Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:57, дипломная работа
В данной работе будут освещены теоретические основы страхового аудита, его правовое регулирование. Будут освещены этапы аудита, связанные с проверкой систем внутреннего контроля страховщика, отражением в учете страховых взносов и выплат, проверкой расчетов со страховыми посредниками, формированием страховых резервов. Целью настоящего исследования было изучить порядок проведения, сформулировать и систематизировать методику аудита страховых компаний. Автор также ставил перед собой целю выявить основные ошибки, типичные замечания, с которыми аудитор сталкивается при проверке, присущие именно страховщикам. Аудитор выясняет, чем вызваны те или иные нарушения. Зачастую многие из них вызваны слабой системой внутреннего контроля в организации, слабой профессиональной подготовкой сотрудников. Однако очень многие страховщики намеренно отступают от законодательства по тем или иным причинам. Поняв причину нарушений, аудитор может дать совет страховщику, помочь ему в будущем избежать подобных ошибок, и, как следствие, проблем со стороны надзорных органов.
Аудит страховых организаций охватывает весьма широкий круг вопросов. Автор счел возможным сузить область исследования до аспектов, присущих именно аудиту страховщиков, не относящихся к общему аудиту.
Автором была изучена учебная литература по тематике работы, также принятые к настоящему моменту нормативные акты, регулирующие страхование и аудиторскую деятельность. В значительной степени исследование базируется на практической деятельности автора в аудиторской компании, клиентом которой являются многие ведущие российские страховщики.
Глава 1. Общие основы аудиторской деятельности - 6 -
§1) Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности - 6 -
§2) Основы регулирования аудиторской деятельности - 11 -
2.1) система нормативного регулирования аудиторской деятельности - 11 -
2.2) Участники аудиторских отношений - 13 -
2.3) Обязательный аудит - 17 -
2.4) Аудиторское заключение - 19 -
§3) Специфика аудита страховых организаций - 21 -
Глава 2. Практика проведения аудита страховых организаций - 26 -
§1) Планирование аудита страховщиков - 26 -
§2) Основные этапы аудиторской проверки страховщиков: - 30 -
2.1) анализ систем внутреннего контроля и учетной политики - 30 -
2.2) проверка взносов по страхованию, сострахованию и перестрахованию - 37 -
2.3) проверка выплат по страхованию, сострахованию и перестрахованию - 45 -
2.4) проверка расчетов с агентами и брокерами - 49 -
2.5) проверка страховых резервов - 51 -
Глава 3. Перспективы развития аудита страховых организаций в РФ - 61 -
§1) Проблемы, возникающие при проверке страховщиков, типичные виды нарушений - 61 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 84 -
Приложение - 89 -
1) все элементы (сплошная проверка);
2) специфические (определенные) элементы;
3) отдельные элементы (сформировать аудиторскую выборку).
При этом выбор метода или сочетания методов зависит от обстоятельств проверки, в частности, аудиторского риска и эффективности аудита23. Обычно аудитор использует следующие принципы отбора:
- отбирается
не менее чем по одному
- отбираются
договоры, которые оформлены наиболее
крупными по сумме
- отбираются
все договоры, оформленные нетипичными
бухгалтерскими записями (например,
с использованием механизма
Если в портфеле страховщика присутствует однородная массовая совокупность договоров – условия договоров аналогичны, суммы премий одного порядка – аудитор использует методы отбора – случайный, систематический или бессистемный. Для случайного отбора используется генератор случайных чисел или таблицы случайных чисел. Для систематического отбора число элементов генеральной совокупности делится на объем отобранной совокупности так, чтобы обеспечить интервал выборки (например, интервал выборки определен равный 50, и после определения исходной точки отбирается каждый 50-ый элемент). Исходная точка, для обеспечения большей случайности отбора, может определяться при помощи генератора случайных чисел. На практике, для отбора из большой по объему генеральной совокупности аудиторы используют таблицы Excel с заданными формулами. При бессистемном отборе аудитор, составляет выборку из взятых наугад элементов.
Отобрав, таким образом, первичные документы, аудитор приступает к их анализу по следующим позициям:
- на
предмет наличия всех
- соответствие
застрахованных рисков
- соблюдение принятой тарифной политики (обосновать примененные тарифы с учетом структуры ставки, залицензированной в страховом надзоре),
- наличие
кумуляции застрахованных
- соответствие
застрахованных рисков
- соблюдение
лимита ответственности по
Страховщик проверяется на предмет зависимости от контрагента (страхователь может являться аффилированным лицом, ввиду чего для него страховщиком будут созданы особые «льготные» условия страхования – необходимо оценить, насколько эта ситуация соответствует законодательству).
Наконец, аудитор проверяет правильность отражения договоров в учете, правильность переноса данных по договору страхования в программу по расчету резервов.
Премии по принятому перестрахованию
Согласно действующему законодательству, риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков), путем заключения с ним договора перестрахования26. Порядок проведения проверки премий по входящему перестрахованию схож с проверкой прямого страхования. Аудитор проводит аналитические процедуры по субсчету «Страховые премии, полученные в перестрахование (ретроцессию)», описывает особенности динамики этих взносов, рассчитывает удельные веса по видам страхования, обращает внимание на наиболее крупные изменения.
С персоналом страховой организации обсуждается следующий круг вопросов:
-
проблемы перестрахования
- основные виды рисков, принятые в перестрахование в этот период,
-
крупные, вновь заключенные,
-
динамика изменения суммы
Наиболее существенные проблемы по результатам беседы фиксируются, отмечается, когда и с кем была проведена беседа. Также по аналогии с проверкой взносов по прямому страхованию проверяется исправление замечаний, сделанных в предыдущие периоды (если аудит данного клиента проводится не в первый раз, в противном случае целесообразно ознакомиться с отчетом предыдущего аудитора)
Затем проводятся процедуры по тестированию средств контроля и оценке рисков по данному разделу. Описывается сам механизм приема риска в перестрахование: какое подразделение занимается этим, как анализируется риск при принятии, какие документы оформляются и как регистрируются, какая тарифная политика проводится, есть ли перечень одобренных перестрахователей или брокеров, есть ли в компании программа приема рисков в перестрахование, какая основа – факультативная или облигаторная и т.п. Влияние на мнение аудитора оказывает также принятый в компании порядок принятия рисков: только после их изучения, ведение дел только с солидными компаниями, брокерами или наличие одобренного списка перестрахователей/брокеров. В этом разделе акцентируется внимание на описании в учетной политике для бухгалтерского учета момента начисления входящей премии.
Для осуществления деятельности по перестрахованию, страховщику необходимо получить лицензию27. Первоначально страховые компании получали общую лицензию на осуществление страхования и перестрахования. Однако теперь, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ», страховщики обязаны получить отдельные лицензии на перестраховочную деятельность до 1 июля 2007 г.28 Данное положение касается страховых организаций, уже осуществляющих перестраховочную деятельность. Вновь создаваемые перестраховщики сразу получают отдельную лицензию.
Аудитор проверяет фактическое наличие лицензий у страховой организации, также необходимо проверить, не является ли данная лицензия отозванной или приостановленной (данная проверка осуществляется в правовых базах данных).
В ходе аудита необходимо удостовериться в следующем:
Для проведения проверки аудитору необходимо провести выборку первичных документов – договоров перестрахования. Принципы отбора следующие:
- отбирают не менее чем по одному договору каждого типа перестрахования (облигаторное, факультативное; пропорциональное - непропорциональное, квотные, эксцедентные и прочие.);
- отбирают входящие договоры, которые оформлены наиболее крупными по сумме бухгалтерскими записями, или суммы некрупные, но систематически повторяются;
- отбирают
договоры входящего
- отбирают
договоры, оформленные нетипичными
бухгалтерскими записями (например,
с использованием механизма
- исследуют сторнировочные проводки.
Помимо основных принципов, аудитор при проведении выборки также руководствуется своим профессиональным опытом.
Затем осуществляется анализ договоров входящего перестрахования на предмет их соответствия действующему законодательству. Требования к договорам перестрахования аналогичны требованиям к прямым договорам, таким образом, позиции аудиторской проверки схожи на предмет:
Проверка
выплат по договорам страхования, сострахования
и перестрахования – важнейший
этап аудиторской проверки, т.к. страховые
выплаты уменьшают
1)
сопоставляет сумму страховых
выплат по прямому страхованию
и принятому перестрахованию
с размером долей
2)
прослеживает взаимосвязь
3)
анализирует динамику
Также
проверяется исправление
Затем аудитор проводит аналитические процедуры по тестированию средств контроля. Изучается документооборот по оформлению выплат (куда поступает заявление от страхователя, кем визируется, кем и в какой срок рассматривается, кто анализирует представленные страхователем документы, кто составляет страховой акт, кем он визируется, каким образом осуществляется регистрация актов, когда он поступает после утверждения, где хранятся копии актов и т.п.). Отмечается как положительный факт, если выплаты визируются юристом или проходят контроль лицом, не составлявшим страховой акт, так как это выступает дополнительным средством системы внутреннего контроля клиента.
Также необходимо изучить описанные в учетной политике моменты начисления страховой выплаты в учете, необходимые для этого документы и случаи, когда убыток включается в резерв заявленных, но не урегулированных убытков.
Оценивается
документооборот страховщика в
части урегулирования убытков: имеется
ли установленная процедура
Информация о работе Особенности проведения аудиторской проверки страховых организаций