Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка
Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.
Военные корабли во внутренних водах и портах пользуются правом неприкосновенности. К иностранному военному кораблю недопустимо применение каких-либо принудительных действий. Это право не освобождает военные корабли от обязанности соблюдать законы и правила прибрежного гос-ва; в случае их нарушения военному кораблю может быть предложено покинуть внутренние воды.
Каждое судно подлежит освидетельствованию со стороны должностных лиц прибрежного гос-ва. Судно и его оборудование должны поддерживаться в состоянии, гарантирующем пригодность для выхода в море без опасности для судна и людей, находящихся на борту. Если судно и его оборудование не отвечают предъявленным требованиям, ему может быть запрещен выход в море.
53. Тер-риальное море: порядок отсчета, правовой режим.
Тер-риальное море
— это морской пояс, примыкающий
к сухопутной тер-рии (основному
сухопутному массиву и
Каждое прибрежное гос-во национальным закон-вом определяет правовой режим своего тер-риального моря, т.к. оно входит в состав гос-ной тер-рии, его внешняя граница является гос-ной границей прибрежного гос-ва на море.
Ширина тер-риального моря не должна превышать 12 морских миль (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.) Меньшая ширина — 6 (Греция), 4 (Норве¬гия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.).
Отсчет ширины тер-риального моря производится:
1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутренних вод; 3) от прямых исходных линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов).
Если берега двух гос-в расположены один против другого или примыкают друг к другу, в качестве разграничительной линии их те-риального моря используется срединная линия. Она проводится чтобы каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина тер-риального моря.
Правовой режим. Тер-риальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью тер-рии прибрежного гос-ва и находятся под его суверенитетом. Он осущ-тся с соблюдением норм межд-ного права.
Особенность правового режима - право мирного прохода. Суда всех гос-в пользуются правом мирного прохода через тер-риальное море.
Под проходом понимается плавание через тер-риальное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные ТС должны следовать на по¬верхности.
Перечень действий, нарушающих мир, добрый порядок или безопасность прибрежного гос-ва: угроза силой или ее применение против прибрежного гос-ва в нарушение принципов межд-ного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного гос-ва; подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного гос-ва; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деят-ть, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание помех системам связи.
Прибрежное гос-во может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в тер-риальном море. Промысловая и иная деят-ть иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного гос-ва или на основе специального соглашения с ним.
Прибрежное гос-во вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в тер-риальном море, а также приостанавливать в определенных районах своего тер-риального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности.
Иностранные невоенные суда и военные корабли в тер-риальном море РФ пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения межд-ных дог-ров и закон-ва России.
Иностранные суда,
осуществляя право мирного
Органы и войска Федеральной пограничной службы РФ в пределах тер-риального моря по отношению к невоенным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти воды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Суда, допустившие нарушение режима тер-риального моря РФ, м.б. остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответ-ти в соответствии с законами РФ.
Органы и войска Федеральной пограничной службы РФ имеют право преследовать и задерживать за пределами тер-риального моря РФ судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в тер-риальное море своей страны или третьего гос-ва. Преследование в открытом море осущ-тся, если оно начато в тер-риальном море России и ведется непрерывно.
Уголовная юрисдикция прибрежного гос-ва не должна осущ-ться на борту иностранного судна, проходящего через тер-риальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым прест-нием, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев: а) если последствия прест-ния распространяются на прибрежное гос-во; б) если прест-ние нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в тер-риальном море; в) если капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо гос-ва флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; г) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
Гражданская юрисдикция прибрежного гос-ва не осущ-тся в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через тер-риальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответ-ти, принятых или навлеченных на себя судном во время или для такого прохода.
Военные корабли пользуются в тер-риальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного гос-ва. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного гос-ва и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное гос-во может потребовать от него покинуть тер-риальное море. За ущерб или убытки, причиненные военным- кораблем прибрежному гос-ву, гос-во флага несет межд-ную ответ-ть.
54. Искл-я экономическая зона: понятие, правовой режим.
- район, находящийся за пределами тер-риального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина тер-риального моря.
Прибрежное гос-во в экономической зоне имеет:
суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих его водах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деят-ти по экономической разведке и разработке ресурсов зоны;
сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг них зоны безопасности;
определять время и места лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, устанавливать условия получения лицензий, взимать сборы;
осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений;
разрешать морские научные исследования;
принимать меры по защите морской среды.
В экономической зоне все гос-ва пользуются свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и др. Гос-ва при осуществлении своих прав должны учитывать суверенные права прибрежного гос-ва.
Гос-ва, не имеющие выхода к морю, с разрешения прибрежного гос-ва вправе участвовать на справедливой основе в эксплуатации ресурсов зоны.
Правовой режим
искл. экономической зоны включает
права и обязанности как
55. онтинентальный
шельф: понятие, правовой
— это
затопленная морем часть
- Это поверхность
и недра морского дна
Если на один и тот же континентальный шельф имеют право гос-ва, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими гос-вами, а при отсутствии соглашения — по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина тер-риального моря. Международный Суд ООН в некоторых случаях определял границы шельфа.
- Это морское
дно и недра подводных районов,
если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина тер-риального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).
Права прибрежного гос-ва на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все гос-ва имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное гос-во имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного гос-ва не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных гос-в.
Прибрежное гос-во
вправе определять трассы для прокладки
кабелей и трубопроводов, разрешать
возводить установки и
56. Открытое море: понятие, правовой режим.
За внешней границей тер-риального моря находятся пространства морей и океанов, которые не входят в состав тер-риальных вод какого-либо гос-ва и образуют открытое море. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из гос-в, все гос-ва имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.).
Все гос-ва (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на:
свободу судоходства;
свободу полетов;
свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
свободу рыболовства;
свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые межд-ным правом;
свободу научных исследований.
Указанный перечень не является ограниченным.
Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое гос-во не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.
В открытом море судно подчиняется юрисдикции того гос-ва, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть тер-рии гос-ва, в котором оно зарегистрировано. Искл. устанавливаются межд-ными дог-рами. Военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать:
что судно занимается пиратством или работорговлей;
что судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.
Каждое гос-во определяет условия предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов на его тер-рии и права судна плавать под его флагом. При этом каждое гос-во:
ведет регистр судов;
принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и его экипажем;
обеспечивает контроль годности судов к плаванию;
обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии.
Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены в открытом море даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо иных властей, кроме властей гос-ва флага судна.
Существует право преследования по «горячим следам». Преследование иностранного судна м.б. предпринято, если компетентные власти прибрежного гос-ва имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого гос-ва. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в тер-риальном море или в прилежащей зоне преследующего гос-ва, и может продолжаться за пределами тер-риального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в тер-риальное море своей страны или третьего гос-ва.