Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:57, дипломная работа
В данной работе будут освещены теоретические основы страхового аудита, его правовое регулирование. Будут освещены этапы аудита, связанные с проверкой систем внутреннего контроля страховщика, отражением в учете страховых взносов и выплат, проверкой расчетов со страховыми посредниками, формированием страховых резервов. Целью настоящего исследования было изучить порядок проведения, сформулировать и систематизировать методику аудита страховых компаний. Автор также ставил перед собой целю выявить основные ошибки, типичные замечания, с которыми аудитор сталкивается при проверке, присущие именно страховщикам. Аудитор выясняет, чем вызваны те или иные нарушения. Зачастую многие из них вызваны слабой системой внутреннего контроля в организации, слабой профессиональной подготовкой сотрудников. Однако очень многие страховщики намеренно отступают от законодательства по тем или иным причинам. Поняв причину нарушений, аудитор может дать совет страховщику, помочь ему в будущем избежать подобных ошибок, и, как следствие, проблем со стороны надзорных органов.
Аудит страховых организаций охватывает весьма широкий круг вопросов. Автор счел возможным сузить область исследования до аспектов, присущих именно аудиту страховщиков, не относящихся к общему аудиту.
Автором была изучена учебная литература по тематике работы, также принятые к настоящему моменту нормативные акты, регулирующие страхование и аудиторскую деятельность. В значительной степени исследование базируется на практической деятельности автора в аудиторской компании, клиентом которой являются многие ведущие российские страховщики.
Глава 1. Общие основы аудиторской деятельности - 6 -
§1) Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности - 6 -
§2) Основы регулирования аудиторской деятельности - 11 -
2.1) система нормативного регулирования аудиторской деятельности - 11 -
2.2) Участники аудиторских отношений - 13 -
2.3) Обязательный аудит - 17 -
2.4) Аудиторское заключение - 19 -
§3) Специфика аудита страховых организаций - 21 -
Глава 2. Практика проведения аудита страховых организаций - 26 -
§1) Планирование аудита страховщиков - 26 -
§2) Основные этапы аудиторской проверки страховщиков: - 30 -
2.1) анализ систем внутреннего контроля и учетной политики - 30 -
2.2) проверка взносов по страхованию, сострахованию и перестрахованию - 37 -
2.3) проверка выплат по страхованию, сострахованию и перестрахованию - 45 -
2.4) проверка расчетов с агентами и брокерами - 49 -
2.5) проверка страховых резервов - 51 -
Глава 3. Перспективы развития аудита страховых организаций в РФ - 61 -
§1) Проблемы, возникающие при проверке страховщиков, типичные виды нарушений - 61 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 84 -
Приложение - 89 -
Кроме того, в случае участия агента принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре согласно ст. 1006 ГК РФ. В договоре с упомянутым ЛПУ сказано, что условия вознаграждения исполнителя по этим услугам регламентируются его договорами со сторонними организациями. Таким образом, нарушаются также требования вышеуказанной статьи ГК РФ.
В данной
ситуации аудитор может рекомендовать
исправить перечисленные
4) В
некоторых случаях необходимые
первичные документы не
Проверка страховых резервов
В процессе проверки формирования страховых резервов аудитор сталкивается с различными нарушениями и ошибками.
1. При
расчете базовой страховой
2. По
действующему договору
3. Ситуация,
обратная предыдущей: по договору,
срок действия которого уже
истек, на отчетную дату
4. РНП
сформирован по договору
5. При
расчете РНП срок действия
договора взят как 365 дней, тогда
как в реальности срок
6. Не
разделение при расчете РНП
базовой премии по комплексным
видам страхования (см. аналогичное
замечание по проверке
Перечисленные выше ошибки не являются намеренными и связаны в основном с недостатками внутреннего контроля и зачастую с недостаточным профессионализмом рядовых сотрудников страховщиков.
7. Также
неправомерным является
8. Размер резерва заявленных, но не урегулированных убытков должен корректироваться согласно информации о произошедшем убытке, поступающей страховщику. В частности, более поздняя калькуляция, содержащая измененную сумму восстановительного ремонта застрахованного объекта, является основанием для изменения РЗУ.
Проверка расходов на ведение дела
Касаясь проверки расходов страховщика, хотелось бы подробнее остановиться на анализе затрат на комиссионное вознаграждение страховых посредников. В ходе одной из проверок в бухгалтерском учете страховщика на счете расходов на ведение дела были отражены затраты в виде комиссионных вознаграждений брокерам. Данное вознаграждение было выплачено брокерам за поиск и привлечение клиентов для заключения договоров страхования. Однако, в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона «Об организации страхового дела», страховые брокеры - граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страхователя в отношениях со страховщиком по поручению страхователя или осуществляющие от своего имени посредническую деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования или договоров перестрахования. Страховые брокеры вправе осуществлять иную, не запрещенную законом деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика, перестраховщика. Таким образом, в рамках действующего законодательства страховые брокеры не вправе выступать страховыми агентами, в связи с этим, существует налоговый риск непризнания выплаченных им вознаграждений в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу.
В другом случае при проверке отражения агентского вознаграждения в бухгалтерском учете было выявлено отражение комиссии в составе затрат страховой компании и при расчете страховых резервов на дату начисления соответствующей страховой премии. Однако акты приемки выполненных работ с агентом составлялись после оплаты страховой премии при перечислении вознаграждения агенту. В соответствии со статьей 252 НК РФ расходы должны быть документально подтверждены. Поскольку документом, подтверждающим обоснованность отражения расходов, является акт с агентом, то отражение расходов ранее оформления такого акта не обосновано и, следовательно, необоснованно уменьшать страховую брутто-премию при расчете базовой страховой премии. Таким образом, в результате необоснованного занижения базовой страховой премии по договорам страхования можно говорить о некотором занижении резерва незаработанной премии.
Изложенные
в данном параграфе замечания
не являются исчерпывающим перечнем
ошибок и недостатков ведения
бухгалтерского учета в страховой
организации. Это лишь частные случаи,
с которыми автор столкнулся в процессе
своей деятельности в аудиторской компании.
Однако в той или иной мере данные ситуации
присутствуют в работе почти всех страховщиков.
§2) Основные направления совершенствования деятельности аудиторов, осуществляющих проверку страховых компаний
Основные нововведения, касающиеся деятельности всех аудиторов и аудиторских фирм, нашли отражение в поправках к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», принятых Госдумой РФ в первом чтении 18 мая 2005 г. Данный законопроект предусматривает отказ от государственного лицензирования аудиторской деятельности. Контролирующие функции должны взять на себя саморегулируемые профессиональные объединения. По мнению разработчиков, проект направлен на то, чтобы российское аудиторское заключение признавалось в международном обороте.
Саморегулируемым организациям (СРО) предлагается отдать на откуп обучение аудиторов, контроль за качеством услуг и ведение Единого реестра аудиторов и профильных организаций. Проект также предполагает для СРО полномочия по проверкам компаний - не реже одного раза в три года. К тому же объединения смогут участвовать в создании специальной комиссии, проводящей аттестацию аудиторов. Минфину при этом остается право вырабатывать государственную политику в сфере аудиторской деятельности, разрабатывать и утверждать стандарты деятельности, а также вести государственный реестр СРО.
Для СРО в поправках к закону предъявляются достаточно жесткие требования: чтобы зарегистрировать саморегулируемую организацию, нужно набрать как минимум 3 тысячи индивидуальных аудиторов, или 1,5 тысячи аудиторских фирм. Причем проект предусматривает, что в полномочиях профессиональных объединений будет как разработка обязательных требований к своим членам, так и исключение из СРО (что равносильно сегодняшнему аннулированию лицензии)47.
Однако законопроект сразу вызвал протест самих аудиторов. Первый вопрос возник по поводу идеи замены лицензирования на обязательное членство в саморегулируемых организациях. Требования к количеству участников таких организаций, по мнению многих, сильно завышены. Вместо обязательных 1500 аудиторских компаний или 3000 аудиторов, по мнению профессиональных аудиторов, достаточно 100 участников. Иначе эту сферу монополизируют крупные профессиональные объединения.
Существует и противоположное мнение: высокие пороговые показатели - благо для аудиторского рынка, так как в этом случае останется 2-3 СРО. Прогнозируются два варианта развития ситуации: в первом случае, если будут снижены пороговые показатели, то количество организаций увеличиться до 10-20. В этом случае контроль над деятельностью аудиторов будет осуществляться слабо. И недобросовестные фирмы смогут долгое время работать на рынке, так как, будучи исключенными из одного СРО, они будут переходить в другое до тех пор, пока не исчерпают весь список. Второй вариант: если пороговые показатели будут приняты в том виде, как декларируется сейчас, то останется две-три СРО, и контроль будет осуществляться жестче, а для недобросовестных фирм сократится поле деятельности48.
В настоящее время существует 7 СРО, которые, как и само государство, слабо осуществляют контроль над качеством аудита. К тому же им сейчас не до контроля: понимая, что на всех аудиторов не хватит, организации занялись привлечением в свои ряды аудиторов вне зависимости от того «черные» они или «белые». Причем борьба развернулась не на шутку. Бывает, дело доходит до абсурда - некоторые организации отменяют плату за вступление в СРО и даже обещают доплатить. Этот процесс будет идти до тех пор, пока СРО не наберут критическую массу, которая будет обозначена в законе. По мнению самих аудиторов, этот процесс займет два-три года. В настоящее время в Минфине РФ аккредитованы следующие СРО: Институт профессиональных аудиторов (ИПАР), Институт профессиональных бухгалтеров, Аудиторская палата России, Московская аудиторская палата, Российская коллегия аудиторов (РКА), Национальная федерация консультантов и аудиторов (НФКА), Ассоциация аудиторов и бухгалтеров «Содружество».
Отменить
лицензирование первоначально предполагалось
с 01.01.2006 г. Однако 27 декабря 2005 г. Совет
федерации одобрил поправки в закон «О
лицензировании отдельных видов деятельности»,
согласно которым государственное регулирование
аудиторской деятельности сохранится
еще как минимум полгода. Отсрочка отмены
лицензирования позволит аудиторам лучше
подготовиться к вступлению в силу нового
закона, в чем уверены участники рынка.
Правда, они опасаются, что это не спасет
небольшие компании, которые будут вынуждены
уйти с рынка. Депутаты посчитали, что
к 1 января 2006 г. участники рынка не смогут
адаптироваться к новым условиям. Также
не исключено, что законодатели могут
сократить установленную квоту по обязательной
численности СРО.
Эксперты предполагают, что перенос сроков
отмены лицензирования для аудиторской
деятельности — это некий компромисс
для участников рынка, но им смогут воспользоваться
лишь немногие аудиторы.
Второй
вопрос возник в связи с введением
единого профессионального
В
своем письме председателю Комитета
по собственности Госдумы
Информация о работе Особенности проведения аудиторской проверки страховых организаций