Международное частное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка

Описание работы

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.

Работа содержит 1 файл

МП_Шпора (1).doc

— 631.00 Кб (Скачать)

Срок действия дог-ра. Дог-ры м.б. срочными, причем срок их действия фиксируется в договоре (5 лет, 10 лет, 20 лет и т. д.), и бессрочными, что либо прямо отмечается в дог-ре, либо вытекает из его содержания. В некоторых случаях действие дог-ра рассчитано на срок, необходимый для выполнения обязательств.

Гос-ва вправе продлить (пролонгировать) действия дог-ра. Продление  обычно оформляется специальным  соглашением.

Нередко предусматривается  возможность автоматического продления  действия дог-ра.

Если он автоматически  продлевается на последующий период для тех гос-в, которые не заявят о денонсации - такие дог-ры можно  назвать неопределенно-срочными.

 

 

 

22. Регистрация и опубликование межд-х дог-ров.

Официальное опубликование  заключенных межд-ных дог-ров  осуществляется как на гос-ном уровне, так и в рамках межд-ных организаций.

Вступившие в  силу для РФ межд-ные дог-ры, решения  о согласии на обязательность которых  приняты в форме ФЗ, официально публикуются в Собрании закон-ва РФ, а также в Бюллетене межд-ных дог-ров. Дог-ры межведомственного хар-ра публикуются в официальных изданиях этих органов.

Все межд-ные  дог-ры, зарегистрированные в Секретариате Организации Объединенных Наций, подлежат опубликованию в периодически издаваемом сборнике, именуемом "Treaty Series". В рамках Совета Европы издаются европейские конвенции — "European Treaty Series". Опубликование многосторонних дог-ров, принятых в Содружестве Независимых Гос-в, производится в официальном издании "Содружество. Информационный вестник Совета глав гос-в и Совета глав правительств СНГ".

Согласно ст. 102 Устава ООН межд-ные дог-ры, заключенные  членами Организации, должны быть зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы. Регистрация не влияет на юр-скую силу дог-ра; на дог-р, не зарегистрированный в указанном порядке, стороны не могут ссылаться в органах ООН.

 

23. Реализация  межд-го права: понятие, формы,  содержание процесса реализации.

Реализация —  это воплощение норм межд-ного права в поведении, деят-ти гос-в и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписаний. В официальных документах ООН, в различных изданиях получил распространение термин "имплементация".

Формы реализации:

Соблюдение. В такой форме реализуются нормы-запреты. Субъекты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами межд-ного права. В таких ситуациях пассивность субъектов свидетельствует о том, что нормы права реализуются.

Исполнение. Данная форма предполагает активную деят-ть субъектов по осуществлению норм. Исполнение хар-рно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями.

Использование. Осуществление предоставленных  возможностей, содержащихся в нормах межд-ного права. Решения об использовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно. В данной форме реализуются так называемые управомочивающие нормы. В отличие от первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения (действия либо воздержания от него).

Реализация - процесс, когда соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют  в согласии с ее положениями.                      

Процесс реализации международного права включает 2 вида деят-ти:

1) непосредственную  фактическую деят-ть (соответствующую требованиям норм) по достижению социально значимого результата. В результате такой деят-ти субъекты достигают определенного состояния, приобретения, сохранения или уничтожения предмета;

2) правовое и  организационное обеспечение фактической деят-ти - деятельность определенных органов с целью создания правовой базы для осуществления фактической деят-ти, соответствующей нормам межд-ного права в тех случаях, когда в этой деятельности необходимо "навести порядок", если обнаружится нарушение (несоответствие деятельности нормам или отказ от такой деятельности) либо угроза нарушения. Правовое и организационное обеспечение включает в себя правотворчество, контрольную и правоприменительную (правоохранительную) деят-ть и ее результатом является правовой акт — нормативный или иной.

Помимо правовой базы для реализации необходима структура  органов, ей соответствующая и ее создающая (организационно-правовой механизм, институционный механизм).

Реализация норм межд-ного права основывается на таких принципах, как суверенное равенство, невмешательство во внутренние дела, мирное урегулирование споров, сотрудничество гос-в. Особое значение для процесса реализации норм имеет принцип добросовестного выполнения межд-ных обязательств. Каждое гос-во обязано добросовестно осуществлять свою деят-ть.

Принцип обязателен не только во взаимоотношениях между  гос-вами, но распространяется на сферу  внутригос-ных отношений по реализации норм межд-ного права. Гос-ва должны обеспечить согласование их законов и практики с обязательствами по межд-ному праву. В коллизионных ситуациях применению подлежат нормы межд-ного права.

Механизм реализации норм межд-ного права - совокупность нормативных  и институционных (организационно-правовых) средств, используемых субъектами межд-ного права на межд-ном и национальном уровнях, с целью реализации норм.

Он включает совокупность правовых актов и структуру  органов, их принимающих.

Реализация в  правовом смысле — это правообеспечение (если еще точнее, правообеспечительное правотворчество и правообеспечительное нормотворчество).

 

24. Межд-й механизм реализации межд-го права: общая хар-ка.

Межд-ный механизм - комплекс средств и институтов, используемых гос-ми для обеспечения  реализации межд-но-правовых норм, состоящий  из двух компонентов — межд-ного правового механизма и межд-ного организационно-правового механизма.

Межд-ный правовой механизм реализации включает правообеспечительное нормотворчество, толкование, межд-ный  контроль, правоприменение.

Правообеспечительное  нормотворчество:

1) предварительное нормотворчество, предшествующее созданию основных норм, реализацию которых призвано обеспечить;

2) конкретизация,  осуществляемая или одновременно  с созданием первичных, основных  норм, или в процессе их реализации. Конкретизация необходима, чтобы учесть особенности определенных гос-в, их интересы.

Толкование - средство обеспечения реализации и может  осуществляться как в процессе нормотворчества, так и правоприменения.

Международный контроль. Главное в контрольной  деят-ти — установление фактических обстоятельств и их оценка с точки зрения соответствия требованиям норм права, т. е. проверка. Она осуществляется путем сопоставления информации о деят-ти гос-ва (или иных субъектов) либо путем сравнения деят-ти с требованиями норм права.

Правоприменение - основанная на нормах межд-ного права индивидуальная или коллективная деят-ть гос-в или иных субъектов по обеспечению реализации норм в конкретных ситуациях. Оно необходимо, когда происходят "сбои" нормального процесса реализации и требуются дополнительные усилия со стороны правоприменительных органов.

Правоприменительная деят-ть завершается принятием правоприменительного акта — решения по конкретному  делу (вопросу).

Правоприменительные акты — это акты, предусматривающие  меры обеспечения: меры содействия реализации и меры воздействия.

Межд-ный организационно-правовой (институционный) механизм реализации межд-ного права включает: гос-ва, организации  и органы (комитеты, комиссии, судебные органы). Они осуществляют свою деят-ть посредством переговоров, консультаций, встреч, конференций, рассмотрения вопросов в согласительных комиссиях, судебного разбирательства. Они представляют собой совокупность средств мирного разрешения споров (переговоры, обследование, посредничество, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам и соглашениям или иныме средства).

Гос-ва. Они используют переговоры, которые являются наиболее распространенной формой обсуждения и  решения межд-ных проблем.

По числу участвующих  гос-в: двусторонние и многосторонние.

В зависимости от статуса участвующих в переговорах  должностных лиц, проводятся:

на уровне специально уполномоченных, послов, министров  иностранных дел;

на высшем уровне — с участием глав гос-в и правительств.

Добрые услуги. Это — деят-ть третьих гос-в  по организации проведения переговоров между спорящими стор¬нами.

Посредничество  — это деят-ть третьих гос-в  или межд-х организаций с целью  не только организации переговоров, но и оказания помощи в решении  спора по существу. Посредник является активным участником переговоров и имеет возможность влиять на процесс переговоров, а также на их результат.

Международные конференции — это временный  форум гос-в — участников дог-ра для определения мер по обеспечению  его выполнения. Основные цели конференций: обсуждение информации по исполнению дог-ра, разработка рекомендаций, учреждение специальных органов для обеспечения выполнения обязательств по дог-ру, рассмотрение и принятие поправок.

Межд-ные органы — комитеты, комиссии, рабочие группы, которые могут создаваться на постоянной основе, либо для решения какого-либо конкретного вопроса или спора.

Ф-ции и порядок  действия межд-ных органов определяются договорами, на основе которых они  учреждаются специальными соглашениями, резолюциями Генеральной Ассамблеи  ООН.

Задача подобных межд-ных органов — изучение и оценка действия конкретных принципов и норм, а также разработка мер по более успешному их осуществлению.

Учреждаются также  двусторонние межправительственные органы — смешанные комиссии, рабочие  группы и др. Их ф-ции: а) контроль и координация выполнения соглашений; б) разработка программ дальнейшего развития сотрудничества; в) разработка мер по решению проблем, которые могут возникнуть при выполнении соглашений; г) выработка рекомендаций по развитию сотрудничества.

Межд-ные организации - создаются для координации сотрудничества гос-в в определенной сфере и по возможности оказывают необходимую помощь гос-вам в реализации дог-ров в той же сфере сотрудничества.

Деят-ть межд-ных  организаций по оказанию помощи гос-вам  в развитии образования, культуры, средств информации (ЮНЕСКО), в предоставлении оборудования, ядерной технологии и материалов для использования их в мирных целях (МАГАТЭ), в содействии развитию сельского хозяйства, пром-сти, транспорта, здравоохранения и других сферах (ПРООН), др. виды помощи — это создание материальной базы реализации норм межд-ного права гос-вами.

Следственные  комиссии - выясняют фактические обстоятельства нарушения норм или угрозы нарушения  и дают им юридическую оцен¬ку.

Согласительные  комиссии - оценивают факты и могут вырабатывать условия урегулирования вопроса (или спора), хотя предложения согласительной комиссии также не являются обязательными для сторон.

 

25. Межд-ые  судебные органы: общая хар-ка.

Судебные учреждения:

Межд-ный Суд  Организации Объединенных Наций,

Межд-ный третейский суд (в отличие от иных межд-ных  судебных учреждений не имеет статуса  самостоятельного органа. Он формируется  и выполняет судебные ф-ции в  связи с определенной ситуацией. Его можно квалифицировать как  суд ad hoc (применительно к конкретному случаю)),

Межд-ный трибунал по морскому праву,

Европейский Суд (Суд Европейского Союза),

Экономический суд Содружества Независимых  Гос-в,

Европейский Суд  по правам чел-ка (в рамках Совета Европы),

Межамериканский Суд по правам человека,

Межд-ный трибунал по бывшей Югославии,

Межд-ный трибунал по Руанде.

Названные учреждении можно классифицировать по трем основаниям:

1. По субъектно-пространственной  сфере — универсальные, охватывающие  межд-ное сообщество в целом  (Межд-ный Суд ООН, Межд-ный трибунал по морскому праву) и региональные (Европейский Суд, Экономический суд СНГ).

2. По предметному  содержанию — общей юрисдикции (Межд-ный Суд ООН, Европейский  Суд) и специальной юрисдикции (Межд-ный трибунал по морскому  праву, Европейский Суд по правам чел-ка).

3. По субъектно-юрисдикционным  ориентирам — для разрешения  межгос-ных споров (Межд-ный Суд  ООН, Экономический суд СНГ), для  рассмотрения индивидуальных и  коллективных обращений лиц (Европейский  Суд по правам чел-ка), для уголовного преследования лиц, совершивших межд-ные прест-ния (Межд-ный трибунал по бывшей Югославии).

В прошлом существовали судебные учреждения, такие как Постоянная палата межд-ного правосудия (1922—1940 гг.), Межд-ный военный трибунал для  суда над главными немецкими военными преступниками (Нюрнбергский трибунал, 1945—1946 гг.), Межд-ный военный трибунал для суда над главными японскими военными преступниками (Токийский трибунал, 1946—1948 гг.).

Завершается разработка учредительных документов, на базе которых предполагается создать новый судебный орган — Межд-ный уголовный суд.

Правовой основой  организации и деятельности межд-ных  судебных учреждений являются дог-рные акты в форме конвенций или  уставов. Несколько примеров:

Междный Суд  ООН — Устав Организации Объединенных Наций и Статут Межд-ного Суда ООН, образующий неотъемлемую часть Устава;

Межд-ный трибунал по морскому праву — Конвенция  ООН по морскому праву, включающая в  себя в виде приложения VI Статут Трибунала;

Европейский Суд  по правам чел-ка — Конвенция о  защите прав чел-ка и основных свобод и Протокол № 11 к Конвенции.

В настоящее  время появились внедог-рные варианты учредительных документов. Ныне действующие  между-ные трибуналы по бывшей Югославии  и по Руанде учреждены резолюциями  Совета Безопасности в 1993 и 1994 гг.; одновременно были утверждены уставы (статуты) обоих трибуналов.

Информация о работе Международное частное право