Особенности проведения аудиторской проверки страховых организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:57, дипломная работа

Описание работы

В данной работе будут освещены теоретические основы страхового аудита, его правовое регулирование. Будут освещены этапы аудита, связанные с проверкой систем внутреннего контроля страховщика, отражением в учете страховых взносов и выплат, проверкой расчетов со страховыми посредниками, формированием страховых резервов. Целью настоящего исследования было изучить порядок проведения, сформулировать и систематизировать методику аудита страховых компаний. Автор также ставил перед собой целю выявить основные ошибки, типичные замечания, с которыми аудитор сталкивается при проверке, присущие именно страховщикам. Аудитор выясняет, чем вызваны те или иные нарушения. Зачастую многие из них вызваны слабой системой внутреннего контроля в организации, слабой профессиональной подготовкой сотрудников. Однако очень многие страховщики намеренно отступают от законодательства по тем или иным причинам. Поняв причину нарушений, аудитор может дать совет страховщику, помочь ему в будущем избежать подобных ошибок, и, как следствие, проблем со стороны надзорных органов.
Аудит страховых организаций охватывает весьма широкий круг вопросов. Автор счел возможным сузить область исследования до аспектов, присущих именно аудиту страховщиков, не относящихся к общему аудиту.
Автором была изучена учебная литература по тематике работы, также принятые к настоящему моменту нормативные акты, регулирующие страхование и аудиторскую деятельность. В значительной степени исследование базируется на практической деятельности автора в аудиторской компании, клиентом которой являются многие ведущие российские страховщики.

Содержание

Глава 1. Общие основы аудиторской деятельности - 6 -
§1) Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности - 6 -
§2) Основы регулирования аудиторской деятельности - 11 -
2.1) система нормативного регулирования аудиторской деятельности - 11 -
2.2) Участники аудиторских отношений - 13 -
2.3) Обязательный аудит - 17 -
2.4) Аудиторское заключение - 19 -
§3) Специфика аудита страховых организаций - 21 -
Глава 2. Практика проведения аудита страховых организаций - 26 -
§1) Планирование аудита страховщиков - 26 -
§2) Основные этапы аудиторской проверки страховщиков: - 30 -
2.1) анализ систем внутреннего контроля и учетной политики - 30 -
2.2) проверка взносов по страхованию, сострахованию и перестрахованию - 37 -
2.3) проверка выплат по страхованию, сострахованию и перестрахованию - 45 -
2.4) проверка расчетов с агентами и брокерами - 49 -
2.5) проверка страховых резервов - 51 -
Глава 3. Перспективы развития аудита страховых организаций в РФ - 61 -
§1) Проблемы, возникающие при проверке страховщиков, типичные виды нарушений - 61 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 84 -
Приложение - 89 -

Работа содержит 1 файл

дипломик.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

      Затем аудитор должен провести оценку системы  внутреннего контроля. В первую очередь  проводится описание контрольной среды  страховщика. Аудитору необходимо выяснить, демонстрирует ли руководство свое понимание необходимости системы внутреннего контроля, происходят ли кадровые изменения в руководстве часто, или практически отсутствуют.  Играет роль и наличие в компании кадровой политики, в частности, участвует ли топ-менеджмент среднего звена в разработках мотиваций для персонала. Положительно характеризует компанию также факт разработки квалификационных инструкций, четко описывающих обязанности каждого сотрудника, требования к его образованию, стажу, объем полномочий, ответственность, подчинение. Аудитор на основании своего личного опыта оценивает компетентность руководства и бухгалтерии страховщика, наличие у руководителя долгосрочных и среднесрочных планов развития организации.

     При оценке системы внутреннего контроля решающим фактором является наличие  таковой в самой организации – например, в виде ревизионной комиссии, которая ежегодно производит ревизию финансово-хозяйственной деятельности. Либо в компании имеется «вышестоящая» организация, требующая регулярного представления внутренней отчетности (это, например, имеет место в случае, когда страховая компания входит в холдинг, финансово-промышленную группу и т.д.). Также в компании может действовать отдел внутреннего контроля (внутреннего аудита), независимый от бухгалтерии и подчиненный только руководству. Естественно, при этом рекомендации внутреннего аудита должны учитываться руководством компании.

     Деятельность  организации будет более упорядоченной, если отдельный сотрудник (либо подразделение, в зависимости от объемов деятельности компании) контролирует работу филиалов. Он должен, в том числе, отвечать за консолидацию данных, полученных из филиалов, с данными головной компании. Это следует принимать аудитору во внимание, особенно если организация обладает разветвленной сетью филиалов.  Компьютеризация баз данных компании, ее бухгалтерского учета с помощью приобретенных или разработанных программ также способствует повышению уровня внутреннего контроля страховщика.

     Затем аудитор переходит к проведению более детальных контрольных  процедур: визирует ли договоры страхования юрист, всегда ли договоры страхования подписаны уполномоченными лицами, имеют ли выборочно проверенные счета на оплату различных расходов разрешительную надпись руководства. Важно обратить внимание на порядок хранения и изъятия оригиналов первичных документов, использование всех необходимых унифицированных форм документов, составление со всеми необходимыми реквизитами документов, по которым не установлена унифицированная форма. Копии договоров страхования, заключенных филиалами, поступают в головную компанию, либо в организации предусмотрен иной порядок взаимодействия и обмена информацией с филиалами и подразделениями. Всю полученную информацию аудитор фиксирует в рабочей документации, чтобы впоследствии обоснованно сделать вывод о системе внутреннего контроля в целом.

      Понимание организации бухгалтерского учета  у страховщика также основывается на наблюдении аудитора. Анализ упрощается, если экономический субъект уже  был раньше клиентом данного аудитора, либо представил подробный отчет  предыдущего аудитора. На основании имеющихся данных аудитор делает вывод о том, всегда ли хозяйственные операции учитывались в правильном суммовом выражении, на соответствующих счетах учета, своевременно, отражались в соответствии с учетной политикой страховщика. Также в своих рабочих документах аудитор описывает учетный процесс от поступления договора страхования из отдела продаж до его отражения в учете (кто делает учетные записи, где потом хранится договор и т.п.).

     Затем аудитор оценивает открытость руководства, сравнивая ответы, полученные на перечисленные выше вопросы, с реальной ситуацией в компании, выясненной путем проведения тестов по существу. Основываясь на проведенных процедурах, аудитор предварительно оценивает риск средств контроля по отчетности в целом: как высокий, средний или низкий.

      б) Анализ правильности составления учетной  политики, ее соответствия законодательству

      Основы  формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной  политики установлены Положением по бухгалтерскому учёту «Учетная политика организации» от 09.12.98 г. № 64н, введенным в действие с 01.01.1999 года (ПБУ 1/98)19. В соответствии с данным положением под учетной политикой организации понимается выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

      К способам ведения бухгалтерского учета  относятся методы группировки и  оценки фактов хозяйственной жизни, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и т.п. Формируют учетную политику все страховые организации независимо от форм собственности, и раскрывают ее, т.е. публикуют свою бухгалтерскую отчетность согласно законодательству РФ.

      Формирование  учетной политики возложено на главного бухгалтера страховщика, а утверждает ее руководитель организации. В составе  учетной политики должны быть утверждены:

1) рабочий  план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2) формы  первичных учетных документов, применяемых  для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) порядок  проведения инвентаризации и  методы оценки видов имущества  и обязательств;

4) правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

5) порядок  контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые  для организации бухгалтерского  учета.

      Таким образом, учетная политика страховой  организации должна содержать две группы вопросов:

    • организационно-технические;
    • методические. .

      При формирований учетной политики предполагается ряд допущений:

    • имущественная обособленность страховой организации, т.е. ее имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств собственников;
    • непрерывность деятельности организации, т.е. она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее нет намерений и необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности;
    • последовательность применения учетной политики, т.е. выбранная компанией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому;
    • временная определенность фактов хозяйственной деятельности, т.е. факты хозяйственной деятельности страховой организации относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

      Учетная политика должна отвечать следующим требованиям:

1) полноты,  т.е. она должна обеспечивать  полноту отражения в бухгалтерском  учете всех фактов хозяйственной  деятельности,

2) своевременности,  т.е. факта хозяйственной жизни  должны отражаться в учете  своевременно;

3) осмотрительности, т.е. она должна обеспечивать большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов);

4) приоритета  содержания перед формой, т.е.  она должна обеспечивать отражение  в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из их правовой формы, но и из экономического их содержания и условий хозяйствования;

5) непротиворечивости, т.е. она должна обеспечивать  тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;

6) рациональности, т.е. она должна обеспечивать рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины страховой организации.

      При формировании учетной политики страховой  организации по конкретному вопросу ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких способов ведения бухгалтерского учета, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского 
учета в РФ. Если указанная система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики страховая организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету20 (см. таблицу 1).

      Учетная политика оформляется соответствующим  приказом (распоряжением и т.п.) страховой  организации и применяется с 1 января года, следующего за годом издания приказа. Она применяется всеми структурными подразделениями страховщика, включая выделенные на отдельный баланс. Изменения в учетной политике могут иметь место в случае:

    • реорганизации (слияния, разделения, присоединения),
    • смены собственников,
    • изменения видов деятельности,
    • изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету,
    • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, например, более рациональных или менее трудоемких.

      Изменение в учетной политике должно быть обоснованным и оформлено приказом (распоряжением). Последствия изменений в учетной  политике, оказывающие существенное влияние на финансовое положение  страховой организации, должны быть оценены в стоимостном выражении. Эта оценка производится на основании выверенных страховой организацией данных на дату, с которой применяются измененные способы ведения бухгалтерского учета. Для обеспечения сопоставимости данных учета изменения в учетной политике должны вводиться с начала финансового года.

     Наряду  с бухгалтерской учетной политикой  аудиторами также анализируется  учетная политика для целей налогообложения. В налоговую учетную политику в страховой организации должны включаться вопросы формирования налоговой базы по налогу на прибыль (см. таблицу 2).

2.2) проверка взносов  по страхованию,  сострахованию и  перестрахованию

     Премии  по страхованию и  сострахованию

     Если  клиент уже пользовался услугами аудитора, то  проверка страховых  премий начинается с рассмотрения прошлых замечаний, уточняется, были ли они исправлены. Если же аудит ранее проводился другим аудитором, в случае, если это представляется возможным, необходимо ознакомиться с отчетом предыдущего аудитора, проверив исправление указанных в нем замечаний. Затем осуществляются аналитические процедуры по субсчетам «Страховые премии по прямому страхованию, сострахованию»,  отмечается динамика страховых взносов, рассчитываются удельные веса по видам страхования за проверяемый период. Далее проводится дополнительная оценка неотъемлемого риска и риска средств контроля конкретно по данному разделу. В частности, описывается документооборот при заключении договоров страхования (каким образом осуществляется регистрация выданных полисов, как определяется страховая премия, кто и когда подписывает выдаваемые полисы и т.д.). Уточняется, содержит ли учетная политика момент начисления страховой премии по прямому страхованию, сострахованию, в том числе при рассрочке платежа. Также существенно снижает уровень неотъемлемого риска наличие в организации лица, звена, программного продукта, отслеживающих договоры, превышающие установленный лимит ответственности на собственном удержании (10% собственных средств)21. На сегодняшний момент данное ограничение уже не существует – приказом Минфина РФ от 30 января 2006 г. № 13н признан утратившим силу Приказ Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 14 марта 1995 г. N 02-02/06 «Об утверждении новой редакции «Условий лицензирования страховой деятельности на территории РФ». Однако в отчетности, составленной за 2005 г., это требование должно было быть учтено.

      Аудитор проводит выборочную проверку договоров  страхования и сострахования  в разрезе видов на предмет  соответствия их действующему законодательству. Согласно Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, «аудиторская выборка (выборочная проверка)»  - это применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций. Аудиторская выборка дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка22. Аудитор может отобрать:

Информация о работе Особенности проведения аудиторской проверки страховых организаций