Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа
Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
предприятий
600 2000 4000
Объединение усилий бизнеса, науки, государства на реализации
приоритетных
направлений технологической
Важным инструментом формирования национальных приоритетов
технологического развития и объединения усилий бизнеса, науки, государства по их
реализации станут технологические платформы.
Технологическая
платформа – это
на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых
продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения
исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса,
науки,
государства, гражданского общества),
совершенствование нормативно-
базы
в области научно-
Технологические платформы не рассматриваются в качестве единственного и
универсального
инструмента обеспечения
инновационной сфере,их формирование оправдано при наличии следующих проблем:
множественность потенциальных участников технологической платформы и
косвенных бенефициаров от ее реализации; необходимость обеспечения обсуждения
перспектив технологической модернизации и форм партнерства бизнеса, науки,
государства;
слабая структурированность интересов бизнеса в разработке и внедрении новых
технологий, в подготовке кадров; необходимость согласования интересов и определения
требований
к важнейшим базовым
многодисциплинарность необходимых исследований для разработки
перспективных технологий; неясность существующих научно-технологических
компетенций, наличие ведомственных барьеров между научными организациями.
Содействие формированию и реализации технологических платформ направлено
на решение следующих задач:
усиление влияния бизнеса и общества на определение и реализацию важнейших
направлений научно-технологического развития;
выявление
новых научно-технологических
существующих секторов и формирование новых секторов российской экономики;
Инновационная Россия – 2020 59
определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого
регулирования для быстрого распространения перспективных технологий;
настройка инструментов государственной политики по стимулированию
инноваций,
поддержке научно-технической
компаний с учетом специфики и вариантов развития отраслей и секторов российской
экономики;
расширение научно-производственной кооперации, формирование новых
партнерств в инновационной сфере, новых цепочек формирования добавленной
стоимости и производства продукции (услуг) более высокого передела;
развитие
центров превосходства и
технологической сфере, повышение потенциала для реализации сложных научно-
технологических проектов, требующих участия различных организаций,
междисциплинарного взаимодействия.
В рамках технологических платформ предполагается свобода конструирования
механизмов управления, правил взаимодействияее участников, но при соблюдении
следующих общих правил (принципов):
четкая направленность на удовлетворение важнейших общественных
потребностей, стратегических задач развития бизнеса, приоритетных государственных
интересов;
значимое
представительство интересов
управления технологической платформы;
ориентированность на проведение исследований и разработок для решения
средне- и долгосрочных задач;
направленность не только на проведение исследований, но и на формирование
необходимых учебных программ;
вариантность
рассматриваемых
проработку
различных технологических
ориентированность на расширение кооперации, на поиск лучших партнеров;
активность
в привлечении
прозрачные
правила участия в
новых участников, отсутствие дискриминации в отношении определенных групп
компаний и организаций;
ясность
и публичность достигнутых
технологической платформы.
На основе оценки различных проектов реализации технологических платформ
будет проведен их отбор для включения в перечень, утверждаемый Правительственной
комиссией
по высоким технологиям и
власти
будут оказывать
поддержку деятельности технологических платформ, включенных в перечень. Результаты
деятельности технологических платформ, включенных в перечень, будут учитываться при
планировании и реализации мер государственной поддержки, направленных на
обеспечение социально-экономического развития, совершенствование научно-
технической и инновационной деятельности.
Важнейшими направлениями создания технологических платформ станут:
аэрокосмические технологии;
информационные технологии;
биотехнологии, включая промышленные биотехнологии и фармацевтику;
композиционные материалы;
фотоника, включая лазерные технологии, производство светодиодов;
Инновационная Россия – 2020 60
ядерная энергетика.
Основные акценты в содействии инновационному развитию
секторов экономики
Многоукладный характер российский экономики, принципиально
различающиеся
технологический уровень и
различных секторов исключают возможность определения единой, универсальной для
всех
секторов модели инновационного развития.
Государство будет
инновационной активности компаний, повышению результативности их инновационной
деятельности, но при этом сами компании должны определить конкретные пути и формы
инновационной деятельности.
Для
обеспечения устойчивого
инновационный путь развития важным станет сочетание следующих направлений
инновационного развития секторов российской экономики:
повышение
конкурентоспособности и
высокотехнологичных секторов экономики на основе разработки и внедрения
передовых технологий;
разработка совокупности «прорывных» технологий, определяющих возможность
формирования новых рынков высокотехнологичной продукции (услуг), развития новых
индустрий, модернизации широкого круга секторов экономики;
быстрое
распространение отдельных
горизонтальной организацией;
технологическая модернизация публичного сектора и инфраструктурных
секторов, расширение спектра новых и качественных публичных услуг;
повышение эффективности, снижение ресурсоемкости, расширение переделов в
сырьевых отраслях.
Как результат, в перспективе Россия может достичь 5-10% доли на рынках
высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг по 8-10 позициям, включая:
ядерные технологии;
авиастроение;
судостроение;
программное обеспечение;
вооружения и военная техника;
образовательные услуги;
космические услуги и производство ракетно-космической техники.
Инновационная Россия – 2020 61
Наряду с этим Россия может занимать ведущие позиции в фундаментальных и
прикладных
научных разработках и
биотехнологии и т.д.).
Повышение
конкурентоспособностивысокотех
Среди
концентрированных
космический и оборонно-промышленный комплекс, атомная энергетика. Для этих
секторов характерно наличие крупных компаний с внутрифирменной наукой, сильная
вертикальная кооперация, существенный экспортный потенциал.
Основными инструментами поддержки станут государственные программы в
соответствующих
секторах (а также федеральные
целевые программы и
государственных
программ), в рамках которых будет
предусматриваться
наиболее
важных и перспективных проектов.
Государственная поддержка
проектам, имеющим кумулятивный эффект в масштабе всего сектора, позволяющим
закрепить российское технологическое лидерство в соответствующих секторах, создать
технологии и продукты нового поколения, выиграть конкуренцию с зарубежными
производителями на внутреннем и мировых рынках.
Важным станет также расширение и повышение эффективности поддержки
высокотехнологичного экспорта, включая предоставление госгарантий.
Для ряда секторов (автомобилестроение, машиностроение, фармацевтика,
электроника) важными задачами станут поддержка «импорта» технологических
компетенций, формирование совместных компаний с ведущими мировыми
производителями,
совершенствование моделей
локализации производства.
Формирование новых рынков высокотехнологичной продукции (услуг),
развитие новых индустрий
Основной акцент в рамках данного направления будет сделан на разработке
новейших, «прорывных» технологий, которые могут обеспечить появление продукции
(услуг)
с принципиально новыми
формирования
новых рынков высокотехнологичной
продукции рассматриваются
ИКТ, нано- и биоиндустрия. Данные сектора имеют преимущественно горизонтальную
схему организации, в основном представлены малыми и средними компаниями, здесь
активно идет процесс создания новых бизнесов.
Принципиальные задачи в отношении данных секторов – существенное
улучшение условийдля создания новых высокотехнологичных компаний, сокращение
барьеров для их роста, существенное расширение посевного финансирования,
совершенствование деятельности институтов развития, венчурных фондов, поддержка
капитализации успешных средних компаний, привлечение иностранных инвесторов к
созданию
новых высокотехнологичных
Инновационная Россия – 2020 62
Быстрое
распространение отдельных
«горизонтальной» организацией
В круг секторов, обладающих потенциалом к быстрому распространению
передовых технологий, входят лесной комплекс, сельское хозяйство, строительство,
легкая промышленность. Компании в данных секторах, как правило, не обладают
необходимыми возможностями по самостоятельной разработке новых технологий.
Наиболее
значимыми инструментами
направлению станут меры по совершенствованию отраслевого регулирования и
сокращению барьеров для распространения новых технологий, привлечению
иностранных инвестиций. Существенный вклад в инновационное развитие данных
секторов обеспечат меры по развитию технического регулирования, модернизации
устаревших стандартов.
Важнейшей мерой содействия инновационному развитию данных секторов
станет
поддержка импорта важнейших
универсальных современных
Повышение эффективности и уровня переработки в концентрированных
сырьевых секторах
В числе данных секторов – нефтегазовый и угольный сектора, характеризующиеся
наличием сверхкрупных компаний, высокой концентрацией, наличием крупных компаний
с государственным участием.
Первоочередное внимание будет уделено содействию внедрения лучших
доступных технологий. Важным инструментом решения задач модернизации сырьевых
секторов станут инновационные программы крупных компаний государственного сектора.
V. Инновационное государство
Система государственного управления и предоставления государственных услуг
населению должна быть модернизирована в соответствии с требованиями
инновационного развития. С инновационным человеком и инновационнымбизнесом
должно взаимодействовать эффективное «инновационное государство».
Модернизация будет проводиться по двум основным направлениям:
1. Повышение «инновационности» самого государства. В рамках этого
направления будут реализованы меры по совершенствованию на основе использования
современных технологий системы государственного управления, созданию в системе
государственных закупок необходимых стимулов и механизмов, позволяющих увеличить
долю закупаемой инновационной продукции, стимулирование инноваций в социальной
сфере,
Инновационная Россия – 2020 63
2.
Повышение открытости
институтами гражданского общества, бизнесом по вопросам стимулирования
инновационного развития. Это направление включает в себя как целый ряд реформ по
отдельным сферам регулирования (см. разделы по инновационному бизнесу,
инновационному человеку и эффективной науке), так и усиление взаимодействия