Инновационная Россия – 2020

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

Работа содержит 1 файл

Проект.docx

— 280.25 Кб (Скачать)

стажировки  педагогов и управленцев с  целью освоения ими инновационных  программ

развития  дошкольного образования. Не менее  двух таких площадок при государственной

поддержке будет  создано в каждом федеральном  округе в течение ближайших пяти лет.

С учетом возможного расширения числа данных площадок до 2020 г. на их базе

предстоит организовать стажировки для абсолютного большинства  работников

дошкольного образования.

На дошкольной стадии важнейшую роль в формировании личности играет семья.

Внимание  родителей к семейному воспитанию и обучению создает для детей  мощную

«стартовую  площадку'BB для дальнейшего успешного получения образования и занятия

достойного  места в обществе. Для эффективной  помощи в раскрытии потенциала семьи  в

рамках перечисленных  выше мер и механизмов будет развиваться  система

квалифицированного  педагогического консультирования родителей и содействие семьям

в обучении, воспитании и развитии детей.

Государство будет поощрять инициативы регионов, институтов гражданского

общества  по предоставлению бесплатной информации молодым семьям о методах

семейного воспитания и обучения в рамках создаваемой  системы поддержки

деятельности  социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Переход к  использованию новых образовательных  технологий и методов в школе

будет обеспечен  через формирование современных  профессиональных стандартов

деятельности  педагогических и управленческих кадров и обновление квалификационных

требований (в том числе, в рамках поддержки  создания и функционирования

саморегулируемых профессиональных организаций). Здесь также предстоит

сосредоточиться на подготовке и повышении квалификации педагогических и

управленческих  кадров:

- обновить  образовательные программы бакалавриата, магистратуры и

дополнительного образования по педагогическим специальностям;

- усовершенствовать  профессиональную ориентацию будущих  учителей, в

том числе  имея ввиду приход на педагогическую работу, граждан не имеющих базового

педагогического образования, но любящих и умеющих  работать с детьми;

- реорганизовать  сеть педагогических вузов в  современные организации и

структуры высшего  профессионального образования, ориентированные  на широкую

гуманитарно-педагогическую, информационно-коммуникационную и  аналитико-

управленческую  подготовку;

- создать  сеть консультационно-методического  сопровождения

профессиональной  деятельности педагогов (в том числе, с использованием механизма

сетевых профессиональных сообществ).

Также предстоит  обеспечить дальнейшее совершенствование  стандартов

образования, в особенности в части обновления условий осуществления образовательной

деятельности. Данные условия должны позволять  использовать в образовательных

Инновационная Россия – 2020 37

учреждениях самые современные инновационные  образовательные технологии и

возможности для обновления школьной архитектуры  и дизайна.

При этом будет  обеспечено качественное повышение  эффективности

использования в образовательном процессе современных  информационных технологий и

в этих целях  – расширены функции школьных и детских библиотек, побуждающие

пользователей эффективно использовать все виды информации, включая электронные

информационные  ресурсы.

Будет расширена  практика поддержки на конкурсной основе учреждений общего

образования, внедряющих инновационные программы  образования, с обеспечением

целенаправленного формирования, выявления, апробации, и  последующего

распространения передовых методик преподавания и лучшей практики их работы,

отвечающих  задачам инновационного развития в  рамках развертывания системы

федеральных и региональных инновационных площадок.

Также будет  поддержано развитие инфраструктуры углубленного и профильного

обучения  по программам школьного и дополнительного  образования, в том числе

системы многопрофильных  и разнопрофильных школ старшей ступени, образовательных

центров, интегрирующих  общее и дополнительное образование, а также

предоставляющих возможности профессиональной и  предпрофессиональной подготовки

(включая  возможность присвоения наиболее  эффективным из них статуса  президентских

лицеев). Ключевым условием обеспечения поддержки  создания и развития таких школ

будет обеспечение  полноценной доступности их для  одаренных детей из

малообеспеченных  семей и удаленных и труднодоступных  территорий.

Основными направлениями  предоставляемой поддержки станут обеспечение

современных условий организации образовательного процесса, в том числе, на основе

использования новейших информационных технологий, обеспечение для учащихся

широких возможностей для совместной, сетевой, проектной  деятельности и учебно-

профессиональной  коммуникации с молодыми исследователями, включение их в

проекты и  исследования, реализуемыевузами, в том числе, через грантовую поддержку

конкретных  проектов и образовательных программ.

Эта работа будет осуществляться, в том числе, в рамках программ создания и

развития  федеральных университетов и  национальных исследовательских университетов.

Соответствующие требования будут включены в перечень обязательных при оценке

эффективности деятельности ведущих, федеральных  и исследовательских университетов.

Получат дальнейшее развитие системы и механизмы  государственно-

общественного управления, финансово-хозяйственной  самостоятельности, оценки

качества  и эффективности деятельности образовательных  учреждений, обеспечивающие

развитие  в образовательных учреждениях  духа инициативы и предпринимательства,

современного  инновационного уклада. Будет обеспечена соответствующая квалификация

руководителей учреждений через системы квалификационных требований, подготовки и

повышения квалификации, назначения и аттестации, оплаты труда.

Для проведения данных изменений с учётом региональной принадлежности

общеобразовательных учреждений на федеральном уровне предстоит:

Инновационная Россия – 2020 38

создать в  регионах сеть стажировочных площадок для обучения большинства

работников  системы общего образования;

- сформировать  кадровый резерв системы общего  образования, развивать

механизмы регулярной ротации преподавателей и руководящего состава;

- ежегодно  совершенствовать стандарты, аттестационные, лицензионные и

аккредитационные требования с целью продвижения инновационных образовательных

технологий, новой школьной инфраструктуры.

Будет обеспечено формирование целостной системы непрерывного

образования, отвечающей требованиям, предъявляемым инновационной экономикой.

Во-первых, в  рамках модернизации системы общего и профессионального

образования будет обеспечен переход к  использованию современных методов  и

технологий  обучения, направленных на непрерывное  развитие и дальнейшее

совершенствование творческого мышления, навыков и  мотивации выявления и

постановки  проблем, создания нового знания, направленного  на их решение,поиска и

обработки информации, самостоятельной и командной  работы и иных компетенций

инновационной деятельности.

В этих целях  в вузах и других образовательных  организациях (в первую очередь –

предоставляющих услуги профессионального образования  и профподготовки) будет

обеспеченно внедрение кредитно-модульных технологий организации учебного процесса

с индивидуальными  образовательными траекториями для  каждого обучающегося.

Во-вторых, будет  обеспечена актуализация содержания образовательных

программ  профессионального, общего и дополнительного  образования, с учетом

современного  мирового уровня научных и технологических  знаний, в первую очередь - по

приоритетным  направлениям развития науки, техники  и технологий, в ключевых областях

естественных  и точных наук, и в сфере подготовки управленческих кадров. В части

профессионального образования такая актуализация будет опираться, в том числе, на

развитие  системы взаимодействия образовательных  организаций с предприятиями,

развивающими  высокотехнологичные производства, в т.ч. посредством создания малых

инновационных хозяйственных обществ, а также  на учет международных стандартов.

При этом будет  обеспечено сочетание в современном  инженерном образовании

наряду с  техническими управленческих компетенций, связанных навыками управления

производством, маркетингом, логистикой, инжинирингом, системным проектированием.

Одновременно  будет предоставлена возможность  получения базовых знаний в сфере

технологий  и технологического менеджмента  в рамках образовательных программ по

экономическим и управленческим направлениям высшего  образования.

В этих целях  будут реализованы программы  и мероприятия, направленные на

обеспечение ключевых российских вузов глобально  конкурентоспособными

профессорско-преподавательскими кадрами. В частности, актуальной задачей  станет

выведение уровня оплаты и условий труда профессоров  и преподавателей ключевых

вузов, ведущих  глобально конкурентоспособную  исследовательскую деятельность, на

уровень международных  стандартов.

При этом будет  осуществлено дифференцированноеповышение расчетных

нормативов, устанавливающих уровень финансирования образовательных программ из

Инновационная Россия – 2020 39

средств федерального бюджета. Отбор вузов и направлений  подготовки в них, в

отношении которых  будут применяться данные нормативы, будет производиться на

конкурсной  основе исходя из наличия в данных вузах конкурентоспособных научных

школ, подтвержденных международной публикационной активностью  профессорско-

преподавательского  состава соответствующих подразделений, а также их вклада в

развитие  конкурентного отечественного высокотехнологичного производства.

Будут разработаны  и внедрены более эффективные  и прозрачные процедуры

назначения  руководителей учреждений образования, найма и повышения в должности

представителей  профессорско-преподавательского состава, изменены принципы

комплектования  профессорско-преподавательского, научного и управленческого состава

вузов. Преподавательские  и научные должности низшего  уровня должны занимать

сотрудники, работающие исключительно на временных  позициях (контракт на три года с

возможностью  продления еще на три-шесть лет), а должности среднего и высшего  звена

(постоянные  позиции) должны заниматься на  конкурсной основе с обязательным  учетом

международной публикационной активности претендентов. При этом будет

предусмотрено введение дополнительных надбавок к  оплате труда преподавателей

вузов, ведущих  глобально конкурентоспособную  исследовательскую деятельность.

Руководящие работники должны обладать компетенциями  и опытом, обеспечивающими

стимулирование  и эффективную поддержку глобально  конкурентных исследований,

проектов  и инициатив.

В ведущих  вузах нормой станет использование  механизмов оценки

преподавателей  с привлечением международного научного сообщества и с ориентацией

на показатели международной публикационной активности, а также механизмов

прекращения контракта с преподавателями, не ведущими исследовательскую

деятельность  на глобально конкурентоспособном  уровне, а также руководителей, не

обеспечивающих  условия для такой деятельностии взаимодействие с производственным

сектором. Будут  созданы условия для привлечения  российскими вузами на постоянную и

временную работу иностранных специалистов, а также  обеспечен допуск иностранных

операторов  в те сектора дополнительного  профессионального образования, где

программы российских образовательных учреждений слабо  представлены или вовсе

отсутствуют.

Будет реализована  программа подготовки кадров в ведущих  международных

университетах, в рамках которой получит поддержку  обучения на уровне аспирантуры не

менее 10000 молодых  российских специалистов, разработана  и реализована система мер

по привлечению  их на работу в ключевые российские вузы и научные организации.

В целях повышения  доступности качественного высшего  образования и

расширения  его ресурсной базы будет интенсифицирована  работа по расширению

масштабов государственной  поддержки развития механизмов образовательного

кредитования, в том числе магистерских программ и программ дополнительного

образования, с учетом возможности кредитования обучения в ведущих международных

университетах.

Будут созданы  регулярно обновляемые отраслевые рейтинги высших учебных

заведений, факультетов, институтов, ведущих обучение по соответствующим

специальностям, исходя из международной публикационной и патентной активности

профессорско-преподавательского состава и других принятых в международной  практике

Информация о работе Инновационная Россия – 2020