Особенности проведения аудиторской проверки страховых организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:57, дипломная работа

Описание работы

В данной работе будут освещены теоретические основы страхового аудита, его правовое регулирование. Будут освещены этапы аудита, связанные с проверкой систем внутреннего контроля страховщика, отражением в учете страховых взносов и выплат, проверкой расчетов со страховыми посредниками, формированием страховых резервов. Целью настоящего исследования было изучить порядок проведения, сформулировать и систематизировать методику аудита страховых компаний. Автор также ставил перед собой целю выявить основные ошибки, типичные замечания, с которыми аудитор сталкивается при проверке, присущие именно страховщикам. Аудитор выясняет, чем вызваны те или иные нарушения. Зачастую многие из них вызваны слабой системой внутреннего контроля в организации, слабой профессиональной подготовкой сотрудников. Однако очень многие страховщики намеренно отступают от законодательства по тем или иным причинам. Поняв причину нарушений, аудитор может дать совет страховщику, помочь ему в будущем избежать подобных ошибок, и, как следствие, проблем со стороны надзорных органов.
Аудит страховых организаций охватывает весьма широкий круг вопросов. Автор счел возможным сузить область исследования до аспектов, присущих именно аудиту страховщиков, не относящихся к общему аудиту.
Автором была изучена учебная литература по тематике работы, также принятые к настоящему моменту нормативные акты, регулирующие страхование и аудиторскую деятельность. В значительной степени исследование базируется на практической деятельности автора в аудиторской компании, клиентом которой являются многие ведущие российские страховщики.

Содержание

Глава 1. Общие основы аудиторской деятельности - 6 -
§1) Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности - 6 -
§2) Основы регулирования аудиторской деятельности - 11 -
2.1) система нормативного регулирования аудиторской деятельности - 11 -
2.2) Участники аудиторских отношений - 13 -
2.3) Обязательный аудит - 17 -
2.4) Аудиторское заключение - 19 -
§3) Специфика аудита страховых организаций - 21 -
Глава 2. Практика проведения аудита страховых организаций - 26 -
§1) Планирование аудита страховщиков - 26 -
§2) Основные этапы аудиторской проверки страховщиков: - 30 -
2.1) анализ систем внутреннего контроля и учетной политики - 30 -
2.2) проверка взносов по страхованию, сострахованию и перестрахованию - 37 -
2.3) проверка выплат по страхованию, сострахованию и перестрахованию - 45 -
2.4) проверка расчетов с агентами и брокерами - 49 -
2.5) проверка страховых резервов - 51 -
Глава 3. Перспективы развития аудита страховых организаций в РФ - 61 -
§1) Проблемы, возникающие при проверке страховщиков, типичные виды нарушений - 61 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 84 -
Приложение - 89 -

Работа содержит 1 файл

дипломик.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

    НФКА  — Национальная федерация консультантов  и аудиторов;

    РКА — Российская коллегия аудиторов;

    ИПБ — Институт профессиональных бухгалтеров;

    ИПАР  — Институт профессиональных аудиторов  России;

    АПР — Аудиторская палата России;

    МАП — Московская аудиторская палата.

    Каждое  объединение разрабатывает внутри своей организации свод правил, например НФКА (Национальная федерация консультантов  и аудиторов) руководствуется международными стандартами аудита и кодексом этики  международной федерации бухгалтеров, это означает, что все члены НФКА должны принять международный стандарт аудита. Международный стандарт аудита (МСА) разрабатывается международной федерацией бухгалтеров КМАП — комитетом по международной аудиторской практике.

2.3) Обязательный аудит

      По  обязательности проведения аудит делят  на инициативный и обязательный. Инициативный аудит проводится по желанию  клиента  и носит, как правило, тематический характер – проверки отдельных аспектов деятельности. Этот вид аудита не является предметом изучения в данной работе, т.к. все страховые организации попадают под аудит обязательный.

          Согласно ФЗ «Об  аудиторской деятельности», обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя10. Обязательный аудит осуществляется в отношении следующих экономических субъектов:

  • открытых акционерных обществ,
  • кредитных организаций,
  • страховых организаций и обществ взаимного страхования,
  • товарных и фондовых бирж,
  • инвестиционных фондов,
  • государственных внебюджетных фондов,
  • организаций (или индивидуальных предпринимателей), объем выручки которых за один год превышает в 500 тысяч раз установленный МРОТ, либо сумма актива баланса которых на конец отчетного года превышает в 200 тысяч раз установленный МРОТ,
  • государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, если их финансовые показатели соответствуют предыдущему пункту,
  • экономических субъектов, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен законом.

  При проведении обязательного аудита в  организациях, в уставных капиталах  которых доля государственной собственности  или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения конкурса. Конкурс является открытым и проводится ежегодно.

  Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых  содержатся сведения, составляющие государственную тайну, должна проводится аудиторскими организациями, в уставном капитале которых отсутствуют доли, принадлежащие иностранным физическим или юридическим лицам. Кроме того, данные аудиторские организации должны иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Допуск должен быть получен в порядке, установленном законодательством РФ.

      Обязательный  аудит проводится только аудиторскими организациями и не может проводиться  индивидуальными аудиторами. Подобная аудиторская проверка проводится один раз в год, и аудиторское заключение является неотъемлемой частью бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

2.4) Аудиторское заключение

    Результатом аудиторской проверки и оформлением  мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица является аудиторское заключение.

    Согласно  Федеральному закону «Об аудиторской  деятельности», аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный  для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

      Аудиторское заключение, составленное без проведения проверки, либо явно противоречащее результатам  проверки, может быть признано по решению суда заведомо ложным. Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации11.

      Аудиторское заключение включает в себя следующие  основные элементы:

1) Наименование  «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» для  того, чтобы отличить аудиторское  заключение от заключений, составленных  другими лицами;

2) Адресата (собственнику аудируемого лица);

3) Основные  реквизиты и сведения об аудиторе, данные об аудиторах, принимавших участие в проверке;

4) Сведения  об аудируемом лице и его  реквизиты;

5) Вводную  часть, в которой содержится  указание на цель аудита и  ссылка на нормативные документы.  Регулирующие аудиторскую деятельность и деятельность аудируемого лица. Упоминается о разграничении ответственности сторон, отмечается аудируемый период;

6) Отдельный  абзац должен быть посвящен  описанию объема аудита, ссылке  на выборочный характер проверки, а также утверждению о достоверности  и достаточности полученных аудиторских доказательств для формирования мнения аудитора;

7) Часть,  содержащая мнение аудитора о  достоверности показателей финансовой  отчетности;

8) Дата  аудиторского заключения (дата последнего  дня аудиторской проверки) и подпись аудитора12.

      Согласно  ФПСАД № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», аудитор может выразить свое мнение в аудиторском заключении в одной  из следующих форм:

1. безоговорочно  положительное мнение (в случае, когда отчетность во всех существенных аспектах отражает реальное финансовое состояние и финансовые результаты экономического субъекта),

2. модифицированное  аудиторское заключение:

      а) в случае, когда аудитор хочет  акцентировать внимание пользователей  на существенной информации, содержащейся в пояснительной записке, даже при наличии достоверности во всех существенных аспектах;

      б) мнение с оговоркой (т.е. за исключением  определенных обстоятельств – не существенных – отчетность отражает реальное положение экономического субъекта);

      в) отрицательное мнение  - с надлежащими  объяснениями (отчетность не отражает во всех существенных аспектах имущество, обязательства и финансовые результаты экономического субъекта);

      г) отказ от выражения мнения – в  результате определенных обстоятельств аудитор не может выразить свое мнение в одной из вышеперечисленных форм.

§3) Специфика аудита страховых организаций

      Общее законодательство охватывает правовые акты, регулирующие деятельность всех субъектов права, независимо от вида предпринимательской деятельности. К ним относятся: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие законы. Этими правовыми актами устанавливаются организационно-правовые формы и определяется порядок создания предприятий, в том числе страховых. Законодательством регулируются договорные правоотношения, отношения предприятий между собой и государством. Правовые нормы общего законодательства создают условия для формирования специального законодательства и принятия на их основе нормативных документов различных органов исполнительной власти, рекомендаций и методик по вопросам деятельности в сфере страхования.

      Страхованию посвящена Глава 48 ГК РФ. Среди вопросов, рассматриваемых в данной главе: дефиниция добровольного и обязательного страхования, классификация договоров страхования на имущественное (имущества, ответственности, предпринимательского риска) и личное. Перечислены интересы, страхование которых запрещено. Определены положения обязательного страхования. Сформулированы существенные условия и форма договора страхования. Дано определение страховой суммы, страховой премии и взноса, устанавливается право суброгации. Также приводятся основания для освобождения страховщика от выплаты возмещения, освящаются основные моменты перестрахования13.

      Специальное страховое законодательство, регулирующее специфические страховые отношения, включает федеральные законы, указы  Президента РФ, постановления Правительства  РФ по вопросам страхования. Важнейшим  из них является Закон РФ от 27 ноября 1992 года «Об организации страхового дела в РФ» (с последними изменениями и дополнениями). Согласно данному Закону, страхование – это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Страховое дело в законе трактуется как сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием. Цель организации страхового дела - обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, а также государства при наступлении страховых случаев14. Также в Законе оговариваются субъекты и объекты страхования, указывается, кто является страховщиками, а кто - страхователями, приводятся основные требования к страховщикам, без выполнения которых организация не может считаться страховой (в частности, требования к минимальному размеру уставного капитала). В Законе определены основные понятия страхования: «страховой риск» и «страховой случай», «страховая сумма» и  «страховая выплата», «страховая премия» и «страховой тариф».

      Существуют  законы и иные правовые акты по отдельным  видам страхования, такие как  Закон РФ «О медицинском страховании  граждан РФ», Кодекс торгового мореплавания (Глава 15), законы, связанные с различными видами обязательного страхования («Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и т.д.).

      В системе законодательства, регулирующего  деятельность страховщиков, особое место  принадлежит системе подзаконных актов и ведомственных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации по различным вопросам страхования, изданные органом страхового надзора. В их числе:

- Правила  формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденные приказом Минфина РФ от 11 июня 2002 г.;

- Правила  размещения страховщиками страховых  резервов, утвержденные приказом  Минфина РФ от 8 августа 2005 г.;

- Приказ  Минфина РФ от 8 декабря 2003 г. «О бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора»;

- Приказ  Минфина РФ от 4 сентября 2001 г.  «Об особенностях применения  страховыми организациями Плана  счетов финансово-хозяйственной  деятельности и Инструкции по его применению»;

- Положение  о порядке расчета страховщиками  нормативного соотношения активов  и принятых ими страховых обязательств, утвержденное приказом Минфина  РФ от 2 ноября 2001 г. 

- Письмо  Минфина РФ от 18 октября 2002 г.  № 24-08/13 «О примерах расчета резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» и др.

      Необходимость проведения аудита страховых организаций  обусловлена положением Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Как уже было отмечено ранее, обязательный аудит осуществляется, в частности, если организация является страховой или обществом взаимного страхования15.

      Обязанность обращаться к аудитору возложена  на страховщиков вследствие наличия  в их деятельности двойного риска: помимо риска предпринимательской деятельности, присущего всем экономическим субъектам на рынке, страховщики принимают на себя дополнительный риск от страхователей. Поэтому как государство, так и потенциальные страхователи, а также собственники проявляют повышенное внимание к устойчивости финансового состояния страховой организации, подтверждением которой в том числе служит и наличие аудиторского заключения.

Информация о работе Особенности проведения аудиторской проверки страховых организаций