Международное частное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка

Описание работы

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.

Работа содержит 1 файл

МП_Шпора (1).doc

— 631.00 Кб (Скачать)

В межгос-ных  отношениях и в дог-рах стран  СНГ используется особый термин "внешние  гос-ные границы гос-в — участников СНГ", которым обозначаются границы  этих гос-в с не принадлежащими к  Содружеству гос-вами.

 

51. Режим  границы. Пограничный режим.

Режим гос-ной  границы определяется совокупностью  межд-но-правовых и внутригос-ных  норм и включает:

1. Содержание  гос-ной границы, порядок сохранения  и поддержания в надлежащем  состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения  их контрольных осмотров, проверок прохождения гос-ной границы.

Гос-ва обязаны  содержать гос-ную границу в  таком состоянии, чтобы ее прохождение  было ясным и видимым, а пограничные  знаки и пограничные просеки  соответствовали требованиям демаркационных документов. Обязанности по уходу распределяются между сопредельными гос-вами. Устанавливаются сроки совместных осмотров. В случае повреждения или утраты немедленно принимаются меры по восстановлению.

2. Пересечение  (переход переезд, перелет) гос-ной  границы лицами и ТС и перемещение через нее товаров, грузов и животных:

- только в  пунктах перехода (пересечения) границы,  открытых для межд-ного и двустороннего  движения;

- при соблюдении  порядка следования от гос-ной  границы до пунктов пропуска  через гос-ную границу и в обратном направлении. Не допускаются высадка людей, выгрузка товаров, грузов, животных или прием их на ТС.

- иностранными  невоенными судами и военными  кораблями заходящими в тер-риальное  море с целью осущ-ния права  мирного прохода;

- воздушными  судами через специальные коридоры полета, либо вне выделенных коридоров с разрешения компетентных органов соответствующего гос-ва.

Не является нарушением правил вынужденное пересечение  гос-ной границы в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых условий, угрожающих безопасности судна, либо в целях буксировки поврежденных судов, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам и т.д.

- осущ-тся в  определенном порядке и месте,  которые также устанавливаются межд-ными дог-рами и внутригос-ными правилами.

3. Пропуск лиц,  ТС, товаров, грузов и животных: через гос-ную границу предполагает  осуществление пограничного контроля: таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и др. видов.

Пропуск осущ-тся  в пунктах пропуска через гос-ную  границу и заключается в признании  законности пересечения гос-ной  границы. Основание для пропуска - наличие действительных док-тов  на право въезда (или выезда), док-тов  на ТС, грузы, товары и животных.

Док-ты, дающие право  на въезд для иностранных граждан: паспорт и виза (м.б. доп. требования); для иностранных гражданин, которым  разрешен въезд в РФ для постоянного  проживания: иммиграционная виза; для  временного пребывания — неиммиграционная виза. М.б. упрощенный порядок въезда на тер-рию гос-ва, включая безвизовый въезд.

Граждане гос-в  СНГ имеют право въезжать, выезжать и передвигаться по тер-рии его  участников без виз при наличии  док-тов, удостоверяющих их личность или  подтверждающих их гражданство. Безвизовый порядок въезда, выезда и пребывания на тер-рии одного гос-ва предусматривается для граждан др. гос-ва, обладающих дипломатическими или служебными паспортами, а также паспортом моряка.

4. Ведение на  гос-ной границе хозяйственной, промысловой и иной деят-ти (охота, рыболовство, лесное, сельское или горное дело и т. д.) вблизи границы не должна причинять ущерб тер-рии сопредельного гос-ва, наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности, создавать помехи обеспечению сохранности гос-ной границы.

По обе стороны  гос-ной границы могут оставаться полосы (до 20 м), в которых хозяйственная  деят-ть запрещается или допускается  в искл. случаях. Гос-ва могут договориться о запрещении на отдельных участках гос-ной границы определенных видов работ и промысла.

5. Лица, воздушные  суда, морские и речные суда, др. ТС, пересекающие гос-ную границу  в нарушение правил, признаются  нарушителями границы и должны  нести ответ-ть. Они м.б. привлечены  к уголовной или админ-ной ответ-ти либо переданы властям гос-ва, с тер-рии которого они пересекли границу, либо выдворены.

Решают такие  вопросы пограничные представители (пограничные комиссары, пограничные  уполномоченные) и их заместители. Они  принимают меры для предотвращения нарушения режима гос-ной границы. Они обязаны провести расследование и принять надлежащие меры в случае обстрела через границу или совершения насильственных действий в отношении лиц, находящихся на тер-рии др. гос-ва, убийства, ранения или иного нанесения вреда здоровью граждан в результате действия через границу, незаконного перехода (пересечения) границы и др. нарушений режима границы.

Решения, принятые пограничными представителями вступают в силу с момента подписания протокола.

РФ сотрудничает с иностранными гос-вами в сфере защиты гос-ной границы (охрана гос-ных границ, формирование и статус пограничных войск, обеспечение их деят-ти).

Пограничный режим - особый правовой статус прилегающей  к гос-ной границе тер-рии гос-ва. Определяется законами и иными правовыми актами гос-ва.

Пограничный режим  устанавливается в пограничной  зоне, в тер-риальном море, а также  на определенных участках внутренних вод РФ, если они имеют выход  к Гос-нной границе.

Пограничной зоной  РФ является полоса местности шириной  до 5 км вдоль Гос-ной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов, а также острова на указанных водоемах.

Пограничный режим  включает правила:

а) въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и ТС в пограничной зоне, которые осуществляются по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным пропускам, выдаваемым органами и войсками Федеральной пограничной службы России. Устанавливаются место и время въезда и выезда из пограничной зоны, маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания ТС. Право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пограничной зоне м.б. ограничено;

б) хозяйственной, промысловой и иной деят-ти, проведения массовых общественно-политических, культурных и др. мероприятий в пограничной зоне. Конкретные работы и мероприятия в пограничной зоне проводятся с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы;

в) учета, содержания и использования российских маломерных судов и средств передвижения по льду. Российские маломерные самоходные и несамоходные суда и средства передвижения по льду подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования;

г) ведения промысловой, исследовательской, изыскательской деят-ти в тер-риальном море и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Эта деят-ть осуществляется с уведомлением органов и войск Федеральной пограничной службы, а во внутренних и пограничных водах — с их разрешения.

Защита и охрана гос-ной границы осущ-тся в соответствии с национальным закон-вом гос-ва и межд-ными дог-рами.

Защита Гос-ной  границы РФ - согласованная деят-ть федеральных органов гос-ной власти, органов гос-ной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления по осуществлению политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, оперативно-розыскных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических и иных мер. В этой деят-ти могут участвовать организации и граждане.

Охрана Гос-ной  границы РФ осущ-тся: органами и войсками Федеральной пограничной службы в пределах приграничной тер-рии; Вооруженными Силами РФ — в воздушном пространстве и в подводной среде и др.

Головной федеральный  орган исполнительной власти в сфере  защиты Гос-ной границы РФ - Федеральная пограничная служба РФ.

 

52. Внутренние  морские воды: состав, правовой режим.

- водное пространство, расположенное между береговой  линией и теми исходными линиями,  от которых отсчитывается ширина  тер-риального моря. Они являются  частью тер-рии гос-ва и на них распространяется его суверенитет. Гос-во устанавливает границы своих внутренних морских вод с учетом правил Конвенции ООН по морскому праву и др. норм межд-ного права. К внутренним морским водам относятся:

1. Воды портов  до линии, соединяющей наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.

2. Воды заливов,  бухт, губ, лиманов, берега которых  принадлежат данному гос-ву до  линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль. Если линия входа в залив (бухту, губу, лиман) превышает 24 мили, то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива. Углубление не признается заливом, если его площадь не равна и не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.

3. Воды заливов,  бухт, губ, лиманов, морей и  проливов, исторически принадлежащих  данному гос-ву, независимо от  ширины линии естественного входа  (заливы Петра Великого в России). К внутренним морским водам определенного гос-ва они относятся т.к. традиционно в силу географических особенностей, а также экономической и оборонной значимости принадлежали данному гос-ву (обычная норма).

Правовой статус морей, побережье которых принадлежит двум или нескольким гос-вам, должен определяться по соглашению между прибрежными гос-вами.

4. Воды, расположенные  в сторону берега от прямых  исходных линий, принятых для  отсчета ширины тер-риального  моря, когда побережье глубоко  изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов. Прямые исходные линии должны быть обозначены на картах и доведены до сведения других гос-в.

Правовой режим - совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания в них  и выхода из них. Он устанавливается  внутригос-ным закон-вом и межд-но-правовыми актами.

Правовой режим  внутренних морских вод России определяется Законом о Гос-ной границе РФ, Правилами плавания и пребывания в тер-риальных водах СССР, внутренних водах и портах СССР иностранных  военных кораблей, Таможенным кодексом РФ, Водным кодексом и ведомственными актами.

Правила, которые  применяются во внутренних водах, прибрежные гос-ва обязаны доводить до всеобщего  сведения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочниках.

Иностранные суда заходят во внутренние воды и порты гос-ва по разрешению. Иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты. Перечень открытых портов определяется прибрежным гос-вом по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в Извещениях мореплавателям. По российскому закон-ву иностранные невоенные суда могут заходить в порты (на рейды) РФ, открытые для захода таких судов. Следуя в порт, они обязаны информировать о времени своего прибытия (открытые порты в России: Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск и др.)

Военные корабли  иностранных гос-в могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежного гос-ва либо по его приглашению. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают  уведомительный порядок захода военных судов. Не требуется разрешения на заход во внутренние воды и порты иностранных военных кораблей, если на их борту находятся главы гос-в или правительств.

Без разрешения осуществляется вынужденный заход  иностранных военных судов, вызванный  чрезвычайными обстоятельствами, — несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, достав¬ка спасенных людей и др.

Прибрежные гос-ва предусматривают особый порядок, ограничение  или запрещение входа судов с  ядерными установками, а также кораблей с ядерным оружием на борту.

Все суда, прибывающие  в порт, подлежат пограничному, санитарному  и таможенному досмотру.

Военные корабли  освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Однако выгрузка или перегрузка грузов осуществляется под наблюдением органов таможенного контроля. Грузы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошлинами.

Прибрежное гос-во не может взимать плату с судов  за их заход и пребывание в порту. Плата взимается только за оказанные  услуги (ледокольная или лоцманская проводка, ремонтные работы), пользование сооружениями (причалами, маяками, складами), техническими средствами (ТС, кранами, буксирами).

Во внутренних водах исследовательская деят-ть, рыболовство или иной промысел иностранными судами осуществляется на основе специальных межд-ных соглашений или с разрешения органов прибрежного гос-ва.

На иностранные  невоенные суда, находящиеся во внутренних водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежного гос-ва. Уголовная  юрисдикция: компетентные органы прибрежного гос-ва вправе проводить расследование и рассматривать дела о преступлениях, совершенных на борту судна, если правонарушение посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного гос-ва; если последствия правонарушения распространяются на его тер-рию; если имеется просьба капитана судна или консула гос-ва, под флагом которого плавает судно, об оказании помощи; если преследование необходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Власти прибрежного  гос-ва вправе провести расследование, обыск, арест и рассмотреть дело в суде. О необходимости осуществления указанных мер извещается консул страны флага судна. Гражданская юрисдикция: право судебных органов прибрежного гос-ва рассматривать имущественные иски в отношении иностранных судов, в том числе в случаях загрязнения внутренних вод, и выносить по ним решения. На судно может быть наложен арест. Капитан судна и члены экипажа м.б. также привлечены к ответ-ти. Иммунитетом от юрисдикции прибрежного гос-ва пользуются гос-ные некоммерческие и военные суда.

Информация о работе Международное частное право