Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:20, шпаргалка
Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.
70. Прест-я против мира и безопасности чел-ства.
Межд-но-правовая ответ-ть гос-ва-агрессора за нарушение мира и безопасности дополняется мерами ответ-ти физических лиц за нарушение ими норм об обеспечении мира, законов и обычаев войны. Различают две группы субъектов преступлений:
1) главные военные
преступники (главы гос-в,
2) непосредственные исполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающие преступления по своей инициативе.
Судить военных преступников могут как специально созданные межд-ные суды (межд-ные военные трибуналы), так и национальные суды тех гос-в, на тер-рии которых эти лица совершали преступления.
Уставами и приговорами трибуналов были установлены виды межд-ных преступлений:
преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание, ведение агрессивной войны или войны в нарушение межд-ных дог-ров, соглашений или заверений, а также участие в общем плане или заговоре, направленных на осущ-ние этих действий;
военные преступления, а именно: нарушение законов и обычаев войны, к которым относятся убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупируемой тер-рии; убийства, истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень и другие преступления;
преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления любого преступления, подлежащего юрисдикции трибунала независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где были совершены, или нет.
Военным преступникам не м.б. предоставлено убежище. Установлено правило о неприменимости срока давности к военным преступлениям независимо от времени их совершения, а к преступлениям против человечности — также и от того, были они совершены в военное или в мирное время.
71. Прест-я межд-го хар-ра.
Различают три вида межд-ных правонарушений: межд-ные преступления, преступления межд-ного характера, иные межд-ные правонарушения (межд-ные деликты).
Межд-ное преступление — это деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед межд-ным сообществом в целом. К межд-ным преступлениям относятся агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество.
Межд-ные преступления:
совершаются гос-вами, должностными лицами гос-в, использующими механизм гос-ва в преступных целях, а также рядовыми исполнителями;
совершаются в непосредственной связи с гос-вом;
посягают на межд-ный мир и безопасность, угрожают основам межд-ного правопорядка;
влекут ответ-ть гос-ва как субъекта межд-ного права и персональную уголовную ответ-ть исполнителей.
Ответ-ть за межд-ные преступления наступает в рамках межд-ной, а в некоторых случаях национальной юрисдикции.
Преступление межд-ного хар-ра — это деяние физ-кого лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких гос-в, межд-ных организаций, физ-ких и юр-ских лиц. К преступлениям межд-ного хар-ра относятся:
посягательства на лиц, пользующихся межд-ной защитой; незаконный захват воздушных судов; подделка денежных знаков; захват заложников; незаконные операции с радиоактивными веществами и др.
Преступления межд-ного хар-ра:
затрагивают интересы двух или нескольких гос-в, юридических лиц и/или граждан;
совершаются отдельными физ-кими лицами вне связи с политикой гос-ва;
влекут персональную уголовную ответ-ть правонарушителей в рамках национальной юрисдикции.
К межд-ным деликтам следует относить межд-ные правонарушения, не вошедшие в две первые группы. К ним относятся: нарушение гос-вом дог-рных обязательств, не имеющих основополагающего значения; невыполнение юридическими и физическими лицами положений межд-ных конвенций; невыполнение решений межд-ных судов и арбитражей; нарушение гос-вами своих односторонних межд-ных обязательств и т.д.
Межд-ные деликты:
не носят хар-ра
преступлений и не имеют общественной
опасности межд-ных
могут совершаться любыми субъектами межд-ных правоотношений, нарушающими положения межд-но-правовых норм;
влекут ответ-ть субъектов, которая может выражаться и в форме самоограничений, следующих в результате официального признания противоправности поведения субъекта.
72. Правовая помощь: понятие, виды. Правовая помощь по уголовным делам: общая хар-ка.
Конституция РФ
гарантирует право каждого на
получение квалифицированной
Согласно двусторонним и многосторонним договорам (конвенциям) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам гос-ва регламентируют два вида деят-ти: 1) обеспечение гражданам договаривающихся сторон и лицам, проживающим на их тер-риях, а также юридическим лицам прав и средств правовой защиты наравне и собственными гражданами и юридическими лицами; 2) развитие сотрудничества между учреждениями юстиции различных стран в целях оказания правовой помощи друг другу, а также другим органам и заинтересованным лицам.
К этой деят-ти примыкает сотрудничество компетентных органов в сферах образования, труда, социального обеспечения, налогообложения и т. д.
Основными источниками межд-ного права в этой области являются договоры (конвенции) о правовой помощи и правовых отношениях.
Межд-но-правовые акты, регламентирующие сотрудничество по вопросам образования, труда, налогообложения и социального обеспечения, названы в соответствующих параграфах.
Граждане каждой из договаривающихся сторон пользуются на тер-рии др. договаривающихся сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, что и их собственные граждане. Они имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и другие учреждения юстиции соответствующих гос-в — участников дог-ров, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и собственные граждане этих гос-в.
В каждом дог-ре определяется объем правовой помощи, которую оказывают друг другу учреждения юстиции гос-в, перечисляются ее разновидности. Это — составление и пересылка документов, проведение осмотров, обысков, изъятия, передача вещественных доказательств, проведение экспертизы, допроса сторон, третьих лиц, подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, розыск лиц, осуществление уголовного преследования, выдача лиц для привлечения их к уголовной ответ-ти приведения приговора в исполнение, признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приго¬воров в части гражданского иска, исполнительных надписей.
Предусмотрен государственный уровень сношений; при обращении с просьбами и при оказании правовой помощи суды и другие компетентные учреждения юстиции договаривающихся гос-в сносятся друг с другом через свои центральные органы; к ним относятся Министерство юстиции и Генеральная прокуратура.
Статус свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов, которые по вызову явятся в учреждения юстиции другого (запрашивающего) гос-ва не могут быть, независимо от их гражданства, привлечены на тер-рии запрашивающего гос-ва к уголовной или админ-ной ответ-ти, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения гос-ной границы; они не могут быть также привлечены к ответ-ти или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства.
Раздел о правовой помощи по уголовным делам включает виды действий: 1) выдача лиц другому гос-ву для привлечения к уголовной ответ-ти или для приведения приговора в исполнение; 2) осущ-ние уголовного преследования против собственных граждан по поручению другого гос-ва; 3) Передача предметов, которые были использованы при совершении преступления и (или) которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле; 4) взаимное уведомление об обвинительных приговорах в отношении граждан договаривающихся гос-в, предоставление сведений о судимости либо иной информации.
73. Выдача
лиц для привлечения в ответ-
Раздел о правовой помощи по уголовным делам включает:
1) выдачу лиц
др. гос-ву для привлечения к
уголовной ответ-ти или для
приведения приговора в
2) осущ-ние уголовного
преследования против
3) Передача предметов,
которые были использованы при
совершении прест-ния и (или)
которые могут иметь значение
доказательств в уголовном
4) взаимное уведомление
об обвинительных приговорах
в отношении граждан
5) передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в гос-ве, гражданами которого они являются.
Выдача - обязанность договаривающихся сторон при наличии требования о выдаче и в соответствии с согласованными условиями.
Преступления, влекущие
выдачу - такие деяния, которые по
законам обеих сторон — запрашивающего
гос-ва и запрашиваемого гос-ва —
являются наказуемыми и за совершение
которых предусматривается
Выдача не производится, если:
1) лицо, выдача
которого требуется, является
гражданином запрашиваемого
2) на момент
получения требования, согласно
закон-ву запрашиваемого гос-
3) в отношении
лица уже вынесен за то же
преступление приговор на тер-
4) преступление
по закон-ву обоих гос-в
В РФ не допускается выдача другим гос-вам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ прест-нием. Российская правовая система не знает такого понятия, как "политические преступления", употребляемого в обеих конвенциях, при решении вопросов выдачи и правовой помощи РФ не будет рассматривать в качестве "политических преступлений", или "преступлений, связанных с политическими преступлениями", определенные деяния.
Выдача лиц, обвиняемых в совершении прест-ния, а также передача осужденных для отбывания наказания в других гос-вах осущ-тся на основе ФЗ или межд-ного дог-ра РФ. В УК РФ включена статья "Выдача лиц, совершивших преступление".
Существует общепризнанное правило невыдачи собственных граждан (граждан запрашиваемого гос-ва). Гражданин РФ не может быть выдан другому гос-ву.
В дог-рах регламентируются
вопросы процедуры выдачи, юридические
действия, связанные с предъявлением
запрашивающим гос-вом
В дог-ры включены нормы относительно обязанности осущ-ния уголовного преследования запрашиваемым гос-вом против собственных граждан, подозреваемых в совершении прест-ния на тер-рии запрашивающего гос-ва, если последнее обращается с таким поручением. В таком случае запрашиваемое гос-во производит необходимые действия в соответствии со своим закон-вом и информирует запрашивающее гос-во о результатах уголовного преследования.
74. Передача осужденных для отбывания наказания.
Раздел о правовой помощи по уголовным делам включает:
1) выдачу лиц
др. гос-ву для привлечения к
уголовной ответ-ти или для
приведения приговора в
2) осущ-ние уголовного
преследования против
3) Передача предметов, которые были использованы при совершении прест-ния и (или) которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле;
4) взаимное уведомление
об обвинительных приговорах
в отношении граждан
5) передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в гос-ве, гражданами которого они являются.
Особой формой правового сотрудничества, является передача осужденных лиц в гос-во их гражданства для отбывания наказания. Отличие такой передачи от выдачи для приведения приговора в исполнение:
В обоих случаях межгос-ной процедуре выдачи либо передачи предшествуют завершение судебного разбирательства и вынесение обвинител¬ного приговора.
Но при выдаче имеется в виду приговор, вынесенный судом запрашивающего (требующего выдачи) гос-ва в отношении лица, оказавшегося на тер-рии запрашиваемого гос-ва, но не имеющего его гражданства, а являющегося либо гражданином запрашивающего гос-ва, либо гражданином третьего гос-ва, либо лицом без гражданства.
При передаче предполагается
приговор, вынесенный судом гос-ва в
отношении лица, совершившего прест-ние,
подпадающее под юрисдикцию этого
гос-ва, но являющегося гражданином
др. гос-ва, которое выражает согласие
или намерение принять
Известны две многосторонние конвенции: Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в гос-ве, гражданами которого они являются. Участниками этой Конвенции - государства, входившие в Совет Экономической Взаимопомощи, в т.ч. СССР (в порядке правопреемства — РФ). В рамках Совета Европы - Европейская конвенция о передаче осужденных лиц.