Инновационная Россия – 2020

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

Работа содержит 1 файл

Проект.docx

— 280.25 Кб (Скачать)

же время  в период сохранения участия государства  в управлении деятельностью

отдельных крупных  компаний будет обеспечена реализация последовательной политики

государства, связанной с введением рекомендаций по разработке программ

инновационного  развития крупных компаний с государственным  участием и контроля

со стороны  государства, как одного из собственников, за их реализацией.

Указанные программы  будут формироваться на среднесрочный  период (5-7 лет) с

учетом государственных  приоритетов научно-технологического развития и должны

содержать мероприятия, направленные на разработку и внедрение  новых технологий,

продуктов и  услуг, соответствующих мировому уровню и значительное улучшение

основных  показателей эффективности производственного  процесса, включая:

значительное  повышение производительности труда (не менее 5% ежегодно)

до  достижения среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных  зарубежных

компаний;

существенная (не менее 5 % ежегодно) экономия энергетических ресурсов как в

процессе  производства, так и при эксплуатации производимой продукции;

существенное  удешевление себестоимости выпускаемой  продукции (услуг) без

ухудшения пользовательских характеристик и  снижения экологичности;

существенное  улучшение потребительских качеств  производимой продукции.

В части определения ориентиров по расходам компаний на исследовательские

работы  и модернизацию технологий для обеспечения  должного уровня

Инновационная Россия – 2020 54

конкурентоспособности крупнейших отечественных компаний их объем финансирования

НИОКР за счет собственных средств (в процентах  к выручке, без учета бюджетных  средств,

используемых  компаниями для проведения НИОКР) должен в целом соответствовать

аналогичным расходам крупнейших зарубежных компаний, работающих в сходных

отраслях  с установлением определенного  переходного периода (3-5 лет) для  их

достижения.

В результате разработки программ будет  обеспечено формирование

корпоративного  видения в части создания новых (для отечественного рынка, для страны,

для глобального рынка) технологий, продуктов, услуг на период до 10 лет. В рамках

программ  должна быть предусмотрена реализация мер по выстраиванию эффективной

корпоративной инновационной системы, обеспечивающей, в том числе развитие

внутрифирменной науки, разработку и внедрение новых  технологий, освоение

производства  новых продуктов, а также по формированию долгосрочной корпоративной

научно-технологической  политики, по совершенствованию внутрикорпоративных

механизмов  планирования инновационной деятельности и оценки достигнутых

результатов.

Ежегодная оценка хода реализации указанных программ будет осуществляться

Правительственной комиссией по высоким технологиям  и инновациям.

Предоставление  на конкурсной основе грантов (субсидий) для

софинансирования по приоритетным направлениям инновационной деятельности

предприятий должно обеспечить разделение рисков при переходе предприятий к более

интенсивному  осуществлению технологических  и организационных инноваций, создать

дополнительные  стимулы для реализации более  длительных инновационных проектов и

расширению  взаимодействия компаний с научными и научно-образовательными

организациями.

Основными направлениями предоставления грантовой поддержки

технологических инноваций станут:

проведение  НИОКР, разработка и проектирование новых образцов

инновационной промышленной продукции, финансирование услуг по патентованию и

сертификации  выпускаемой продукции;

внедрение энергосберегающих технологий, приобретение патентов и лицензий,

программного  обеспечения, приобретение машин и  оборудования, связанных с

технологическими  инновациями;

проведение  технологического аудита, финансирование услуг технологического и

инженерного консалтинга, инжиниринговых услуг.

Важнейшими  институтами обеспечения грантовой поддержки инновационной

деятельности  предприятий должны стать Российский фонд технологического развития

(далее  - РФТР) и Фонд содействия развитию  малых форм предпринимательства  в научно-

технической сфере (далее – Фонд содействия).

Через программы РФТР будет осуществляться предоставление на конкурсной

основе  финансовой поддержки, а также - информационной и консультационной

поддержки предприятиям и бизнес-ассоциациям, специализированным объектам

инновационной инфраструктуры на цели осуществления  прикладных НИОКР,

Инновационная Россия – 2020 55

технологических и организационных инноваций, продвижения  высокотехнологической

продукции на внешние рынки, развития механизмов непрерывного образования.

При этом в рамках деятельности РФТР, будет  обеспечено:

предоставление  на грантовой основе финансирования реализации программ

НИОКР средних и крупных предприятий, в т.ч. программ стратегических исследований в

рамках  технологических платформ;

предоставление  долгосрочных (3-5 лет) беспроцентных  займов под проектную

документацию, создание серийного производства и  запуск первых продаж;

поддержка проектов отраслевых бизнес-ассоциаций, направленных на

проведение  бенчмаркингаи поддержку организационных инноваций, связанных с

совершенствованием  механизмов управления инноваций и  технологического

менеджмента на предприятиях, развития системы  управления качеством, развития

технологического  менеджмента, поддержку высокотехнологического экспорта и других.

Таким образом, РФТР будет совмещать предоставление финансовой поддержки

инновационной деятельности предприятий, с формированием  условий, необходимых

для повышения эффективности системы  технологического менеджмента на

предприятиях, формирования корпоративных центров  исследовательских и

разработческих центров, корпоративных венчурных фондов и других современных

институтов  управления инновациями.

Также будет обеспечено расширение набора реализуемых программ поддержки

инновационных проектов и в целом масштабов  Фонда содействия развитию малых  форм

предпринимательства в научно-технической сфере (далее  – Фонд содействия). Кроме

проведения  НИОКР, Фонд содействия будет обеспечивать также софинансирование

расходов  малых предприятий на цели патентования, создания промышленного образца,

сертификации, обеспечения экспорта, закупки соответствующего оборудования. При этом

произойдет  замещение используемых Фондом механизмов конкурсного размещения

средств, осуществляемых в соответствии с  законодательством о закупках для

государственных нужд, механизмами предоставления грантов (субсидий).

В целях налогового стимулирования компаний к финансированию

исследований  и разработок, приобретению современного оборудования будут

реализованы следующие меры:

оптимизация механизма администрирования расходов на НИОКР, учитываемых

при исчислении налога на прибыль организаций  с коэффициентом 1,5;

освобождение  от налога на имущество энергоэффективного оборудования (по

перечню и классам энергоэффективности);

освобождение  от налога на прибыль организаций, оказывающих  услуги в сфере

образования и здравоохранения.

Наряду  со стимулированием инновационной  деятельности существующих

компаний  важное место в реализации данной стратегии отводится поддержке  создания

новых высокотехнологичных предприятий  и их развития на ранних стадиях. Успешность

Инновационная Россия – 2020 56

мер в данном направлении принципиально  зависит от общего улучшения условий  для

создания  новых компаний, сокращения барьеров роста (от малого бизнеса к среднему),

содействия  динамичному расширению нового класса молодых, инновационно-

ориентированных предпринимателей и возможностей населения  для реализации

изобретательского потенциала.

Приоритетными направлениями содействия старту и  развитию новых

высокотехнологичных бизнесов станут:

расширение  масштабов финансовой поддержки  на ранних стадиях

инновационной деятельности - «предпосевной» и «посевной», в том числе в рамках

программы поддержки малого и среднего предпринимательства, деятельности Фонда

содействия, а также деятельности фондов посевных инвестиций, создаваемых на

федеральном и региональном уровнях;

расширение  механизмов поддержки деятельности частных инвесторов малых

инновационных предприятий – «бизнес-ангелов»;

формирование  благоприятных условий для создания малых инновационных

предприятий государственными научными и образовательными учреждениями в

соответствии  с Федеральным законом от 2 августа 2009 г. №217-ФЗ;

содействие  процессам интеграции успешных «молодых»  инновационных

компаний  в глобальные цепочки формирования стоимости;

усиление  инновационной направленности программ по поддержке малого и

среднего  предпринимательства;

расширение  видов ресурсного обеспечения создания и деятельности новых

инновационный компаний за счет развития сети инновационной  инфраструктуры,

включая бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, центры

коллективного доступа к оборудованию;

развитие  системы поддержки изобретательства, создания и деятельности

студенческих  инновационных фирм.

Для отработки возможных перспективных  направлений дополнительного

налогового  стимулирования малых и средних  инновационно-активных предприятий будут

осуществляться  следующие меры:

введение  льготной ставки обязательных страховых  платежей в отношении

предприятий сектора информационнокоммуникационных технологий, малых

предприятий, создаваемых при вузах и научных  центрах, созданных в соответствии с

Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными

научными  и образовательными учреждениями хозяйственных  обществ в целях

практического применения (внедрения) результатов  интеллектуальной деятельности»,

резидентов  технико-внедренческих особых экономических  зон и компаний,

осуществляющих  деятельность на территории инновационного центра «Сколково»;

установление  льготного налогового режима (налог  на прибыль - 0% в течение 10

лет; НДС - освобождение от налогообложения  в течении 10 лет (по выбору

Инновационная Россия – 2020 57

налогоплательщика); налог на имущество организаций - освобождение от

налогообложения; обязательные страховые взносы - фиксированный  платеж в сумме,

определяемой  на уровне 14% нагрузки на ФОТ) для организаций, признаваемых

участниками проекта по осуществлению исследований и разработок и коммерциализации

их  результатов в соответствии с  Федеральным законом "Об инновационном  центре

«Сколково»;

освобождение  от налога на имущество организаций  и земельного налога –

организаций признаваемых управляющими компаниями в соответствии с Федеральным

законом «Об инновационном центре «Сколково»;

предоставления  возможности отнесения на себестоимость  выпускаемой

продукции расходов на выполнение работ по стандартизации;

совершенствования механизмов предоставления инвестиционного  налогового

кредита, включая установление единых критериев  его предоставления, а также

определение перечня документов необходимых  и достаточных для получения

инвестиционного налогового кредита.

Одной из важных мер в перспективе станет существенное снижение налоговой

нагрузки  на новые частные высокотехнологичные  компании, созданные в «чистом  поле»,

на  определенный период (5-7 лет) после создания и с учетом объема осуществленных

частных инвестиций.

При этом приоритетной задачей станет совершенствование  практики налогового

администрирования действующих налоговыхльгот, направленных на стимулирование

инновационной деятельности предприятий, включая  применение коэффициента 1,5 к

величине  расходов на НИОКР, осуществляемых в  рамках устанавливаемых государством

приоритетов.

Целевые индикаторы реализации поставленных задач

Наименование  индикатора 2010 2016 2020

Удельный  вес инновационных товаров, работ,

услуг в общем объеме экспорта товаров,

работ, услуг, %

7,0 (2008) 12 15

Объем отгруженных товаров, работ, услуг,

связанных с нанотехнологиями, млрд. руб.

119 350 600

Удельный  вес организаций, осуществлявших

технологические инновации, в общем числе

организаций:

всего, из них: 8,0 (2008) 15 25

добывающие, обрабатывающие производства,

производство  и распределение

электроэнергии, газа и воды

9,6 (2008) 20 30

Инновационная Россия – 2020 58

связь, деятельность, связанная с

использованием  вычислительной техники и

информационных  технологий

10,9 (2008) 25 35

Вновь внедренные или подвергавшиеся

значительным  технологическим изменениям

инновационные товары, работы, услуги,

новые для рынка (в % от общего объема

отгруженных товаров, выполненных работ,

услуг)

0,4 (2008) 5,0 8,0

Количество  соучрежденных

образовательными  и научными бюджетными

учреждениями  малых инновационных

Информация о работе Инновационная Россия – 2020