Международное частное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка

Описание работы

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.

Работа содержит 1 файл

МП_Шпора (1).doc

— 631.00 Кб (Скачать)

Собств-сть СССР была поделена и перешла к гос-вам  в следующих долях: Белоруссия — 4,13%, Казахстан — 3,86%; Россия — 61,34%; Украина  — 16,37% и т.д. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77% и данным Соглашением не рассматривалась.

В 1992—1994 гг. были заключены двусторонние соглашения между Россией, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной — с другой стороны, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего гос-ного долга и активов бывшего Союза ССР, которые вступили в силу в конце 1995 — начале 1996 гг.

Участниками Соглашения о правопреемстве в отношении  гос-ных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. являются все страны СНГ (кроме Грузии). В соответствии с положениями Соглашения стороны признали целостность и неделимость архивов Российской Империи и СССР, находящихся за пределами их тер-рий, и не претендуют на право владения ими. Находящиеся на тер-рии гос-в — участников Соглашения архивы СССР перешли под юрисдикцию соответствующих гос-в. Стороны Соглашения обязались обеспечивать в соответствии со своим закон-вом доступ исследователей к архивам и признавать на своих тер-риях юр-скую силу справок, выданных гос-ными архивными учреждениями стран СНГ.

Вопросы, связанные  с возвращением документов, обменом  копиями и т.д., регулируются специальными двусторонними соглашениями.

15. Понятие и источники права международных договоров

Право международных договоров как отрасль международного права — это совокупность принципов и норм, регламентирующих порядок их заключения, исполнения и прекращения, определяющих участие государств в договорном процессе.

Право международных  договоров можно назвать базовой отраслью международного права, ибо посредством заключения международных договоров регламентируются отношения государств в различных сферах сотрудничества. Без договоров практически невозможно дальнейшее развитие международного права.

 Право международных договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.

Договоры заключаются  для конкретного и четкого  определения взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма  закрепления международных отношений  обусловливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

Субъектами права  международных договоров являются субъекты международного права.

Длительное время  единственным источником права международных  договоров являлись обычаи.

Первый кодификационный  акт в области права международных  договоров был принят в 1928 году на конференции американских государств. Им явилась Гаванская конвенция  о договорах, которая носила региональный характер, так как действовала лишь в Латинской Америке.

С появлением Организации  Объединенных Наций и созданием  в ее рамках Комиссии международного права кодификация права международных  договоров стала одной из главных  задач, поставленных перед комиссией. Комиссия разработала проект статей о праве международных договоров, и на созванной под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968—1969 годах, была принята Венская конвенция о праве международных договоров. Эта конвенция, вступившая в силу в 1980 году, касается договоров, заключенных между государствами.

В 1978 году на основе проекта статей, подготовленного  Комиссией международного права, была принята Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, которая, однако, до сих пор не вступила в силу.

Появление межправительственных международных организаций и возрастание их роли в международных отношениях повлекли договорное оформление их отношений как с государствами, так и между собой. В результате не только появилось большое число таких договоров, но была выработана определенная международная практика, касающаяся заключения, действия и прекращения данной категории договоров. Это вызвало, в свою очередь, необходимость подготовки и принятия специальной конвенции. В этих целях в 1986 году на созванной в Вене под эгидой ООН конференции была принята Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, которая, являясь результатом кодификации и прогрессивного развития международного права, содержит положения, учитывающие специфику договоров с участием международных организаций.

Хотя Венские  конвенции 1978 и 1986 годов и не вступили в силу, многие их положения действуют  в качестве обычных норм.

Названные конвенции  кодифицировали не все действующие  обычные нормы в области права международных договоров. В частности, не подверглись кодификации обычные нормы, касающиеся влияния войны на международные договоры. Поэтому наравне с договорными продолжают действовать и обычные нормы.

 

16. Виды  договоров. Стр-ра М дог. Венская конвенция о праве межд-ных дог-ров 1969 г. определяет дог-р как межд-ное соглашение, заключенное между гос-вами в письменной форме и регулируемое межд-ным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В настоящее  время нормы межд-ных дог-ров  занимают основное место в межд-ном  праве в силу определенных причин, среди которых можно назвать  следующие:

1) создание обычных норм является длительным процессом и иногда возникают затруднения в установлении точного содержания обычной нормы. Процесс создания дог-рной нормы не такой длительный, а воли субъектов межд-ного права имеют более выраженный хар-р;

2) процедура  заключения и исполнения дог-ров детально разработана и определена (конвенции о праве межд-ных дог-ров 1969 г. и 1986 г.);

3) дог-рная форма  предоставляет больше возможностей  для согласования воль субъектов  нежели какая-либо другая.

Эти и другие причины обусловливают все более широкое использование дог-рного процесса создания межд-но-правовых норм. Субъекты межд-ного права учитывают важнейшую роль дог-ров в межд-ных отношениях и признают возрастающее значение дог-ров как источника межд-ного права и средства развития мирного сотрудничества между гос-вами.

Виды форм выражения  согласия РФ на обязательность для  нее межд-ного дог-ра:

• Подписание - обязательно для РФ, если дог-р  предусматривает, что подписание имеет  такую силу, или иным образом установлена  договоренность РФ и других, участвующих в переговорах гос-в о том, что подписание должно иметь такую силу или намерение РФ предать подписанию такую силу выткекает из полномочий ее представителя либо было выражено во время переговоров;

• Ратификация - подтверждение подписанного дог-ра парламентом страны;

Оговорка - одностороннее  заявление, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии дог-ра или присоединении к нему по средством  которого выражается желание исключить  или изменить юридичесеое действие определенных положений договора в применении их к РФ.

Депозитарий - гос-во, межд-ная организация или их главное  исполнительное должностное лицо, которым  сдается на хранение подлинник межд-ного дог-ра и которые выполняют в  отношении этого дог-ра ф-ции, предусмотренные межд-ным правом.

В настоящее  время в мире насчитывается свыше  полумиллиона межд-ных многосторонних и двусторонних дог-ров. Основными  источниками права межд-ных дог-ров  являются: Венская конвенция о  праве межн-ных договоров 1969 г.; Венская  конвенция о правопреемстве гос-в в отношении дог-ров 1978 г.; Венская конвенция о праве дог-ров между гос-вами и межн-ными организациями или между межн-ными организациями 1986 г. Положения, касающиеся порядка заключения, исполнения и денонсации межд-ных дог-ров РФ, содержится также в Конституции РФ и ФЗ РФ «О межн-ных договорах РФ» от 15 июля 1995 г.

Венская конвенция 1969 г. подчеркивает важную роль межн-ных  договоров как средства мирного  сотрудничества между гос-вами независимо от различия их социально-экономических  систем, рассматривает самые различные вопросы дог-рного права, такие как порядок заключения межн-ных договоров, их значение для третьих гос-в, основания недействительности дог-ров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в дог-ре не признающих друг друга гос-в, право гос-в на участие в универсальных дог-рах, ф-ции депозитария и другие важные вопросы права межн-ных дог-ров. Конвенция 1969 г. является основным источником права межн-ных договоров:

Объектом межн-ного дог-ра являются отношения субъектов МП по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержания от действий.

Классификация и виды межн-ных дог-ров.

1. По кол-ву  участников:

двусторонние;

многосторонние.

2. По вопросам, в них рассматриваемых:

общие многосторонние дог-ры;

дог-ры, имеющие  глобальное значение;

специальные дог-ры.

3. По территориальному  влиянию:

универсальные;

региональные;

локальные.

4. По доступности  участия в межн-ных дог-ре:

открытые;

закрытые.

Объект межн-ного дог-ра определяется по его наименованию или исходя из содержания общих положений. Сторонами межн-ного дог-ра м.б. только субъекты МП.

Наименования  межн-ных дог-ров в зависимости  от содержания.

Пакт - военно-политический дог-р.

Соглашение - межправительственный дог-р по экономическим вопросам.

Конвенция - дог-р по техническим (процессуальным) вопросам.

Картель - дог-р  о выдаче преступников и о военнопленных.

Конкордат - дог-р, заключенный с Ватиканом.

 

17. Подготовка  и принятие текста дог-ра. Полномочия.

Процесс заключения межд-ного дог-ра - ряд последовательных действий (стадий) — от проявления инициативы заключения дог-ра до вступления его в силу.

Инициатива заключения дог-ра может исходить от одного или  нескольких гос-в, а также от межд-ных  организаций. Они берут на себя обязанности  по организации процесса заключения межд-ного дог-ра.

Полномочия. Дог-р  заключается представителями гос-в. Для этой цели им выдаются специальные  документы — полномочия, определяющие, на совершение каких действий по заключению дог-ра уполномочено данное лицо. Полномочия выдаются компетентными органами гос-ва в соответствии с национальным закон-вом.

В РФ решение  вопроса о наделении соответствующими полномочиями оформляется специальным  актом — указом или распоряжением  Президента, постановлением или распоряжением  Правительства.

Определенные  должностные лица в силу своего служебного положения и в пределах своей  компетенции вправе представлять свое гос-во и совершать действия по заключению дог-ра без специальных полномочий.

В Венской конвенции  о праве межд-ных дог-ров приводится перечень таких лиц: а) главы гос-в; б) главы правительств; в) министры иностранных дел; г) главы дипломатических представительств; д) представители гос-в на межд-ных конференциях и в межд-ных организациях.

Если заключается  межд-ный дог-р с участием межд-ной организации, то специальные полномочия для этой цели не требуются лицу, которое в соответствии с правилами организации рассматривается как представляющее эту организацию.

Без специальных  полномочий ведут переговоры и подписывают  межд-ные дог-ры РФ: Президент РФ; Председатель Правительства РФ, министр иностранных дел, федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти. Глава дипломатического представительства РФ в иностранном гос-ве или глава представительства РФ в межд-ной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста дог-ра — соответственно с гос-вом пребывания или в рамках данной межд-ной организации.

При заключении двусторонних межд-ных дог-ров представители  гос-в обмениваются полномочиями, а  при заключении многосторонних дог-в полномочия сдаются в специально созданные органы для проверки их подлинности. Любые действия по заключению дог-ра, совершенные не уполномоченным лицом или в нарушение полномочий, не имеют юр-ского значения.

Подготовка текста дог-ра. Текст догра разрабатывается на переговорах (непосредственных или по дипломатическим каналам), на конференциях или в рамках межд-ных организаций.

Переговоры по выработке текста дог-ра ведутся  либо непосредственно, либо с использованием дипломатических средств. Гос-ва через уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции по обсуждаемой проблеме (или представляют конкретные проекты дог-ра). Затем на основе их тщательного изучения и оценки они предлагают для согласования возможные изменения, уточнения позиций и соответственно проекта дог-ра. Путем взаимных уступок и компромиссов проект подвергается изменениям до тех пор, пока он не станет приемлемым для всех участников. Иногда для подготовки дог-ра по сложной проблеме используются и дипломатические каналы, и переговоры на уровне делегаций, и встречи министров иностранных дел, и встречи на высшем уровне.

Межд-ные конференции  и межд-ные организации используются гос-вами для выработки текстов  многосторонних дог-ров. В целях  более глубокого и всестороннего изучения сложная проблема разбивается на отдельные вопросы, которые рассматриваются специальными комитетами и комиссиями, входящими в структуру конференций или организаций. Согласованный проект обсуждается на пленарных заседаниях.

Принятие текста договора. Для подтверждения того, что текст дог-ра является окончательно согласованным (т. е. изменению не подлежит) и подлинным документам, необходимо соответствующим образом оформленное его принятие (установление аутентичности). Оно может быть предварительным и окончательным.

Предварительное принятие текста дог-ра осуществляется посредством голосования, парафирования, подписания.

Путем голосования  принимается текст дог-ра, подготовленный на межд-ной конференции или в  межд-ной организации. Это решение  оформляется актом — резолюцией межд-ной конференции или соответствующего органа межд-ной организации, которая принимается большинством голосов (простым или двумя третями в зависимости от правил, одобренных на конференции или в организации). В последние годы применяется метод консенсуса — общего согласия (при отсутствии возражений со стороны какого-либо гос-ва).

Информация о работе Международное частное право