Международное частное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка

Описание работы

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.

Работа содержит 1 файл

МП_Шпора (1).doc

— 631.00 Кб (Скачать)

Различия прав иностранных граждан и граждан  страны пребывания установлены в  таких областях: политические права (иностранцы не могут избирать и быть избранными в представительные органы власти, голосовать на референдумах, им ограничен доступ к гос-ной службе в данной стране); отношение к военной службе (иностранцы не несут воинской обязанности); право въезда и выезда иностранцев (может устанавливаться безвизовый режим въезда-выезда иностранцев либо, наоборот, разрешительный порядок въезда и выезда граждан определенного гос-ва и т.д.); установление пределов уголовной, гражданской и админ-ной юрисдикции (иностранцы не могут являться субъектами некоторых правонарушений, например, измена Родине, уклонение от воинской повинности и т.д.).

Иностранец, находясь за границей, пользуется защитой и  покровительством гос-ва своего гражданства. Предусматривается право иностранных  граждан получать юридическую помощь и защиту от соответствующих представительств своего гос-ва, содействие гос-ва гражданства, если со стороны страны пребывания имеет место отказ в правосудии, и т.д. В то же время иностранец не теряет юридической связи со своим гос-вом и подчиняется также нормам закон-ва страны своего гражданства.

В соответствии с межд-ными дог-рами иностранец, законно  находящийся на тер-рии гос-ва, м.б. выслан только во исполнение законно  принятого решения и должен иметь  возможность представить доводы против высылки. Коллективная высылка иностранцев запрещается.

Иностранные граждане находятся под юрисдикцией страны пребывания и пользуются правами  и несут обязанности по законам  своего гос-ва.

 

66. Запрещение  и ограничение оружия массового  уничтожения.

1. В случае  любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

2. Запрещается  применять оружие, снаряды, вещества  и методы ведения военных действий, способные причинить излишние  повреждения или излишние страдания.

3. Запрещается  применять методы или средства  ведения военных действий, которые  имеют своей целью причинить  или, как можно ожидать, причинят  обширный, долговременный и серьезный  ущерб природной среде.

Существует правило  запрещения или ограничения тех видов оружия, которые имеют неизбирательное действие, т. е. в  равной мере опасны как для комбатантов, так и для мирного населения.

Ядерное оружие относится к оружию массового  уничтожения, комплекс норм МП в этой области особенно развит.

Ядерное оружие еще не запрещено, но Генеральная  Ассамблея ООН уже приняла  несколько резолюций о запрещении применения ядерного оружия. Запрещается  испытывать ядерное оружие в атмосфере, в космическом пространстве и  под водой. Любые ядерные взрывы, а также размещение ядерного оружия запрещены в Антарктике, Латинской Америке, южной части Тихого океана, на морском дне и в его недрах, на Луне и других небесных телах.

Существующие  нормы направлены на то, чтобы предотвратить  распространение ядерного оружия и не допустить приобретения его каким-либо гос-вом, помимо пяти, признанных обладающими им (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай). Сложности с соблюдением режима нераспространения ядерного оружия возникли в связи с прекращением существования СССР, в результате чего имевшееся у него ядерное оружие оказалось на территории четырех независимых гос-в - бывших союзных республик (Беларуси, Казахстана, России и Украины).

Актуальной проблемой  является регулирование ядерных  стратегических вооружений (СВ).

СВ -  межконтинентальные баллистические ракеты, тяжелые бомбардировщики как носители бомб, баллистических и крылатых ракет, баллистические ракеты, запускаемые с подводных лодок, а также средства противоракетной обороны.

В отношениях между  Россией и США запрещается развертывание систем противоракетной обороны тер-рии страны либо создание основы для такой системы, а для разрешенных систем действуют определенные количественные и качественные ограничения.

Регулирование ядерных СВ до недавнего времени  осуществлялось только в советско-американских отношениях, однако после прекращения существования СССР участниками этого процесса степени стали бывшие союзные республики, но полноправным участником переговоров должна оставаться только Россия.

 

67. Межд-ные  и немеж-ные вооруженные конфликты. Запрещенные способы и методы ведения войны.

Различают межд-ные  вооруженные конфликты и вооруженные  конфликты немежд-ного хар-ра.

Межд-ные вооруженные  конфликты - такие конфликты, когда  один субъект межд-ного права применяет  вооруженную силу против другого субъекта. Сторонами в таком конфликте могут являться гос-ва, нации и народности, борющиеся за свою независимость, межд-ные организации, осущ-щие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и межд-ного правопорядка.

Межд-ными явл-ся также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным  правительством является внутренним конфликтом. Однако повстанцы м.б. признаны «воюющей стороной», когда они:

имеют свою организацию;

имеют во главе  ответственные за их поведение органы;

установили свою власть на части тер-рии;

соблюдают в  своих действиях «законы и обычаи войны».

Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает применение к ним национального уголовного закон-ва об ответ-ти за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут  вступать в правоотношения с третьими гос-вами и межд-ными организациями, получать от них допускаемую межд-ным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими тер-рии могут создавать органы управления и издавать нормативные акты. Признание повстанцев «воюющей стороной» свидетельствует о приобретении конфликтом качества межд-ного и является первым шагом к признанию нового гос-ва.

Вооруженные конфликты  немежд-ного ха-ра — это все остальные  вооруженные конфликты, происходящие на тер-рии какого-либо гос-ва между  его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осущ-ют такой контроль над частью его тер-рии, который позволяет им осущ-ть непрерывные и согласованные военные действия.

Вооруженные конфликты немежд-ного характера обладают следующими признаками:

применение оружия и участие в конфликте вооруженных  сил, включая полицейские подразделения;

коллективный  характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;

определенная  степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных  за их действия;

продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные  спорадические выступления слабоорганизованных  групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немежд-ного хар-ра;

осуществление повстанцами контроля над частью тер-рии гос-ва.

К вооруженным  конфликтам немежд-ного хар-ра следует  относить все гражданские войны  и внутренние конфликты, возникающие  из попыток гос-ных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от межд-ных вооруженных конфликтов тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами межд-ного права, а в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство.

Гос-ва не должны вмешиваться во внутренние конфликты  на тер-рии др. гос-ва. Однако на практике осущ-тся определенные вооруженные  мероприятия, получившие название «гуманитарной  интервенции». Например вооруженные  акции, предпринятые с целью приостановления происходящих внутренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.

 

68. Окончание войны и его правовые последствия.

Военные действия могут заканчиваться заключением  перемирия или заключением мира.

Перемирие —  временное прекращение военных действий на условиях, согласованных воюющими сторонами. Различают местное перемирие (на отдельном участке фронта) и общее перемирие (по всему фронту). Перемирие может заключаться на определенный срок или быть бессрочным. Существенное нарушение перемирия одной из сторон может служить основанием для возобновления военных действий.

Капитуляция —  это прекращение военных действий на условиях, продиктованных победителем. Различают простую (капитуляцию  отдельного подразделения, объекта, пункта, района) и общую (всех вооруженных сил) капитуляцию. Капитуляция может быть безоговорочной (без всяких условий со стороны побежденного) или почетной (с условием сохранения оружия итп).

Ни перемирие, ни капитуляция не означают автоматического  прекращения состояния войны. Для этого необходимо либо издание акта (одностороннего или двустороннего) о прекращении состояния войны либо заключение мирного дог-ра. В мирном дог-ре фиксируется прекращение состояния войны, решаются вопросы о восстановлении мирных отношений между гос-вами, о судьбе довоенных дог-ров между воюющими сторонами и т.д. С прекращением состояния войны перестают действовать многие дог-ры военного времени и вступают в силу соглашения, нормализующие отношения между державами. Жертвы войны - это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили

такое участие  с определенного момента: раненые  и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в т.ч. оккупированных тер-рий.

Участников вооруженных  конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и

несражающиеся (некомбатанты). Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся  в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами. Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо в ходе боевых действий применение высшей меры насилия, т. е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.

К несражающимся  относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных  сил воюющей стороны, оказывающий  ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий непосредственного  участия в этих действиях.

Это интендантский  и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся не м.б. непосредственным объектом вооруженного нападения противника. Оружие, имеющееся у них, они обязаны  использовать исключительно в целях  самообороны и защиты вверенного им имущества.

Деление вооруженных  сил на сражающихся и несражающихся  основывается на их непосредственном участии в боевых действиях с  оружием в руках от имени и  в интересах той воюющей стороны, в вооруженные силы которой они  правомерно включены.

Партизанская  война - правомерная форма борьбы против агрессора, колониальной зависимости  и иностранной оккупации, за партизанами  признается статус комбатанта, если они  имеют во главе лицо, ответственное  за своих подчиненных, имеют отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в ходе боевых действий законы и обычаи войны. В свете современного международного права статусом комбатанта обладают и бойцы национально-освободительных движений.

Важнейшими источниками  права вооруженных конфликтов являются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.:

• Конвенция  об улучшении участи раненых и  больных в действующих армиях;

• Конвенция  об улучшении участи раненых, больных  и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

• Конвенция об обращении с военнопленными;

• Конвенция  о защите гражданского населения  во время войны.

Запрещено размещать  военнопленных в качестве «военного  щита» в месте дислокации войск, техники или военных объектов захватившего гос-ва. В отношении  военнопленных м.б. применены лишь меры дисциплинарного воздействия.

 

69. Межд-ные  уголовные судебные учреждения: общая хар-ка.

Наиболее важным межд-ным судебным органом в сфере  уголовного права является Межд-ный  уголовный суд. Действуют также  два специальных трибунала: Межд-ный трибунал по бывшей Югославии и Межд-ный трибунал по Руанде.

Помимо этого, существуют «смешанные» суды и трибуналы, в которых представлены как межд-ные, так и национальные судьи (Косовский  суд ООН).

Между-ный уголовный  суд (МУС) — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности.

В отличие от других между-ных и смешанных  уголовных судов, МУС является постоянным учреждением.

Резиденция — Гаага, однако по желанию Суда заседания могут проходить в любом месте. Межд-ный уголовный суд не следует путать с Межд-ным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры ООН, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Межд-ный уголовный  суд состоит из 18 судей. В настоящее  время 2 судей представляют Восточную  Европу, 2 — Азию, 3 — Африку, 4 —  Латинскую Америку, а остальные 7 — Западную Европу и другие гос-ва.

Межд-ный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) — структура ООН, созданная для восстановления справедливости в отношении жертв военных преступлений и преступлений против чел-сти, совершённых во время войн в Югославии в 1991—2001 годах, и наказания виновных в этих преступлениях. Находится в Гааге.

Межд-ный трибунал по Руанде (МТР) — вспомогательный  орган ООН, учрежден для судебного  преследования лиц, ответственных  за геноцид, совершенный на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных  за геноцид, совершенный на территории соседних государств. МТР учреждён на основе следующих резолюций Совета Безопасности ООН:

При этом МТР  призван не только преследовать виновных в актах геноцида, но и способствовать примирению и восстановлению справедливости и законности в Руанде.

Информация о работе Международное частное право