Международное частное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка

Описание работы

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.

Работа содержит 1 файл

МП_Шпора (1).doc

— 631.00 Кб (Скачать)

В качестве вспомогательных источников международного права рассматриваются  документы, принимаемые органами международных  организаций (резолюции, декларации и  др.), судебные решения, мнения наиболее видных специалистов в области международного права (доктрина). К судебным решениям, которые являются вспомогательными источниками, относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов.

Дог-рные нормы и нормы, содержащиеся в актах межд-ных конференций  и межд-ных организаций - документально закрепленные нормы, представляющие собой установленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. Они являются источниками межд-го права наряду с дог-ми и обычаями.

Дог-р-акт, исходящий от гос-в-участников, распространяет свое действие на каждое участвующее в нем гос-во. Права и обязанности по дог-ру адресуются как бы от одного гос-ва другому.

Акты межд-ной конференции или  организации и закрепленные в  них права и обязанности исходят  от коллективного органа (общего собрания) гос-в, но распространяют свое действие на каждое гос-во-участника в отдельности.

Акты должны отвечать общим началам  процесса нормообразования, т. е. в них  гос-ва должны выражать свои согласованные  решения относительно как содержания, так и юр-ского значения фиксируемых положений именно как правовых норм.

Такие акты должны также соответствовать  признанным условиям их действительности:

* они не могут противоречить  основным принципам межд-ного  права, императивным нормам;

* они распространяются, как правило, на те гос-ва и межд-ные организации, которые приняли их.

Межд-ные (межгос-ные) конференции завершаются  принятием итоговых док-тов, юр-ская природа которых различна.

1. Конференция,  созванная специально для разработки  межд-ного дог-ра, завершается одобрением резолюции (иного акта) о принятии дог-ра и открытии его для подписания гос-ми. В этом случае резолюция имеет лишь разовое, процедурное значение, а источником становится дог-р как результат действий гос-в по его подписанию, ратификации, введению в действие.

2. Если  конференция посвящается проверке  состояния выполнения уже действующего  многостороннего до-ра, то ее задача  ограничивается заслушиванием информации, контрольными ф-циями, формулированием  рекомендаций гос-вам. 

3. Конференция посвящается рассмотрению и решению новых проблем и завершается принятием итогового документа с разноплановым содержанием. Это и общий обзор ситуации, и рекомендации гос-вам-участникам, и разработка новых правил деят-ти и взаимоотношений гос-в.

Акты международных организаций

Статус  актов межд-ных межправительственных организаций определяется их уставами. В пределах своей компетенции  органы этих организаций принимают  акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера.

Сама по себе межд-ная организация не вправе превращаться в межд-ного "законодателя". Вместе с тем гос-ва — члены организации — могут использовать организацию для нормотворческой деят-ти. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени организации разработанных в ее рамках межд-ных договоров. В этих случаях текст договора публикуется в документах ООН в виде приложения к резолюции Генеральной Ассамблеи. Но именно дог-р (после его подписания гос-ми и вступления в силу), а не резолюция, приобретает значение источника межд-ного права. Аналогичный метод применяется и в других межд-ных организациях универсального хар-ра. Выделяются своей особой юридической значимостью те акты межд-ных организаций, которым самими гос-ми-членами придается нормативный характер. Такие резолюции принимаются главными (высшими) органами организаций в соответствии с их ф-циями в тех случаях, когда эффективное осуществление этих ф-ций невозможно без создания новых форм межд-ного права и придания резолюциям статуса источников межд-ного права.

 

6.Международный договор и межд. Обычай. В последнем случае источники международного права принято делить на основные и вспомогательные. К числу основных относят международные договоры и международно-правовые обычаи.

Международный договор – международное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный договор является основным источником международного права и важным инструментом осуществления внешней функции  государств. На основе международных  договоров учреждаются и функционируют  межгосударственные организации. Изменения, которые происходят в праве международных договоров, неизбежно затрагивают остальные отрасли международного права. В силу этого право международных договоров занимает особое место в системе международного права, являясь одной из ведущих ее отраслей. В настоящее время в мире насчитывается более 500 тыс. многосторонних и двусторонних договоров.

Международный (международно-правовой) обычай – форма воплощения норм международного права, возникающих стихийно в практике межгосударственного общения, которая не является письменной. Международный обычай – термин, который используется как для обозначения одного из основных источников международного права, так и для обозначения самих норм международного права, возникающих не в результате целенаправленного правотворческого процесса и существующих не в письменной форме. Международный обычай – форма существования определенной категории норм международного права, их источник, а содержание международного обычая – нормы международного обычного права.

 

7Субъекты МП: понятия, виды. Гос-ва  – основ суб. МП. Участники международных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, непосредственно вытекающие из международного правопорядка, относятся к числу субъектов международного права. Субъект международного права – это действующий или возможный участник отношений, которые урегулированы нормами международного права.

Только субъекты международного права участвуют  в становлении и поддержании  международного правопорядка; в их исключительную компетенцию входят создание и реализация норм международного права, а также осуществление мер по принуждению к их исполнению через различные формы международно-правовой ответственности.

Субъектов международного права  принято делить на две основные категории:

1) основные (первичные или суверенные) – государства, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, борющиеся за самоопределение, которые эволюционируют в направлении обретения собственной государственности. Первичные субъекты являются самостоятельными и самоуправляемыми образованиями, которые уже в силу своего существования (ipso facto) становятся носителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не обусловлена чьей-либо внешней волей и носит объективный характер;

2) производные (вторичные или несуверенные) – это образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или иные договоренности первичных субъектов и договоренности между конституированными субъектами. Второстепенными субъектами являются международные межправительственные организации, с некоторыми оговорками к этой же категории принято относить другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности (например, государ-ствоподобные образования – особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом).

Специфика юридической природы международных  организаций сводится к следующему:

1) они порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте (их правосубъектность является производной, обусловленной);

2) содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в точном соответствии с предназначением и функциями каждой организации (правосубъектность является функциональной, индивидуализированной).

К нетрадиционным субъектам относят международные  неправительственные организации, международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица и  индивиды (физические лица).

Выделяют также  правосоздающих и правоприменяющих субъектов:

1) субъекты правосоздающие, которые одновременно являются и правоприменяющими, так как нормотвор-ческий процесс не может быть отделен от правоприменительного, – это государства, международные организации, а также (в некоторых случаях) государствоподобные образования и борющиеся нации;

2) субъекты только правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью – это индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации.

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Но не всякая страна может быть государством в  международно-правовом смысле и субъектом  международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).

Международная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта – это совокупность прав и обязанностей субъекта, т. е. правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Изначальными являются основные права и обязанности, непосредственно порождаемые международной правосубъектностью и служащие предпосылкой международных правоотношений.

Основные обязанности  государства определяются содержанием  основных принципов международного права и включают сотрудничество с другими государствами, невмешательство в их внутренние дела, воздержание от угрозы силой или ее применения и т. д. Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть.

 

8. Учстие  суб. РФ в межд. и внешнеэк. связях. Межд-ное право не содержит нормы, которая бы давала решение вопроса о межд-но-правовом статусе политико-тер-риальных образований, являющихся составными частями федеративного гос-ва.

В современных условиях РФ общефедеральное регулирование ограничивается констатацией того, что республики в составе РФ, края, области и другие субъекты РФ являются самостоятельными участниками межд-ных и внешнеэкономических, отношений (связей). Это положение Федеративного дог-ра не перенесено в новую Конституцию, но оно и не противоречит ей, поскольку в п. "о" ч. 1 ст. 72 Конституции к совместному ведению РФ и ее субъектов отнесена "координация межд-ных и внешнеэкономических связей субъектов РФ". Конституция исходит из признания межд-ной деят-ти субъектов РФ, но не конкретизирует формы этой деят-ти, относя соответствующую регламентацию к компетенции самих субъектов в пределах их самостоятельных полномочий. Для нормативной унификаций принципиальных вФ".

В Уставе города Москвы имеется специальная глава (13) "Межд-ные связи". Город Москва имеет право на установление межд-ных и внешнеэкономических связей в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ и Уставом, участвует в пределах своей компетенции в выполнении межд-ных дог-ров РФ (ст. 92). Аналогичные ссылки на Конституцию РФ и другие акты сопровождают положение ст. 9.2. Устава Хабаровского края о праве края самостоятельно заключать дог-ры с иностранными гос-ми. Согласно ст. 13 Устава Свердловской области, область вправе выступать самостоятельным участником межд-ных и внешнеэкономических связей, заключать соответствующие дог-ры (соглашения), если это не противоречит Конституции РФ и ФЗ.

В ряде дог-ров  наряду с закреплением права самостоятельного участия в межд-ных и внешнеэкономических связях содержится более конкретная (ориентированная) хар-ка дог-рной деят-ти республик, областей, краев: фиксируется право в процессе осуществления таких связей заключать "соответствующие договоры (соглашения) с субъектами иностранных федеративных го-в, административно-тер-риальными образованиями иностранных гос-в, а также министерствами и ведомствами иностранных гос-в".

Равноуровневые  дог-рные отношения — с членами (субъектами) зарубежных федераций, а  также с административно-тер-риальными  единицами унитарных стран — будут более распространенными, перспективными, чем с иностранными гос-ми непосредственно.

Самостоятельный аспект межд-но-правового статуса  субъектов РФ — их участие в  заключении и выполнении межд-ных  дог-ров РФ. Конституция РФ (п. "о" ч. 1 ст. 72) относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов выполнение межд-ных договоров РФ. Согласно ФЗ "О межд-ных дог-рах РФ" (ч. 3 ст. 32) органы гос-ной власти соответствующих субъектов РФ обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение межд-ных дог-ров РФ.

Межд-ные отношения (связи) субъектов РФ не только зафиксированы  в их закон-ве, но и признаны на федеральном  уровне.

 

9. Правосуб-ность  междунар. межправительственных орг-ций,  Индивид как суб МП.  Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права.

Неправительственные международные организации, такие, как Всемирная федерация профсоюзов, Amnesty International и др., учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются общественными объединениями «с иностранным элементом». Уставы этих организаций в отличие от уставов межгосударственных организаций не являются международными договорами. Правда, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительственных организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях. Так, Межпарламентский союз имеет статус первой категории в Экономическом и Социальном Совете ООН. Однако неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности.

Информация о работе Международное частное право