Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа
Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
неэффективных или морально устаревших инициатив и последующего «свертывания»
таких инициатив.
Развитие среды, благоприятной для инноваций, является одной из ключевых
задач данной стратегии. Бизнес должен функционировать в таких условиях, когда
постоянные инновации становятся неотъемлемым элементом цивилизованной
конкуренции между компаниями, когда именно инновационно-активные компании
получают долгосрочные преимущества на рынке и в этой связи их собственники
заинтересованы в результативных инновациях, когда инновационное
предпринимательство пользуется уважением со стороны общества.
В то же время формирование гармоничной инновационной среды – процесс
сложный и длительный, требующий обновления (иногда принципиального) ряда
существующих институтов. В этой связи меры по развитию инновационной среды
должны, особенно на первом этапе, сочетаться с мерами по поддержке инновационной
деятельности компаний, старта новых инновационных бизнесов, по стимулированию
связей между различными участниками инновационных процессов (например, между
крупными компаниями и малым и средним бизнесом, между научно-образовательными
организациями и бизнесом).
Инновационная Россия – 2020 49
В процессе реализации данной стратегии будут предприняты дополнительные
меры к повышению качества взаимодействия различных сторон (бизнеса, науки,
государства, общества) при формировании и реализации государственной политики, по
развитию инструментов частно-государственного партнерства.
Инновационная среда
Основными результатами формирования среды, «дружественной для
инноваций», должны стать:
устранение барьеров, сдерживающих расширение масштабов инновационной
активности
предприятий и распространение
в экономике передовых
усиление стимулов на уровне компаний к постоянной инновационной
деятельности, к использованию и разработке новых технологий для обеспечения
конкурентоспособности бизнеса,
создание
благоприятных условий для
компаний и развития новых рынков продукции (услуг).
В этих целях будут реализованы меры по следующим основным направлениям.
Первое, улучшение условий для справедливой конкуренции для усиления
мотиваций компаний, их собственников к инновациям. Среди соответствующих мер –
повышение оперативности и действенности реагирования антимонопольных органов на
случаи нарушения условий для конкуренции при принятии нормативных актов,
ограничивающих
права отдельных групп
инновационной деятельности; определение принципов контроля за преференциями
отдельным компаниям,
критериев выявления тех
существенное искажающее влияние на состояние конкурентной среды и могут ограничить
мотивации компаний к реализации инновационной стратегии развития; регулярная
оценка существующих барьеров для инновационной деятельности и сопоставление их
уровня между российскими регионами.
Постепенно будут сокращаться масштабы государственной поддержки
неэффективных компаний, в случае их высокой социальной значимости будет усиливаться
инновационная направленность мер поддержки таких компаний в сочетании с мерами по
реструктуризации бизнеса на основе разделения рисков с частными инвесторами.
Представители
государства в Советах
компаний с государственным участием будут формулировать четкие требования к
инновационной политике компаний и контролировать их выполнение. Инвестиционные
программы и планы развития компаний с государственным участием, естественных
монополий будут подлежать качественной экспертизе.
Второе, совершенствование регулировани
отраслевого регулирования для обеспечения благоприятных условий для
распространения передовых технологий. Одна из необходимых мер – регулярная оценка
нормативных
барьеров для распространения
Инновационная Россия – 2020 50
определение
планов последовательных действий по
совершенствованию
Для определения направлений совершенствования регулирования, оценки достигнутого
прогресса,
будет существенно
ассоциациями, с российскими и иностранными инвесторами. Существенное место в
совершенствовании
регулирования и настройке
инноваций должны занять технологические платформы, формирование и реализация
которых основывается на партнерстве бизнеса, науки и государства.
Третье, развитие системы технического регулирования, предусматривающее
решение следующих задач:
ускоренная модернизация устаревших регламентов и стандартов, которые
являются барьерами в расширении инновационной деятельности предприятий,
гармонизация нормативно правовой базы Российской Федерации и Европейского Союза в
этой сфере,
с внедрением механизмов взаимного
признания результатов
лабораториями и сертификационным центрами;
ускорение процедуры выведения на рынок новой продукции, основанной на
упрощенном порядке формирования требования для новой продукции, аналогичном
режиму предварительных стандартов в европейской системе технического
регулирования, предоставление изготовителям возможности вывода продукции на рынок
под собственную ответственность, с использованием декларирования вместо
сертификации с дополнительными требованиями по маркировке и увеличением
ответственности;
упрощение и ускорение процедур сертификации, в том числе в соответствии с
международными стандартами качества;
упрощение импорта технологий, в том числе за счет отмены требования
представления сертификатов соответствия при импорте оборудования, перечень которого
устанавливается Правительством Российской Федерации;
формирование «технологических коридоров» - обеспечение последовательного и
предсказуемого на долгосрочную перспективу ужесточения требований к эффективности
использования
предприятиями природных
экологии и здоровья населения, снижению энерго- и материалоемкости, определения
системы соответствующих поощрений и санкций, гармонизации российских стандартов с
международными в первую очередь по тем направлениям, где существуют перспективы
расширения экспорта инновационной продукции.
Кроме ограничительных мер «технологический коридор» должен включать в себя
также целый комплекс инструментов, обеспечивающих компаниям возможность
достижения этих целей. В качестве таких инструментов могут предусматриваться, в том
числе, использование специальных маркировок; содействие кооперации между
производителями, стимулирование образования ассоциаций производителей,
поощрения для тех, кто покупает и применяет новые технологии, снижение или отмена
таможенных пошлин на ввоз современного оборудования, государственная поддержка
НИОКР; подготовка кадров, политика госзакупок, предоставление преференций
компаниям и продуктам, в которых используются определенные технологические
решения. При этом, с учетом мирового опыта, целесообразно рассмотреть вопрос о
Инновационная Россия – 2020 51
формировании специальногоинститута по изучения наилучших технологий, существующих в
мире.
Четвертое, вовлечение в оборот прав на результаты интеллектуальной
деятельности (РИД), созданные при финансовой поддержке государства. Для этого будет
обеспечено:
упрощение механизмов передачи прав на РИД, созданные при государственном
финансировании, включая существенное усиление прав физических лиц-создателей РИД,
предусматривающее переход прав на РИД в случае отсутствия коммерциализации от
организации к создателям;
введение административной ответственности за невыполнение обязанностей по
своевременному закреплению прав собственности на РИД по государственному
контракту как
со стороны государственных
государственным контрактам;
обеспечение четкой регламентация процедуры применения безвозмездной
лицензии для государственных нужд;
формирование плана коммерциализации интеллектуальной собственности,
созданной до введения IV части Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пятое, совершенствование налоговых условий для ведения инновационной
деятельности,
предусматривающее
технологическую модернизацию; снижение уровня налоговой нагрузки на малые и
средние инновационно-активные предприятия, а также на новые высокотехнологичные
предприятия.
Шестое, интенсификация усилий по улучшению инвестиционного климата. Среди
важнейших мер, которые будут предприняты:
сокращение государственного участия в экономике, активизация
приватизационных
процессов в сочетании с
значимыми технологическими компетенциями;
повышение прозрачности
регулирования в отношении
формирование специального благоприятного режима для российских и иностранных
инвестиций в создание высокотехнологичных компаний;
существенное упрощение процедур предоставления земельных участков для
создания
новых высокотехнологичных
производственной инфраструктуре, сокращение нормативных сроков необходимых
согласований.
В целях стимулирования долгосрочного венчурного финансирования и
повышения привлекательности инновационного бизнеса для частных инвестиций -
освобождение от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций
дохода от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке
ценных бумаг или включенных в листинг биржевого сектора ММВБ «Рынок инноваций и
инвестиций», при условии срока владения такими бумагами не менее 5 лет.
Инновационная Россия – 2020 52
Седьмое, стимулирование притока квалифицированных специалистов, включая
внесение изменений в законодательство, направленных на упрощение в их отношении
миграционного режима.
Целевые индикаторы реализации поставленных задач
Наименование индикатора 2010 2016 2020
Коэффициент изобретательской активности
(число отечественных патентных заявок на
изобретения, поданных в России, в расчете на
10000 населения)
1,95 (2008) 3 4
Число созданных передовых
производственных технологий
854 (2008) 1500 2500
Интенсивность затрат на технологические
инновации (удельный вес затрат на
технологические инновации в общем объеме
отгруженных товаров, выполненных работ,
услуг)
1,39 (2008) 2,0 2,5
Доля уникальных, высокоточных,
измерительных, аналитических,
технологических приборов и оборудования,
уникальных стендов и комплексов не старше 8
лет (с учетом их модернизации) в общей
стоимости машин и оборудования участников
НИС, в %
45% 65% 85%
Стимулирование инноваций на существующих предприятиях и
поддержка создания новых инновационных компаний
Приоритетные направления стимулирования и поддержки инновационной
деятельности включают:
прямое организационное стимулирование крупных компаний государственного
сектора, а также компаний, функционирующих в сфере естественных монополий, к
формированию и реализации программ инновационного развития;
предоставление на конкурсной основе малым, средним и крупным компаниям
грантов (субсидий) по приоритетным направлениям их инновационной деятельности;
Инновационная Россия – 2020 53
поддержка развития внутрифирменной науки, в том числе за счет обеспечения
доступа компаний
к уникальному
испытанию и сертификации принципиально новой продукции;
совершенствование инструментов налогового стимулирования инновационной
деятельности предприятий;
усиление инновационной направленности деятельности специализированных
банков и финансовых институтов развития;
совершенствования системы поддержки экспорта высокотехнологичной, новой
продукции (услуг);
определение механизмов поддержки импорта отдельных передовых зарубежных
технологий,
которые характеризуются
экономике и способствуют переходу к новым технологическим укладам.
Крупные компании с государственным участием являются одним из важнейших
структурных элементов российской экономики. Переход этих компаний к реализации
активной инновационной политики позволит существенно расширить спрос на
инновации, сформировать значимые прогрессивные технологические изменения в
российской экономике.
Постепенно государство будет сокращать степень своего прямого участия в
экономике за счет расширения процессов приватизации. Для повышения эффективности
управления компаниям с государственным участием будет расширена практика
предложения государством для избрания независимых членов советов директоров. В то