Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка
Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.
Гуманитарное право составляют нормы, институты, принципы гуманитарного права (права человека, институт гражданства и др.), нормы и институты др. отраслей, затрагивающих отдельные аспекты правового статуса индивида (институт консульской защиты граждан за рубежом и др.).
Гуманитарное право образуют две подотрасли (гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов), а также межотраслевые институты и нормы (институт консульской защиты граждан, нормы об ответ-ти индивидов за преступления межд-ного характера и т.д.)
Нормы гуманитарного права — преимущественно договорные нормы, международно-правовые обычаи.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в силу обычая приобрела статус юридически обязательного документа. Декларация принималась Генеральной Ассамблеей ООН как док-т рекомендательного хар-ра, устанавливающий межд-но-правовые стандарты в области прав чел-ка, к которым необходимо стремиться гос-вам. Поэтому говорить, что Декларация прав чел-ка достигла статуса обычной нормы, не совсем правильно. Другое дело, что положения Декларации могут подтверждать наличие межд-ных норм, текстуально с ними совпадать, отражая содержание уже существующих норм.
Помимо дог-ров
и обычаев, нормы гуманитарного
права зафиксированы в
Межд-ное гуманитарное право - совокупность межд-но-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод чел-ка как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество гос-в в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответ-ть за нарушение прав и свобод чел-ка.
61. Межд-ные
стандарты прав и свобод чел-
Межд-но-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют межд-ными стандартами (МС) в области прав чел-ка. Это обязательства не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т. д.). В соответствии с Уставом ООН гос-ва обязуются соблюдать МС прав чел-ка. Вопрос соблюдения прав чел-ка отнесен к внутренней компетенции гос-ва. Если для соблюдения одних прав (гражданских и политических) гос-ва должны приложить минимальные усилия - принятие Конституции и основных законов, то для соблюдения других (культурных, социальных и политических) необходимы прежде всего экономические и культурные предпосылки.
МС могут быть универсальными, т. е. признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (стандарты в рамках общеевропейского процесса).
МС обычно закрепляются в различного рода док-тах, как являющихся источниками МП, так и носящих морально-политический характер.
Индивид не является субъектом МП и МП обязывает гос-во обеспечить реализацию его прав. В исключительном случае, если гос-во не в состоянии обеспечить средствами внутреннего права реализацию основных прав и свобод граждан, МП предусматривает непосредственное применение своих норм при помощи межд. органов.
Существует два уровня межд. защиты прав человека:
- универсальный;
- региональный.
На универсальном уровне контроль осуществляет ООН (Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет - ЭКОСОС, Комиссия по правам человека, Комиссия по правам женщин, верховный комиссар по правам человека, ЮНЕСКО, МОТ).
Примером регионального уровня защиты может служить работа Совета Европы. Первой инстанцией при рассмотрении дел в Совете Европы выступает Европейская комиссия по правам чеповека. Право на обращение в данную комиссию имеют гос-ва, а также отдельные индивиды.
После рассмотрения дела в комиссии любое заинтересованное лицо вправе обратиться в Европейский суд по правам человека. Обеспечение исполнения решений указанных органов возложено на Комитет министров Совета Европы.
Существует три основные меры контроля за соблюдением прав чел-ка:
- рассмотрение в ООН периодических докладов гос-в;
- рассмотрение
споров о толковании и
- рассмотрение индивидуальных петиций.
62. Межд-ные
механизмы обеспечения и
Межд-но-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют межд-ными стандартами (МС) в области прав чел-ка. Это обязательства не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т. д.). В соответствии с Уставом ООН гос-ва обязуются соблюдать МС прав чел-ка. Вопрос соблюдения прав чел-ка отнесен к внутренней компетенции гос-ва. Если для соблюдения одних прав (гражданских и политических) гос-ва должны приложить минимальные усилия - принятие Конституции и основных законов, то для соблюдения других (культурных, социальных и политических) необходимы прежде всего экономические и культурные предпосылки.
МС могут быть универсальными, т. е. признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (стандарты в рамках общеевропейского процесса).
МС обычно закрепляются в различного рода док-тах, как являющихся источниками МП, так и носящих морально-политический характер.
Индивид не является субъектом МП и МП обязывает гос-во обеспечить реализацию его прав. В исключительном случае, если гос-во не в состоянии обеспечить средствами внутреннего права реализацию основных прав и свобод граждан, МП предусматривает непосредственное применение своих норм при помощи межд. органов.
Существует два уровня межд. защиты прав человека:
- универсальный;
- региональный.
На универсальном уровне контроль осуществляет ООН (Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет - ЭКОСОС, Комиссия по правам человека, Комиссия по правам женщин, верховный комиссар по правам человека, ЮНЕСКО, МОТ).
Примером регионального уровня защиты может служить работа Совета Европы. Первой инстанцией при рассмотрении дел в Совете Европы выступает Европейская комиссия по правам чеповека. Право на обращение в данную комиссию имеют гос-ва, а также отдельные индивиды.
После рассмотрения дела в комиссии любое заинтересованное лицо вправе обратиться в Европейский суд по правам человека. Обеспечение исполнения решений указанных органов возложено на Комитет министров Совета Европы.
Существует три основные меры контроля за соблюдением прав чел-ка:
- рассмотрение в ООН периодических докладов гос-в;
- рассмотрение
споров о толковании и
- рассмотрение индивидуальных петиций.
63. Европейский суд по правам чел-ка: цель, компетенция, структура, хар-р принимаемых решений.
Европейский Суд является одним из главных органов Европейского Союза и учрежден с момента создания организаций, составивших впоследствии Европейский Союз.
Правовой основой его деят-ти являются: Устав Суда, в котором определяются его компетенция, порядок формирования и ф-ционирования; регламент, устанавливающий процедуру судопроизводства; инструкции, касающиеся вопросов внутренней жизни.
В состав Суда ЕС входят судьи и генеральные адвокаты, которые назначаются с общего согласия гос-вами членами на 6 лет и м.б. назначены на новый срок. Суд избирает председателя и первого генерального адвоката. Их мандат должен подтверждаться ежегодно.
Дела рассматриваются Судом в полном составе или одной из образованных камер, решение которой также считается вынесенным самим Судом. Судопроизводство состоит из 2х стадий — письменной и устной. Первая заключается в обмене состязательными бумагами, подготовительном расследовании для дополнительного выяснения обстоятельств дела и проверки доказательств. Устная — слушание дела — открывается выступлением судьи-докладчика, излагающего существо дела, позиции сторон и их аргументацию. Слушание может прерываться для повторного предварительного расследования. Итог устного судопроизводства подводит генеральный адвокат, который выступает с заключением и предлагает проект решения. Решение принимается на закрытом заседании и считается выражением единого мнения всего состава Суда. Результаты голосования не раскрываются, не допускается публикация особых или отдельных мнений и заявлений. Решение приобретает обязательную силу с момента вынесения, является окончательным и не подлежит обжалованию. Национальные суды гос-в — членов ЕС не вправе менять его или вносить дополнения.
Обращаться в Суд ЕС могут все субъекты права: гос-ва-члены, органы ЕС, юридические и физические лица, а также национальные суды с просьбой о толковании права ЕС.
Европейский суд функционирует на постоянной основе и создается гос-вами, которые ратифицировали Конвенцию о защите прав и осн свобод человека 1950 г. Суд состоит из такого числа судей, кот соответствует числу соответствующих гос-в.
На должность судей избираются на срок от 3 до 9 лет от каждого гос-ва Парламентской ассамблеей (из трех кандидатов гос-ва-участника) лица, кот имеют высокие моральные качества и квалификацию или явл юристами с признанным авторитетом.
Евр суд имеет свою канцелярию и судебных секретарей.
На пленарных заседаниях суда избирается его председатель и его заместители (1-2) на 3 года (могут переизбираться); создаются палаты на определенный срок; избираются председатели этих палат (могут переизбираться); принимаются правила процедуры суда; избираются секретарь суда и один или два его заместителя.
64. Порядок
рассмотрения индивидуальных
Европейский Суд является одним из главных органов Европейского Союза и учрежден с момента создания организаций, составивших впоследствии Европейский Союз.
Правовой основой его деят-ти являются: Устав Суда, в котором определяются его компетенция, порядок формирования и ф-ционирования; регламент, устанавливающий процедуру судопроизводства; инструкции, касающиеся вопросов внутренней жизни.
В состав Суда ЕС входят судьи и генеральные адвокаты, которые назначаются с общего согласия гос-вами членами на 6 лет и м.б. назначены на новый срок. Суд избирает председателя и первого генерального адвоката. Их мандат должен подтверждаться ежегодно.
Дела рассматриваются
Судом в полном составе или
одной из образованных камер, решение
которой также считается
Обращаться в Суд ЕС могут все субъекты права: гос-ва-члены, органы ЕС, юридические и физические лица, а также национальные суды с просьбой о толковании права ЕС.
— обращаться в
Европейский Суд можно только
в случае нарушения того права, которое
предусмотрено Европейской
— м.б. рассмотрены только те обращения, которые касаются обстоятельств, произошедших после того, как страна вошла в юрисдикцию Европейского Суда;
— нарушение
права должно произойти на тер-рии,
которая находится под
— жалоба м.б. подана только тем лицом, чье право было нарушено;
— заявитель обязан исчерпать эффективные средства правовой защиты, существующие в стране;
— обращение в Европейский Суд должно быть направлено не позднее 6 месяцев с момента принятия последнего судебного решения;
— жалоба должна быть обоснованной, на заявителя возлагается обязанность доказать нарушение его права со стороны гос-ва;
— жалоба не м.б. анонимной;
— жалоба не может содержать оскорбительных высказываний;
— нельзя подавать жалобы по одному и тому же поводу одновременно в два (и более) межд-ных органа (в Европейский Суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН)
65. Правовой
статус иностранных граждан:
Иностранным гражданином является лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но имеющее доказательство принадлежности к гражданству др. гос-ва. От иностранцев следует отличать апатридов, т.е. лиц без гражданства.
Правовое положение иностранцев в гос-ве регулируется национальным закон-вом страны пребывания и нормами межд-ных дог-ров. Гос-во пребывания, устанавливая правовой режим иностранцев, должно действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами межд-ного права.
Правовое положение (правовой режим) иностранцев - совокупность их прав и обязанностей на тер-рии данного гос-ва. Различают три вида правового режима иностранцев: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования.
Национальный режим предполагает уравнивание статуса иностранцев в той или иной сфере отношений с гражданами страны пребывания.
Специальный режим заключается в предоставлении иностранным гражданам определенных прав и/или установлении обязанностей. Так, граждане гос-в — членов СНГ пользуются в России многими правами, вытекающими из соглашений России с республиками бывшего Союза.
Режим наибольшего благоприятствования выражается в предоставлении иностранцам таких прав или установления таких обязанностей в какой-либо области, какие предусмотрены для граждан любого третьего гос-ва, находящихся в этой стране в наиболее выгодном положении. Этот режим устанавливается на основе взаимности в соответствии с договоренностью между этими гос-вами.