Международное частное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка

Описание работы

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.

Работа содержит 1 файл

МП_Шпора (1).doc

— 631.00 Кб (Скачать)

К процедуре  судебного разбирательства —  в зависимости от компетенции  и статуса судебного учреждения —- могут обращаться гос-ва, межд-ные  межправительственные организации, юр-ские лица, межд-ные неправительственные организации, индивиды, группы лиц.

 

26. Внутригос-ый  механизм реализации межд-го права:  общая хар-ка.

Внутригос-ый механизм реализации межд-го права — это  деят-ть субъектов этих отношений  в соответствии с нормами межд-ного права, т. е. деятельность, регулируемая нормами межд-ного права.

Совокупность  внутригос-ных правовых актов (нормативных  и иных), обеспечивающих соответствие деят-ти субъектов внутригос-ных  отношений требованиям норм, представляет собой внутригос-ный нормативный механизм реализации (ее правовую базу).

Правовые акты, обеспечивающие реализацию межд-ного права на тер-рии гос-ва:

1) Акты общего  характера. Они применимы ко  всем межд-но-правовым нормам  и м.б. приняты до или после  заключения конкретного дог-ра.

В них: а) закрепляются основополагающие правила, относящиеся к реализации межд-ного права, определяется место межд-ного права во внутригос-ной правовой системе; б) подтверждается непосредственное действие норм межд-ного права — самостоятельное или совместное с внутригос-ными нормами; в) предусматривается, что в случае закрепления межд-ным дог-ром правил иных, чем в российском закон-ве, по одному и тому же вопросу, должны применяться правила международного договора; г) содержатся обязанности, адресованные гос-ным органам, принимать меры, необходимые для выполнения норм межд-ного права; д) говорится об обязанности осуществлять контроль за исполнением межд-ных обязательств.

2) Правовые акты, принимаемые для обеспечения  реализации конкретного дог-ра. Они  могут приниматься как до, так и после вступления в силу дог-ра.

Внутригос-ное  правовое обеспечение позволяет  решить вопросы, которые неизбежно  возникнут или возникают в  процессе реализации. Это —- определение: а) комплекса работ (фактической  деят-ти), осуществление которых должно привести к тому социально значимому результату, который предполагается при заключении договора; б) необходимых мер, способствующих осуществлению указанных работ; в) субъектов осуществления работ; г) мер контроля за осущест¬влением необходимого комплекса работ; д) ответственности за нарушение, т. е. за неосуществление мер.

Контроль за реализацией норм межд-ного права  в сфере внутригос-ных отношений, а также применение соответствующих  мер за нарушения норм осуществляются органами гос-ва — министерствами, иными ведомствами, прокуратурой, правоохранительными органами исполнительной власти.

Внутригос-ный  организационно-правовой механизм реализации межд-ного права - структура органов, осуществляющих правовую деят-ть в  целях обеспечения реализации межд-ного права.

Правовая деят-ть представляет собой разработку и  принятие правовых актов. Ее осуществляют законодательные, исполнительные, контрольные  и правоохранительные органы гос-ва.

Федеральное Собрание РФ - законодательный орган, полномочия которого в сфере реализации межд-ного права — это разработка и принятие закон-льных актов: а) специальных, касающихся реализации межд-но-правовых норм либо отдельных дог-ров или отдельных норм; б) определяющих основы регулирования внутригос-ных отношений в РФ или регулирующих их определенные сферы, включая в них положения относительно реализации межд-ного права на тер-рии РФ.

На Федеральное  Собрание могут возлагаться функции  контроля и по его результатам  — принятия решения.

Президент РФ как  глава гос-ва определяет основные направления внутренней и внешней политики гос-ва, принимает меры, направленные на обеспечение выполнения межд-ных договоров. Его решения по вопросам внутренней и внешней политики облекаются в правовую форму — правовые акты. Президент принимает указы и распоряжения. Актами Президента создаются органы и утверждаются положения о них. Утверждаются федеральные целевые программы.

Президент может  принимать решения о прекращении  межд-ных дог-ров в соответствии с нормами межд-ного права и  ФЗ "О межд-ных дог-рах РФ".

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ. Оно осуществляет меры по обеспечению  реализации внешней политики РФ", в пределах своих полномочий обеспечивает выполнение обязательств по межд-ным  дог-рам, а также осуществляет контроль за их выполнением другими участниками.

Правительство издает постановления, имеющие нормативный  характер, и распоряжения — по оперативным  и текущим вопросам.

Правовые акты Правительства предусматривают  меры по созданию материальной базы реализации норм межд-ного права (финансирование, техническое, ресурсное обеспечение и т. д.).

Министерство  иностранных дел РФ (МИД России) является органом исполнительной власти. Оно осуществляет управление в сфере  отношений РФ с иностранными гос-ми и межд-ными организациями.

МИД России подготавливает предложения о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия межд-ных дог-ров и вносит их на рассмотрение Президента и Правительства, осуществляет наблюдение за выполнением межд-ных дог-ров РФ, участвует в подготовке предложений по приведению закон-ства РФ в соответствие с принятыми ею межд-ными обязательствами, обеспечивает участие РФ в деят-ти межд-ных организаций, конференций.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают выполнение обязательств и прав по дог-рам, а также наблюдают за выполнением обязательств другими гос-ми — участниками в пределах своих полномочий.

Они имеют право  заключать дог-ры с соответствующими органами других гос-в — межведомственные дог-ры. Они являются межд-ными договорами РФ.

Могут создаваться специальные гос-ные органы.

 

27.

 

28. Прекращение  действия межд-х дог-ров.

Вопрос о времени, условиях и порядке прекращения  дог-ра решается самими договаривающимися  сторонами и фиксируются в  дог-ре.

Срочные дог-ры прекращают свое действие по истечении указанного в них срока. Дог-р м.б. прекращен также: а) в связи с исполнением обязательств; б) с согласия всех договаривающихся гос-в (отмена); в) в связи с заключением нового дог-ра по тем же вопросам и между теми же гос-вами (замена). Прекращение дог-ра возможно посредством денонсации и аннулирования.

Денонсация —  это отказ гос-ва от дог-ра с предварительным  предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок  и условия прямо предусмотрены  дог-ром.

В дог-ре могут  определяться: а) срок, когда гос-во вправе заявить о денонсации; б) срок,  когда дог-р утрачивает силу для заявившего о денонсации гос-ва; в) условия или обстоятельства, при которых возможна денонсация; г) форма и содержание уведомления о денонсации.

Иногда право  гос-в на денонсацию ограничивается.

Аннулирование — это отказ гос-ва от дог-ра, когда  есть к тому достаточные, строго определенные нормами межд-ного права основания. Аннулирование, как и денонсация, представляет собой односторонний  отказ от дог-ра. При реализации права  на денонсацию дог-ра гос-во, за редким исключением, не обязано объяснять причины выхода из дог-ра. Поскольку обстоятельства, на которые гос-во может ссылаться как на основания для аннулирования дог-ра, заранее согласованы и закреплены нормами межд-ного права, гос-во при выходе посредством аннулирования должно указать эти обстоятельства (причины).

Венской конвенцией о праве межд-ных дог-ров предусмотрены  следующие обстоятельства — основания  аннулирования дог-ра: 1) существенное нарушение дог-ра другими участниками; 2) невозможность исполнения дог-ра (уничтожение его объекта); 3) коренное изменение обстоятельств.

Аннулирован при  наличии указанных "чрезвычайных" обстоятельств может быть любой  дог-р, в том числе тот, в котором  определены иные (нормальные) условия его прекращения (исполнение обязательств, истечение срока, денонсация и т. д.). Конкретные дог-ры в отличие от денонсации не устанавливают порядок аннулирования, если даже возможность аннулирования дог-ров допускается.

Приостановление дог-ра возможно: 1) в отношении всех участников с их согласия и после консультаций с гос-вами, которые выразили согласие на его обязательность, но для которых он не вступил в силу; 2) в отношении двух или нескольких участников многостороннего дог-ра — по соглашению между ними, если такая возможность предусмотрена дог-ром или вытекает из него; 3) в случае, если из последующего дог-ра вытекает намерение его участников приостановить предыдущий дог-р; 4) в случае существенного нарушения дог-ра.

Процедура признания  дог-ра недействительным, прекращения или приостановления его действия определена Венской конвенцией о праве межд-ных дог-ров.

Участник дог-ра, который ссылается на основание  для оспаривания действительности дог-ра, для прекращения дог-ра, выхода из него или приостановления его действия, должен уведомить других участников о своем намерении. В уведомлении должны быть указаны меры, которые предполагается принять в отношении дог-ра.

Если по истечении  определенного периода, который  должен составлять не менее трех месяцев  с момента получения уведомления, ни один участник не выскажет возражения, то направивший уведомление участник имеет право осуществить предусмотренные меры.

В случае возражения со стороны других гос-в все участники  дог-ра должны добиваться урегулирования с помощью средств, предназначенных для мирного разрешения споров (переговоры, добрые услуги, посредничество и др.).

Если урегулирование не достигнуто в течение 12 месяцев  после даты, когда было сформулировано возражение, то спор может быть передан  в Международный Суд или арбитраж. Это касается споров о признании дог-ра недействительным в связи с противоречием императивной норме общего характера (jus cogens). Спор о недействительности, прекращении или приостановлении по другим основаниям м.б. передан на рассмотрение согласительной комиссии.

Согласно ФЗ "О межд-ных дог-рах РФ" прекращение (в том числе денонсация) и приостановление  действия дог-ров осуществляются в  соответствии с условиями самого дог-ра и нормами межд-ного права  органом, принявшим решение о  согласии на его обязательность.

Действие дог-ра м.б. приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих безотлагательных мер, с обязательным информированием  Федерального Собрания и внесением  проекта соответствующего закона. Недействительность межд-х дог-ров.

Действительность — это правомерность дог-ра с точки зрения содержания и соблюдения правил заключения. Дог-р считается действительным, пока не доказано иное.

Основания, по которым  дог-р м.б. признан недействительным, предусмотрены в Венской конвенции  о праве межд-ных дог-ров.

Недействительность  может быть абсолютной, а дог-р  признан ничтожным, если: а) согласие гос-ва на его обязательность было выражено в результате применения силы или  угрозы силой в отношении гос-ва или его представителя;

б) дог-р противоречит императивной норме jus cogens (существующей или возникшей после заключения дог-ра).

Относительная недействительность делает дог-р оспоримым. Ее основаниями являются: а) явное  нарушение особо важной нормы  внутреннего права гос-ва, касающейся компетенции заключать дог-ры. Нарушение является явным, если оно очевидно для любого гос-ва; б) ошибка относительно факта или ситуации, которые существовали при заключении дог-ра и представляли собой основу для согласия на его обязательность, при этом гос-во не вправе ссылаться на ошибку как на основание для признания дог-ра недействительным, если оно своим поведением способствовало возникновению этой ошибки; в) обман со стороны другого участвующего в переговорах гос-ва; г) прямой или косвенный подкуп представителя одного гос-ва другим участвовавшим в переговорах гос-вом.

Все эти основания  свидетельствуют о наличии порока в согласии гос-ва на обязательность для него дог-ра.

Положения признанного  недействительным дог-ра не имеют юр-ской силы. Если на основе такого дог-ра были совершены определенные действия, то каждый участник вправе потребовать от другого участника восстановления, насколько это возможно, такого положения, которое существовало до совершения указанных действий. Действия, совершенные добросовестно до ссылки на недействительный дог-р, не считаются незаконными.

Если дог-р  признается недействительным в силу противоречия императивной норме jus cogens, то участники по возможности устраняют  последствия любого действия, совершенного на основании положения, противоречащего этой норме.

Если дог-р  становится недействительным вследствие возникновения новой нормы jus cogens, то гос-ва освобождаются от обязательств выполнять дог-р в дальнейшем.

 

29.П раво внешних сношений: понятие, источники, внутригос-ое закон-во по вопросам внешних сношений.

Право внешних  сношений — это отрасль межд-ного права, регулирующая отношения между  гос-вами, а также между гос-вами и др. субъектами межд-ного права  по поводу осуществления дипломатической  деят-ти.

Источниками права  внешних сношений являются Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях, 1963 г., Венская конвенция о представительстве гос-в в их отношениях с межд-ными организациями универсального характера 1975 г., другие межд-ные док-ты как универсального, так и локального характера.

Правовые акты РФ, регулирующие вопросы дипломатических  и консульских сношений с иностранными гос-вами: Конституцию РФ, ФЗ «О межд-ных  дог-рах РФ» от 15 июля 1995 г., регламенты палат Федерального Собрания, Положение о министерстве иностранных дел РФ 1995 г., Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных гос-в на тер-рии СССР 1966 г., Консульский устав 1976 г. и др. акты.

Информация о работе Международное частное право