Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа
Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Инновационная Россия – 2020 68
неэкологичных и т.д.), запрещенных к использованию для создания продуктов,
выполнения услуг при госзакупках.
Важным фактором расширения спроса на инновации станет создание при
поддержке государства информационной базы данных инновационных продуктов и
технологий, включающей информацию о потребительских свойствах выпускаемой
продукции, опыте ее эксплуатации потребителями. Данная информационная система
будет создаваться на базе отраслевых ассоциаций бизнеса, экспертных структур, и в
перспективе может быть использована для повышения инновационной направленности
государственных закупок.
VI. Эффективная наука
Российский сектор исследований и разработок насчитывает более 3, 5 тыс.
организаций (в 2008 году – 3666), в которых работает более 750 тыс. человек, примерно
половина из которых – исследователи. Внутренние затраты на исследования и разработки
в последние годы (до кризиса 2008 года) росли в абсолютном выражении , но при этом по
отношению к ВВП составляют чуть более 1 % (в 2008 году – 1,04%). По объему затрат (по
паритету покупательной способности) Россия близка к таким странам ЕС, как Италия, а по
численности исследователей намного превышает крупнейшие страны Европы, любую из
стран Европы.
Структура сектора относительно стабильна: основная часть науки по-прежнему
сосредоточена
в специализированных научно-
числе, чуть более 20% в организациях государственных академий наук) и конструкторских
организациях (более 20%). Несмотря на тенденцию к опережающему росту в
предкризисные годы доли вузовского сектора науки (рост доли персонала занятого ИР с
4,2%
в 2005 году до 5,3% в 2008) и численности
занятых исследованиями и
на промышленных предприятиях (рост доли с 5,3% до 6,8%), эти сегменты науки остаются
относительно недоразвитыми по отношению к другим странам.
По раду направлений не снижается, а часто и повышается средний возраст
исследователей, а удельные затраты в расчете на одного занятого растут, но все еще в 3-5
раз ниже, чем странах ОЭСР. Низкой по отношению к развитым странам остается и
результативность научных исследований, измеряемая патентной и публикационной
активностью и индексами цитирования. Отчасти такое положение связано с тем, что в
России низка доля финансирования науки из внебюджетных источников, но одним из
главных
факторов является низкая эффективность
самих государственных
неоптимальная структура сектора, характеризуемая большим числом неэффективных
организаций
и исследовательских
Глобально
конкурентоспособный и
знаний является фундаментом инновационной экономики, одним из важнейших
источников информации для инновационных решений во всех областях экономики.
Важен не только и не столько размер этого сектора, сколько его качество и эффективность
функционирования.
Инновационная Россия – 2020 69
Стратегической задачей в части развития науки является возвращение России в
число
ведущих мировых научных
фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и
науки и приоритетным для России направлениям.
Эффективный сектор генерации знаний должен обладать способностью гибко
реагировать на новые мировые тенденции и потребности национальной экономики и
общества, обеспечивать тесное взаимодействие между сферой фундаментальных,
прикладных исследований и сектором высшего образования, а также эффективно
осуществлятькоммерциализацию новых технологических решений.
Достижение глобальной конкурентоспособности научного комплекса требует
решения целого ряда задач, включая повышение качества кадрового потенциала,
реструктуризацию сети научных организаций, радикальное повышение эффективности
расходования выделяемых на поддержку науки средств, наращивания
исследовательского потенциала на ключевых направлениях, инвентаризацию созданных
компонент национальной инновационной системы, развитие инструментов и механизмов
координации и взаимодействия всех участников инновационного процесса.
Решение
указанных задач будет
основным направлениям повышения эффективности и результативности:
Первое - аудит качества действующих организаций, и при необходимости
принятие решений об их реструктуризации (ликвидации неэффективных структурных
подразделений, слиянии организаций, изменении организационно-правовой формы,
приватизации и т.п.), что должно привести к сокращения числа неэффективно
работающих учреждений в сфере науки и образования и ликвидации неэффективных
структурных подразделений, полностью утративших потенциал для проведения
исследований на современном уровне, концентрации работоспособных кадров в
эффективных организациях и повышении уровня их материально-техническо
оснащенности.
Второе
- повышения эффективности
дополнительных стимулов к повышению результативности работы отдельных
исследователей
и исследовательских
карьерного
роста и продвижения
принципы позитивного отбора наиболее талантливых из них.
Третье - дальнейшей концентрации ресурсов на приоритетных направлениях и
формирования
сети научно-исследовательских
университетов и центров превосходства, обладающих глобальной
конкурентоспособностью и обеспеченных материально-техническими и
информационными ресурсами для проведения исследований на уровне лучших мировых
центров в соответствующейобласти.
Структурная модернизация сектора генерации знаний
Первоочередной
мерой в области
проведение комплексной оценки (аудита) потенциала и результативности действующих
Инновационная Россия – 2020 70
государственных научных учреждений и вузов. Процедура комплексного аудита всех
государственных организаций должна быть завершена не позднее 2012 года.
Первые подготовительные шаги в этом направлении уже сделаны: разработаны и
утверждены общие методические рекомендации по оценке качества и результативности
деятельности
ведомственных научных
стратегии предстоит уточнить и конкретизировать методики оценки для организаций
различного профиля с учетом специфики фундаментальных и прикладных исследований,
вузовской науки, отдельных областей исследований, на основе современных
международных методик оценки уровня и качества научных проектов и организаций,
Будет также разработан регламент проведения аудита для организаций разного типа,
обеспечивающий прозрачность процедур проведения аудита и обеспечение
максимального вовлечения независимых экспертов. Учитывая специфику научной
деятельности, проведение аудита должно в максимальной степени опираться на силы
самого научного сообщества. С этой целью к экспертизе будут привлекаться ведущие
российские ученые, эксперты научных фондов, зарубежные ученые и эксперты в области
оценки уровня и качества научных проектов и организаций.
Основными критериями оценки качества и результативности фундаментальных
исследований должны быть международное признание, публикационная и
конференционная активность сотрудников и коллективов. Для прикладной науки
важнейшим критерием является востребованность результатов проводимых
исследований
российскими и зарубежными
уровня, общественными организациями и т.п.
Средства, затраченные на проведение сплошного аудита будут компенсированы
сокращением затрат на содержание неэффективных организаций.
Регламент проведения оценки организаций и принятия решений по ее итогам
должны
предусматривать возможность
сэкономленных за счет сокращения или ликвидации неэффективных подразделений на
развитие самой организации, расширения деятельности эффективных подразделений,
решение
проблем материально-
исследовательского оборудования. Параллельно с проведением аудита организации
должны разработать среднесрочные (пятилетние) программы своего развития, которые
подлежат оценке наряду с результативностью прошлых периодов.
По предварительным экспертным оценкам санации или перепрофилированию в
первый период 2011-2014 годов по итогам оценки эффективности деятельности санации и
перепрофилированию (вывод из сектора науки организаций реально не занимающихся
исследованиями) могут быть подвергнуты около 10%-15% организаций, и еще около 20%
будут частично реструктурированы за счет ликвидации неэффективных подразделений.
Это должно позволить дополнительно увеличить финансирование сохраняющихся
организаций на 15-20%, существенно повысить их финансовую и материально-
техническую обеспеченность. В дальнейшем процедуры периодического аудита позволят
обеспечивать обновление примерно 4-5% организаций и подразделений каждые три года
как за счет ликвидации утративших свою эффективность, так и за счет создания новых
лабораторий и организаций. Поскольку реструктуризация сектора будет включать как
сокращение неэффективных организаций и рабочих мест в науке, так и создание новых,
сопровождаться привлечением в науку молодых исследователей, общая численность
Инновационная Россия – 2020 71
исследователей сократится в первый период примерно на 4% и стабилизируется
примерно к 2015 году.
Процесс
санации неэффективных
созданием
условий для возникновения
наиболее эффективных (выявленных в процессе аудита) научных групп. С этой целью
будет
разработана программа
институциональное развитие, которые помимо исследовательской компонентыдолжны
предусматривать стартовые средства на юридическое оформление и материально-
техническое обеспечение новых организаций.
В перспективе (на втором этапе реализации стратегии) будут внедрены, прежде
всего,
в сфере фундаментальных
исследованиями,
предоставляющие большую
автономию
научным структурным
рамках
крупных исследовательских
ключевой фигурой в науке стал не администратор, а руководитель научного проекта или
подразделения, обладающий более широкими полномочиями и, большей
ответственностью, за выбор направлений развития, поиск источников финансирования и
расходования средств.
Важным
приоритетом в направлении
организаций, осуществляющих прикладные исследования, будет продолжение начатой
работы по созданию «центров компетенции» - национальных исследовательских центров
(НИЦ)
в сферах сохраняющихся научно-
(авиастроение,
композиционные материалы и т.
«Курчатовский институт» и обеспечение в их рамках полного инновационного цикла от
исследований до коммерциализации.
При этом будет обеспечена поддержка развития инфраструктуры
исследовательских организаций, в т.ч. через реализацию конкурсных программ
финансирования приобретения ими современного научного оборудования, доступ к
которому
будет обеспечен для
центров коллективного пользования.
Важнейшим направлением на первом этапе реализации Стратегии будет
продолжение программы создания сети исследовательских университетов, которые
должны стать ядром нового интегрированного научно-образовательного комплекса,
обеспечивающего как подготовку кадров, так в выполнение значительной доли
фундаментальных и прикладных исследований. Завершение формирования основного
ядра этого комплекса предполагается к 2015-2016 году.
Одной
из задач структурных
разработок является повышение уровня коммуникаций и сотрудничества различных
организаций. Развитие сетевых взаимоотношений между институтами и отдельными
научными коллективами будет способствовать интенсификации информационного
обмена, повышению результативности исследований, повышению мобильности научных
кадров. Крайне важным является выстраивание таких сетевых взаимоотношений и
сотрудничества
между организациями
вузами и научными институтами и лабораториями, между исследовательскими