Правовой статус космонавтов и космических объектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:33, реферат

Описание работы

Космос с древних времен привлекал внимание человека своей магической таинственностью. Однако эра практического освоения космического пространства началась фактически с середины 50-х годов ХХ в. Стимулирующее значение в этом имели запуск в СССР 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли, первый орбитальный полет советского космонавта Ю. Гагарина вокруг Земли (12 апреля 1961 г.) и первая высадка экипажа американского орбитального корабля ≪Аполлон≫ на Луне (июль 1969 г.).

Содержание

Введение………………………………………………………..……………….3

Глава I …………………………………………………………………………..4

Глава II…………………………………………………………………………..7

Заключение…………………………………………………………………….13

Библиографический список…………………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

реферат3.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ГОУ  ВПО

«БАЙКАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА» 
 
 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН 
 
 

 
 
 

Правовой статус космонавтов и космических объектов 

Реферат по дисциплине

Международное публичное право 
 

ОЦЕНКА  РАБОТЫ__________ 

ОЦЕНКА  ЗА ВЫСТУПЛЕНИЕ__________ 
 

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

Студент 3 курса ЮР-09-2 группы

Крайнова  Татьяна Сергеевна 
 

ЭКЗАМЕНАТОР:

к.ю.н., доцент кафедры ГПД

Р.В. Антропов  
 

ЧИТА

2011

 

Содержание

Введение………………………………………………………..……………….3 

Глава I …………………………………………………………………………..4 

Глава II…………………………………………………………………………..7 

Заключение…………………………………………………………………….13 

Библиографический список…………………………………………………..14

 

Введение 

     Космос  с древних времен привлекал внимание человека своей магической таинственностью. Однако эра практического освоения космического пространства началась фактически с середины 50-х годов ХХ в. Стимулирующее значение в этом имели запуск в СССР 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли, первый орбитальный полет советского космонавта Ю. Гагарина вокруг Земли (12 апреля 1961 г.) и первая высадка экипажа американского орбитального корабля ≪Аполлон≫ на Луне (июль 1969 г.).

     После этого сфера исследования и использования  космического пространства начала стремительно расширяться. Увеличилось количество космических государств и других субъектов космической деятельности, расширились объемы этой деятельности, кроме искусственных спутников в космосе появились международные космические станции и другие, более совершенные средства исследования и использования космического пространства. На сегодня в космосе побывало более 500 космонавтов (по данным на 18.10.2011 г. – 520 чел., в т.ч. из России – 110. По мере проникновения человека в космос и расширения сферы исследования и использования космического пространства возникла практическая потребность как в международно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений, так и в развитии международного космического сотрудничества. Уже 20 декабря 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию о многостороннем сотрудничестве государств в исследовании и использовании космического пространства. В настоящее время под международным космическим правом понимается отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, определяющих правовой режим космического пространства и небесных тел, а также регулирующих отношения между субъектами международного права в сфере космической деятельности.

Глава I. Правовой статус космонавтов

     Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос.

     Вообще, космонавтом — членом космического экипажа считается:

1) гражданин  одного из участвующих в запуске  государств;

2) выполняющий  функциональные обязанности во  время полета или нахождения на управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесном теле.

     Космонавты  выполняют задачи по исследованию и  использованию космического пространства как в процессе космического полета, так и при посадке на небесных телах.

     Правовой  статус космонавтов (членов экипажа  космического корабля) определен Договором по космосу, Соглашением о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, а также национальным космическим законодательством.

     В соответствии с этими актами космонавты являются «посланцами человечества в космос». Но они не обладают наднациональным статусом. Космонавты являются гражданами конкретного государства. Как отмечается в Договоре по космосу, государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над экипажем этого объекта во время его нахождения в этом пространстве или на любом небесном теле (ст. 8).1

     Некоторые особенности прав и обязанностей членов экипажа установлены Межправительственным соглашением по международной космической станции (1998 г.). Эти права и обязанности обусловлены функциями членов экипажа, а также стандартами и критериями станции. Общим требованием при этом выступает требование использовать станцию эффективным и безопасным для жизни и здоровья членов экипажа образом. Ряд требований зафиксирован также в Кодексе поведения космонавтов. В соответствии с ним каждый член экипажа станции должен отвечать сертификационным критериям космонавта, медицинским и другим стандартам. Он обязан пройти базовые тренировки и получить соответствующий сертификат.

     Согласно  договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, при осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства - участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств - участников Договора. Государства - участники Договора незамедлительно информируют другие государства - участники Договора или Генерального секретаря Организации Объединенных Наций об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов (ст.5)2. Также этот договор устанавливает, что все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и на других небесных телах открыты для представителей других государств - участников настоящего Договора на основе взаимности. Эти представители заблаговременно сообщают о проектируемом посещении, чтобы позволить провести соответствующие консультации и принять меры максимальной предосторожности для обеспечения безопасности и во избежание помех для нормальных операций на установке, подлежащей посещению.

     В соответствии с Соглашением о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 г. каждое государство-участник, которое получает сведения или обнаруживает, что экипаж космического корабля потерпел аварию, или находится в состоянии бедствия, или совершил вынужденную или непреднамеренную посадку на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в открытом море, или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, немедленно:

а) информирует  власти, осуществившие запуск, или, если конкретное государство — участник Соглашения не может опознать и немедленно информировать об этом осуществившие запуск власти, сообщает об этом для всеобщего сведения с помощью всех имеющихся в его распоряжении соответствующих средств связи;

б) информирует  Генерального секретаря ООН, который  должен немедленно распространить эту информацию с помощью всех имеющихся в его распоряжении соответствующих средств связи. 3

    В параметрах международно-правовых обязательств, обозначенных Соглашением 1968 г., предусматриваются  следующие процедуры.

  • Если в результате аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки экипаж космического корабля приземлился на территории, находящейся под юрисдикцией государства-участника, оно незамедлительно примет все возможные меры для его спасания и оказания ему всей необходимой помощи. Оно будет информировать власти, осуществившие запуск, а также Генерального секретаря ООН о принимаемых им мерах и о достигаемых результатах.
  • При обстоятельствах, когда помощь властей, осуществивших запуск, помогла бы обеспечить быстрое спасание или в значительной мере способствовала бы эффективности операций по поискам и спасанию, власти, осуществившие запуск, будут сотрудничать с указанным государством в целях эффективного проведения операций по поискам и спасанию. Заявленные операции призваны быть поставлены под руководство и контроль осуществляющего спасание государства, которое действует в тесной и постоянной консультации с властями, предпринявшими запуск. Экипаж космического корабля незамедлительно возвращается представителям властей, осуществивших запуск.4

      В свете перспектив, связанных с  развитием космического туризма, возникает  проблема правового статуса лиц, совершающих космические путешествия. Этот статус в полной мере не совпадает со статусом профессиональных космонавтов. На сегодня международный режим космического туризма надлежащим образом не урегулирован. Но Соглашение о спасении космонавтов a priori распространяется как на профессиональных космонавтов, так и на космонавтов-туристов.

      В целом, правовой статус космонавтов  достаточно полно урегулирован вышеперечисленными актами, установлен субъектный состав данных отношений, их права и обязанности, полномочия государств, отправляющих этих космонавтов, и условия взаимопомощи. 

    Глава II .Правовой статус космических объектов

    Под космическими объектами понимаются искусственные тела, которые создаются человеком и запускаются в космос. К таким объектам относятся их составные части и средства доставки. Разновидностью космических объектов являются космические корабли — транспортные средства, предназначенные для людей и грузов. Космические объекты запускаются в космическое пространство или на небесные тела для сбора и передачи информации. Они также служат целям производственных процессов, транспортировки грузов. Космические объекты могут принадлежать одному или нескольким государствам, неправительственному юридическому лицу, международной межправительственной организации.5

    Согласно  Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, такая регистрация для ее участников является обязательной. Государство, запустившее космический объект на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, регистрирует его путем записи в соответствующий регистр, который должен вестись данным государством. Оно также определяет содержание регистра и условия его ведения.6

    Государство, осуществляющее или организующее запуск космического объекта, информирует об учреждении такого регистра Генерального секретаря ООН, который, в свою очередь, ведет Реестр, в который заносится информация, представляемая государством регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над ним и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Право собственности распространяется как на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, так и на их составные части. Конвенция о регистрации 1975 г. требует от государства следующий порядок :

1) внесения его  в национальный регистр и далее  — в Реестр Генерального секретаря ООН;

2) нанесения  маркировки, по которой в дальнейшем могла бы быть проведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации или на международной территории в целях последующего возвращения собственнику. Космические объекты или их части, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.

    Международное космическое право содержит правила нахождения космических объектов на естественных небесных телах, в частности, на Луне. Государства могут осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны, размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны и ее недр. Персонал и указанные космические объекты могут свободно передвигаться на поверхности Луны и в ее недрах. Такие действия не должны, однако, создавать помех для деятельности на Луне других государств. Государства могут также создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции, информируя Генерального секретаря ООН об их месторасположении и целях размещения. Станции должны располагаться таким образом, чтобы не мешать свободному доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы Луны. Размещение

на поверхности  Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, станций, сооружений не создает права собственности на поверхность или недра Луны.

     Ряд норм международного космического права  регулирует вопрос о возвращении космических объектов. Договор 1967 г. о космосе устанавливает правило, согласно которому, если такие объекты или их составные части по возвращении на Землю обнаружены за пределами государства — участника Договора, занесшего их в свой регистр, то они должны быть возвращены данному государству.7 Более детально этот вопрос решен в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. Каждое государство, которое получает сведения или обнаруживает, что космический объект или его составные части при возвращении на Землю оказались на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в открытом море, или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, обязано информировать власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН. По просьбе властей, осуществивших запуск, государство, на территории которого обнаружен космический объект, принимает меры для спасения этого объекта и его возвращения. Власти, осуществившие запуск, обязаны принять эффективные меры для устранения возможной опасности причинения вреда и в том случае, если государство, обнаружившее космический объект на своей территории или в каком-либо другом месте, имеет основания считать этот объект опасным или вредным по своим характеристикам. Термин "власти, осуществившие запуск" относится как к ответственным за запуск государствам, так и к международным межправительственным организациям.8

Информация о работе Правовой статус космонавтов и космических объектов