой ассортимент полуфабрикатов пищевых изделий резко сокращали время женщины, которое она тратит на домашнюю работу. Мало кто знает, что впервые так называемые “американские прачечные” впервые были открыты в Москве. О том, какие результаты были достигнуты в этом отношении, сказано в докладе Председателя Совета министров СССР Вячеслава Михайловича Молотова на XVIII съезде ВКП(б) – март 1939 года. Рассматривая социальную структуру Советского общества, Вячеслав Михайлович Молотов обратил внимание делегатов на то, что в Советском Союзе – в отличие от царской России – практически полностью отсутствует такой вид занятости как домашняя прислуга. Далее Вячеслав Михайлович Молотов заявил: “Такому сокращению мы только рады!”.
Законодательно были защищены и права женщин, которые по тем или иным причинам не могли работать. Женщинам – жёнам военнослужащих, строителей и т.п. вынужденного пребывания без работы засчитывалось в рабочий стаж. В воинских частях на крупных – особенно при строительстве железных дорог – создавалась инфраструктура в вид детских садов, яслей, магазинов и т.п.
И советские женщины своими трудовыми успехами и боевыми подвигами показывали всему миру, что социализм и подлинное равноправие женщин – понятия тождественные. Я назову несколько фамилий женщин, которые стали символом достижений Советской страны в тридцатые годы. Первая в мире женщина тракторист Прасковья Ангелина, Герои Советского Союза женщина лётчица, поставившая в тридцатые годы мировые рекорды безпасадочных полётов Валентина Гризодубова, Марина Раскова и Полина Осипенко, директор московской железной дороги Зинаида Троицкая, изобретатель антибиотиков академик биохимии Зинаида Александрова, ректор московского университета энергетики Валерия Голубцова, герои социалистического труда ткачиха Клавдия Сахарова и Просковья Малинина, киноактриса Любовь Орлова, писатель Анна Короваева и поэтесса Агния Барто. Все они были избраны депутатами Верховного Совета СССР, где судьбу страны решали люди труда, в том числе и трудящиеся женщины. Путь женщины равноправию был блестяще показан в советском художественном фильме 1938 года “Светлый путь”, который рассказывает о судьбе прежде забитой русской женщины, которая получила равноправие и была избрана в высший законодательный орган страны. Став депутатом, главная героиня произносит следующее: “И вот стою я сейчас перед вами, простая русская баба, мужем битая, неграмотная, ничего в жизни кроме плиты не видевшая. Только благодаря приходу советской власти и совместному труду я смогла почувствовать себя свободным человеком, я прошла этот светлый путь и стою перед вами свободной женщиной свободной страны, лишённой угнетения, достигшей успехов не только в труде, но и в учении. Лишь благодаря Советской власти все женщины нашего края почувствовали себя свободными и равноправными. Мы готовы трудиться с ещё большими усилиями для Советской власти, для социализма и передавать свой опыт, свои знания грядущим поколениям, что бы они не забывали, что всё, что мы имеем, дала нам Советская власть и партия Ленина-Сталина!”.
И в
страшные годы Великой Отечественной
войны советские женщины несли
неоценимый вклад в великую победу.
На фронте и в прифронтовых госпиталях,
в которых врачами и
Миллионы женщин были награждены орденами и медалями. Но не только на фронте проявлялся героизм женщин и их преданность социализму. В условиях, когда большая часть мужчин сражалась на фронте, весь огромный тыл держался на женских плечах. И женщины не только накормили хлебом весь фронт, который растянулся на тысячи с лишним километров, но и женские руки создали автоматы и танки, самолёты и артелерийские снаряды, перед которыми не устояли ни хвалённая германская техника, ни цитадели Берлина. И ещё об одном подвиге советских женщин в годы Великой Отечественной войны мне хотелось бы сказать. Мы, женщины, самой нашей природой предназначены для того, чтобы вдохновлять мужчин на труд и на праведный бой. В городе, который известен всему миру Сталинграде, переименованным сейчас в Волгоград, стоит памятник простой русской женщине Александре Степановной. Она проводила на фронт мужа и девять сыновей. Домой не вернулся ни кто. Именно поэтому имя Александры Степановной стало символом женщины, вдохновившей мужа и сыновей на защиту Родины, в равной степени, как имя Ольги Берггольц, чьи стихи вдохновляли защитников Ленинграда, стало символом женской поэзии Великой Отечественной. Стихи Ольги Берггольц очень актуально звучат сегодня
Информация о работе Правовое положение женщин в советский период