Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка
Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.
Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.
В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Иными словами, организация обладает своей собственной (правда, несуверенной) волей, отличной от воли государств-участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.
Основные права
международных организаций
право участвовать в создании международно-правовых норм;
право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;
право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;
право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.
10. Признание ког-в. Признание - межд-но-правовое действие субъекта межд-ного права, которым он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта межд-ного права.
Посредством акта признания гос-во соглашается с соответствующими изменениями в межд-ном правопорядке и/или межд-ной правосубъектности. Признание констатирует выход на межд-ную арену нового гос-ва или прав-ва и направлено на установление между признающим и признаваемым гос-ми правоотношений, хар-р и объем которых зависит от вида и формы признания. Признание означает, что гос-во признает новое гос-во как юр-ское лицо со всеми правами и обязанностями, вытекающими из межд-ного права.
Возникающие на основе акта признания правоотношения существуют независимо от установления между признающим и признава¬емым субъектом дипломатических, консульских или иных отноше¬ний. Правоотношения признания и дипломатические, консульские правоотношения вытекают из различных норм межд-ного права. Признание как юр-ский факт является базой для всех последующих отношений между субъектами межд-ного права; дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.
В настоящее время существуют две теории признания (конститутивная и декларативная) и соответственно две формы поведения гос-в на межд-ной арене.
Конститутивная теория: признание обладает правообразующим значением: оно (и только оно) конституирует (создает) новых субъектов межд-ного права. Без признания со стороны группы ведущих гос-в новое гос-во не может считаться субъектом межд-ного права. Такой позиции придерживаются некоторые западные державы.
Декларативная теория: признание лишь подтверждает правомерность каких-то определенных межд-но-правовых действий или событий. Признание носит декларативный хар-р и направлено на установление стабильных, постоянных межд-ных правоотношений между субъектами межд-ного права.
Гос-ва обладают межд-ной правосубъектностью в силу самого факта своего существования. Они могут пользоваться межд-ными правами и несут обязанности, вытекающие из Устава ООН, независимо от их признания другими субъектами межд-ного права.
Институт признания не кодифицирован: его образует группа межд-но-правовых норм, которые регулируют все стадии признания новых гос-в и правительств, включая юр-ские последствия признания. В межд-ных договорах содержатся лишь отдельные нормы о признании.
Институт признания носит комплексный характер. Основной массив его норм содержится в праве межд-ной правосубъектности, однако отдельные нормы зафиксированы в праве межд-ных договоров, праве межд-ных организаций и др.
Акт признания
является юр-ским фактом, с которым
межд-ное право связывает
Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто.
Признание де-факто — это признание официальное, но неполное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между гос-вами, либо когда гос-во считает признание де-юре преждевременным.
Признание де-юре — признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами межд-ного права межд-ных отношений в полном объеме и сопровождается заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.
Специфический вид признания - признание ad hoc (признание на данный случай). Это происходит, когда одно гос-во вступает с другим гос-вом или правительством в какие-то «разовые» отношения при политике официального непризнания. Такие действия не рассматриваются как признание.
Иногда признание выступает в форме действий, явно свидетельствующих о признании (т.н. «молчаливое признание»). .
Виды признания
Различают признание
гос-в и признание
Признание гос-в
происходит, когда на межд-ную арену
выходит новое независимое гос-
Признание правительства происходит одновременно с признанием нового гос-ва. Однако возможно признание правительства без признания гос-ва, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном гос-ве неконституционным путем (гражданские войны, перевороты и т.п.).
Особым видом признания правительств является признание эмигрантских правительств или правительств в изгнании.
11. Правопереемство
гос-в: понятие, источники,
12 и 13. Правопереемство в отношении гос-ной собств-ти, гос-х долгов и гос-х архивов.
В отношении
правопреемства гос-ной собств-сти,
архивов и долгов применяется
Венская конвенция о
Согласно Конвенции
гос-ная собств-сть — это
Гос-ные архивы
представляют собой совокупность документов
любых давности и рода, произведенных
или приобретенных гос-вом-
Под гос-ным долгом понимается любое финансовое обязательство гос-ва в отношении др. гос-ва, межд-ной организации или любого иного субъекта межд-ного права, возникшее в соответствии с межд-ным правом
Переход собств-сти, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между этими гос-вом-предшественником и гос-вом-преемником. При отсутствии таких соглашений действуют правила
1. При передаче части тер-рии гос-ва др. гос-ву к правопреемнику переходят:
все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей тер-рии, а также движимое имущество, связанное с деят-тью гос-ва на данной тер-рии;
часть архивов,
которая относится к
гос-ный долг (в справедливой доле)
2. При создании
нового независимого гос-ва на
тер-рии гос-ва-
находящееся на
его тер-рии недвижимое имущ-во, а
также недвижимость, принадлежащая
гос-ву-предшественнику и
архивы, принадлежащие его тер-рии, а также часть иных архивов, необходимых для нормального управления.
Гос-ные долги к правопреемнику не переходят.
3. При объединении
нескольких гос-в в одно к
правопреемнику переходят: вся
собств-сть гос-в-
4. При отделении части тер-рии от гос-ва к правопреемнику переходят:
находящееся на данной тер-рии недвижимое имущ-во, а также все связанное с ней движимое имущество и часть иного движимого имущества (в справедливой доле);
относящаяся к тер-рии часть архивов, а также иные архивы, необходимые для нормального управления ею;
гос-ный долг (в справедливой доле).
5. При разделении
гос-ва, когда части тер-рии образуют
два или несколько гос-в-
находящееся на их тер-рии недвижимое имущ-во, а также относящаяся к ней движимая собств-сть;
относящаяся к данной тер-рии часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное отношение к ней; гос-ный долг (в справедливой доле).
14. Правопереемство в связи с прекращением СССР.
Одним из последствий прекращения существования СССР является вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, гос-ной собств-сти, гос-ных архивов и гос-ных долгов СССР.
В Соглашении о создании Содружества Независимых Гос-в от 21 декабря 1991 г. гос-ва — участники СНГ гарантировали выполнение межд-ных обязательств, вытекающих из дог-ров и соглашений бывшего СССР. Гос-ва также согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено РФ.
Каждое гос-во СНГ имело право подтвердить действие для себя того или иного дог-ра СССР. Республики бывшего СССР активно использовали это право.
Гос-ва СНГ (кроме Украины и Белоруссии) самостоятельно вступали в ООН, становились участниками дог-ров о правах чел-ка, о разоружении и т.д.
Для решения проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении дог-ров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, 1992 г. Советом глав государств СНГ 20 марта 1992 г. была создана Комиссия по правопреемству в отношении дог-ров, представляющих взаимный интерес, гос-ной собств-сти, долгов и активов бывшего СССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между гос-вами бывшего СССР.
В числе многосторонних дог-ров, регламентирующих различные вопросы правопреемства между республиками бывшего Союза, можно назвать Договор о правопреемстве в отношении бывшего гос-ного долга и активов СССР 1991 г., Соглашение глав гос-в — участников СНГ о собств-сти бывшего СССР 1991 г., Соглашение о распределении всей собств-сти бывшего СССР за рубежом 1992 г., Декларацию глав гос-в — участников СНГ о межд-ных обязатель-ствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. и др.
В Соглашении о распределении всей собств-сти бывшего СССР за рубежом 1992 г. участвуют все страны — участницы СНГ (кроме Грузии). Соглашение регулирует вопросы правопреемства движимой и недвижимой собств-сти СССР за рубежом, находившейся в момент правопреемства во владении, пользовании или распоряжении СССР, гос-ных органов СССР. Под собств-тью понимается: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собств-сти СССР; собств-сть СССР и прибыль от деят-ти юр-ских лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по межд-ным соглашениям СССР и др.