Особенности проведения аудиторской проверки страховых организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:57, дипломная работа

Описание работы

В данной работе будут освещены теоретические основы страхового аудита, его правовое регулирование. Будут освещены этапы аудита, связанные с проверкой систем внутреннего контроля страховщика, отражением в учете страховых взносов и выплат, проверкой расчетов со страховыми посредниками, формированием страховых резервов. Целью настоящего исследования было изучить порядок проведения, сформулировать и систематизировать методику аудита страховых компаний. Автор также ставил перед собой целю выявить основные ошибки, типичные замечания, с которыми аудитор сталкивается при проверке, присущие именно страховщикам. Аудитор выясняет, чем вызваны те или иные нарушения. Зачастую многие из них вызваны слабой системой внутреннего контроля в организации, слабой профессиональной подготовкой сотрудников. Однако очень многие страховщики намеренно отступают от законодательства по тем или иным причинам. Поняв причину нарушений, аудитор может дать совет страховщику, помочь ему в будущем избежать подобных ошибок, и, как следствие, проблем со стороны надзорных органов.
Аудит страховых организаций охватывает весьма широкий круг вопросов. Автор счел возможным сузить область исследования до аспектов, присущих именно аудиту страховщиков, не относящихся к общему аудиту.
Автором была изучена учебная литература по тематике работы, также принятые к настоящему моменту нормативные акты, регулирующие страхование и аудиторскую деятельность. В значительной степени исследование базируется на практической деятельности автора в аудиторской компании, клиентом которой являются многие ведущие российские страховщики.

Содержание

Глава 1. Общие основы аудиторской деятельности - 6 -
§1) Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности - 6 -
§2) Основы регулирования аудиторской деятельности - 11 -
2.1) система нормативного регулирования аудиторской деятельности - 11 -
2.2) Участники аудиторских отношений - 13 -
2.3) Обязательный аудит - 17 -
2.4) Аудиторское заключение - 19 -
§3) Специфика аудита страховых организаций - 21 -
Глава 2. Практика проведения аудита страховых организаций - 26 -
§1) Планирование аудита страховщиков - 26 -
§2) Основные этапы аудиторской проверки страховщиков: - 30 -
2.1) анализ систем внутреннего контроля и учетной политики - 30 -
2.2) проверка взносов по страхованию, сострахованию и перестрахованию - 37 -
2.3) проверка выплат по страхованию, сострахованию и перестрахованию - 45 -
2.4) проверка расчетов с агентами и брокерами - 49 -
2.5) проверка страховых резервов - 51 -
Глава 3. Перспективы развития аудита страховых организаций в РФ - 61 -
§1) Проблемы, возникающие при проверке страховщиков, типичные виды нарушений - 61 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 84 -
Приложение - 89 -

Работа содержит 1 файл

дипломик.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

      Специфика деятельности страховщиков состоит  в том, что она направлена на предварительный, за счет страховых взносов, сбор средств со значительного количества страхователей, чтобы в дальнейшем, при наступлении страховых случаев, произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. От того, как страховые организации распоряжаются данными средствами, зависит их способность своевременно выполнить свои обязательства перед страхователями. На решение задачи определения финансовой устойчивости страховой организации, соответствия совершенных ее финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству, на подтверждение правильности отражения в учете  и отчетности финансовых результатов деятельности и направлен независимый страховой аудит.

      В настоящее время учет операций в  страховых организациях ведется  в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, дополнениями и особенностями  применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению16.

      Этими документами предусмотрена специфика  учета операций по прямому страхованию, перестрахованию, формированию страховых резервов и т.д. Бухгалтерскую (финансовую) отчетность страховые организации представляют также в соответствии со специальными требованиями. Существуют серьезные отличия страховой отчетности от стандартной. Баланс страховой организации отличается в пассиве статьями страховых резервов, Отчет о прибылях и убытках содержат более подробный перечень статей доходов и расходов и т.д.

      При проверке страховой организации  должны быть установлены:

1) наличие  и соответствие законодательству, действующему в Российской Федерации,  документов, подтверждающих право  на осуществление страховой деятельности:

      - учредительных документов;

      - свидетельства о государственной  регистрации;

      - лицензии на осуществление страховой деятельности.

2) соответствие  осуществляемой деятельности требованиям  законодательства;

3) соответствие  проводимых и разрешенных лицензий  видов страхования;

4) полнота  и своевременность формирования  уставного капитала;

5) правильность  составления, юридического оформления и учета договоров страхования;

6) правильность  осуществления и учета операций  по страхованию, сострахованию  и перестрахованию (в частности,  начисление страховых премий);

7) обоснованность  и своевременность осуществления  страховых выплат;

8) обоснованность  формирования страховых резервов;

и т.д. 

Глава 2. Практика проведения аудита страховых  организаций

§1) Планирование аудита страховщиков

   Первым  и основополагающим этапом аудиторской  проверки страховой организации, как  и любого другого экономического субъекта, является планирование аудита. На этапе планирования, после получения предложения от потенциального заказчика, аудитором определяются все наиболее существенные аспекты будущей проверки, а именно:

  1. проведение предварительной экспертизы страховой организации (предварительное анкетирование будущего клиента, а затем более подробное ознакомление с его бизнесом);
  2. заключение договора на аудиторское обслуживание;
  3. формирование общего плана и программы аудита;
  4. составление перечня основных нормативных документов, которыми аудитор будет руководствоваться при проведении проверки;
  5. формирование аудиторской группы и определение задач каждого их специалистов.

      На  этапе предварительного обследования страховой организации стоят  задачи, связанные с определением основных особенностей аудиторской проверки, оценкой общего объема документооборота клиента-страховщика за проверяемый период и трудоемкости работ. Метод анкетирования является наиболее эффективным для обследования потенциального клиента, так как значительно оптимизирует процесс проведения экспертизы, сокращает затрачиваемое на нее время, и упрощает процесс последующей обработки ее результатов17.

     Предварительное планирование – это всестороннее исследование деятельности страховщика. В процессе проведения планирования заполняются принятые аудитором внутренние документы – это может быть, например, лист предварительного планирования. В  начале планирования проверки страховщика аудитор обращает внимание на общие характеристики организации, как то:

    • дата создания,
    • структура компании (включая ее организационно-правовую форму),
    • наличие иностранного капитала в организации, аффилированных лиц,
    • филиалы и обособленные подразделения организации,
    • наличие действующих лицензий на страховую деятельность,
    • наличие у организации рублевых и валютных счетов с наименованием банков,
    • численность сотрудников головной компании и филиалов (аудитор должен также охарактеризовать текучесть и комплектацию управленческих кадров, а также отвечающих за ведение бухгалтерского учета),
    • структура капитала страховой организации: оцениваются крупнейшие собственники и учредители (наименование, доля в организации), также изучаются акции компании: номинальная стоимость и курс,
    • рейтинг с указанием рейтингового агентства, участие в различных профессиональных объединениях, прочие публикации о компании.

     Следующая позиция, которую рассматривает  аудитор в процессе предварительного планирования, - характеристика собственно страховой деятельности организации:

    • основные виды страхования, осуществляемые данным страховщиком,
    • наличие среди проводимых видов страхования обязательных,
    • основные контрагенты-перестраховщики,
    • иностранные контрагенты: клиенты, перестраховщики, брокеры,
    • деятельность, обеспечиваемая целевым финансированием, а также финансированием из бюджета,
    • инвестирование: наименования эмитентов ценных бумаг, их количество и общую сумму инвестиций, а для векселей и облигаций – срок погашения,
    • наличие предписаний страхового надзора и судебных исков в отношении компании,
    • порядок использования прибыли.

     Третье  направление исследования страховщика  в процессе предварительного планирования аудита – изучение и характеристика системы внутреннего контроля компании. Имеет значение наличие у организации  учетной политики – отдельно для  бухгалтерского и для налогового учета . Также играет важную роль тот факт, собственные ли в компании правила формирования страховых резервов, или же типовые. 

     В настоящее время практически  все предприятия, в том числе  и страховые компании, ведут бухгалтерский (и страховой) учет с помощью компьютерных программ. В процессе предварительного планирования необходимо выяснить, какая именно программа используется данным страховщиком, все ли страховые операции заносятся в базу, автоматически ли рассчитываются резервы и т.п.

     Если  возможно, аудитор также должен оценить и зафиксировать свое профессиональное суждение об оформлении бухгалтерской документации в компании, акцентируя внимание на возможной необходимости восстановления бухгалтерского учета. Также выражается мнение о квалификации руководства организации и главного бухгалтера, а также всех сотрудников бухгалтерии (по возможности). Необходимо выяснить, когда в компании проводилась последний раз налоговая проверка, и за какой период – проведение незадолго до аудита налоговой проверки может служить дополнительным фактором надежности системы внутреннего контроля. С этой же позиции важно наличие в компании службы, или отдела внутреннего аудита.

     Следующий этап предварительного планирования проверки – определение потребностей клиента, его пожеланий. Это может быть формальное подтверждение отчетности, или же детальное исследование бухгалтерской отчетности, включающее бухгалтерские и налоговые консультации, совершенствование бухгалтерского учета и налогообложения. Аудитор должен быть в курсе тех целей, ради которых страховщик прибегает к его услугам: обязательный ежегодный аудит, для получения лицензии, по заказу нового руководства, для получения займов и т.д. Учитывая предстоящий объем и специфику работы, необходимо также решить, привлекать ли к проверке другого аудитора, или же указать главного аудитора.

     Затем начинается этап планирования проверки как таковой: изучается объем  операций данного клиента, количество основных средств, необходимость проведения инвентаризации, перечень видов страхования, наличие обязательных видов страхования, основные позиции отчетности (объем взносов по различным видам страхования, объем выплат в разрезе видов, расходы, чистая прибыль и т.д.).

     По  результатам экспертизы формируется  общее впечатление о клиенте, особое внимание уделяется вероятности того, что клиент оплатит оказанные ему аудитором услуги. Затем составляется предполагаемая оценка объема работ, с указанием должностей работников, занятых на проверке, их количества, количества человеко-дней, почасовой ставки оплаты их услуг. Затраты суммируется, выводится итог. Также отмечаются указанные клиентом предпочтительные сроки проведения аудиторской проверки.

     Составленный  таким образом внутрифирменный  документ подписывается экспертами, работавшими над ним, а также утверждается  руководителем аудиторской организации, который назначает ответственных лиц по данному проекту.

§2) Основные этапы аудиторской  проверки страховщиков:

2.1) анализ систем  внутреннего контроля  и учетной политики

а) Анализ систем внутреннего контроля, оценка рисков на уровне отчетности

     В процессе проведения данной аудиторской  процедуры должно быть обеспечено понимание  системы внутреннего контроля страховой  организации, оценен уровень неотъемлемого  риска. Согласно федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности (с изменениями от 04.07.03, 07.10.04, 16.04.05)18, аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита. Под термином «аудиторский риск» понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения. Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения.

     Термин  «система внутреннего контроля»  означает совокупность организационных  мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в  качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

      При анализе систем внутреннего контроля, оценке рисков аудитор отвечает на поставленные вопросы путем личных наблюдений, а также используя опрос руководства и прочих сотрудников страховщика. При этом происходит заполнение рабочей документации (в бумажном или электронном виде).

      Факторы неотъемлемого риска: в первую очередь  это собственно экономика отрасли, так как страхование принято  считать развивающейся отраслью. Также оценивают положение организации  на рынке – занимает ли она узкую  нишу или, напротив, является монополистом в своей области, возможно, ориентирована на какой-либо вид страхования. Оценивается конкурентное положение компании, ощущает ли она давление конкурентов. Дается характеристика портфеля договоров страховщика – в разрезе видов страхования, рисков (например, преимущественно крупные корпоративные риски с комплексом видов страхования). Необходимо оценить и контроль, осуществляемый государственными органами над данным страховщиком  со стороны Федеральной службы страхового надзора, также Министерства по налогам и сборам. Важно отметить, ведет ли организация претензионно-исковую работу (она часто встречается у компаний, осуществляющих страхование автотранспортных средств). Наконец, отметив все значимые факторы, аудитор дает оценку неотъемлемого риска в целом по данному клиенту: высокий, средний или низкий.

Информация о работе Особенности проведения аудиторской проверки страховых организаций