Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:29, курсовая работа
В последнее время освоение космоса, космические полеты и туризм, сложнейшие технические операции в космическом пространстве стали настолько привычными и неотрывными от понятий прогресса и развития науки, что уже практически невозможно представить сегодняшнюю жизнь без этой сферы деятельности.
И, безусловно, неразрывно с научным и техническим исследованием космоса идет правовая, юридическая разработка вопросов, касающихся деятельности государств и их граждан в безграничном вселенском пространстве.
Введение.
Глава 1. «Правовое положение космического пространства»
1.1 Понятие космического пространства и его правовое регулирование
1.2 Основные принципы использования космического пространства
1.3 Права и обязанности государств при исследовании и использовании космического пространства и небесных тел
1.4 Делимитация воздушного и космического пространства
1.5 Правовой режим небесных тел и геостационарной орбиты
Глава 2. «Правовой статус космических объектов»
2.1 Понятие космических объектов
2.2 Регистрация космических объектов
2.3 Спасание и возвращение космических объектов
Заключение
Библиография
В большинстве
случаев отраслевые принципы, так
же как и основные принципы международного
космического права являются договорными.
В основании
этих принципов в соответствии с Договором
о космосе 1967 года лежат основные права
и обязанности государств при исследовании
и использовании космоса, которые будут
рассмотрены далее.
1.3 Права
и обязанности государств при
исследовании и использовании
космического пространства и небесных
тел
Помимо
того, что все государства обязаны
уважать основные элементы международно-правового
режима космического пространства и
небесных тел, договоры и резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН
К основным
правам относятся:
·
каждое государство, независимо от степени
его экономического или научного
развития, имеет право осуществлять
исследование и использование космоса
и небесных тел без какой-либо дискриминации
на основе равенства, при свободном доступе
во все районы небесных тел;
·
свободно осуществлять в космическом
пространстве и на небесных телах
научные исследования;
·
если государства осуществляют исследование
и использование космоса и
небесных тел, они должны делать это
на благо и в интересах всех
стран исходя из того, что исследование
и использование космоса «
·
государства имеют право использовать
для научных исследований или каких-либо
иных мирных целей на Луне и других небесных
телах военный персонал и любое оборудование
или средства;
·
сохранять юрисдикцию и контроль
за запущенными космическими объектами
и их экипажами, а также право собственности
в отношении космических объектов вне
зависимости от их местонахождения;
·
запрашивать проведение консультаций
с государством, планирующим деятельность
или эксперимент в космосе, когда
есть основания полагать, что они создадут
потенциально вредные помехи деятельности
других государств по мирному использованию
и исследованию космоса;
·
обращаться с просьбами о предоставлении
возможности для наблюдения за полетом
своих космических объектов (с
целью заключения соглашений о размещении
на территориях других государств станций
слежения);
·
право посещать (на основе взаимности
и после заблаговременного
·
государства имеют право
·
за государствами сохраняется
·
государства имеют право
·
государства имеют право
·
государства имеют право
Помимо
прав государства несут определенные
обязанности, а именно:
·
государства должны содействовать
международному сотрудничеству в научных
исследованиях космоса и
·
государства обязаны
·
государства обязаны
·
государства обязаны немедленно
информировать другие государства
и Генерального секретаря ООН
об установленных явлениях, которые могли
бы быть опасны для космонавтов;
·
государства несут
·
государства обязаны заносить данные
о запущенных космических объектах в национальные
регистры и сообщать Генеральному секретарю
ООН данные для ведения международного
реестра;
·
государства обязаны возвращать
обнаруженные космические объекты
государству регистрации;
·
при исследовании и использовании космоса
государства должны избегать его вредного
загрязнения и неблагоприятных изменений
Земной среды вследствие доставки внеземного
вещества;
·
при осуществлении космической
деятельности государства обязаны
особо учитывать потребности развивающихся
стран.
1.4 Делимитация
воздушного и космического
Между
правовыми режимами воздушного и
космического пространства имеются
существенные различия.
Воздушное
пространство делится на национальное
и международное, а космическое пространство
неделимо и на всем его протяжении находится
в общем пользовании.
В космосе
и на небесных телах запрещено
размещать ядерное оружие и другие
виды оружия массового уничтожения,
а для воздушного пространства такого
ограничения не установлено.
государства
не обязаны исследовать и
Государства
не несут материальную ответственность
за ущерб, причиненный воздушными судами,
которые принадлежат самостоятельным,
юридическим лицам, но несут материальную
ответственность за всю национальную
космическую деятельность.
Не учреждено
единого международного реестра
для воздушных судов.
Государства
не имеют права осуществлять дистанционное
зондирование территорий иностранных
государств из их воздушного пространства
без особых на то соглашений.
При осуществлении
авиационной деятельности государства
не обязаны особо учитывать
Эти и
другие различия ставят на повестку дня
вопрос об установлении верхней границы
воздушного пространства и нижней границы
космического пространства.
Как было
отмечено выше, естественной границы
между воздушным пространством
и космосом не существует. Отсутствие
границы между воздухом и космосом
затрудняет контроль государств за неприкосновенностью
своих суверенных прав на национальную
территорию, частью которой является воздушное
пространство. Генеральная Ассамблея
ООН в резолюции 2222 (ХХI) от 19 декабря 1966
г поручила Комитету ООН по космосу начать
изучение вопросов относительно определения
понятия космического пространства.
В процессе
обсуждения этого вопроса в Комитете
ООН по космосу и в доктрине
преобладают в основном два подхода
— высотный и функциональный.
Согласно
первому, необходимо установить условную
договорную границу между двумя пространствами.
Согласно
второму, в этом нет необходимости,
а различать авиационную и
космическую деятельность можно
в зависимости от назначения (функций)
летательного аппарата.
Слабость
второго подхода заключается в том, что
научно-технический прогресс приводит
к созданию гибридных летательных аппаратов,
способных перемещаться и маневрировать
как в воздухе, так и в космосе. И это может
затруднить определение правомерности
и противоправности использования соответствующего
в летательного аппарата. Это уже породило
концепцию об относительности принципа
государственного суверенитета на воздушное
пространство над его территорией, а также
привело к разработке теорий о едином
воздушно-космическом праве.
В 1979 году
СССР внес в Комитет ООН по космосу
рабочий документ, озаглавленный
«Проект основных положений резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН по
вопросу разграничения
В 1983 году
делегация СССР в Юридическом
подкомитете Комитета ООН по космосу
уточнила предложения 1979 года, указан,
что при пролете через
Этот
вопрос остается в повестке дня Комитета
ООН по космосу и в настоящее
время[12].
1.5 Правовой
режим небесных тел и
Особое
значение имеет часть космического
пространства, известная как геостационарная
орбита (ГСО). ГСО представляет собой пространственное
кольцо на высоте около 36 тыс. км в плоскости
земного экватора. Запущенный в это пространство
спутник совершает обороты с угловой скоростью,
равной угловой скорости вращения Земли
вокруг своей оси. В результате этого феномена
спутник постоянно находится в практически
неподвижном состоянии относительно поверхности
Земли, как бы зависая над определенной
точкой. Это создает оптимальные условия
для некоторых видов практического использования
спутников (например, для осуществления
непосредственного телевизионного вещания).
Это требует
учета трех моментов. Во-первых, спутник,
находящийся на геостационарной
орбите, постоянно остается неподвижным
относительно определенной точки на
земном экваторе (как бы зависает над поверхностью
Земли); во-вторых, это явление полезно
для размещения на ГСО спутников связи
и, в частности, спутников систем непосредственного
телевизионного вещания (сигнал с такого
спутника не требует следящей приемной
антенны на Земле и может быть принят на
стационарную антенну, в том числе и на
бытовую); в-третьих, в геостационарном
пространстве можно разместить лишь ограниченное
количество спутников, поскольку при нахождении
друг от друга на слишком близком расстоянии
их радиоаппаратура будет создавать взаимные
помехи.
Все это
явилось причиной того, что в 1976 году
на совещании экваториальных стран
(через территории которых проходит
земной экватор) в Боготе (Колумбия)
была подписана декларация, в которой
Колумбия, Конго, Эквадор, Индонезия, Кения,
Уганда и Заир заявили свои претензии
на сегменты ГСО, соответствующие их территориям
по экватору.
Эти притязания
были отвергнуты как противоречащие
принципу неприсвоения любых частей
космоса. Декларация не получила поддержки
других государств, поэтому экваториальным
странам позднее пришлось несколько
изменить свои позиции в отношении
этого вопроса. В 1984 году Кенией, Колумбией,
Индонезией и Эквадором в Комитет ООН
по космосу был представлен проект, в котором
говорится уже не об их суверенитете над
соответствующими сегментами ГСО, а о
некоторых преференциальных правах, сходных
с правами в исключительных экономических
зонах в морском праве, об установлении
для этого уникального района космического
пространства режима sui generis (особого рода),
обеспечивающего его рациональное использование
на благо всего человечества.
Информация о работе Правовое положение космического пространства и космических объектов