Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка
Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.
В качестве вспомогательных источников международного права рассматриваются документы, принимаемые органами международных организаций (резолюции, декларации и др.), судебные решения, мнения наиболее видных специалистов в области международного права (доктрина). К судебным решениям, которые являются вспомогательными источниками, относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов.
Дог-рные нормы и нормы, содержащиеся в актах межд-ных конференций и межд-ных организаций - документально закрепленные нормы, представляющие собой установленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. Они являются источниками межд-го права наряду с дог-ми и обычаями.
Дог-р-акт, исходящий от гос-в-участников, распространяет свое действие на каждое участвующее в нем гос-во. Права и обязанности по дог-ру адресуются как бы от одного гос-ва другому.
Акты межд-ной конференции или
организации и закрепленные в
них права и обязанности
Акты должны отвечать общим началам процесса нормообразования, т. е. в них гос-ва должны выражать свои согласованные решения относительно как содержания, так и юр-ского значения фиксируемых положений именно как правовых норм.
Такие акты должны также соответствовать признанным условиям их действительности:
* они не могут противоречить основным принципам межд-ного права, императивным нормам;
* они распространяются, как правило, на те гос-ва и межд-ные организации, которые приняли их.
Межд-ные (межгос-ные) конференции завершаются принятием итоговых док-тов, юр-ская природа которых различна.
1. Конференция,
созванная специально для
2. Если
конференция посвящается
3. Конференция посвящается рассмотрению и решению новых проблем и завершается принятием итогового документа с разноплановым содержанием. Это и общий обзор ситуации, и рекомендации гос-вам-участникам, и разработка новых правил деят-ти и взаимоотношений гос-в.
Акты международных организаций
Статус
актов межд-ных
Сама по себе межд-ная организация не вправе превращаться в межд-ного "законодателя". Вместе с тем гос-ва — члены организации — могут использовать организацию для нормотворческой деят-ти. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени организации разработанных в ее рамках межд-ных договоров. В этих случаях текст договора публикуется в документах ООН в виде приложения к резолюции Генеральной Ассамблеи. Но именно дог-р (после его подписания гос-ми и вступления в силу), а не резолюция, приобретает значение источника межд-ного права. Аналогичный метод применяется и в других межд-ных организациях универсального хар-ра. Выделяются своей особой юридической значимостью те акты межд-ных организаций, которым самими гос-ми-членами придается нормативный характер. Такие резолюции принимаются главными (высшими) органами организаций в соответствии с их ф-циями в тех случаях, когда эффективное осуществление этих ф-ций невозможно без создания новых форм межд-ного права и придания резолюциям статуса источников межд-ного права.
6.Международный договор и
Международный договор – международное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Международный
договор является основным источником
международного права и важным инструментом
осуществления внешней функции
государств. На основе международных
договоров учреждаются и
Международный (международно-правовой) обычай – форма воплощения норм международного права, возникающих стихийно в практике межгосударственного общения, которая не является письменной. Международный обычай – термин, который используется как для обозначения одного из основных источников международного права, так и для обозначения самих норм международного права, возникающих не в результате целенаправленного правотворческого процесса и существующих не в письменной форме. Международный обычай – форма существования определенной категории норм международного права, их источник, а содержание международного обычая – нормы международного обычного права.
7Субъекты МП: понятия, виды. Гос-ва – основ суб. МП. Участники международных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, непосредственно вытекающие из международного правопорядка, относятся к числу субъектов международного права. Субъект международного права – это действующий или возможный участник отношений, которые урегулированы нормами международного права.
Только субъекты международного права участвуют в становлении и поддержании международного правопорядка; в их исключительную компетенцию входят создание и реализация норм международного права, а также осуществление мер по принуждению к их исполнению через различные формы международно-правовой ответственности.
Субъектов международного права принято делить на две основные категории:
1) основные (первичные или суверенные) – государства, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, борющиеся за самоопределение, которые эволюционируют в направлении обретения собственной государственности. Первичные субъекты являются самостоятельными и самоуправляемыми образованиями, которые уже в силу своего существования (ipso facto) становятся носителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не обусловлена чьей-либо внешней волей и носит объективный характер;
2) производные (вторичные или несуверенные) – это образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или иные договоренности первичных субъектов и договоренности между конституированными субъектами. Второстепенными субъектами являются международные межправительственные организации, с некоторыми оговорками к этой же категории принято относить другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности (например, государ-ствоподобные образования – особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом).
Специфика
юридической природы
1) они порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте (их правосубъектность является производной, обусловленной);
2) содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в точном соответствии с предназначением и функциями каждой организации (правосубъектность является функциональной, индивидуализированной).
К нетрадиционным
субъектам относят
Выделяют также правосоздающих и правоприменяющих субъектов:
1) субъекты правосоздающие, которые одновременно являются и правоприменяющими, так как нормотвор-ческий процесс не может быть отделен от правоприменительного, – это государства, международные организации, а также (в некоторых случаях) государствоподобные образования и борющиеся нации;
2) субъекты только правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью – это индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации.
Под государством
в международном праве
Международная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта – это совокупность прав и обязанностей субъекта, т. е. правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Изначальными являются основные права и обязанности, непосредственно порождаемые международной правосубъектностью и служащие предпосылкой международных правоотношений.
Основные обязанности государства определяются содержанием основных принципов международного права и включают сотрудничество с другими государствами, невмешательство в их внутренние дела, воздержание от угрозы силой или ее применения и т. д. Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть.
8. Учстие суб. РФ в межд. и внешнеэк. связях. Межд-ное право не содержит нормы, которая бы давала решение вопроса о межд-но-правовом статусе политико-тер-риальных образований, являющихся составными частями федеративного гос-ва.
В современных условиях РФ общефедеральное регулирование ограничивается констатацией того, что республики в составе РФ, края, области и другие субъекты РФ являются самостоятельными участниками межд-ных и внешнеэкономических, отношений (связей). Это положение Федеративного дог-ра не перенесено в новую Конституцию, но оно и не противоречит ей, поскольку в п. "о" ч. 1 ст. 72 Конституции к совместному ведению РФ и ее субъектов отнесена "координация межд-ных и внешнеэкономических связей субъектов РФ". Конституция исходит из признания межд-ной деят-ти субъектов РФ, но не конкретизирует формы этой деят-ти, относя соответствующую регламентацию к компетенции самих субъектов в пределах их самостоятельных полномочий. Для нормативной унификаций принципиальных вФ".
В Уставе города Москвы имеется специальная глава (13) "Межд-ные связи". Город Москва имеет право на установление межд-ных и внешнеэкономических связей в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ и Уставом, участвует в пределах своей компетенции в выполнении межд-ных дог-ров РФ (ст. 92). Аналогичные ссылки на Конституцию РФ и другие акты сопровождают положение ст. 9.2. Устава Хабаровского края о праве края самостоятельно заключать дог-ры с иностранными гос-ми. Согласно ст. 13 Устава Свердловской области, область вправе выступать самостоятельным участником межд-ных и внешнеэкономических связей, заключать соответствующие дог-ры (соглашения), если это не противоречит Конституции РФ и ФЗ.
В ряде дог-ров
наряду с закреплением права самостоятельного
участия в межд-ных и
Равноуровневые
дог-рные отношения — с членами
(субъектами) зарубежных федераций, а
также с административно-тер-
Самостоятельный аспект межд-но-правового статуса субъектов РФ — их участие в заключении и выполнении межд-ных дог-ров РФ. Конституция РФ (п. "о" ч. 1 ст. 72) относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов выполнение межд-ных договоров РФ. Согласно ФЗ "О межд-ных дог-рах РФ" (ч. 3 ст. 32) органы гос-ной власти соответствующих субъектов РФ обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение межд-ных дог-ров РФ.
Межд-ные отношения (связи) субъектов РФ не только зафиксированы в их закон-ве, но и признаны на федеральном уровне.
9. Правосуб-ность междунар. межправительственных орг-ций, Индивид как суб МП. Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права.
Неправительственные
международные организации, такие,
как Всемирная федерация профсо