Международное частное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка

Описание работы

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.

Работа содержит 1 файл

МП_Шпора (1).doc

— 631.00 Кб (Скачать)

Гуманитарное  право составляют нормы, институты, принципы гуманитарного права (права человека, институт гражданства и др.), нормы и институты др. отраслей, затрагивающих отдельные аспекты правового статуса индивида (институт консульской защиты граждан за рубежом и др.).

Гуманитарное  право образуют две подотрасли (гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов), а также межотраслевые институты и нормы (институт консульской защиты граждан, нормы об ответ-ти индивидов за преступления межд-ного характера и т.д.)

Нормы гуманитарного права — преимущественно договорные нормы, международно-правовые обычаи.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в силу обычая приобрела  статус юридически обязательного документа. Декларация принималась Генеральной  Ассамблеей ООН как док-т рекомендательного хар-ра, устанавливающий межд-но-правовые стандарты в области прав чел-ка, к которым необходимо стремиться гос-вам. Поэтому говорить, что Декларация прав чел-ка достигла статуса обычной нормы, не совсем правильно. Другое дело, что положения Декларации могут подтверждать наличие межд-ных норм, текстуально с ними совпадать, отражая содержание уже существующих норм.

Помимо дог-ров  и обычаев, нормы гуманитарного  права зафиксированы в некоторых  док-тах межд-ных конференций  и совещаний, в частности, в документах СБСЕ.

Межд-ное гуманитарное право - совокупность межд-но-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы  обеспечения и защиты прав и свобод чел-ка как в мирное время, так  и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество гос-в в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответ-ть за нарушение прав и свобод чел-ка.

 

61. Межд-ные  стандарты прав и свобод чел-ка. Правовое регул-ние ограничений  прав и свобод чел-ка.

Межд-но-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют межд-ными стандартами (МС) в области прав чел-ка. Это обязательства не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т. д.). В соответствии с Уставом ООН гос-ва обязуются соблюдать МС прав чел-ка. Вопрос соблюдения прав чел-ка отнесен к внутренней компетенции гос-ва. Если для соблюдения одних прав (гражданских и политических) гос-ва должны приложить минимальные усилия - принятие Конституции и основных законов, то для соблюдения других (культурных, социальных и политических) необходимы прежде всего экономические и культурные предпосылки.

МС могут быть универсальными, т. е. признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (стандарты в рамках общеевропейского процесса).

МС обычно закрепляются в различного рода док-тах, как являющихся источниками МП, так и носящих  морально-политический характер.

Индивид не является субъектом МП и МП обязывает гос-во обеспечить реализацию его прав. В исключительном случае, если гос-во не в состоянии обеспечить средствами внутреннего права реализацию основных прав и свобод граждан, МП предусматривает непосредственное применение своих норм при помощи межд. органов.

Существует два  уровня межд. защиты прав человека:

- универсальный;

- региональный.

На универсальном  уровне контроль осуществляет ООН (Генеральная  Ассамблея, Экономический и социальный совет - ЭКОСОС, Комиссия по правам человека, Комиссия по правам женщин, верховный комиссар по правам человека, ЮНЕСКО, МОТ).

Примером регионального  уровня защиты может служить работа Совета Европы. Первой инстанцией при  рассмотрении дел в Совете Европы выступает Европейская комиссия по правам чеповека. Право на обращение в данную комиссию имеют гос-ва, а также отдельные индивиды.

После рассмотрения дела в комиссии любое заинтересованное лицо вправе обратиться в Европейский  суд по правам человека. Обеспечение  исполнения решений указанных органов  возложено на Комитет министров Совета Европы.

Существует три  основные меры контроля за соблюдением  прав чел-ка:

- рассмотрение  в ООН периодических докладов  гос-в;

- рассмотрение  споров о толковании и осуществлении  конкретных соглашений;

- рассмотрение  индивидуальных петиций.

 

62. Межд-ные  механизмы обеспечения и защиты  прав и свобод чел-ка:общая  хар-ка. Межд-ные органы по защите  прав и свобод чел-ка.

Межд-но-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто  называют межд-ными стандартами (МС) в области прав чел-ка. Это обязательства не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т. д.). В соответствии с Уставом ООН гос-ва обязуются соблюдать МС прав чел-ка. Вопрос соблюдения прав чел-ка отнесен к внутренней компетенции гос-ва. Если для соблюдения одних прав (гражданских и политических) гос-ва должны приложить минимальные усилия - принятие Конституции и основных законов, то для соблюдения других (культурных, социальных и политических) необходимы прежде всего экономические и культурные предпосылки.

МС могут быть универсальными, т. е. признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (стандарты в рамках общеевропейского процесса).

МС обычно закрепляются в различного рода док-тах, как являющихся источниками МП, так и носящих морально-политический характер.

Индивид не является субъектом МП и МП обязывает гос-во обеспечить реализацию его прав. В  исключительном случае, если гос-во не в состоянии обеспечить средствами внутреннего права реализацию основных прав и свобод граждан, МП предусматривает непосредственное применение своих норм при помощи межд. органов.

Существует два  уровня межд. защиты прав человека:

- универсальный;

- региональный.

На универсальном  уровне контроль осуществляет ООН (Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет - ЭКОСОС, Комиссия по правам человека, Комиссия по правам женщин, верховный комиссар по правам человека, ЮНЕСКО, МОТ).

Примером регионального  уровня защиты может служить работа Совета Европы. Первой инстанцией при рассмотрении дел в Совете Европы выступает Европейская комиссия по правам чеповека. Право на обращение в данную комиссию имеют гос-ва, а также отдельные индивиды.

После рассмотрения дела в комиссии любое заинтересованное лицо вправе обратиться в Европейский  суд по правам человека. Обеспечение  исполнения решений указанных органов  возложено на Комитет министров  Совета Европы.

Существует три  основные меры контроля за соблюдением прав чел-ка:

- рассмотрение  в ООН периодических докладов  гос-в;

- рассмотрение  споров о толковании и осуществлении  конкретных соглашений;

- рассмотрение  индивидуальных петиций.

 

63. Европейский  суд по правам чел-ка: цель, компетенция,  структура, хар-р принимаемых решений.

Европейский Суд  является одним из главных органов  Европейского Союза и учрежден с  момента создания организаций, составивших  впоследствии Европейский Союз.

Правовой основой  его деят-ти являются: Устав Суда, в котором определяются его компетенция, порядок формирования и ф-ционирования; регламент, устанавливающий процедуру судопроизводства; инструкции, касающиеся вопросов внутренней жизни.

В состав Суда ЕС входят судьи и генеральные адвокаты, которые назначаются с общего согласия гос-вами членами на 6 лет и м.б. назначены на новый срок. Суд избирает председателя и первого генерального адвоката. Их мандат должен подтверждаться ежегодно.

Дела рассматриваются  Судом в полном составе или  одной из образованных камер, решение  которой также считается вынесенным самим Судом. Судопроизводство состоит из 2х стадий — письменной и устной. Первая заключается в обмене состязательными бумагами, подготовительном расследовании для дополнительного выяснения обстоятельств дела и проверки доказательств. Устная — слушание дела — открывается выступлением судьи-докладчика, излагающего существо дела, позиции сторон и их аргументацию. Слушание может прерываться для повторного предварительного расследования. Итог устного судопроизводства подводит генеральный адвокат, который выступает с заключением и предлагает проект решения. Решение принимается на закрытом заседании и считается выражением единого мнения всего состава Суда. Результаты голосования не раскрываются, не допускается публикация особых или отдельных мнений и заявлений. Решение приобретает обязательную силу с момента вынесения, является окончательным и не подлежит обжалованию. Национальные суды гос-в — членов ЕС не вправе менять его или вносить дополнения.

Обращаться в  Суд ЕС могут все субъекты права: гос-ва-члены, органы ЕС, юридические и физические лица, а также национальные суды с просьбой о толковании права ЕС.

Европейский суд  функционирует на постоянной основе и создается гос-вами, которые  ратифицировали Конвенцию о защите прав и осн свобод человека 1950 г. Суд состоит из такого числа судей, кот соответствует числу соответствующих гос-в.

На должность  судей избираются на срок от 3 до 9 лет  от каждого гос-ва Парламентской  ассамблеей  (из трех кандидатов гос-ва-участника) лица, кот имеют высокие моральные качества и квалификацию или явл юристами с признанным авторитетом.

Евр суд имеет  свою канцелярию и судебных секретарей.

На пленарных  заседаниях суда избирается его председатель и его заместители (1-2) на 3 года (могут  переизбираться); создаются палаты на определенный срок; избираются председатели этих палат (могут переизбираться); принимаются правила процедуры суда; избираются секретарь суда и один или два его заместителя.

 

64. Порядок  рассмотрения индивидуальных жалоб  в Европейском суде по правам  чел-ка.

Европейский Суд  является одним из главных органов  Европейского Союза и учрежден с  момента создания организаций, составивших  впоследствии Европейский Союз.

Правовой основой  его деят-ти являются: Устав Суда, в котором определяются его компетенция, порядок формирования и ф-ционирования; регламент, устанавливающий процедуру судопроизводства; инструкции, касающиеся вопросов внутренней жизни.

В состав Суда ЕС входят судьи и генеральные адвокаты, которые назначаются с общего согласия гос-вами членами на 6 лет  и м.б. назначены на новый срок. Суд избирает председателя и первого генерального адвоката. Их мандат должен подтверждаться ежегодно.

Дела рассматриваются  Судом в полном составе или  одной из образованных камер, решение  которой также считается вынесенным самим Судом. Судопроизводство состоит из 2х стадий — письменной и устной. Первая заключается в обмене состязательными бумагами, подготовительном расследовании для дополнительного выяснения обстоятельств дела и проверки доказательств. Устная — слушание дела — открывается выступлением судьи-докладчика, излагающего существо дела, позиции сторон и их аргументацию. Слушание может прерываться для повторного предварительного расследования. Итог устного судопроизводства подводит генеральный адвокат, который выступает с заключением и предлагает проект решения. Решение принимается на закрытом заседании и считается выражением единого мнения всего состава Суда. Результаты голосования не раскрываются, не допускается публикация особых или отдельных мнений и заявлений. Решение приобретает обязательную силу с момента вынесения, является окончательным и не подлежит обжалованию. Национальные суды гос-в — членов ЕС не вправе менять его или вносить дополнения.

Обращаться в  Суд ЕС могут все субъекты права: гос-ва-члены, органы ЕС, юридические и физические лица, а также национальные суды с просьбой о толковании права ЕС.

— обращаться в  Европейский Суд можно только в случае нарушения того права, которое  предусмотрено Европейской Конвенцией, (обстоятельства по существу);

— м.б. рассмотрены только те обращения, которые касаются обстоятельств, произошедших после того, как страна вошла в юрисдикцию Европейского Суда;

— нарушение  права должно произойти на тер-рии, которая находится под юрисдикцией  Европейского Суда;

— жалоба м.б. подана только тем лицом, чье право было нарушено;

— заявитель  обязан исчерпать эффективные средства правовой защиты, существующие в стране;

— обращение  в Европейский Суд должно быть направлено не позднее 6 месяцев с  момента принятия последнего судебного  решения;

— жалоба должна быть обоснованной, на заявителя возлагается обязанность доказать нарушение его права со стороны гос-ва;

— жалоба не м.б. анонимной;

— жалоба не может  содержать оскорбительных высказываний;

— нельзя подавать жалобы по одному и тому же поводу одновременно в два (и более) межд-ных органа (в Европейский Суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН)

 

65. Правовой  статус иностранных граждан: межд-но-правовое  регул-е.

Иностранным гражданином  является лицо, не имеющее гражданства  страны пребывания, но имеющее доказательство принадлежности к гражданству др. гос-ва. От иностранцев следует отличать апатридов, т.е. лиц без гражданства.

Правовое положение  иностранцев в гос-ве регулируется национальным закон-вом страны пребывания и нормами межд-ных дог-ров. Гос-во пребывания, устанавливая правовой режим иностранцев, должно действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами межд-ного права.

Правовое положение (правовой режим) иностранцев - совокупность их прав и обязанностей на тер-рии  данного гос-ва. Различают три вида правового режима иностранцев: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Национальный  режим предполагает уравнивание  статуса иностранцев в той  или иной сфере отношений с  гражданами страны пребывания.

Специальный режим  заключается в предоставлении иностранным  гражданам определенных прав и/или  установлении обязанностей. Так, граждане гос-в — членов СНГ пользуются в России многими правами, вытекающими  из соглашений России с республиками бывшего Союза.

Режим наибольшего  благоприятствования выражается в  предоставлении иностранцам таких  прав или установления таких обязанностей в какой-либо области, какие предусмотрены  для граждан любого третьего гос-ва, находящихся в этой стране в наиболее выгодном положении. Этот режим устанавливается на основе взаимности в соответствии с договоренностью между этими гос-вами.

Информация о работе Международное частное право