Особенности проведения аудиторской проверки страховых организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:57, дипломная работа

Описание работы

В данной работе будут освещены теоретические основы страхового аудита, его правовое регулирование. Будут освещены этапы аудита, связанные с проверкой систем внутреннего контроля страховщика, отражением в учете страховых взносов и выплат, проверкой расчетов со страховыми посредниками, формированием страховых резервов. Целью настоящего исследования было изучить порядок проведения, сформулировать и систематизировать методику аудита страховых компаний. Автор также ставил перед собой целю выявить основные ошибки, типичные замечания, с которыми аудитор сталкивается при проверке, присущие именно страховщикам. Аудитор выясняет, чем вызваны те или иные нарушения. Зачастую многие из них вызваны слабой системой внутреннего контроля в организации, слабой профессиональной подготовкой сотрудников. Однако очень многие страховщики намеренно отступают от законодательства по тем или иным причинам. Поняв причину нарушений, аудитор может дать совет страховщику, помочь ему в будущем избежать подобных ошибок, и, как следствие, проблем со стороны надзорных органов.
Аудит страховых организаций охватывает весьма широкий круг вопросов. Автор счел возможным сузить область исследования до аспектов, присущих именно аудиту страховщиков, не относящихся к общему аудиту.
Автором была изучена учебная литература по тематике работы, также принятые к настоящему моменту нормативные акты, регулирующие страхование и аудиторскую деятельность. В значительной степени исследование базируется на практической деятельности автора в аудиторской компании, клиентом которой являются многие ведущие российские страховщики.

Содержание

Глава 1. Общие основы аудиторской деятельности - 6 -
§1) Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности - 6 -
§2) Основы регулирования аудиторской деятельности - 11 -
2.1) система нормативного регулирования аудиторской деятельности - 11 -
2.2) Участники аудиторских отношений - 13 -
2.3) Обязательный аудит - 17 -
2.4) Аудиторское заключение - 19 -
§3) Специфика аудита страховых организаций - 21 -
Глава 2. Практика проведения аудита страховых организаций - 26 -
§1) Планирование аудита страховщиков - 26 -
§2) Основные этапы аудиторской проверки страховщиков: - 30 -
2.1) анализ систем внутреннего контроля и учетной политики - 30 -
2.2) проверка взносов по страхованию, сострахованию и перестрахованию - 37 -
2.3) проверка выплат по страхованию, сострахованию и перестрахованию - 45 -
2.4) проверка расчетов с агентами и брокерами - 49 -
2.5) проверка страховых резервов - 51 -
Глава 3. Перспективы развития аудита страховых организаций в РФ - 61 -
§1) Проблемы, возникающие при проверке страховщиков, типичные виды нарушений - 61 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 84 -
Приложение - 89 -

Работа содержит 1 файл

дипломик.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

    ФИНАНСОВАЯ  АКАДЕМИЯ

      ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ-ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

    ИНСТИТУТ  СТРАХОВАНИЯ 

    Кафедра «Страховое дело»

    «Допустить  к защите»

    Зав. кафедрой, д.э.н.,

    проф. Орланюк-Малицкая Л.А.

    _______________________

    «____»___________200__ г. 

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    на  тему: «Особенности проведения аудиторской  проверки страховых организаций» 
     

                  Студентки группы С5-1

                  Жильцовой А.Д.

                  ________________

                  Научный руководитель:

                  доц. Дюжиков Е.Ф.

                  _________________ 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Москва 2006 г. 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Вопрос  доверия к организациям, задействованным  в финансовом секторе – проблема для российского рынка не новая, однако по-прежнему острая и актуальная.

     А в деятельности страховых компаний, помимо риска, присущего любому субъекту рынка, есть и другой, дополнительный риск - от страхователей.

   Особенность деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств со значительного количества страхователей, чтобы в дальнейшем, при наступлении страховых случаев, произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. От того, как страховые организации распоряжаются данными средствами, зависит их способность своевременно выполнить свои обязательства перед страхователями. Непрозрачность – главное препятствие для развития страхового рынка. Непрозрачность учета, отчетности и активов страховых компаний – основное препятствие для инвестиций в российское страхование. Непрозрачность страховщиков также сдерживает рост продаж и снижает уровень доверия клиентов к финансовым организациям. Проводимые опросы показывают, что российские граждане широко информированы о рынке добровольного страхования, однако вкладывать деньги в страховые услуги не хотят. 48% россиян считают страхование совершенно бесполезным для себя. При этом самый популярный ответ на вопрос, что в наибольшей степени повлияло на отказ воспользоваться услугами добровольного страхования, —«недоверие страховым компаниям», так заявили 31,5% респондентов1.

   Поэтому и государство, и потенциальные  страхователи - любые заинтересованные лица - проявляют повышенное внимание к финансовой устойчивости страховой организации, подтверждением которой в том числе служит наличие аудиторского заключения. В настоящий момент на рынке страхования складывается следующая ситуация. Существующий объем российского страхования недостаточен для обеспечения интересов государства – эффективной поддержки экономики и социальной сферы.

     На  решение задачи определения финансовой устойчивости страховой организации, соответствия совершенных ее финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству, на подтверждение  правильности отражения в учете и отчетности финансовых результатов деятельности и направлен независимый страховой аудит.

      В данной работе будут освещены теоретические основы страхового аудита, его правовое регулирование. Будут освещены этапы аудита, связанные с проверкой систем внутреннего контроля страховщика, отражением в учете страховых взносов и выплат, проверкой расчетов со страховыми посредниками, формированием страховых резервов. Целью настоящего исследования было изучить порядок проведения, сформулировать и систематизировать  методику аудита страховых компаний. Автор также ставил перед собой целю выявить основные ошибки, типичные  замечания, с которыми аудитор сталкивается при проверке, присущие именно страховщикам. Аудитор выясняет, чем вызваны те или иные нарушения. Зачастую многие из них вызваны слабой системой внутреннего контроля в организации, слабой профессиональной подготовкой сотрудников. Однако очень многие страховщики намеренно отступают от законодательства по тем или иным причинам. Поняв причину нарушений, аудитор может дать совет страховщику, помочь ему в будущем избежать подобных ошибок, и, как следствие, проблем со стороны надзорных органов.

      Аудит страховых организаций охватывает весьма широкий круг вопросов. Автор  счел возможным сузить область исследования до аспектов, присущих именно аудиту страховщиков, не относящихся к общему аудиту.

      Автором была изучена учебная литература по тематике работы, также принятые к настоящему моменту нормативные  акты, регулирующие страхование и  аудиторскую деятельность. В значительной степени исследование базируется на практической деятельности автора в аудиторской компании, клиентом которой являются многие ведущие российские страховщики.

 

Глава 1. Общие основы аудиторской  деятельности

§1) Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности

      Согласно  Федеральному закону РФ от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с последними изменениями и дополнениями), аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц)2.

      Целью аудита, согласно Федеральному закону и Федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности №13, является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

      В процессе выполнения своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться  нормами, установленными профессиональными  аудиторскими объединениями, членом которых  он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:

1) независимость; 

2) честность; 

3) объективность; 

4) профессиональная  компетентность и добросовестность;

5) конфиденциальность;

6) профессиональное  поведение. 

      Регулирование вопросов профессиональной этики аудиторов на Западе находится в компетенции наиболее солидных, имеющих давние традиции и социально-экономический вес в обществе профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов. Эти гражданские структуры создают соответствующие Кодексы и следят за их соблюдением. В американском Кодексе профессионального поведения аудиторов (разработанном и принятом общественной профессиональной организацией Американским институтом дипломированных общественных аудиторов) в качестве одного из этических постулатов фигурирует принцип соблюдения общественного интереса и приверженности профессионализму. Общественный интерес определяется как коллективное благосостояние лиц и институтов (клиентов аудиторов; инвесторов; финансовых, правительственных, предпринимательских кругов и т.д.), интересы которых так или иначе затрагиваются аудиторской деятельностью. Аудитор является беспристрастным аналитиком, имеющим определенные обязанности перед обществом. Аудиторы должны оправдывать общественное доверие и выполнять свой профессиональный долг с тем, чтобы интересы клиентов и общественности были наилучшим образом удовлетворены4.

      Перед клиентами аудиторы несут особую ответственность. В частности, аудиторы не могут разглашать или использовать для своей выгоды конфиденциальную информацию клиента. Раскрытие такой информации возможно только при особом разрешении клиента либо в случае судебных разбирательств. В целях оповещения потенциальных клиентов о предоставляемых аудиторами услугах допускается информативная и объективная реклама, отвечающая требованиям хорошего вкуса. Запреты действуют в отношении рекламы, которая может ввести в заблуждение, например, вызвать неоправданные ожидания благоприятных результатов проверок. Национальные и международные документы по аудиту указывают на принцип честности как на один из фундаментальных элементов профессионального признания, из которого проистекает общественное доверие к аудиту. Этот принцип требует от аудитора (в пределах ограничений, связанных с конфиденциальностью) сохранять искренность. Аудитор должен исходить из того, что справедливо и истинно. Еще пять веков назад основоположник современного учета Лука Пачоли призывал своих коллег к тому, чтобы ими руководила «одна истина».

      Представители аудиторской профессии должны неуклонно  соблюдать принципы объективности и независимости. Объективность - это интеллектуальная позиция, придающая ценность профессиональным услугам аудиторов. Принцип объективности налагает обязательства беспристрастности и интеллектуальной честности. Принцип независимости предохраняет аудитора от обусловленности профессиональных суждений, запрещая деловые отношения, которые могут неадекватно повлиять на его мнение.

      Западные  Комиссии по этике, работающие в рамках крупных общественных объединений  бухгалтеров и аудиторов, держат в поле своего зрения профессиональную деятельность членов таких объединений и следят за соблюдением духа и буквы этических требований, среди которых важное место занимает принцип надлежащего профессионального внимания и тщательности. Сущностью этого принципа является приверженность профессиональному мастерству. Аудиторы должны планировать ход проверки, отслеживать деятельность ассистентов и качество работы, выполнять обязанности компетентно, с усердием и максимальным использованием своих способностей. Усердие означает оперативное, внимательное и тщательное оказание профессиональных услуг. Компетентность проистекает из синтеза обучения, опыта и непрерывного профессионального самосовершенствования. Компетентность подразумевает достижение и поддержание такого уровня знаний и навыков, который позволяет аудитору оказывать услуги только высокого уровня качества. Аудитор несет ответственность за адекватную оценку того, соответствует ли его уровень образования и опыта принимаемым им на себя обязательствам. Аудиторы должны обладать не только глубокими знаниями в узкоспециальной сфере, но и широким экономическим кругозором, познаниями в области правительственной политики, законодательства, социальной психологии, а также разбираться в вопросах отраслевой специфики клиентов и т.д.

      Еще одним этическим принципом аудиторской  практики, действующим в большинстве  стран мира, является принцип адекватности объема и видов услуг требованиям  профессиональной этики. Решая, оказывать  ли определенную услугу, аудитор должен руководствоваться критериями честности, объективности и независимости.

      К вопросу оплаты профессиональных услуг, оказываемых аудиторами, в мировой  практике превалирует следующий  подход: аудиторы не могут получать какие-либо вознаграждения, не связанные  с выполнением прямых профессиональных задач, либо гонорары, обусловленные достижением определенного результата, (например, выдачей положительного заключения о бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта). Национальные кодексы профессиональной этики аудиторов содержат положения о том, что аудиторы не должны совершать действий, дискредитирующих профессию: халатно относиться к профессиональным обязанностям; задерживать передачу соответствующей документации клиенту; подписывать ложные заключения и т.д. Дискредитирующей профессию также считается дискриминация в найме, продвижении по службе и оплате труда по критериям национальности, пола, религиозных убеждений или возраста. Некоторые кодексы особо оговаривают запрет на оказание услуг, выходящих за рамки аудиторской сферы деятельности.

      В ряде кодексов можно встретить пункты о том, что аудитору не разрешается  при выполнении определенного вида работ превышать полномочия, т.е. распространять деятельность за предусмотренные  договором с клиентом рамки. Нельзя использовать отношения с клиентом в личных целях.

      Аудитор должен способствовать укреплению и  возрастанию собственности клиента  законными способами, а также  сохранять коммерческую тайну. В  связи с этим распространилась практика письменного фиксирования согласованного с клиентом перечня сотрудников компании, которым аудиторы могут сообщать полученные в ходе аудита данные.

      Российские  кодексы этики общественных объединений  бухгалтеров и аудиторов существенно  различаются по объему и содержанию. Обычно в этих кодексах с большей  или меньшей степенью детализации регламентируются следующие аспекты профессиональной жизни:

- общественные  интересы, затрагиваемые профессиональной  деятельностью членов объединения; 

- ожидания  деловых кругов от услуг, предоставляемых  членами объединения;

Информация о работе Особенности проведения аудиторской проверки страховых организаций