Международное частное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка

Описание работы

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.

Работа содержит 1 файл

МП_Шпора (1).doc

— 631.00 Кб (Скачать)

Решения Генеральной  Ассамблеи по важным вопросам принимаются  большинством в 2/3 присутствующих и  участвующих в голосовании членов Ассамблеи (голоса воздержавшихся не учитываются). Такими вопросами являются изменение  Устава, рекомендации в отношении поддержания межд-ного мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов Экономического и Социального Совета, членов Межд-ного Суда, назначение Генерального секретаря ООН, прием новых членов и исключение из Организации, вопросы, относящиеся к ф-ционированию системы опеки, бюджетные вопросы.

Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинства в 2/3 голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании.

 

42. 43. Совет Безопасности ООН.

Он занимает особое место в системе главных  органов ООН. Гос-ва — члены ООН  для обеспечения быстрых и  эффективных действий возложили  на него главную ответ-ть за поддержание  межд-ного мира и безопасности и при исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответ-ти, Совет Безопасности действует от их имени (ст. 24 Устава).

В отличие от Генеральной Ассамблеи, включающей всех членов Организации, Совет Безопасности имеет ограниченный состав. Кол-во его членов фиксируется в Уставе ООН (ст. 23), вследствие чего для изменения численного состава Совета необходимо внесение поправок в Устав.

Совет Безопасности состоит из 15 гос-в-членов (до 1965 г. состоял  из 11 членов), при этом имеются постоянные и непостоянные члены.

Постоянными членами  Совета явл-ся 5 гос-в: Советский Союз, США, Великобритания, Франция и Китай. В настоящее время место Союза  ССР в Совете Безопасности занимает РФ (поправка, в Устав в связи  с этим не вносилась).

Генеральная Ассамблея избирает 10 др. гос-в — членов ООН в качестве непостоянных членов Совета Безопасности (до расширения состава было 6 непостоянных членов). Эти члены избираются на 2хгодичный срок, причем ежегодно подлежат переизбранию 5 гос-в. При избрании непостоянных членов выделяют степень участия членов Организации в поддержании межд-ного мира и безопасности, а также справедливое географическое распределение.

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи  ООН 1963 г., расширившей состав Совета, места непостоянных членов распределяются: от Африки и Азии — 5 членов, от Восточной Европы — 1, от Латинской Америки — 2, от Западной Европы и др. гос-в — 2. Вместо выбывающих ввиду истечения 2хгодичного срока непостоянных членов избираются гос-ва того же географического района.

Совет Безопасности расследует любой спор или любую  ситуацию, которая может привести к межд-ным трениям или вызвать  спор, для определения того, не может  ли продолжение этого спора или  ситуации угрожать поддержанию межд-ного мира и безопасности.

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления межд-ного мира и безопасности.

Совет Безопасности определяет какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и может потребовать от членов ООН применения этих мер, к которым относятся полный или частичный перерыв экономических отношений, ж/дорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Члены ООН подчиняются  решениям Совета Безопасности и выполняют  их.

Действенность резолюций Совета Безопасности о  санкциях обусловлена их выполнением гос-вами, в т.ч. с использованием внутригос-ных правовых средств.

Совет Безопасности уполномочен предпринимать действия воздушными, морскими или сухопутными  силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления межд-ного мира и безопасности (демонстрацию, блокаду и др.)

Совет Безопасности наделен правом формирования и применения вооруженных сил ООН для поддержания  межд-ного мира и безопасности. Все  члены ООН обязаны предоставлять  по требованию Совета Безопасности на установленный период необходимые национальные вооруженные силы в его распоряжение, а также иную необходимую помощь. Предоставление вооруженных сил должно осущ-ться на основании особых соглашений между Советом Безопасности и соответствующими гос-вами. Соглашения фиксируют численность и род войск, их дислокацию, характер предоставляе¬мых средств обслуживания.

Важное место  в деят-ти Совета Безопасности занимают операции по поддержанию мира (миротворческие акции).

Полномочия Совета Безопасности не затрагивают неотъемлемого права гос-в на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор пока Совет Безопасности не примет необходимых мер.

Совет Безопасности является постоянно действующим  органом и организуется т.о., чтобы  он мог ф-ционировать непрерывно. Каждый член Совета имеет своего постоянного представителя.

Каждый член Совета Безопасности имеет 1 голос. Решения  Совета Безопасности по процедурным  вопросам считаются принятыми, когда  за них поданы голоса 9 членов Совета. Особый порядок предусмотрен Уставом для принятия решений по существу, по вопросам непроцедурного характера. Такие решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса 9 членов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. В том случае, если хотя бы один из постоянных членов Совета голосует против, решение не принимается (право вето). Если же один или несколько постоянных членов воздерживаются либо не участвуют в голосовании, то решение, поддержанное 9 членами, считается принятым.

 

44. Межд-ный  суд ООН.

Это главный судебный орган ООН, действующий в соответствии с Уставом ООН и Статутом Межд-ного Суда. В его состав входят 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Компетенция Суда включает в себя разрешение споров между гос-вами, взявшими на себя обязательство выполнять его решения по конкретным делам, и разработку консультативных заключений по юр-ским вопросам.

Межд-ный Суд  был создан в качестве главного судебного  органа ООН. Его предшественник - Постоянная палата межд-ного правосудия, действовавшая в рамках Лиги Наций в 1922—1940 гг.

Правовую основу, компетенцию и деят-ть Суда составляют гл. XIV Устава ООН и Статут Межд-ного Суда; образующий неотъемлемую часть  Устава.

Суд имеет свой регламент.

Статут включает четыре главы: I — Организация Суда;

II — Компетенция  Суда; III — Судопроизводство; IV —  Консультативные заключения.

Все члены Организации  являются участниками этого Статута. Есть возможность участия в Статуте  и др. гос-в, не являющихся членами  ООН, на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности (статус Швейцарии).

Участниками Статута  являются гос-ва, а членами Суда являются индивиды — судьи, избираемые из числа  лиц высоких моральных качеств, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности, или являются юристами с признанным авторитетом в области межд-ного права.

Суд состоит  из 15 членов, в числе которых не может быть 2х граждан одного и  того же гос-ва. РФ представлена в Суде. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят выборы одновременно и независимо друг от друга; для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Срок полномочий члена Суда — 9 лет, но возможно переизбрание. Он не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению др. членов Суда, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям. Суд избирает председателя и вицепредседателя на 3хлетний срок с возможным переизбранием, а также назначает секретаря.

Члены Суда при  исполнении судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Место пребывания и деят-ти Суда — г. Гаага (Нидерланды). По решению Суда возможно проведение его заседаний в др. местах.

Суд является постоянно действующим органом. Он заседает в полном составе; для образования судебного присутствия считается достаточным кворум в 9 судей. По мере необходимости образуются камеры в составе 3х (или более) судей для разбора определенных категорий дел.            

Официальными  языками Суда являются французский  и английский. На этих языках готовятся  материалы, ведется судопроизводство, формулируются решения. По ходатайству  стороны ей должно быть предоставлено  право пользоваться другим языком, не относящимся к категории официальных.

Стороны выступают  в Суде через представителей и  могут пользоваться помощью поверенных или адвокатов. Все эти лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельности выполнения их обязанностей.

Судопроизводство  состоит из 2х элементов — письменного и устного. Слушание проводится публично, но Суд может принять и иное решение и стороны могут потребовать недопуска публики.

Основная ф-ция  Суда — разрешение споров между  гос-ми.

К ведению Суда относятся все дела, которые передаются ему гос-ми как сторонами в споре, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими дог-ми и конвенциями. В межд-ных дог-рах есть специальные нормы относительно юрисдикции Межд-ного Суда в связи со спором о толковании и (или) применении определенных дог-рных положений. Любой спор между гос-ми-участниками, который не разрешен путем переговоров или предусмотренных процедур, передается по требованию любой из сторон в споре на разрешение Межд-ного Суда, если стороны в споре не договорились об ином способе урегулирования.

При рассмотрении межгос-ных споров к судебному  производству принимаются дела, переданные обеими спорящими сторонами. Такого правила придерживаются многие гос-ва — участники Статута Суда, включая  РФ. Применяется правило обязательной юрисдикции Суда по правовым спорам, признаваемое гос-ми, сделавшими по этому поводу специальные заявления. Для рассмотрения спора достаточно обращения одной из спорящих сторон.

Суд решает переданные ему споры на основании межд-ного права и применяет:

а) межд-ные конвенции, устанавливающие правила, определенно  признанные спорящими гос-ми;

б) межд-ный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

в) общие принципы права, признанные цивилизованными  нациями;

г) судебные решения  и доктрины наиболее квалифицированных  специалистов по публичному праву в  качестве вспомогательного средства для  определения правовых норм.

Решение Суда обязательно  для участвующих в деле сторон. Каждый член Организации обязуется  выполнить решение Суда по тому делу, в котором он является стороной. В случае невыполнения одной из сторон решения Суда Совет Безопасности ООН может по просьбе другой стороны сделать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение.

2я ф-ция Межд-ного  Суда — принятие консультативных  заключений по юр-ским вопросам. Такие заключения могут запрашивать  Генеральная Ассамблея или Совет  Безопасности, а также другие  органы ООН и специализированные  учреждения.

 

45. СНГ.

Содружество Независимых Гос-в

Решение о создании СНГ было принято руководителями России, Белоруссии и Украины на встрече в Минске 8 декабря 1991 г. В  Соглашении о создании СНГ сказано, что СССР прекратил свое существование,а  договаривающиеся гос-ва образовали СНГ.

К сфере их совместной деят-ти, реализуемой через общие координирующие институты Содружества, относятся:

координация внешнеэкономической  деят-ти;

сотрудничество  в формировании общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;

сотрудничество  в развитии систем транспорта и связи;

вопросы миграционной политики;

борьба с организованной преступностью.

21 января 1992 г.  руководители Азербайджана, Армении,  Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины на встрече в Алма-Ате приняли Декларацию, в которой было подтверждено прекращение существования СССР и образование СНГ. Тогда же было принято решение о создании высших органов Содружества — Совета глав гос-в и Совета глав правительств.

Соглашение о  создании СНГ вступило в силу для  каждого гос-ва-участника с момента  его ратификации.

В рамках СНГ  действует большое число двусторонних договоров, регулирующих различные  аспекты политического, экономического, гуманитарного, военного сотрудничества.

Целями Содружества  являются:

осущ-ние сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях;

развитие гос-в-членов в рамках общего экономического пространства;

обеспечение прав и свобод чел-ка в соответствии с общепризнанными принципами и нормами межд-ного права и документами СБСЕ;

свободное общение  и передвижение граждан в Содружестве;

правовая помощь и сотрудничество в иных сферах отношений;

мирное разрешение споров между гос-вами — членами  СНГ.

Членами СНГ являются страны, ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ 1991 г. и Протокол к нему 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ. Членами СНГ могли стать также те гос-ва, которые приняли на себя обязательства по Уставу до 22 января 1994 г. После этой даты участником СНГ может стать гос-во, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех гос-в-членов.

Уставом СНГ  предусматривается также возможность  ассоциированного членства. Страны — не члены СНГ могут принимать участие в работе органов Содружества в качестве наблюдателей.

Гос-во — участник СНГ вправе выйти из Содружества, известив об этом депозитария Устава СНГ (Правительство Белоруссии) за 12 месяцев до даты выхода.

В настоящее  время в СНГ участвуют все  республики бывшего СССР, за исключением  прибалтийских и в некоторых  случаях — Украины.

Информация о работе Международное частное право