Особенности проведения аудиторской проверки страховых организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:57, дипломная работа

Описание работы

В данной работе будут освещены теоретические основы страхового аудита, его правовое регулирование. Будут освещены этапы аудита, связанные с проверкой систем внутреннего контроля страховщика, отражением в учете страховых взносов и выплат, проверкой расчетов со страховыми посредниками, формированием страховых резервов. Целью настоящего исследования было изучить порядок проведения, сформулировать и систематизировать методику аудита страховых компаний. Автор также ставил перед собой целю выявить основные ошибки, типичные замечания, с которыми аудитор сталкивается при проверке, присущие именно страховщикам. Аудитор выясняет, чем вызваны те или иные нарушения. Зачастую многие из них вызваны слабой системой внутреннего контроля в организации, слабой профессиональной подготовкой сотрудников. Однако очень многие страховщики намеренно отступают от законодательства по тем или иным причинам. Поняв причину нарушений, аудитор может дать совет страховщику, помочь ему в будущем избежать подобных ошибок, и, как следствие, проблем со стороны надзорных органов.
Аудит страховых организаций охватывает весьма широкий круг вопросов. Автор счел возможным сузить область исследования до аспектов, присущих именно аудиту страховщиков, не относящихся к общему аудиту.
Автором была изучена учебная литература по тематике работы, также принятые к настоящему моменту нормативные акты, регулирующие страхование и аудиторскую деятельность. В значительной степени исследование базируется на практической деятельности автора в аудиторской компании, клиентом которой являются многие ведущие российские страховщики.

Содержание

Глава 1. Общие основы аудиторской деятельности - 6 -
§1) Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности - 6 -
§2) Основы регулирования аудиторской деятельности - 11 -
2.1) система нормативного регулирования аудиторской деятельности - 11 -
2.2) Участники аудиторских отношений - 13 -
2.3) Обязательный аудит - 17 -
2.4) Аудиторское заключение - 19 -
§3) Специфика аудита страховых организаций - 21 -
Глава 2. Практика проведения аудита страховых организаций - 26 -
§1) Планирование аудита страховщиков - 26 -
§2) Основные этапы аудиторской проверки страховщиков: - 30 -
2.1) анализ систем внутреннего контроля и учетной политики - 30 -
2.2) проверка взносов по страхованию, сострахованию и перестрахованию - 37 -
2.3) проверка выплат по страхованию, сострахованию и перестрахованию - 45 -
2.4) проверка расчетов с агентами и брокерами - 49 -
2.5) проверка страховых резервов - 51 -
Глава 3. Перспективы развития аудита страховых организаций в РФ - 61 -
§1) Проблемы, возникающие при проверке страховщиков, типичные виды нарушений - 61 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 84 -
Приложение - 89 -

Работа содержит 1 файл

дипломик.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

- требования  к независимости члена объединения;

- принципы  объективности и честности;

- требования к профессиональной компетентности при оказании членом объединения профессиональных услуг;

- регламент  работы с конфиденциальной информацией  клиента и описание исключительных  обстоятельств раскрытия информации;

- принципы  получения вознаграждения за  предоставляемые аудируемой организацией - членом объединения профессиональные услуги;

- характеристика  видов деятельности, несовместимых  с профессиональным статусом  члена объединения;

- публичная  информация и реклама профессиональных  услуг;

- принципы  отношений между коллегами;

- отношения  между сотрудниками аудиторской  фирмы;

- особенности  взаимодействия с клиентом при  выдаче налоговых рекомендаций;

- влияние  родственных и личных взаимоотношений  на профессиональную деятельность  аудитора (аудиторской организации) - члена объединения;

- порядок  разрешения конфликтов;

- дисциплинарные  меры, применяемые к членам объединения  в тех или иных случаях5.

      Важно заметить, что отечественные этические  кодексы выполняют две важные функции. Во-первых, они конкретизируют законодательно-нормативные положения (в плане процедур их осуществления) и, во-вторых, регламентируют вопросы профессиональной жизни аудиторов, которые не нашли места в законодательных правовых актах и (или) являются предметом внутрипрофессионального регулирования.

      Вопрос  кодексов этики профессиональных объединений  является важным, о чем свидетельствует  п. 1 ст.20 Федерального закона «Об аудиторской  деятельности», где указано, что  обязательное условие получения  статуса аккредитованного профессионального  аудиторского объединения - наличие у данной структуры правил профессиональной этики и системы контроля за их соблюдением.

§2) Основы регулирования аудиторской деятельности

2.1) система нормативного  регулирования аудиторской  деятельности

      Нормативное регулирование аудита можно представить как четырехуровневую систему документов, регулирующих аудиторскую деятельность на территории РФ. 

      На  высшем уровне законодательство РФ о  регулировании аудиторской деятельности представлено Федеральным законом  РФ от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с последними изменениями и дополнениями). В нем изложены основные принципы и система аудита.

      Положения Федерального закона конкретизируются и дополняются Федеральными Правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ФПСАД), утвержденные Правительством РФ 23 сентября 2002 года, на сегодняшний момент их количество составляет 236. Стандарты – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации7. Данные правила (стандарты) разработаны с учетом зарубежных стандартов аудита, в целях интеграции России в международное экономическое сообщество. Федеральные стандарты призваны обеспечить единообразный подход к проведению аудиторской проверки и оценке аудиторских доказательств. Они регулируют деятельность аудитора на всех этапах проверки.

      До  введения в действие ФПСАД имели  силу Правила (стандарты) аудиторской  деятельности (ПСАД), одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 22 января 1998 года. Их было разработано 38. Однако после вступления в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности» некоторые ПСАД вступили с ним в противоречие и стали нуждаться в переработке. 23 переработанных и утвержденных Правительством РФ стандартов и являются ФПСАД. В настоящее время применение ПСАД не является для аудиторов обязательным, однако они могут служить основой для разработки внутрифирменных стандартов аудита при отсутствии утвержденных ФПСАД.

      Следующий уровень нормативных документов представляют стандарты профессиональных аудиторских объединений, предназначенные  для их членов. Они разрабатываются  на основе ФПСАД и не могут им противоречить.

      Самый нижний уровень документов – это внутрифирменные стандарты аудита. Они разрабатываются каждой аудиторской организацией самостоятельно, могут включать в себя обширный круг вопросов: от организации аудиторской работы в фирме до методик конкретных направлений в области бухгалтерского учета и налогообложения.

2.2) Участники аудиторских  отношений

          К участникам отношений  в сфере аудита относятся собственно аудиторские организации и индивидуальные аудиторы (предприниматели) , с одной  стороны, и лица (лицо), заключившие  договор оказания аудиторских услуг, с другой. Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудитором считается физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица8.

    В свою очередь аудиторская организация  – юридическое лицо, коммерческая организация, осуществляющая аудиторские  проверки и оказывающая сопутствующие  аудиту услуги. Аудиторская организация (как и индивидуальные аудиторы) обязана иметь лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Также существует ограничение касательно сотрудников аудиторской организации – не менее 50% (или 75%, если руководитель организации – иностранный гражданин) кадрового состава должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ. В целях упрощения понимания в дальнейшем термин «аудитор» в данной работе будет применяться как в отношении индивидуальных аудиторов, так и в отношении аудиторских организации.

    Функции аудиторов проявляются через  раскрытие их прав и обязанностей. К правам аудиторов относятся:

    - возможность самостоятельно определять  формы и методы проведения  аудита;

    - возможность проверять в полном  объеме финансово-бухгалтерскую  документацию аудируемого лица  и фактическое наличие любого  имущества, указанного в ней;

    - возможность получения у аудируемого лица всех возможных разъяснений по вопросам проверки;

    - возможность отказа от проведения  проверки, либо от выражения своего  мнения: в случае, если аудируемое  лицо не предоставило всю необходимую  аудитору документацию, либо в  ходе проверки были выяснены существенные обстоятельства, позволяющие поставить под сомнение достоверность отчетности аудируемого лица;

    - прочие права, не противоречащие  действующему законодательству.

    Обязанности аудиторов состоят в следующем:

    - производить аудиторскую проверку;

    - предъявлять аудируемому лицу  по его требованию информацию  о законодательстве РФ касательно  проведения аудиторской поверки,  о нормативных актах, на которых  основываются замечания и выводы  аудитора;

    - передавать в оговоренный срок  аудиторское заключение аудируемому лицу;

    - обеспечить сохранность документов, получаемых и составляемых в  ходе аудиторской проверки, не  разглашать их содержание без  согласия аудируемого лица (за  исключением случаев, предусмотренных  законодательством РФ);

    - иные обязанности по законодательству РФ.

    Также к участникам аудиторских отношений  относятся уполномоченный федеральный  орган государственного регулирования  аудиторской деятельности, Совет  по аудиторской деятельности при  уполномоченном федеральном органе, и аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, о которых уже шла речь при рассмотрении вопроса кодексов профессиональной этики.

    В качестве уполномоченного федерального органа государственного регулирования  аудиторской деятельности выступает  орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. В настоящий момент этим органом является Министерство Финансов РФ. К функциям Министерства Финансов в области регулирования аудита относятся следующие:

    1) разработка нормативных документов;

    2) организация системы обучения, аттестации и повышения квалификации аудиторов;

    3) лицензирование аудиторской деятельности  и организация надзора за соблюдением  аудиторами лицензионных требований  и условий (вопросы выдачи и  отзыва лицензий и т.п.);

    4) аккредитация профессиональных аудиторских объединений;

    5) ведение государственного реестра  аудиторов и аудиторских объединений,  а также учебно-методических центров,  осуществляющих профессиональную  подготовку аудиторов.

      Совет по аудиторской деятельности создан при уполномоченном федеральном органе в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности. Не менее 51% участников Совета составляют представители аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. В число остальных участников входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. Основные функции и задачи Совета по аудиторской деятельности:

    1. подготовка и предварительное  рассмотрение основных документов  и проектов решений Министерства  Финансов по вопросам регулирования аудиторской деятельности;

    2. участие в разработке Федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности, определение профессиональных требований  к аудиторам, этических норм  профессионального поведения;

    3. рассмотрение обращений и ходатайств аккредитованных профессиональных аудиторских объединений;

    4. экспертиза учебных программ  и планов обучения аудиторов  и повышения их квалификации, разработка проектов требований  по организации процедуры квалификационных  экзаменов для аттестации аудиторов;

    5. предварительное рассмотрение состава  экзаменационных комиссий и результатов  экзаменов претендентов на получение  аттестата аудиторов;

    6. разработка предложений по усовершенствованию  вопросов лицензирования аудиторской  деятельности в РФ, изучение зарубежного опыта организации аудиторской деятельности.

    Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение, согласно Федеральному закону «Об аудиторской  деятельности», это саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе9. Также, помимо перечисленных требований, профессиональное объединение аудиторов, желающее получить аккредитацию в Минфине, должно включать в себя не меньше 1 000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций. На сегодняшний день аккредитованы следующие профессиональные объединения:

Информация о работе Особенности проведения аудиторской проверки страховых организаций