Международное частное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка

Описание работы

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.

Работа содержит 1 файл

МП_Шпора (1).doc

— 631.00 Кб (Скачать)

 

46. Совет  Европы.

Совет Европы создан после 2й мировой войны и действует  на основании Устава 1949 г. Участниками  Совета Европы являются около 40 гос-в, в т.ч. и Россия.

Цели Совета Европы:

обеспечение более  тесных связей между г-вами Европы;

содействие превращению  Европы в демократическое пространство;

защита прав чел-ка;

координация деят-ти Совета с другими европейскими гос-вами.

Гос-во, желающее вступить в Совет Европы, должно соответствовать следующим условиям:

правовое устройство и институты должны соответствовать  принципам демократии;

народные представители  должны избираться путем свободных, равных и всеобщих выборов.

Учитываются также гарантии осуществления свободы выражения мнения, защита национальных меньшинств, соблюдение основ межд-ного права, и — обязательное условие — подписание Европейской конвенции по защите прав чел-ка и основных свобод 1950 г.

Органами Совета являются — Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещания отраслевых министров, Секретариат.

Комитет министров (высший орган Совета) состоит из министров иностранных дел гос-в-членов и заседает 2 раза в год. Комитет  определяет программу работы Совета, принимает бюджет Совета, назначает членов Европейской комиссии по правам человека. Решения Комитета министров принимаются либо в форме рекомендаций, либо в форме конвенций, подлежащих ратификации.

Консультативная ассамблея состоит из депутатов  и из заместителей, избираемых из числа членов национальных парламентов.

Совещания отраслевых министров (юстиции, экономики и  т.д.) созываются по мере необходимости  и решают вопросы.

Секретариат возглавляет  Генеральный секретарь, избираемый Консультативной Ассамблеей

Местопребывание Совета — г. Страсбург (Франция).

 

47. Европейский  союз.

Европейский Союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Европейского сообщества по атомной  энергии 1957 г., Европейского экономического сообщества 1957 г. в результате объединения в 1957 г. этих ранее самостоятельных организаций и назывался вплоть до недавнего времени Европейскими сообществами.

В 1965 г. на основе Брюссельского дог-ра были созданы  единые органы Сообществ. Единый Европейский  акт 1986 г. оформил передачу ЕС полномочий в области охраны окружающей среды, культуры и образования, охраны здоровья, технологической и социальной политики, единое таможенное пространство. Соглашение 1990 г. урегулировало вопросы беспрепятственного перемещения через границы стран — членов ЕС товаров, рабочей силы и капиталов.

Маастрихтские соглашения 1992 г. (вступили в силу в 1993 г.) завершили процесс юр-ского  оформления механизма Сообществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического  и валютно-экономического союза стран ЕС. Дог-р о Европейском Союзе дополнен 17 протоколами. Дог-ром введено гражданство ЕС.

Первоначальными участниками ЕС были Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ. В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия, в 1995 г. — Швеция, Австрия и Финляндия. Сегодня в ЕС входят 15 государств.

1) ЕС представляет  собой федеративное гос-воподобное  образование добровольно объединившихся  стран.

2) ЕС является  межд-ной организацией, а ее право — это межд-ное право.!!!

3) ЕС — это  межд-ная организация с элементами  конфедерации.

Гос-ва, вошедшие в ЕС, не утеряли своего суверенитета. Однако Союзу был делегирован  необычайно широкий объем правомочий. Право ЕС имеет прямое действие на тер-рии стран-участниц и приоритет перед национальным правом. Цели ЕС:

создание политического  и торгово-экономического союза  стран — членов Союза,

обеспечение свободного движения товаров и услуг, а также  миграции рабочей силы в рамках ЕС,

введение единой валюты,

фактическая отмена внутренних границ стран Союза,

совместная внешняя  политика и политика в области  межд-ной безопасности и др.

Право Европейского Союза состоит из 2х больших  групп норм:

внутреннее право  Союза как межд-ной организации;

право Союза, регулирующее конкретные виды политико-экономической, социальной и культурной деят-ти гос-в  Союза.

Главными органами ЕС являются Европейский Совет, Европейская  комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский парламент, Европейский  суд.

Европейский Совет составляют главы гос-в и правительств гос-в ЕС и Председатель Европейской комиссии, их заместители (министры иностранных дел) и член Комиссии. Совет заседает 2 раза в год.

Европарламент состоит из депутатов, избираемых в  странах-участницах в ходе прямых выборов на 5 лет. Европарламент контролирует Европейскую комиссию и Совет, разрабатывает право ЕС и бюджет Союза.

Сессии Европарламента (ежемесячные) проходят в г. Страсбурге (Франция), чрезвычайные сессии — в  г. Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европарламента, секретариат Европарламента — в г. Люксембурге.

Совет Европейского Союза состоит из министров гос-в-членов (в зависимости от рассматриваемого вопроса). Представительство в Совете, когда требуется квалифицированное  большинство голосов, неодинаково. Так, Германия имеет 10 голосов, Ирландия — 3, Люксембург — 2 и т.д. Местонахождение Совета — г. Брюссель.

Европейская комиссия состоит из 20 членов и председателя, назначаемого правительствами стран  ЕС с согласия Европарламента. Комиссия наблюдает за соблюдением решений норм и решений ЕС и организует их исполнение. Местонахождение Комиссии — г. Брюссель.

Европейский суд  состоит из 15 судей, 9 генеральных  прокуроров (назначаются на 6 лет). Суд  разрешает споры между гос-вами ЕС, между органами Европейского Союза и гос-вами-членами, между органами ЕС, между Европейским Союзом и юр-скими и физ-кими лицами, готовит экспертные заключения.

В ЕС упразднены все таможенные пошлины на внутриевропейских  границах на все виды товаров, а в  отношении стран, не входящих в ЕС, проводится единая таможенная политика.

РФ активно  сотрудничает со странами Европейского Союза.

 

48. Понятие тер-ории в межд-ном праве. Классификация тер-рий (пространств) по правовому режиму.

Планету Земля  — ее сушу, воздушное пространство, Мировой океан, а также космическое пространство, Луну и другие небесные тела — с точки зрения правового режима можно разделить на три вида: 1) гос-ная тер-рия; 2) межд-ная тер-рия (пространства с межд-ным режимом); 3) пространства со смешанным правовым режимом.

Гос-ная тер-рия - пространство, в пределах которого гос-во осуществляет верховную власть (суверенитет). В состав гос-ной тер-рии  входят суша, внутренние воды и тер-риальное море, воздушное пространство над  ними. Гос-во своим закон-вом устанавливает правовой режим тер-рии в целом и ее частей. Правовой режим гос-ной тер-рии включает также правила, предусмотренные межд-ными дог-рами данного гос-ва (об использовании воздушного пространства, внутренних вод и портов, тер-риального моря, определенных участков сухопутного пространства.)

Межд-ная тер-рия  — это пространство с межд-ным  режимом, на которое не распространяется суверенитет какого-либо гос-ва и  которое открыто для использования  всеми гос-вами в соответствии с  межд-но-правовыми нормами. Такой  режим имеют открытое море, воздушное пространство над ним, а также над исключительной экономической зоной, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, включая Луну и др. небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней.

Пространства  со смешанным правовым режимом имеют  существенные особенности: прибрежные гос-ва наделены суверенными правами  по разведке и разработке ресурсов в пределах этих пространств при  сохранении за всеми др. гос-вами свободы  судоходства и ряда других прав в соответствии с межд-ными нормами и правилами прибрежных гос-в. К этим пространствам относятся исключител¬ная экономическая зона и континентальный шельф.

 

49. Гос-ная  тер-рия: понятие, состав, правовой  режим (внитригос-ая и международная  регламентация).

Гос-ная тер-рия - пространство, в пределах которого гос-во осуществляет верховную власть (суверенитет). В состав гос-ной тер-рии  входят суша, внутренние воды и тер-риальное море, воздушное пространство над  ними. Гос-во своим закон-вом устанавливает правовой режим тер-рии в целом и ее частей. Правовой режим гос-ной тер-рии включает также правила, предусмотренные межд-ными дог-рами данного гос-ва (об использовании воздушного пространства, внутренних вод и портов, тер-риального моря, определенных участков сухопутного пространства.)

Суверенитет РФ распространяется на всю ее тер-рию, а Конституция РФ и ФЗ имеют  верховенство на всей ее тер-рии. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей тер-рии.

Тер-рия РФ включает в себя тер-рии ее субъектов, внутренние воды и тер-риальное море, воздушное пространство над ними.

В сухопутное пространство РФ входят открытые и могущие быть открытыми в будущем земли  и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья  РФ, в пределах между меридианами, соединяющими крайние точки побережья России с Северным полюсом.

Водное пространство как часть гос-ной тер-рии —  это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие водоемы, берега которых  принадлежат данному гос-ву), принадлежащие  гос-ву части пограничных рек и озер, внутренние морские воды (прилегающие к побережью воды портов, бухт, заливов и др.) и тер-риальное море, прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство гос-ва — это та часть воздушного пространства, которая находится над сухопутной и водной тер-риями гос-ва. Высотный предел воздушного пространства одновременно является линией разграничения воздушного и космического пространств (такая линия не определена).

Условная территория - расположенные вне пределов гос-ной тер-рии объекты: воздушные, морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств.

Гос-во по своему усмотрению определяет правовой статус своей тер-рии. Оно может на основе специальных межд-ных дог-ров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей тер-рии иностранным гос-вам, их юр-ским или физ-ким лицам. Это дог-ры относительно межд-ных воздушных сообщений через воздушное пространство гос-ва, аренды, транзита через гос-ную тер-рию, регулирования передвижения иностранных граждан по тер-рии гос-ва и посещения определенных районов и др.

Потребность в  транзите возникает у гос-ва и тогда, когда принадлежащий ему регион отделен от основной территории тер-рией др. гос-ва (др. гос-в). Такой регион именуется анклавом (Калининградская область до РФ - через Беларусь, Литву, Польшу; штат Аляска до США - через Канады; округ Кабинда до Анголы - через Заир). Транзитный проезд по суше сопредельного гос-ва в таких случаях регламентируется специальными двусторонними соглашениями.

Осуществление тер-риального верховенства гос-вом  не означает, что не может быть каких-либо ограничений или запретов. Действия гос-ва, позволяющего другому гос-ву со своей тер-рии совершать акты агрессии против третьего гос-ва, квалифицируются как акт агрессии, совершенный гос-вом, предоставившим свою тер-рию.

Гос-ная тер-рия  должна использоваться в соответствии с нормами и принципами межд-ного права, чтобы не причинять ущерб другим гос-вам.

Изменение гос-ной  тер-рии может быть произведено  на основе определенно выраженного  согласия гос-в и в соответствии с нормами и принципами межд-ного права.

Правовым основанием такого изменения становится межгос-ный дог-р о передаче определенной части тер-рии или об обмене ее участками.

Пространство, на которое распространяется власть гос-ва в ограниченных, четко очерченных пределах, не является гос-ным. Оно может  быть отнесено к тер-риям, на которые распространяется национальная юрисдикция.

Тер-рия, на которую  распространяется национальная юрисдикция включает как гос-ную тер-рию, так  и тер-рию, не относящуюся к таковой (прилежащую зону, континентальный  шельф, экономическую зону).

 

50. Гос-ные границы: понятие, виды, порядок установления.

Гос-ная граница  — это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы гос-ной тер-рии (суши, вод, недр и воздушного пространства). Границы  между сопредельными гос-вами определяются дог-рами между ними.

В России Закон "О Гос-ной границе РФ" от 1 апреля 1993 г. с изменениями и  дополнениями, внесенными 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г. Гос-ная граница - пространственный предел действия гос-ного суверенитета РФ. Гос-ной границей России считается граница РСФСР, закрепленная законодательными актами и межд-ными дог-рами СССР. Границы РФ не оформленные в межд-но-правовом отношении, подлежат, согласно Закону, дог-рному закреплению.

Гос-ные границы  на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.

На реках гос-ные  границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или  по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера.

Линия внешнего предела тер-риального моря является гос-ной границей на море. Она устанавливается  гос-вом с учетом требований норм межд-ного права (о ширине тер-риального  моря, об определении линии их разграничения между смежными или расположенными друг против друга гос-вами).

Процесс установления границы включает две стадии: делимитацию  и демаркацию. Делимитация — это  определение в дог-ре общего направления  прохождения границы (словесное  описание с указанием хар-рных мест ее прохождения — рек, озер, хребтов и т. д.) и нанесение ее на карту (графическое изображение). Демаркация — это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных пограничных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми комиссиями из представителей сопредельных гос-в. При демаркации составляются демаркационные док-ты: протоколы — описания гос-ной границы, протоколы пограничных знаков (с хар-ристикой их положения, формы, размеров, материала, номера и т. д.).

Информация о работе Международное частное право