Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка
Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.
30. Система органов внешних сношений.
Дипломатическая деят-ть гос-в реализуется через систему органов внешних сношений. Различают внутригос-ные и зарубежные органы внешних сношений.
К внутригос-ным органам внешних сношений относятся глава гос-ва, парламент, правительство, министерство иностранных дел, др. ведомства и службы, в ф-ции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.
Президент РФ в соответствии с Конституцией России и ФЗ определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ, как глава гос-ва представляет РФ внутри страны и в межд-ных отношениях. Президент РФ: осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает межд-ные дог-ры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей в другие гос-ва и межд-ные организации; присваивает высшие дипломатические ранги.
Гос-ная Дума принимает законы, в том числе о ратификации и денонсации межд-ных дог-ров РФ, о вступлении РФ в межгос-ные союзы и организации и др. Совет Федерации решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами ее тер-рии, рассматривает законы о ратификации и денонсации межд-ных дог-ров РФ.
Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики гос-ва, принимает решения о проведении переговоров и заключении межправительственных и межведомственных дог-ров.
Министерство
иностранных дел РФ: разрабатывает
общую стратегию внешней
К органам внешних сношений РФ относятся: Гос-ный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная служба и др.
Зарубежными органами
внешних сношений являются дипломатические
и консульские
31. 32. Дипломатическое представительство: понятие, порядок создания, виды, ф-ции.
Дипломатическое представительство — это орган аккредитующего гос-ва, учрежденный на тер-рии гос-ва пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними. Учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению, выраженному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, достижением договоренности об установлении дипломатических отношений.
Межд-ным правом установлены следующие виды дипломатических представительств:
1) посольства — представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана —- нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются гос-ва Британского Содружества;
2) миссии —
представительства,
3) иные официальные
представительства, имеющие
Все дипломатические
представительства имеют
Штат дипломатического представительства состоит из главы представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала.
Члены дипломатического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с существующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы (послы, посланники, советники). Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатическому персоналу относятся торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги. Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей и др. К обслуживающему персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы, повара и т. д.
Главы представительств гос-в делятся на три класса: а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах гос-в; б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах гос-в; в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.
Класс главы дипломатического представительства определяется соглашением заинтересованных гос-в. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми межд-ными правилами и национальным закон-вом аккредитующей страны. Стадии назначения главы представительства: 1) запрос агремана — согласия гос-ва пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатического представительства; 2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы представительства; 3) вручение верительных грамот - документа, удостоверяющего официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитующего в этом качестве в государстве пребывания. Верительные грамоты подписываются главой аккредитующего гос-ва и адресуются главе гос-ва, принимающего дипломатического представителя.
Аккредитующее гос-во может назначить главу представительства в одно или несколько гос-в, если не заявлено возражений со стороны любого из этих гос-в.
Члены дипломатического
персонала назначаются
Функции дипломатического представительства: а) представительство аккредитующего гос-ва в гос-ве пребывания; б) защита в гос-ве пребывания интересов аккредитующего гос-ва и его граждан в пределах, допускаемых межд-ным правом; в) ведение переговоров с правительством гос-ва пребывания; г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в гос-ве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего гос-ва; д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим гос-вом и гос-вом пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.
К основным задачам и ф-циям Посольства, наряду с названными в Конвенции, отнесены: обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса РФ в гос-ве пребывания; осуществление контроля за выполнением дог-ров в части отношений РФ с гос-вом пребывания; осуществление необходимых мер по обеспечению безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей.
Заключаемые гос-вом
дог-ры и национальное закон-во могут
содержать нормы, относящиеся к
ф-циям дипломатических
33. 34 Консульское учреждение: понятие, порядок создания, виды, ф-ции.
Консульские учреждения - зарубежные представительства, которые функционируют не в масштабах всего гос-ва пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению.
Консульские отношения
возникают с установлением
Консульские ф-ции выполняются специальными консульскими учреждениями, и дипломатическими представительствами, в составе которых создаются консульские отделы.
Предусмотрены 4 вида консульских учреждений: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. В консульских отношениях РФ наиболее распространены генеральные консульства. В различных регионах России ф-ционируют генеральные консульства: в Санкт-Петербурге — США, ФРГ, Великобритании, Финляндии, ЮАР, КНР, Японии, Болгарии, Кубы, Эстонии, Франции и др.; в Пскове — Латвии; в Астрахани — Ирана; в Екатеринбурге — США и Великобритании; в Тюмени — Украины; в Новосибирске — ФРГ; в Иркутске — Монголии; в Хабаровске — КНР; во Владивостоке — США, Японии и т. д.
В составе посольств иностранных гос-в в Москве работают консульские отделы.
Порядок формирования. Консулы назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. Назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях — консульский патент. Консульский патент выдается главой гос-ва, главой правительства или министром иностранных дел представляемого гос-ва. В РФ выдача консульского патента производится МИД РФ.
Страна, принимающая
консула, выдает ему специальное
разрешение на исполнение обязанностей
консула — консульскую
Заведующий консульским отделом при дипломатическом представительстве не нуждается в получении консульского патента и консульской экзекватуры. Его назначение происходит в порядке, установленном для дипломатического персонала.
Штат консульских учреждений состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала.
Консульские ф-ции делятся на 2 категории:
1) аналогичные
или близкие ф-циям
2) выдача паспортов
гражданам представляемого гос-
оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого гос-ва, обеспечение надлежащего представительства своих граждан в судебных и иных учреждениях гос-ва пребывания;
оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом гос-ве, и их экипажам;
выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых ф-ций административного хар-ра.
Перечень ф-ций дополняется в двусторонних консульских конвенциях, в Консульском уставе СССР 1976 г:
- учет постоянно
проживающих и временно
- подготовка
материалов по вопросам
- действия —
в рамках законов гос-ва
35. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и консульских учреждений.
Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства:
Помещения представительства неприкосновенны. Власти гос-ва пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Помещения, имущество, средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.
Неприкосновенны архивы, док-ты, официальная корреспонденция представительства.
Гос-во пребывания
должно разрешать и охранять свободные
сношения для всех официальных целей.
Представительство может
Предусмотрены таможенные льготы для дипломатических представительств при ввозе в страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования представительств товаров с освобождением от таможенных платежей.
В отношении помещений представительства — как собственных, так и наемных — предусмотрено освобождение от налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.
Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой своего гос-ва на принадлежащих им помещениях и средствах передвижения.
Гос-во пребывания обязано принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Гос-во пребывания обязано обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с его ф-циями.
Привилегии и иммунитеты консульских учреждений. Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях. В РФ эти вопросы регламентируются также Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных гос-в на тер-рии СССР 1966 г.
Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Гос-ва пребывания могут вступать в помещения представительства в случае пожара или др. стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер зашиты.