Международное частное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка

Описание работы

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.

Работа содержит 1 файл

МП_Шпора (1).doc

— 631.00 Кб (Скачать)

 

30. Система  органов внешних сношений.

Дипломатическая деят-ть гос-в реализуется через систему органов внешних сношений. Различают внутригос-ные и зарубежные органы внешних сношений.

К внутригос-ным  органам внешних сношений относятся  глава гос-ва, парламент, правительство, министерство иностранных дел, др. ведомства  и службы, в ф-ции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.

Президент РФ в  соответствии с Конституцией России и ФЗ определяет основные направления  внутренней и внешней политики РФ, как глава гос-ва представляет РФ внутри страны и в межд-ных отношениях. Президент РФ: осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает межд-ные дог-ры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей в другие гос-ва и межд-ные организации; присваивает высшие дипломатические ранги.

Гос-ная Дума принимает законы, в том числе  о ратификации и денонсации межд-ных  дог-ров РФ, о вступлении РФ в межгос-ные союзы и организации и др. Совет Федерации решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами ее тер-рии, рассматривает законы о ратификации и денонсации межд-ных дог-ров РФ.

Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней  политики гос-ва, принимает решения о проведении переговоров и заключении межправительственных и межведомственных дог-ров.

Министерство  иностранных дел РФ: разрабатывает  общую стратегию внешней политики РФ и представляет предложения Президенту РФ; обеспечивает дипломатические и консульские сношения РФ с иностранными гос-вами, межд-ными организациями, представительство и защиту за рубежом интересов РФ, прав и интересов российских физ-ких и юр-ских лиц, ведение переговоров от имени РФ, разработку проектов межд-ных дог-ров РФ, наблюдение за выполнением дог-ров РФ и др.

К органам внешних  сношений РФ относятся: Гос-ный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная  служба и др.

Зарубежными органами внешних сношений являются дипломатические  и консульские представительства, торговые представительства, представительства гос-в при межд-ных организациях, делегации на межд-ных совещаниях и конференциях, специальные миссии.

 

31. 32. Дипломатическое представительство: понятие, порядок создания, виды, ф-ции.

Дипломатическое представительство — это орган аккредитующего гос-ва, учрежденный на тер-рии гос-ва пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними. Учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению, выраженному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, достижением договоренности об установлении дипломатических отношений.

Межд-ным правом установлены следующие виды дипломатических  представительств:

1) посольства  — представительства высшего  уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана —- нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются гос-ва Британского Содружества;

2) миссии —  представительства, возглавляемые  чрезвычайными и полномочными  посланниками;

3) иные официальные  представительства, имеющие специфический  статус (например, представительство  РФ по поддержанию контактов  с Ватиканом и соответствующее  представительство Ватикана в  России).

Все дипломатические  представительства имеют официальный  правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты.

Штат дипломатического представительства состоит из главы  представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала.

Члены дипломатического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с существующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы (послы, посланники, советники). Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатическому персоналу относятся торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги. Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей и др. К обслуживающему персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы, повара и т. д.

Главы представительств гос-в делятся на три класса: а) класс послов и нунциев, аккредитуемых  при главах гос-в; б) класс посланников  и интернунциев, аккредитуемых также при главах гос-в; в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Класс главы  дипломатического представительства  определяется соглашением заинтересованных гос-в. Назначение главы представительства  осуществляется в соответствии с общепринятыми межд-ными правилами и национальным закон-вом аккредитующей страны. Стадии назначения главы представительства: 1) запрос агремана — согласия гос-ва пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатического представительства; 2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы представительства; 3) вручение верительных грамот - документа, удостоверяющего официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитующего в этом качестве в государстве пребывания. Верительные грамоты подписываются главой аккредитующего гос-ва и адресуются главе гос-ва, принимающего дипломатического представителя.

Аккредитующее гос-во может назначить главу  представительства в одно или  несколько гос-в, если не заявлено возражений со стороны любого из этих гос-в.

Члены дипломатического персонала назначаются аккредитующим  гос-вом без предварительного запроса. Назначение производится ведомством иностранных  дел. Государство пребывания может  предложить, чтобы имена военных, морских или авиационных атташе заранее сообщались на его одобрение. Действующее в РФ правило предусматривает обязательное согласие на назначение того или иного лица в качестве военного атташе.

Функции дипломатического представительства: а) представительство аккредитующего гос-ва в гос-ве пребывания; б) защита в гос-ве пребывания интересов аккредитующего гос-ва и его граждан в пределах, допускаемых межд-ным правом; в) ведение переговоров с правительством гос-ва пребывания; г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в гос-ве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего гос-ва; д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим гос-вом и гос-вом пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.

 

К основным задачам  и ф-циям Посольства, наряду с названными в Конвенции, отнесены: обеспечение  национальных интересов, реализация внешнеполитического  курса РФ в гос-ве пребывания; осуществление  контроля за выполнением дог-ров  в части отношений РФ с гос-вом пребывания; осуществление необходимых мер по обеспечению безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей.

Заключаемые гос-вом  дог-ры и национальное закон-во могут  содержать нормы, относящиеся к  ф-циям дипломатических представительств, а также консульских учреждений. Дог-ры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предусматривают использование дипломатических представительств или консульских учреждений для выполнения по поручению компетентных органов аккредитующего гос--ва такого процессуального действия, как допрос собственных граждан в гос-ве пребывания.

 

33. 34 Консульское учреждение: понятие, порядок создания, виды, ф-ции.

Консульские учреждения - зарубежные представительства, которые  функционируют не в масштабах всего гос-ва пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению.

Консульские отношения  возникают с установлением дипломатических  отношений, а при их отсутствии на основе специального соглашения заинтересованных гос-в. Согласие гос-ва пребывания необходимо для открытия консульского учреждения.

Консульские ф-ции  выполняются специальными консульскими учреждениями, и дипломатическими представительствами, в составе которых создаются  консульские отделы.

Предусмотрены 4 вида консульских учреждений: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. В консульских отношениях РФ наиболее распространены генеральные консульства. В различных регионах России ф-ционируют генеральные консульства: в Санкт-Петербурге — США, ФРГ, Великобритании, Финляндии, ЮАР, КНР, Японии, Болгарии, Кубы, Эстонии, Франции и др.; в Пскове — Латвии; в Астрахани — Ирана; в Екатеринбурге — США и Великобритании; в Тюмени — Украины; в Новосибирске — ФРГ; в Иркутске — Монголии; в Хабаровске — КНР; во Владивостоке — США, Японии и т. д.

В составе посольств  иностранных гос-в в Москве работают консульские отделы.

Порядок формирования. Консулы назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. Назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях — консульский патент. Консульский патент выдается главой гос-ва, главой правительства или министром иностранных дел представляемого гос-ва. В РФ выдача консульского патента производится МИД РФ.

Страна, принимающая  консула, выдает ему специальное  разрешение на исполнение обязанностей консула — консульскую экзекватуру. С момента ее получения начинается деят-ть консула.

Заведующий консульским  отделом при дипломатическом  представительстве не нуждается в получении консульского патента и консульской экзекватуры. Его назначение происходит в порядке, установленном для дипломатического персонала.

Штат консульских  учреждений состоит из консульских  должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала.

Консульские ф-ции  делятся на 2 категории:

1) аналогичные  или близкие ф-циям дипломатических  представительств (имеются различия  в масштабах деят-ти) - это защита  интересов представляемого гос-ва, его граждан и юр-ских лиц;  содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между гос-вами; выяснение всеми законными путями условий и событий в гос-ве пребывания — и сообщение о них своему правительству.

2) выдача паспортов  гражданам представляемого гос-ва  и виз (иных документов) лицам, выезжающим в представляемое гос-во;

оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого гос-ва, обеспечение  надлежащего представительства  своих граждан в судебных и  иных учреждениях гос-ва пребывания;

оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом гос-ве, и их экипажам;

выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых ф-ций  административного хар-ра.

Перечень ф-ций  дополняется в двусторонних консульских  конвенциях, в Консульском уставе СССР 1976 г:

- учет постоянно  проживающих и временно находящихся  в консульском округе граждан  РФ, включая их воинский учет;

- подготовка  материалов по вопросам гражданства;

- действия —  в рамках законов гос-ва пребывания  и консульских конвенций — в отношении граждан, находящихся под арестом, задержанных, лишенных свободы в иной форме или отбывающих наказание.

 

35. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и консульских учреждений.

Привилегии и  иммунитеты дипломатического представительства:

Помещения представительства  неприкосновенны. Власти гос-ва пребывания не могут вступать в эти помещения  без согласия главы представительства. Помещения, имущество, средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.

Неприкосновенны архивы, док-ты, официальная корреспонденция  представительства.

Гос-во пребывания должно разрешать и охранять свободные  сношения для всех официальных целей. Представительство может использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необходимо согласие гос-ва пребывания.

Предусмотрены таможенные льготы для дипломатических  представительств при ввозе в страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования представительств товаров с освобождением от таможенных платежей.

В отношении  помещений представительства —  как собственных, так и наемных  — предусмотрено освобождение от налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Представительству и его главе принадлежит право  пользоваться флагом и эмблемой своего гос-ва на принадлежащих им помещениях и средствах передвижения.

Гос-во пребывания обязано принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Гос-во пребывания обязано обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с его ф-циями.

Привилегии и  иммунитеты консульских учреждений. Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях. В РФ эти вопросы регламентируются также Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных гос-в на тер-рии СССР 1966 г.

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Гос-ва пребывания могут вступать в помещения представительства в случае пожара или др. стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер зашиты.

Информация о работе Международное частное право