Международное частное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка

Описание работы

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.

Работа содержит 1 файл

МП_Шпора (1).doc

— 631.00 Кб (Скачать)

Преследование должно быть начато после подачи зрительного  или светового сигнала. Преследование  может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, или судами и аппаратами, находящимися на правительственной службе (пр. полицейскими) и специально на это уполномоченными. Право преследования не может осуществляться в отношении военных кораблей, некоторых других судов, состоящих на гос-ной службе (полицейских, таможенных).

 

57. Правовое  регулирование межд-х полетов  над гос-ной тер-рией и в  межд-ном воздушном пространстве.

Возд-ное пространство, расположенное над тер-рией гос-ва, явл-ся частью его тер-рии. Гос-во обладает полным и исключительным суверенитетом над своим возд-ным пространством и имеет право разрешать/запрещать любые полеты над своей тер-рией.

Для организации  полетов возд-ных судов и осущ-ния  др. видов деят-ти по использованию  возд-ого пространства гос-во выделяет возд-ные трассы, определяет районы аэродромов, возд-ные коридоры для прилета и вылета возд-ных судов и т.д. Каждое гос-во обязано предоставлять на своей тер-рии радио- и метеорологические службы, иные средства для аэронавигации, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы.

Гос-ва вправе также  устанавливать зоны ограничения  полетов. Эти ограничения могут  заключаться в особом порядке  получения разрешения на полет, определении  специальных условий производства полетов, ограничении полетов и т.д. В отдельных районах гос-ва полеты м.б. полностью запрещены.

Гос-ва регулируют деят-ть национальных и иностранных  авиакомпаний, порядок и условия  выдачи разрешения на эксплуатацию межд-ных  возд-ных линий, условия полета, посадки на аэродромах, перевозки пассажиров, грузов, багажа и др.

Права или свободы  воздуха:

право выполнять  транзитные беспосадочные полеты в  своем пространстве иностранным  авиаперевозчиком;

право выполнять  полет с посадкой (для дозаправки и др.);

право принимать на борт и высаживать на тер-рии иностранного гос-ва пассажиров, выгружать грузы, багаж и почту;

те же действия для любых третьих стран;

право осущ-ть перевозки  между третьими гос-вами через свою тер-рию;

право осущ-ть перевозки  между третьими странами, минуя свою тер-рию.

Гос-ва обязаны  принимать меры для обеспечения  того, чтобы каждое возд-ное судно, совершающее полет в пределах его тер-рии, каждое возд-ное судно, несущее гос-ный опознавательный  знак, соблюдало действующие правила. Каждое гос-во имеет право требовать посадки в аэропорту иностранного гражданского возд-ного судна, если оно совершает полет над его тер-рией без его разрешения. В случае перехвата нарушителя не должна ставиться под угрозу безопасность находящихся на борту лиц и безопасность возд-ного судна.

РФ осущ-ет полный и исключительный суверенитет над  своим возд-ным пространством. Возд-ное  пространство в пределах границ РФ является гос-ной тер-рией РФ.

Полеты иностранных  судов в возд-ном пространстве РФ могут выполняться на основании  и в соответствии с условиями межд-ных дог-ров и нормами национального закон-ва. Устанавливаются правила пролета гос-ной границы, маршрут и правила полета, места посадки и т.д. Органами исполнительной власти могут выдаваться разрешения на совершение разовых полетов.

Иностранные возд-ные  суда могут влетать в возд-ное  пространство РФ и вылетать из него только в установленных местах, совершать  полеты по специальным межд-ным трассам, совершать посадки в аэропортах, открытых для иностранных возд-ных  судов. Над некоторыми районами и объектами полеты воздушных судов м.б. ограничены.

На возд-ные  суда, их экипажи, пассажиров и грузы, находящиеся в возд-ном пространстве РФ, распространяется гражданская, админ-ная  и уголовная юрисдикция РФ. Исключения из этого правила могут устанавливаться межд-ными дог-рами.

Особые правила  допуска в возд-ное пространство РФ установлены для иностранных  военных летательных аппаратов. Они могут осущ-ть полеты в возд-ном  пространстве РФ только с разрешения федеральных органов исполнительной власти.

Нарушение правил полетов в возд-ном пространстве РФ влечет установленную законом  ответ-ть.

Режим полетов  в межд-ном возд-ном пространстве

Открытое возд-ное  пространство — это пространство над открытым морем и иными  тер-риями с особым режимом (Антарктида, межд-ные проливы и каналы, архипелажные воды).

В открытом возд-ном  пространстве признаны следующие свободы:

свобода беспрепятственно осущ-ть полеты;

право гос-ва регистрации  осущ-ть юрисдикцию над воздушными судами;

право захватывать  возд-ное пиратское судно и осущ-ть «преследование по горячим следам».

Эти свободы  реализуются в дозволенных межд-ным  правом рамках. Так, в возд-ном пространстве Антарктики запрещено использовать гос-ные летательные аппараты в  военных целях.

Особые правила  установлены для пролета над межд-ными каналами, проливами и т.д.

 

58. Правовой  режим космического пространства  и небесных тел.

В межд-ном праве  существует отрасль — межд-ное  космическое право. Объектом этой отрасли  являются: отношения по поводу космического пространства и небесных тел; правовое положение космонавтов, искусственных космических объектов, наземных космических систем; космическая деят-ть.

Основными источниками  межд-ного космического права являются межд-ные договоры. В их числе  — Договор о принципах деят-ти гос-в по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и др. небесные тела (Дог-р по космосу), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, Конвенция о между-ной ответ-ти за ущерб, причиненный космическими объектами (Конвенция об ответ-ти), Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, Соглашение о деят-ти гос-в на Луне и др. небесных телах (Соглашение о Луне), региональные и двусторонние соглашения между гос-вами, между гос-вами и межд-ными организациями.

Важную роль играют Дог-р о запрещении испытаний  ядерного оружия в атмосфере, космическом  пространстве и под водой, Дог-р  об ограничении систем противоракетной  обороны и др.

Субъектами межд-ного космического права являются участники межд-ного правоотношения по поводу деят-ти в космическом пространстве или использования космической технологии. Основными субъектами межд-ного космического права являются гос-ва, т.к. именно они осуществляют основной объем космической деят-ти.

Вторичными субъектами межд-ного космического права являются межд-ные организации в соответствии со своей компетенцией (Межд-ная  организация спутниковой связи  и др.). Некоторые межд-ные дог-ры устанавливают дополнительные условия участия межд-ных организаций в космической деят-ти.

Межд-ное космическое  право не исключает возможности  осуществления космической деят-ти и неправительственными организациями (юр-скими лицами). Предприятия не становятся субъектами межд-ного космического права, поскольку не вправе принимать непосредственное участие в создании норм этого права. Подписываемые крупными корпорациями контракты с гос-вами не являются межд-ными дог-рами, а представляют собой соглашения гражданско-правового хар-ра. Космическая деят-ть данными субъектами осуществляется с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего гос-ва, которое несет ответ-ть за деят-ть таких юр-ских лиц.

В межд-ном космическом  праве сложились принципы: свобода  исследования и использования космического пространства и небесных тел; ответ-ть гос-в за космическую деят-ть; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел; ненанесение ущерба космическому пространству и небесным телам и др.

 

59. Правовой  статус космическим объектов. Ответ-ть за ущерб, причиненный космическим объектам.

Космическое пространство — это пространство, находящееся  за пределами воздушного пространства (т.е. на высоте свыше 100 км).

Правовой режим  космического пространства заключается  в том, что оно изъято из оборота и не находится в общей собств-сти; на эту тер-рию не распространяется суверенитет какого-либо гос-ва. Космическое пространство не подлежит национальному присвоению путем провозглашения на них суверенитета, путем использования или оккупации и др.

Космическое пространство открыто для исследования всеми  гос-вами; исследование и использование  космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран независимо от степени их экономического или научного развития и являются достоянием всего чел-ства. Гос-ва должны осуществлять космическую деят-ть в соответствии с обязательствами по между-ному праву, включая обязательства по Уставу ООН.

Космическая деят-ть — это деят-ть в космическом  пространстве, а также деят-ть на Земле, связанная с деят-тью в космическом пространстве. Виды космической деят-ти: дистанционное зондирование Земли, непосредственное телевещание из космоса, создание новых технологий, создание орбитальных станций и исследование дальнего космоса, космическая геология, метеорология, навигация, коммерческая деят-ть в космосе.

Исследование  и использование космоса осуществляются путем запуска космических объектов. Под космическими объектами понимаются созданные человеком искусственные  спутники Земли, автоматические и пилотируемые ракеты и станции, включая средства доставки. Объект считается космическим, если он был запущен (включая неудачный запуск), а также после возвращения его на Землю (вынужденного или запланированного).

Все космические  объекты, запускаемые на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, подлежат межд-ной и гос-ной регистрации. Регистрация осущ-тся как запускающим гос-вом, которое ведет соответствующий регистр, так и межд-ными организациями. Гос-во регистрации информирует Генерального секретаря ООН о каждом внесенном в его регистр космическом объекте (включая данные о запускающих гос-вах, регистрационном номере космического объекта, дате и месте запуска, основных параметрах орбиты, общем назначении космического объекта и т.д.).

Запускающее гос-во — это гос-во, осуществляющее запуск, а также гос-во, с тер-рии или установок которого осуществляется запуск. Гос-во регистрации всегда одно, а запускающих гос-в может быть несколько.

Правовое положение  Луны и др. небесных тел: Поверхность  или недра Луны или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо гос-ва, межд-ной организации, гос-ной организации, неправительственного учреждения или физ-кого лица. Гос-ва при проведении научных исследований имеют право собирать на Луне и др. небесных телах образцы веществ и вывозить их оттуда. Эти образцы остаются в распоряжении соответствующих гос-в. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений не создает права собств-сти на поверхность или недра Луны или их участки.

Луна и др. небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях. На Луне и др. небесных телах запрещается: установка ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, создание военных баз, сооружений, испытание любых типов оружия, проведение маневров. Допускается использование военного персонала для научных исследований или иных мирных целей, использование оборудования для мирного исследования Луны и др. небесных тел.

Запрещаются вывод  на орбиту вокруг Луны или на другую траекторию полета к Луне объектов с ядерным оружием или др. видами оружия массового уничтожения, а  также установка и использование  такого оружия на поверхности Луны или в ее недрах. Запрещаются угроза силой или применение силы и иные враждебные действия или угроза совершения таких действий на Луне или с использованием Луны. На орбиту вокруг Земли запрещается также выводить объекты с ядерным оружием или другим оружием массового уничтожения.

Гос-ва обязаны проводить изучение и использование космического пространства, включая Луну и др. небесные тела, т.о., чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества.

 

60. Межд-ное  гуманитарное право: понятие, источники. Закон-во РФ о правах и свободах чел-ка.

Принцип уважения прав и свобод чел-ка, зафиксированный  в Уста-ве ООН, был детализирован  и закреплен в виде конкретных межд-но-правовых норм в дог-рах и  соглашениях (Конвенция о предупреждении прест-ния геноцида и наказании за него, Женевские конвенции о защите жертв войны, Конвенция о политических правах женщин, Межд-ная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Межд-ный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Межд-ный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка и др.)

Объем урегулированных  межд-ными нормами отношений и  качество их регламентации свидетельствуют  о том, что в современном межд-ном  праве сформировалась новая отрасль, отражающая результаты сотрудничества гос-в в гуманитарной сфере — межд-ное гуманитарное право. Нормы этой отрасли зафиксированы в различных источниках межд-ного права, отличающихся по своей юридической силе, сфере действия, составу участников, характеру регулирования прав и свобод чел-ка и т.д.

Отрасль «права человека» регламентирует межд-ное  сотрудничество в области прав человека в мирное время, а нормы, регулирующие защиту прав чел-ка в условиях вооруженных  конфликтов, образуют подотрасль права  вооруженных конфликтов.

Предмет регулирования  у «гуманитарного права в мирное время» и «гуманитарного права в  период вооруженных конфликтов»  един — осущ-ние, обеспечение и  защита прав чел-ка. Вооруженный конфликт приводит в действие систему межд-ных  норм о защите человеческой личности. Эти нормы устанавливают особый режим регул-ния общественных отношений в период вооруженных конфликтов. Во время вооруженных ко¬фликтов появляются новые группы участников правоотношений — комбатанты, гражданское население, раненые и больные и другие лица, права которых подлежат особой защите. Отдельные категории индивидов наделяются специальными правами и защитой, предусмотренными нормами, т.е. физ-кие лица приобретают специальные правовые статусы.

Информация о работе Международное частное право