Международное частное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка

Описание работы

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.

Работа содержит 1 файл

МП_Шпора (1).doc

— 631.00 Кб (Скачать)

Военные корабли  во внутренних водах и портах пользуются правом неприкосновенности. К иностранному военному кораблю недопустимо применение каких-либо принудительных действий. Это  право не освобождает военные  корабли от обязанности соблюдать законы и правила прибрежного гос-ва; в случае их нарушения военному кораблю может быть предложено покинуть внутренние воды.

Каждое судно  подлежит освидетельствованию со стороны  должностных лиц прибрежного  гос-ва. Судно и его оборудование должны поддерживаться в состоянии, гарантирующем пригодность для выхода в море без опасности для судна и людей, находящихся на борту. Если судно и его оборудование не отвечают предъявленным требованиям, ему может быть запрещен выход в море.

 

53. Тер-риальное  море: порядок отсчета, правовой режим.

Тер-риальное море — это морской пояс, примыкающий  к сухопутной тер-рии (основному  сухопутному массиву и островам) и внутренним водам гос-в и  находящийся под суверенитетом  прибрежного гос-ва.

Каждое прибрежное гос-во национальным закон-вом определяет правовой режим своего тер-риального моря, т.к. оно входит в состав гос-ной тер-рии, его внешняя граница является гос-ной границей прибрежного гос-ва на море.

Ширина тер-риального  моря не должна превышать 12 морских  миль (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.) Меньшая ширина — 6 (Греция), 4 (Норве¬гия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.).

Отсчет ширины тер-риального моря производится:

1) от линии  наибольшего отлива; 2) от условной  линии внутренних вод; 3) от прямых  исходных линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов).

Если берега двух гос-в расположены один против другого или примыкают друг к  другу, в качестве разграничительной линии их те-риального моря используется срединная линия. Она проводится чтобы каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина тер-риального моря.

Правовой режим. Тер-риальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью тер-рии прибрежного гос-ва и находятся под его суверенитетом. Он осущ-тся с соблюдением норм межд-ного права.

Особенность правового  режима - право мирного прохода. Суда всех гос-в пользуются правом мирного  прохода через тер-риальное море.

Под проходом понимается плавание через тер-риальное море с  целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные ТС должны следовать на по¬верхности.

Перечень действий, нарушающих мир, добрый порядок или  безопасность прибрежного гос-ва: угроза силой или ее применение против прибрежного  гос-ва в нарушение принципов  межд-ного права; любые маневры или  учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного гос-ва; подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного гос-ва; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деят-ть, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание помех системам связи.

Прибрежное гос-во может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства  и регулированию движения судов в тер-риальном море. Промысловая и иная деят-ть иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного гос-ва или на основе специального соглашения с ним.

Прибрежное гос-во вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в тер-риальном море, а также приостанавливать в определенных районах своего тер-риального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности.

Иностранные невоенные суда и военные корабли в тер-риальном море РФ пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения межд-ных дог-ров и закон-ва России.

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода  через тер-риальное море, обязаны  соблюдать установленный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, м.б. применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответ-ти. Зависит от вида судна (военное или невоенное) и от хар-ра нарушения.

Органы и войска Федеральной пограничной службы РФ в пределах тер-риального моря по отношению к невоенным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти воды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Суда, допустившие нарушение режима тер-риального моря РФ, м.б. остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответ-ти в соответствии с законами РФ.

Органы и войска Федеральной пограничной службы РФ имеют право преследовать и задерживать за пределами тер-риального моря РФ судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в тер-риальное море своей страны или третьего гос-ва. Преследование в открытом море осущ-тся, если оно начато в тер-риальном море России и ведется непрерывно.

Уголовная юрисдикция прибрежного гос-ва не должна осущ-ться на борту иностранного судна, проходящего  через тер-риальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым  прест-нием, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев: а) если последствия прест-ния распространяются на прибрежное гос-во; б) если прест-ние нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в тер-риальном море; в) если капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо гос-ва флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; г) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Гражданская юрисдикция прибрежного гос-ва не осущ-тся в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через тер-риальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответ-ти, принятых или навлеченных на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли  пользуются в тер-риальном море иммунитетом  от юрисдикции прибрежного гос-ва. Если военный корабль не соблюдает  правила и законы прибрежного  гос-ва и игнорирует обращенное к  нему требование об их соблюдении, прибрежное гос-во может потребовать от него покинуть тер-риальное море. За ущерб или убытки, причиненные военным- кораблем прибрежному гос-ву, гос-во флага несет межд-ную ответ-ть.

 

54. Искл-я экономическая зона: понятие, правовой режим.

- район, находящийся за пределами тер-риального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина тер-риального моря.

Прибрежное гос-во в экономической зоне имеет:

суверенные права  в целях разведки, разработки и  сохранения природных ресурсов как  живых, так и неживых, находящихся  на дне, в его недрах и в покрывающих  его водах, а также в целях  управления этими ресурсами, и в  отношении других видов деят-ти по экономической разведке и разработке ресурсов зоны;

сооружать, а  также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных  островов и установок, устанавливать  вокруг них зоны безопасности;

определять время  и места лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, устанавливать условия получения лицензий, взимать сборы;

осуществлять  юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок  и сооружений;

разрешать морские  научные исследования;

принимать меры по защите морской среды.

В экономической зоне все гос-ва пользуются свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и др. Гос-ва при осуществлении своих прав должны учитывать суверенные права прибрежного гос-ва.

Гос-ва, не имеющие  выхода к морю, с разрешения прибрежного гос-ва вправе участвовать на справедливой основе в эксплуатации ресурсов зоны.

Правовой режим  искл. экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного  гос-ва, так и других гос-в в  отношении этой части морского пространства. В необходимых случаях межд-ными дог-рами определяются методы разграничения исключительных экономических зон.

 

55. онтинентальный  шельф: понятие, правовой режим.

 — это  затопленная морем часть материковой  тер-рии. Это морское дно (включая  его недра), простирающиеся от внешней границы тер-риального моря до установленных межд-ным правом пределов, над которым прибрежное гос-во осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств.

- Это поверхность  и недра морского дна подводных  районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны тер-риального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Внешней границей шельфа является изобата — линия, соединяющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф  имеют право гос-ва, берега которых  расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими гос-вами, а при отсутствии соглашения — по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина тер-риального моря. Международный Суд ООН в некоторых случаях определял границы шельфа.

- Это морское  дно и недра подводных районов,  простирающихся за преде-ами тер-риального  моря на всем протяжении естественного  продолжения сухопутной тер-рии  до внешней границы подводной  окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина тер-риального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние;

если граница  материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина тер-риального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Права прибрежного  гос-ва на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса  покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все гос-ва имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное гос-во имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного гос-ва не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных гос-в.

Прибрежное гос-во вправе определять трассы для прокладки  кабелей и трубопроводов, разрешать  возводить установки и проводить  бурильные работы, сооружать искусственные острова.

 

56. Открытое  море: понятие, правовой режим.

За внешней  границей тер-риального моря находятся  пространства морей и океанов, которые  не входят в состав тер-риальных вод  какого-либо гос-ва и образуют открытое море. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из гос-в, все гос-ва имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.).

Все гос-ва (в  том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на:

свободу судоходства;

свободу полетов;

свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

свободу рыболовства;

свободу возводить  искусственные острова и другие установки, допускаемые межд-ным  правом;

свободу научных  исследований.

Указанный перечень не является ограниченным.

Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое гос-во не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого  моря своему суверенитету.

В открытом море судно подчиняется юрисдикции того гос-ва, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть тер-рии гос-ва, в котором оно зарегистрировано. Искл. устанавливаются межд-ными дог-рами. Военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать:

что судно занимается пиратством или работорговлей;

что судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же национальность, что  и данный военный корабль.

Каждое гос-во определяет условия предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов на его тер-рии и права судна плавать под его флагом. При этом каждое гос-во:

ведет регистр  судов;

принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под  его флагом, и его экипажем;

обеспечивает  контроль годности судов к плаванию;

обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии.

Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены  в открытом море даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо иных властей, кроме властей  гос-ва флага судна.

Существует право  преследования по «горячим следам». Преследование иностранного судна м.б. предпринято, если компетентные власти прибрежного гос-ва имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого гос-ва. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в тер-риальном море или в прилежащей зоне преследующего гос-ва, и может продолжаться за пределами тер-риального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в тер-риальное море своей страны или третьего гос-ва.

Информация о работе Международное частное право