Международное частное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка

Описание работы

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.

Работа содержит 1 файл

МП_Шпора (1).doc

— 631.00 Кб (Скачать)

Международные межправительственные организации  не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

В уставе организации  определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Иными словами, организация обладает своей собственной (правда, несуверенной) волей, отличной от воли государств-участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основные права  международных организаций следующие:

право участвовать  в создании международно-правовых норм;

право органов  организации пользоваться определенными  властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

право рассматривать  споры между участниками, а в  некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

 

10. Признание  ког-в. Признание - межд-но-правовое действие субъекта межд-ного права, которым он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта межд-ного права.

Посредством акта признания гос-во соглашается с  соответствующими изменениями в  межд-ном правопорядке и/или межд-ной правосубъектности. Признание констатирует выход на межд-ную арену нового гос-ва или прав-ва и направлено на установление между признающим и признаваемым гос-ми правоотношений, хар-р и объем которых зависит от вида и формы признания. Признание означает, что гос-во признает новое гос-во как юр-ское лицо со всеми правами и обязанностями, вытекающими из межд-ного права.

Возникающие на основе акта признания правоотношения существуют независимо от установления между признающим и признава¬емым субъектом дипломатических, консульских или иных отноше¬ний. Правоотношения признания и дипломатические, консульские правоотношения вытекают из различных норм межд-ного права. Признание как юр-ский факт является базой для всех последующих отношений между субъектами межд-ного права; дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

В настоящее  время существуют две теории признания (конститутивная и декларативная) и  соответственно две формы поведения  гос-в на межд-ной арене.

Конститутивная теория: признание обладает правообразующим значением: оно (и только оно) конституирует (создает) новых субъектов межд-ного права. Без признания со стороны группы ведущих гос-в новое гос-во не может считаться субъектом межд-ного права. Такой позиции придерживаются некоторые западные державы.

Декларативная теория: признание лишь подтверждает правомерность каких-то определенных межд-но-правовых действий или событий. Признание носит декларативный  хар-р и направлено на установление стабильных, постоянных межд-ных правоотношений между субъектами межд-ного права.

Гос-ва обладают межд-ной правосубъектностью в силу самого факта своего существования. Они могут пользоваться межд-ными правами и несут обязанности, вытекающие из Устава ООН, независимо от их признания другими субъектами межд-ного права.

Институт признания  не кодифицирован: его образует группа межд-но-правовых норм, которые регулируют все стадии признания новых гос-в  и правительств, включая юр-ские последствия признания. В межд-ных  договорах содержатся лишь отдельные нормы о признании.

Институт признания  носит комплексный характер. Основной массив его норм содержится в праве  межд-ной правосубъектности, однако отдельные нормы зафиксированы  в праве межд-ных договоров, праве  межд-ных организаций и др.

Акт признания  является юр-ским фактом, с которым  межд-ное право связывает возникновение, изменение или прекращение межд-ных  правоотношений.

Существуют две  формы признания: признание де-юре  и признание де-факто.

Признание де-факто  — это признание официальное, но неполное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между гос-вами, либо когда гос-во считает признание де-юре преждевременным.

Признание де-юре  — признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами межд-ного права межд-ных отношений в полном объеме и сопровождается заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.

Специфический вид признания - признание ad hoc (признание  на данный случай). Это происходит, когда одно гос-во вступает с другим гос-вом или правительством в какие-то «разовые» отношения при политике официального непризнания. Такие действия не рассматриваются как признание.

Иногда признание  выступает в форме действий, явно свидетельствующих о признании (т.н. «молчаливое признание»). .

Виды признания

Различают признание  гос-в и признание правительств.

Признание гос-в  происходит, когда на межд-ную арену  выходит новое независимое гос-во, возникшее в результате революции, войны, объединения или раздела гос-в и т.д. Основной критерий признания в данном случае — независимость признаваемого гос-ва и самостоятельность в осуществлении гос-ной власти.

Признание правительства  происходит одновременно с признанием нового гос-ва. Однако возможно признание  правительства без признания гос-ва, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном гос-ве неконституционным путем (гражданские войны, перевороты и т.п.).

Особым видом  признания правительств является признание  эмигрантских правительств или правительств в изгнании.

 

11. Правопереемство  гос-в: понятие, источники, объекты.Правопреемство гос-в означает смену одного гос-ва другим в несении ответ-ти за межд-ные отношения какой-либо тер-рии. При правопреемстве различают: гос-во-предшественник (гос-во, которое было сменено другим при правопреемстве) и гос-во-правопреемник (гос-во, сменившее предшественника). Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве м.б. социальные революции, деколонизация, объединение или разделение гос-в, передача части тер-рии др. гос-ву.Долгое время основу института правопреемства составляли обычные нормы межд-ного права, однако в конце 70-х — начале 80-х гг. в Вене были проведены межд-ные конференции по кодификации норм о правопреемстве, на которых были приняты Венская конвенция о правопреемстве гос-в в отношении межд-ных договоров 1978 г. (вступила в силу в 1992 г.) и Венская конвенция о правопреемстве в отношении гос-ной собств-сти, гос-ных архивов и гос-ных долгов 1983 г. (в силу не вступила), ее нормы применяются в качестве межд-ных обычаев.Помимо них, вопросы правопреемства регулируются также двусторонними соглашениями, (Договором между ГДР и ФРГ о строительстве германского единства 1990 г.)Институт правопреемства в межд-ном праве — межотраслевой: его нормы содержатся и в праве межд-ной правосубъектности, и в праве межд-ных дог-ров и других источников межд-ного права, праве межд-ных организаций, межд-ном экономическом праве и пр.Объектами правопреемства могут быть тер-рия, дог-ры, гос-ная собств-сть, гос-ные архивы и гос-ные долги, а также членство в межд-ных организациях.енская конвенция 1978 г. регулирует правопреемство только в отношении дог-ров, заключенных в письменной форме, и лишь между гос-вами. В отношении устных дог-ров и дог-ров между гос-вами и иными субъектами межд-ного права действуют обычные нормы.1. В случае создания в результате деколонизации нового независимого гос-ва действует принцип tabula rasa («чистой доски»): новое гос-во не связано дог-рами, заключенными бывшими державами-метрополиями.Новое независимое гос-во не обязано сохранять какой-либо дог-р или становиться его участником только потому, что в момент правопреемства этот дог-р был в силе в отношении тер-рии — объекта правопреемства.Новое гос-во может стать участником любого многостороннего дог-ра, который был в силе для тер-рии правопреемства, путем уведомления о правопреемстве. Если до момента правопреемства гос-во-предшественник подписало дог-р с условием ратификации, принятия или утверждения, правопреемник может стать участником дог-ра, ратифицировав, приняв или утвердив его (кроме случаев несовместимости участия правопреемника с объектами и целями дог-ра).2. Если часть тер-рии гос-ва становится частью тер-рии др. гос-ва, в отношении этой тер-рии:дог-ры гос-ва-предшественника утрачивают силу;дог-ры гос-ва-правопреемника приобретают силу, кроме случаев, когда применение этих дог-ров было бы несовместимым с их объектами и целями.Находящийся в силе двусторонний договор в отношении тер-рии — объекта правопреемства считается действующим и для гос-ва-правопреемника, если новое гос-во договорилось об этом с контрагентом или это следует из его поведения.3. При объединении двух или нескольких гос-в права и обязательства по их дог-рам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям дог-ра.4. При отделении части тер-рии и присоединении ее к другому гос-ву договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.

 

12 и  13. Правопереемство в отношении  гос-ной собств-ти, гос-х долгов  и гос-х архивов.

В отношении  правопреемства гос-ной собств-сти, архивов и долгов применяется  Венская конвенция о правопреемстве гос-в в отношении гос-ной собств-сти, гос-ных архивов и гос-ных долгов 1983 г.

Согласно Конвенции  гос-ная собств-сть — это имущество, а также права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали, согласно внутреннему праву гос-ва-предшественника, этому гос-ву.

Гос-ные архивы представляют собой совокупность документов любых давности и рода, произведенных  или приобретенных гос-вом-предшественником в ходе его деят-ти, принадлежащих гос-ву на момент правопреемства согласно его внутреннему праву и хранящихся под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Под гос-ным долгом понимается любое финансовое обязательство  гос-ва в отношении др. гос-ва, межд-ной организации или любого иного субъекта межд-ного права, возникшее в соответствии с межд-ным правом

Переход собств-сти, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между этими  гос-вом-предшественником и гос-вом-преемником. При отсутствии таких соглашений действуют правила

1. При передаче  части тер-рии гос-ва др. гос-ву  к правопреемнику переходят:

все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей  тер-рии, а также движимое имущество, связанное с деят-тью гос-ва на данной тер-рии;

часть архивов, которая относится к соответствующей  тер-рии и необходима для ее нормального  управления;

гос-ный долг (в справедливой доле)

2. При создании  нового независимого гос-ва на  тер-рии гос-ва-предшественника к  гос-ву-правопреемнику переходят:

находящееся на его тер-рии недвижимое имущ-во, а  также недвижимость, принадлежащая  гос-ву-предшественнику и находящаяся  за границей. К правопреемнику переходит  также движимое имущ-во, находящееся  на тер-рии гос-ва-предшественника;

архивы, принадлежащие его тер-рии, а также часть иных архивов, необходимых для нормального управления.

Гос-ные долги  к правопреемнику не переходят.

3. При объединении  нескольких гос-в в одно к  правопреемнику переходят: вся  собств-сть гос-в-предшественников, их архивы и долги.

4. При отделении  части тер-рии от гос-ва к  правопреемнику переходят: 

находящееся на данной тер-рии недвижимое имущ-во, а также все связанное с  ней движимое имущество и часть  иного движимого имущества (в  справедливой доле);

относящаяся к тер-рии часть архивов, а также иные архивы, необходимые для нормального управления ею;

гос-ный долг (в справедливой доле).

5. При разделении  гос-ва, когда части тер-рии образуют  два или несколько гос-в-правопреемников,  к правопреемникам переходят: 

находящееся на их тер-рии недвижимое имущ-во, а также относящаяся к ней движимая собств-сть;

относящаяся к  данной тер-рии часть архивов, а  также иные архивы, имеющие непосредственное отношение к ней; гос-ный долг (в справедливой доле).

 

14. Правопереемство  в связи с прекращением СССР.

Одним из последствий  прекращения существования СССР является вопрос о правопреемстве в  отношении договоров СССР, гос-ной  собств-сти, гос-ных архивов и  гос-ных долгов СССР.

В Соглашении о  создании Содружества Независимых  Гос-в от 21 декабря 1991 г. гос-ва — участники СНГ гарантировали выполнение межд-ных обязательств, вытекающих из дог-ров и соглашений бывшего СССР. Гос-ва также согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено РФ.

Каждое гос-во СНГ имело право подтвердить  действие для себя того или иного дог-ра СССР. Республики бывшего СССР активно использовали это право.

Гос-ва СНГ (кроме  Украины и Белоруссии) самостоятельно вступали в ООН, становились участниками  дог-ров о правах чел-ка, о разоружении  и т.д.

Для решения  проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении дог-ров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, 1992 г. Советом глав государств СНГ 20 марта 1992 г. была создана Комиссия по правопреемству в отношении дог-ров, представляющих взаимный интерес, гос-ной собств-сти, долгов и активов бывшего СССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между гос-вами бывшего СССР.

В числе многосторонних дог-ров, регламентирующих различные  вопросы правопреемства между республиками бывшего Союза, можно назвать Договор о правопреемстве в отношении бывшего гос-ного долга и активов СССР 1991 г., Соглашение глав гос-в — участников СНГ о собств-сти бывшего СССР 1991 г., Соглашение о распределении всей собств-сти бывшего СССР за рубежом 1992 г., Декларацию глав гос-в — участников СНГ о межд-ных обязатель-ствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. и др.

В Соглашении о  распределении всей собств-сти бывшего  СССР за рубежом 1992 г. участвуют все страны — участницы СНГ (кроме Грузии). Соглашение регулирует вопросы правопреемства движимой и недвижимой собств-сти СССР за рубежом, находившейся в момент правопреемства во владении, пользовании или распоряжении СССР, гос-ных органов СССР. Под собств-тью понимается: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собств-сти СССР; собств-сть СССР и прибыль от деят-ти юр-ских лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по межд-ным соглашениям СССР и др.

Информация о работе Международное частное право