Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа
Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
структурами и предприятиями. Важнейшим инструментом стимулирования такого
Инновационная Россия – 2020 72
взаимодействия является расширение имеющегося опыта проведения специальных
конкурсов на проведения комплексных исследований и реализацию внедренческих
проектов, предусматривающих совместные заявки от организаций разного профиля.
Кроме того, в целях повышения прозрачности деятельности исследовательских
организаций и стимулирования научной кооперации будет введен стандарт
корпоративной отчетности для научных организаций и вузов по аналогии с отчетностью
открытых акционерных обществ.
Также будет расширяться имеющаяся практика поддержки фундаментальных и
прикладных исследований в высших учебных заведениях и интеграция научной и
образовательной деятельности. В этих целях будет обеспеченно опережающее
финансирование
исследовательской и
исследовательских и федеральных университетов, МГУ и СПбГУ, иных ведущих
российских вузов, а также обеспечено создании базовых кафедрах ВУЗов при
учреждениях
РАН и национальных исследовательских
центрах и государственных
центрах,
при обеспечении поддержки
исследовательском процессе.
Важнейшей задачей, которую предстоит решить в ходе реструктуризации сектора
является
радикальное улучшение
приборами и научными установками, в том числе уникальными. Низкая вооруженность
исследовательской деятельности не менее, а во многих отрасляхнауки, возможно, более
важная причина низкой результативности, чем даже качество кадров. Общий объем
активной части основных фондов (машин и оборудования) в секторе исследований и
разработок с 2002 года (когда этот показатель достиг минимума) до 2008 года вырос
примерно на 14.5% (т.е. рост составил 2,3% в год), что несоразмерно задачам обновления
материально-технической базы науки, учитывая, что значительная ее часть морально и
физически устарела. В 2000-х годах доля капитальных затрат на покупку оборудования не
превышала 2,5%-3%. В период реализации стратегии (до 2020 года) предполагается
увеличить оснащенность труда в науке примерно в 2-2,5 раза.
Целевые индикаторы реализации поставленных задач
Наименование индикатора 2010 2016 2020
Удельный вес России в общемировом числе
публикаций, % к общему числу публикаций в
журналах, индексируемых в Web of Science
2,48 (2008) 4 5
Удельная оснащенность (стоимость
оборудования) одного исследователя, тыс.
руб.
860 1500 3000
Кадры для эффективной науки
Инновационная Россия – 2020 73
Одна из ключевых стратегических задач, которые необходимо решить в период
реализации
Стратегии состоит в
кадрового потенциала науки, который в значительной степени оказался разрушенным в
последние
десятилетия. Этот процесс включает
механизмы выявления
молодежи на всех этапах образования, начиная с максимально ранних, сквозную систему
подготовки и повышения квалификации студентов, аспирантов и молодых
исследователей, эффективные механизмы передачи научных знаний и опыта и, в
конечном счете, должен обеспечивать преемственность в развитии научных школ,
плавную смену поколений исследователей без потери накопленного потенциала.
Решение этой задачи предполагает реализацию мер, направленных на:
-
создание благоприятных
молодежи, склонной к исследовательской работе;
- закрепление способных молодых исследователей в науке, в том числе,
создание условий, снижающих стимулы к выезду таких исследователе на постоянное
место жительства за рубеж без введения каких-либо административных барьеров для
мобильности научных кадров;
- поддержкакак сохранившихся, так возникающих новых научных школ,
объединяющих исследователей разных поколений;
-
дальнейшую интеграцию
области фундаментальных и поисковых прикладных исследований единого
университетско-академического комплекса, характеризующегося высокой внутренней
мобильностью между научными образовательными организациями, более широкой
практикой
совмещения преподавательской и
исследовательской
-
отработка и внедрение новых
моделей аспирантского
наилучшие
мировые практики, в том числе,
включение в программу
обучения компонента, предусматривающего аудиторные занятия по специальности;
-
привлечение к подготовке
университетах ведущих российских и зарубежных ученых, включая привлечение их к
управлению такими программами, а также привлечение ведущих зарубежных
университетов в качестве партнеров в реализации таких программ.
Комплекс мер по повышению качества кадрового потенциала науки будет
базироваться на систематизации и переосмыслении богатого российского и советского
опыта
и опыта ведущих мировых
На стадии высшего специального образования повышение качества подготовки
исследователей должно происходить за счет расширения числа научно-учебных
лабораторий
и научно-образовательных
привлечению студентов и аспирантов к практической научной и инновационной
деятельности.
Модернизация кадровой политики российского сектора исследований и
разработок включает также расширение действующих и создание новых механизмов
привлечения
и закрепления в науке и
инновационных видах
специалистов, такие как планирование карьеры, введение системы индивидуальных
Инновационная Россия – 2020 74
грантов для молодых ученых, их поощрений, предоставление грантов, займов и
венчурное финансирование на реализацию собственных разработок. При этом будет
обеспечена поддержка создания новых лабораторий, возглавляемых молодыми
учеными,
получившими поддержки в
расширить практику долгосрочных (от 6 месяцев до двух лет) стажировок молодых
исследователей
в ведущих российских и зарубежных
университетах и научных
прежде всего за счет развития практики академического и межуниверситетского обмена.
Важным элементом системы повышения качества научных кадров и освоения
современных исследовательских технологий станет программа приглашения ведущих
зарубежных ученых, в том числе, российского происхождения для создания в российских
институтах и вузах новых актуальных направлений исследований, лабораторий и , в
перспективе, новых научных школ.
Следует понимать, что увеличение притока талантливой молодежи в
инновационную сферу и, в частности, в фундаментальную и прикладную науку не может
быть реализовано только за счет прироста численности занятых в этой сфере. Процесс
омоложения научных кадров будет идти параллельно с неизбежным сокращением
неэффективно работающих научных работников и подразделений. С целью повышения
ответственности работников за результаты работы и сокращения доли не ведущих
активной научной деятельности сотрудников на первом этапе реализации Стратегии
должны быть пересмотрены нормативные регламенты и практика проведения
регулярных аттестаций, с привлечением внешней экспертизы, в результате чего будут
расширены возможности для увольнения или перевода на другие виды деятельности
научных и вспомогательных сотрудников по результатам аттестации в целях замещения
рабочих мест более эффективными научными сотрудниками.
В последние годы предпринятые государством меры по повышению уровня
оплаты
труда в государственном
исследований
впервые за постсоветский период
позволили сектору заметно
большинство других секторов экономики по уровню оплаты труда. В 2008 году
среднемесячная заработная плата в сфере исследований и разработок составила 19,3
тыс. руб. или 112% от средней по всей экономике и 120% от обрабатывающей
промышленности. Вместе с тем, учитывая, что основная часть российской науки
сконцентрирована в столицах и крупных городах, где средняя заработная плата выше
средней по стране, а также структуру персонала, в которой около половины составляют
исследовательские кадры, обладающие более высокой квалификацией и образованием,
такой разрыв недостаточен для повышения престижа научного труда. Достижение
адекватного уровня оплаты труда в науке должно быть одновременно и фактором и
результатом роста ее эффективности. В стратегии ставится задача довести средний
уровень
оплаты персонала в секторе
экономике к 2016 году и 125 к 2020 году. На первом этапе основными источниками
повышения оплаты должны стать дополнительные средства от реструктуризации сети
организаций и подразделений, на втором – рост негосударственного финансирования
исследований и разработок. Принципиальным условием для того, чтобы рост оплаты
труда
способствовал эффективности
результатами, не только и не столько финансовыми, деятельности исследователя или
исследовательского коллектива (подразделения). Это предполагает разработку и
внедрение в практику организаций государственного сектора науки более гибких систем
оплаты, учитывающих отдачу конкретного сотрудника.
Инновационная Россия – 2020 75
Одновременно будут совершенствоваться процедуры проведения конкурсов на
занятие должностей в научных и образовательных организациях с целью повышения их
прозрачности, в том числе, за счет создания общефедерального портала имеющихся в
вузах и научных институтах вакансий. При этом будет обеспечено содействие повышению
качества
менеджмента в научных
и обеспечения эффективного взаимодействия с бизнесом
Наряду
со стимулированием притока
является сохранение преемственности в науке, сохранения традиций и научных школ. Для
усиления
позиций в науке ведущих
глобальные
конкурентоспособные
позиции «Федеральных научных сотрудников» / «Федеральных профессоров», в рамках
которой отвечающие формальным требованиям с точки зрения международной
публикационной активности (или, в случаях когда это неуместно в силу особенностей
данной научной дисциплины, по результатам международной экспертной оценки) будут
автоматически получать индивидуальные профессорские ставки, оплачиваемые на
мировом или близком к мировому уровню, сроком на 7 лет. Данные ставки будут отрыты
как для российских, так и для зарубежных исследователей, работающих на постоянной
основе в российских научных или образовательных организациях. Присуждение данных
ставок будет осуществляться специально созданным независимым фондом под
управлением наблюдательного совета в составе ведущих российских и зарубежных
ученых, финансирование ставок будет осуществляться напрямую фондом. Аналогичная
система будет создана для поддержки наиболее перспективных начинающих ученых. К
2015
году будет присуждено не
Эффективность
исследовательских и научно-
значительной мере зависит от качества управленческих кадров и технологий
менеджмента в этой сфере. На обеспечение динамичного развития науки будет
направлено формирование практики ротации управленческих кадров в
исследовательских
и образовательных
своевременной подготовки нового поколения руководителей. Будет введен возрастной
ценз (70 лет) на занятие руководящих постов в сфере науки и образования, включая
должности
президентов и вице-
государственных вузов, директоров государственных научно-исследовательских и
проектных организаций, деканов, заведующих лабораториями и кафедрами в
государственных вузах. При этом в целях стимулирования своевременного обновления
кадров будет решен вопрос о повышении уровня пенсионного обеспечения ведущих
ученых.
Срок пребывания одного и того же лица на каждом из этих постов будет
ограничен 10 годами. Будут разработаны и введены процедуры оценки научного
потенциала кандидатов на занятие руководящих постов с обязательным участием в такой
оценке ведущих зарубежных ученых и с учетом показателей международной
публикационной активности для тех случае, когда процедура назначения руководителя не
предусматривает его избрания. Будет стимулироваться горизонтальная мобильность