Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка
Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.
Срок действия дог-ра. Дог-ры м.б. срочными, причем срок их действия фиксируется в договоре (5 лет, 10 лет, 20 лет и т. д.), и бессрочными, что либо прямо отмечается в дог-ре, либо вытекает из его содержания. В некоторых случаях действие дог-ра рассчитано на срок, необходимый для выполнения обязательств.
Гос-ва вправе продлить (пролонгировать) действия дог-ра. Продление обычно оформляется специальным соглашением.
Нередко предусматривается
возможность автоматического
Если он автоматически
продлевается на последующий период
для тех гос-в, которые не заявят
о денонсации - такие дог-ры можно
назвать неопределенно-
22. Регистрация и опубликование межд-х дог-ров.
Официальное опубликование заключенных межд-ных дог-ров осуществляется как на гос-ном уровне, так и в рамках межд-ных организаций.
Вступившие в силу для РФ межд-ные дог-ры, решения о согласии на обязательность которых приняты в форме ФЗ, официально публикуются в Собрании закон-ва РФ, а также в Бюллетене межд-ных дог-ров. Дог-ры межведомственного хар-ра публикуются в официальных изданиях этих органов.
Все межд-ные дог-ры, зарегистрированные в Секретариате Организации Объединенных Наций, подлежат опубликованию в периодически издаваемом сборнике, именуемом "Treaty Series". В рамках Совета Европы издаются европейские конвенции — "European Treaty Series". Опубликование многосторонних дог-ров, принятых в Содружестве Независимых Гос-в, производится в официальном издании "Содружество. Информационный вестник Совета глав гос-в и Совета глав правительств СНГ".
Согласно ст. 102 Устава ООН межд-ные дог-ры, заключенные членами Организации, должны быть зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы. Регистрация не влияет на юр-скую силу дог-ра; на дог-р, не зарегистрированный в указанном порядке, стороны не могут ссылаться в органах ООН.
23. Реализация
межд-го права: понятие, формы,
Реализация — это воплощение норм межд-ного права в поведении, деят-ти гос-в и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписаний. В официальных документах ООН, в различных изданиях получил распространение термин "имплементация".
Формы реализации:
Соблюдение. В такой форме реализуются нормы-запреты. Субъекты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами межд-ного права. В таких ситуациях пассивность субъектов свидетельствует о том, что нормы права реализуются.
Исполнение. Данная форма предполагает активную деят-ть субъектов по осуществлению норм. Исполнение хар-рно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями.
Использование. Осуществление предоставленных возможностей, содержащихся в нормах межд-ного права. Решения об использовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно. В данной форме реализуются так называемые управомочивающие нормы. В отличие от первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения (действия либо воздержания от него).
Реализация - процесс,
когда соответствующие
Процесс реализации международного права включает 2 вида деят-ти:
1) непосредственную фактическую деят-ть (соответствующую требованиям норм) по достижению социально значимого результата. В результате такой деят-ти субъекты достигают определенного состояния, приобретения, сохранения или уничтожения предмета;
2) правовое и организационное обеспечение фактической деят-ти - деятельность определенных органов с целью создания правовой базы для осуществления фактической деят-ти, соответствующей нормам межд-ного права в тех случаях, когда в этой деятельности необходимо "навести порядок", если обнаружится нарушение (несоответствие деятельности нормам или отказ от такой деятельности) либо угроза нарушения. Правовое и организационное обеспечение включает в себя правотворчество, контрольную и правоприменительную (правоохранительную) деят-ть и ее результатом является правовой акт — нормативный или иной.
Помимо правовой базы для реализации необходима структура органов, ей соответствующая и ее создающая (организационно-правовой механизм, институционный механизм).
Реализация норм межд-ного права основывается на таких принципах, как суверенное равенство, невмешательство во внутренние дела, мирное урегулирование споров, сотрудничество гос-в. Особое значение для процесса реализации норм имеет принцип добросовестного выполнения межд-ных обязательств. Каждое гос-во обязано добросовестно осуществлять свою деят-ть.
Принцип обязателен не только во взаимоотношениях между гос-вами, но распространяется на сферу внутригос-ных отношений по реализации норм межд-ного права. Гос-ва должны обеспечить согласование их законов и практики с обязательствами по межд-ному праву. В коллизионных ситуациях применению подлежат нормы межд-ного права.
Механизм реализации норм межд-ного права - совокупность нормативных и институционных (организационно-правовых) средств, используемых субъектами межд-ного права на межд-ном и национальном уровнях, с целью реализации норм.
Он включает совокупность правовых актов и структуру органов, их принимающих.
Реализация в правовом смысле — это правообеспечение (если еще точнее, правообеспечительное правотворчество и правообеспечительное нормотворчество).
24. Межд-й механизм реализации межд-го права: общая хар-ка.
Межд-ный механизм - комплекс средств и институтов, используемых гос-ми для обеспечения реализации межд-но-правовых норм, состоящий из двух компонентов — межд-ного правового механизма и межд-ного организационно-правового механизма.
Межд-ный правовой механизм реализации включает правообеспечительное нормотворчество, толкование, межд-ный контроль, правоприменение.
Правообеспечительное нормотворчество:
1) предварительное нормотворчество, предшествующее созданию основных норм, реализацию которых призвано обеспечить;
2) конкретизация,
осуществляемая или
Толкование - средство обеспечения реализации и может осуществляться как в процессе нормотворчества, так и правоприменения.
Международный контроль. Главное в контрольной деят-ти — установление фактических обстоятельств и их оценка с точки зрения соответствия требованиям норм права, т. е. проверка. Она осуществляется путем сопоставления информации о деят-ти гос-ва (или иных субъектов) либо путем сравнения деят-ти с требованиями норм права.
Правоприменение - основанная на нормах межд-ного права индивидуальная или коллективная деят-ть гос-в или иных субъектов по обеспечению реализации норм в конкретных ситуациях. Оно необходимо, когда происходят "сбои" нормального процесса реализации и требуются дополнительные усилия со стороны правоприменительных органов.
Правоприменительная
деят-ть завершается принятием
Правоприменительные акты — это акты, предусматривающие меры обеспечения: меры содействия реализации и меры воздействия.
Межд-ный организационно-
Гос-ва. Они используют переговоры, которые являются наиболее распространенной формой обсуждения и решения межд-ных проблем.
По числу участвующих гос-в: двусторонние и многосторонние.
В зависимости от статуса участвующих в переговорах должностных лиц, проводятся:
на уровне специально уполномоченных, послов, министров иностранных дел;
на высшем уровне — с участием глав гос-в и правительств.
Добрые услуги. Это — деят-ть третьих гос-в по организации проведения переговоров между спорящими стор¬нами.
Посредничество
— это деят-ть третьих гос-в
или межд-х организаций с
Международные конференции — это временный форум гос-в — участников дог-ра для определения мер по обеспечению его выполнения. Основные цели конференций: обсуждение информации по исполнению дог-ра, разработка рекомендаций, учреждение специальных органов для обеспечения выполнения обязательств по дог-ру, рассмотрение и принятие поправок.
Межд-ные органы — комитеты, комиссии, рабочие группы, которые могут создаваться на постоянной основе, либо для решения какого-либо конкретного вопроса или спора.
Ф-ции и порядок
действия межд-ных органов определяются
договорами, на основе которых они
учреждаются специальными соглашениями,
резолюциями Генеральной
Задача подобных межд-ных органов — изучение и оценка действия конкретных принципов и норм, а также разработка мер по более успешному их осуществлению.
Учреждаются также двусторонние межправительственные органы — смешанные комиссии, рабочие группы и др. Их ф-ции: а) контроль и координация выполнения соглашений; б) разработка программ дальнейшего развития сотрудничества; в) разработка мер по решению проблем, которые могут возникнуть при выполнении соглашений; г) выработка рекомендаций по развитию сотрудничества.
Межд-ные организации - создаются для координации сотрудничества гос-в в определенной сфере и по возможности оказывают необходимую помощь гос-вам в реализации дог-ров в той же сфере сотрудничества.
Деят-ть межд-ных организаций по оказанию помощи гос-вам в развитии образования, культуры, средств информации (ЮНЕСКО), в предоставлении оборудования, ядерной технологии и материалов для использования их в мирных целях (МАГАТЭ), в содействии развитию сельского хозяйства, пром-сти, транспорта, здравоохранения и других сферах (ПРООН), др. виды помощи — это создание материальной базы реализации норм межд-ного права гос-вами.
Следственные комиссии - выясняют фактические обстоятельства нарушения норм или угрозы нарушения и дают им юридическую оцен¬ку.
Согласительные комиссии - оценивают факты и могут вырабатывать условия урегулирования вопроса (или спора), хотя предложения согласительной комиссии также не являются обязательными для сторон.
25. Межд-ые судебные органы: общая хар-ка.
Судебные учреждения:
Межд-ный Суд Организации Объединенных Наций,
Межд-ный третейский суд (в отличие от иных межд-ных судебных учреждений не имеет статуса самостоятельного органа. Он формируется и выполняет судебные ф-ции в связи с определенной ситуацией. Его можно квалифицировать как суд ad hoc (применительно к конкретному случаю)),
Межд-ный трибунал по морскому праву,
Европейский Суд (Суд Европейского Союза),
Экономический суд Содружества Независимых Гос-в,
Европейский Суд по правам чел-ка (в рамках Совета Европы),
Межамериканский Суд по правам человека,
Межд-ный трибунал по бывшей Югославии,
Межд-ный трибунал по Руанде.
Названные учреждении можно классифицировать по трем основаниям:
1. По субъектно-пространственной
сфере — универсальные,
2. По предметному
содержанию — общей юрисдикции
(Межд-ный Суд ООН,
3. По субъектно-юрисдикционным
ориентирам — для разрешения
межгос-ных споров (Межд-ный Суд
ООН, Экономический суд СНГ), для
рассмотрения индивидуальных и
коллективных обращений лиц (
В прошлом существовали судебные учреждения, такие как Постоянная палата межд-ного правосудия (1922—1940 гг.), Межд-ный военный трибунал для суда над главными немецкими военными преступниками (Нюрнбергский трибунал, 1945—1946 гг.), Межд-ный военный трибунал для суда над главными японскими военными преступниками (Токийский трибунал, 1946—1948 гг.).
Завершается разработка учредительных документов, на базе которых предполагается создать новый судебный орган — Межд-ный уголовный суд.
Правовой основой организации и деятельности межд-ных судебных учреждений являются дог-рные акты в форме конвенций или уставов. Несколько примеров:
Междный Суд
ООН — Устав Организации
Межд-ный трибунал по морскому праву — Конвенция ООН по морскому праву, включающая в себя в виде приложения VI Статут Трибунала;
Европейский Суд по правам чел-ка — Конвенция о защите прав чел-ка и основных свобод и Протокол № 11 к Конвенции.
В настоящее время появились внедог-рные варианты учредительных документов. Ныне действующие между-ные трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде учреждены резолюциями Совета Безопасности в 1993 и 1994 гг.; одновременно были утверждены уставы (статуты) обоих трибуналов.