Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа
Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
действующих специалистов по дисциплинам, обеспечивающим формирование их
инновационных компетенций.
В-четвертых, будут развернуты программы обучения управлением инновациями
на базе ведущих профильных образовательных учреждений, в первую очередь,
Московской школы бизнеса «Сколково», Высшей школы управления СПбГУ,
образовательного кластера научно исследовательского центра «Сколково» и некоторых
ведущих научно-исследовательских университетов. Обязательным условием реализации
таких программ станет привлечение в качестве оператора ведущих международных
университетов специализирующихся в данной области, и практическая ориентация,
включая стажировки на инновационных предприятиях и самостоятельное выполнение
индивидуальных и групповых проектов, и привлечение на конкурснойоснове в качестве
операторов ведущих мировых университетов.
Будет обеспечено смешанное финансирование подготовки за счет средств
федерального бюджета, регионального бюджета, внебюджетных средств. Численность
перспективных молодых специалистов среднего звена, обучающихся на таких
программах, составит не менее 2000 человек в год к 2015 году и не менее 3000 человек в
год к 2020 году.
В-шестых, будет реализована программа, предусматривающая направление
ежегодно для обучения на уровне магистратуры по специальностям, связанным с
управлением экономикой и государством в целом и управлением инновациями в
частности,
в ведущих международных
молодых специалистов. В из состав будут включаться члены кадровых резервов органов
власти различных уровней, сотрудники органов власти, отвечающих за разработку и
реализацию инновационной политики; сотрудники институтов развития; сотрудников
инновационных предприятий, в том числе, госкомпании, сотрудники научных и
образовательных организаций. Ключевым элементов этой программы станет система,
обеспечивающая
последующее привлечение
Инновационная Россия – 2020 45
работу на предприятия инновационного сектора экономики и в органы государственного
управления.
Будет сформирован комплекс мер по привлечению к обучению начинающих
инноваторов успешных предпринимателей с опытом реализации инновационных
проектов («наставничество»). «Наставничество» - ключевой механизм передачи опыта и
компетенций начинающим инноваторам от «ветеранов», действующий, например, в США,
но практически отсутствующий в России. Для создания такой системы в первую очередь
важны не финансовые стимулы, которые для успешных предпринимателей не играют
особой роли, а моральные стимулы, признание государством, вузами, студентами
общественной, социальной значимости предпринимателя.
Молодежь и инновации
Важнейшим направлением инновационного развития является стимулирование
инновационной активности молодежи, в том числе, научно-технического творчества
школьников и студентов, без чего невозможно формированиенового поколения
глобально конкурентоспособных кадров в сфере науки и инновационного
предпринимательства.
Во-первых, будет расширена предоставляемая на конкурсной основе поддержка
организаций дополнительного образования, ведущих инновационные образовательные
программы высокого уровня в области научно-технического творчества молодежи,
включая предоставление грантов организациям дополнительного образования, развитие
инфраструктуры «домов школьников» с упором на реализацию программ
дополнительного
образования естественно-
направленности.
Во-вторых, будет поддержано развитие системы научных олимпиад. Будет
создана система конкурсной поддержки преподавателей и тьюторов, ведущих подготовку
победителей
международных и ведущих
изобретателей и конструкторов.
В-третьих, будет расширена конкурсная поддержка мероприятий, в том числе,
проводимых на базе научно-исследовательских и федеральных университетов,
стимулирующих исследовательскую деятельность школьников и студентов: летних
научных лагерей и экспедиций, конкурсов, конференций молодых ученых, стипендий для
участия в
академических обменах и
индивидуальных исследовательских проектов.
В-четвертых, будет реализована программа предоставления ежегодно на
конкурсной основе не менее чем 300 лучшим выпускникам школ, в том числе,
победителям
международных и ведущих
на обучение в ведущих зарубежных университетах по приоритетным направлениям
развития науки, техники и технологий Российской Федерации, полностью покрывающих
стоимость обучения, проживания и сопутствующих обучению расходов на весь срок
обучения. С получателями грантов будут заключаться договора, стимулирующие
последующее продолжение их научной карьеры в ведущих российских университетах и
российских исследовательских центрах.
Инновационная Россия – 2020 46
В-шестых, буду
созданы механизмы
поддержки программам, реализуемым частными благотворительными организациями и
направленным на поддержку одаренных детей, научного и технического творчества
студентов и школьников. Будут разработаны механизмы, обеспечивающие
предоставление на конкурсной основе лучшим студентам ведущих вузов, обучающимся
по направлениям и специальностям в рамках приоритетных направлений развития науки,
техники и технологий Российской Федерации, специальных стипендий, сопоставимых по
размеру со стипендиями, выплачиваемым студентам ведущих зарубежных вузов.
Будет расширен масштаб программ «У.М.Н.И.К.», реализуемой Фондом
поддержки малых
форм предпринимательства в научно-
«Зворыкинский проект», направленных на стимулирование массового участия молодежи
в научно-технической и инновационной деятельности путем организационной и
финансовой
поддержки инновационных
Основным механизмом реализации государством данных мер станет
государственная программа «Молодежь России».
Формирование культуры инноваций и повышение престижа
инновационной деятельности
Важным условием
активизации инновационной
создание необходимых культурных предпосылок, что требует проведения активной
информационной и образовательной политики, совместными усилиями государства,
бизнеса и некоммерческих организаций.
С 2011 года в рамках проведения творческих конкурсов на создание
кинофильмов, сериалов, анимационных фильмов будут введены соответствующие
условия, предполагающие в теле- и кинопродуктов, создаваемых с привлечением
государственных средств популяризацию научной и изобретательской деятельности,
инновационного бизнеса, личного успеха людей, занимающихся инновациями.
С участием телевизионных каналов, финансируемых государством, будет
проработан вопрос о создании научно-популярного развлекательного телеканала,
проработан вопрос о покупке и адаптации части зарубежного контента для данного
канала и создания собственного контента на основе российских научных достижений.
Развлекательные передачи, доносящие до населения важность и ценность
инноваций, будут создаватьсяна государственных телевизионных каналах, включая
детские каналы и будут встроены в общую политику канала, чтобы создаваемый контент
был конкурентоспособным и рейтинговым.
Будет осуществляться
конкурсная поддержка изданию научно-
литературы, периодическим печатным изданиям, радио передачам, интернет-ресурсам,
посвященным научной и изобретательской деятельности, достижениям в области науки и
техники, вопросам управления инновационными проектами и исследовательской
деятльностью.
Также будет обеспечено создание в регионах России современных музейных
комплексов,
посвященных научно-
Инновационная Россия – 2020 47
содействующих повышению интереса общества, и в первую очередь – детей и молодежи
к инновационной деятельности. В частности, необходимо реконструировать и расширить
в крупных городах и региональных центрах сеть музеев технической и
естественнонаучной направленности по образцу Политехнического музея и музея
Дарвина в Москве с организацией системы кружков для научно-технического творчества.
Эти музеи помимо экспонатов и действующих моделей могут включать учебные и
экспериментальные лаборатории для школьников, организованные вузами и научными
институтами, в которых молодые люди смогут приобрести практические навыки
проведения научных экспериментов.
Будет также
предусмотрена программа
научно-популярных книг и журналов для детей и молодежи. Знакомство школьников с
развитием науки и техники, современными достижениями науки позволит в раннем
возрасте выявить талантливую молодежь, пробудить у нее интерес к занятиям научной
деятельностью, сформировать контингент будущих студентов и аспирантов, сознательно и
целенаправленно желающих заниматься наукой и инженерными разработками.
Во взаимодействии с ведущими экспертными организациями, бизнес-
ассоциациями с 2012 года будет учреждена национальная инновационная премия (за
лучший инновационный потребительский продукт, прорывную технологию, способную
изменить качество жизни, за прорыв на зарубежные рынки и т.д.). Будет введена
практика награждения государственными наградами наиболее успешных
предпринимателей
в инновационной сфере с
достижений в средствах массовой информации.
Важным условием эффективной реализации задач формирования
инновационной культуры должно стать вовлечение в эту деятельность ведущих ученых,
реализация конкурсной поддержки соответствующих проектов и программ, реализуемых
организациями науки и образования, благотворительными фондами и иными
некоммерческими организациями.
IV. Инновационный бизнес
Императивом перехода экономики на инновационный путь развития является
кардинальное
повышение инновационной
За последние годы был реализован ряд важных мер в рамках инновационной
политики - по улучшению бизнес-среды, по стимулированию компаний к инновациям, по
развитию различных инструментов поддержки технологической модернизации, однако,
при наличии
отдельных улучшений, сохраняется
фрагментарность и
общего прогресса в данной сфере. К числу ключевых проблем в формировании и
реализации государственной инновационной политики относятся следующие.
Первое. Недостаточное качество бизнес-среды, сохранение неразвитости условий
для справедливой конкуренции на рынках, а также за получение государственной
поддержки.
Второе. Сохранение значительных барьеров для распространения в экономике
новых технологий, обусловленных отраслевым регулированием, процедурами
сертификации,
таможенным и налоговым
Инновационная Россия – 2020 48
усилий региональных и муниципальных властей по улучшению условий для
инновационной деятельности . Некоторые российские регионы демонстрируют
существенный прогресс в формировании благоприятных условий для инновационного
бизнеса, в развитии различных инструментов поддержки инноваций, однако весьма
медленно идет процесс межрегионального распространения лучших практик.
Четвертое. Взаимодействие бизнеса и государства в формировании и реализации
инновационной политики пока не носит достаточно регулярного характера, не
обеспечивает
сбалансированного
активных предприятий, особенно в слабо концентрированных и в новых формирующихся
секторах.
Пятое. Недостаточная эффективность инструментов государственной поддержки
инноваций: ограниченная гибкость, неразвитость механизмов распределения рисков
между государством и бизнесом, слабая ориентированность на стимулирование связей
между различными
участниками инновационных
развитие научно-производственных партнерств.
Издержки небольших компаний на получение прямой государственной
поддержки при реализации инновационных проектов весьма высоки, а возможности
федеральных органов исполнительной власти администрировать предоставление
поддержки по множеству некрупных проектов крайне ограничены. До настоящего
времени такого рода проблемы в некоторой мере решались, в том числе
предоставлением поддержки по соответствующим региональным программам. Пока
отсутствует значимый прогресс в реализации различных механизмов поддержки
инновационной деятельности предприятий через отраслевые бизнес-ассоциации.
Шестое. Отсутствие работоспособных механизмов регулярного выявления