Инновационная Россия – 2020

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

Работа содержит 1 файл

Проект.docx

— 280.25 Кб (Скачать)

Инновационная Россия – 2020 40

критериев. При этом будет осуществлен отказ  от государственного финансирования

обучения  в аспирантуре в вузах, в которых  такая работа организована не на должном

качественном  уровне, прекращение государственного финансирования обучения в

аспирантуре и магистратуре и закрытие диссертационных  советов в вузах по тем

специальностям, по которым данные вузы не имеют  серьезного научного задела,

подтвержденного публикационной и патентной активностью  на международном уровне.

Дальнейшее  развитие получит стандартизованное  тестирование выпускников

образовательных программ, результаты которого должны учитываться в рейтингах

образовательных учреждений. Будетвведен стандартизованный экзамен по разным

предметам для  желающих поступать в магистратуру по примеру хорошо

зарекомендовавшего  себя GRE subject test, признаваемого во многих странах. Введение

такого экзамена будет способствовать мобильности  студентов внутри страны и станет

индикатором качества подготовки бакалавров в вузе.

С целью развития системы профессиональной оценки качества подготовки

выпускников вузов будет обеспечено формирование практики проведения

профессиональных  экзаменов, разрабатываемых и проводимых ассоциациями и

организациями представителей профессионального  сообщества, прохождение которых

будет являться условием присуждении квалификация и допуска к профессии по ряду

специальностей.

Инновационное развитие предполагает международную  интеграцию. Это

означает  серьезное повышение требований к результатам освоения образовательных

программ  по иностранным языкам, а также  совершенствование измерительных

материалов  по оценке деятельности образовательных  учреждений в этом направлении и

примерных образовательных  программ всех уровней образования.

Также будет  обеспечено максимально полное распространение  международных

стандартов  на области образования, науки, техники  и управления, эффективное

стимулирование  международной и внутристрановой академической мобильности

студентов и  преподавателей. Характеристики международной  мобильности будут

включаться  в рейтинги образовательных учреждений. В той же степени будет поощряться

мобильность студентов, преподавателей и административных работников внутри страны,

практика  смены мест учебы и работы в  вузах. При этом наличие опыта  работы в других

вузах, в  том числе за рубежом, должна стать  одним из критериев при аттестации и

определении уровня оплате труда преподавателей и научных работников.

В-третьих, будет  расширено участие представителей высокотехнологичного

бизнеса в  формировании и реализации образовательных  программ высших учебных

заведений. В состав наблюдательных (попечительских) советов федеральных и

национальных  исследовательских университетов  будут в обязательном порядке

включаться  представители инновационного бизнеса, предприятий высокотехнологичных

отраслей  экономики, активно внедряющих инновации. Будет законодательно

урегулирована возможность создания: на базе предприятий (организаций) учреждениями

профессионального образования кафедр, осуществляющих обучение студентов; на базе

образовательных организаций предприятиями (организациями) факультетов, кафедр,

институтов, лабораторий и прочих структурных  подразделений с целью обучения

действующих или будущих работников в рамках приоритетных направлений развития

науки, техники  и технологий Российской Федерации.

Инновационная Россия – 2020 41

Будет оказываться  государственная поддержка предприятиям (организациям)

создающим на своей базе совместно с учреждениями профессионального образования

кафедры, осуществляющие обучение студентов в области  критических технологий и

приоритетных  направлений развития науки, техники  и технологий Российской Федерации.

Объем и эффективность  участия учреждений профобразования  и создаваемых

ими инновационных  хозяйственных обществ в НИОКР  по заказам высокотехнологичных

предприятий будет учитываться при рейтинговании учреждений и их структурных

подразделений, процедурах аккредитации учреждений, аттестации кадров.

В-четвертых, в рамках национальной программы  подготовки кадров в ведущих

международных университетах будет организована подготовка нового поколения

управленческих  кадров в высшем образовании. Будет  реализована программа

направления перспективных университетских  управленческих кадров высшего звена  на

долгосрочные  стажировки и обучение на программах подготовки управленческих кадров

в образовании  в ведущих зарубежных университетах. Будет создан российский центр по

подготовке  управленческих кадров в сфере образования, ведущий обучение на уровне

магистратуры  и аспирантуры, с привлечением на конкурсной основе ведущих мировых

вузов в качестве оператора.

В-пятых, в  целях активизации инновационной  деятельности в вузах, будет

обеспечено  предоставление дополнительных налоговых  преференций для малых

инновационных предприятий, создающихся в целях  коммерциализации

интеллектуальной  собственности вузов России.

Указанные меры будут реализованы как в рамках федерального регулирования в

текущей работе Миноборнауки России, так и за счет поддержки региональных

комплексных проектов модернизации образования  в рамках Федеральной целевой

программы развития образования на 2011-2015 гг.

В рамках поддержки дополнительного образования важнейшей задачей на

период до 2020 года станет формирование системы  переподготовки и повышения

квалификации  специалистов и управленческих кадров инновационных предприятий,

организаций сектора генерации знаний и органов  государственного и муниципального

управления.

Ключевым  условием действенности такой системы  будет не только собственно

повышение качества программ переподготовки и повышения  квалификации, которые

должны быть выведены на уровень передовых международных  стандартов, но и

создание  механизмов, позволяющих эффективно стимулировать специалистов и

управленческие  кадры к постоянному повышению  своей квалификации и интегрировать

прохождение переподготовки и повышения квалификации в их жизненные и карьерные

траектории

В этих целях  будет создана система оказания на конкурсной основе

государственной поддержки реализации программ обучения и стажировок действующих

специалистов  предприятий на базе российских и  зарубежных образовательных

организаций, программ развития корпоративных и  отраслевых центров повышения

квалификации  персонала, а также центров сертификации персонала. Одновременно

Инновационная Россия – 2020 42

будет стимулироваться  прохождение такими центрами и программами  сертификации в

соответствующих международных организациях и ассоциациях. Будут приняты меры для

открытия  российского рынка для зарубежных организаций, предоставляющих услуги по

повышению квалификации и сертификации персонала.

Также будет  обеспечена поддержка программ развития центров подготовки

персонала, создаваемых отдельными компаниями («корпоративных университетов») и

создание  на условиях софинансирования из бюджетныхи частных источников отраслевых

центров повышения  квалификации в отраслях экономики, где инновационная продукция

создается преимущественно  в рамках деятельности малых предприятий  с дальнейшей их

передачей на основе концессионных договоров  в частное управление. На базе этих

центров будут  создаваться современные эффективные  тренинг-программы, необходимые

для развития инновационных предприятий (например, в области цифрового

проектирования  продукции).

На конкурсной будет основе обеспечена государственная  поддержка создания и

деятельности  корпоративных и отраслевых центров  сертификации персонала в части

оценки квалификации сотрудников по профессиям в области  критических технология.

В рамках развития системы послевузовского профессионального  образования, на

региональном  и местном уровнях будет обеспечена поддержка образовательных

программ  обучения взрослых, в том числе  в области повышения квалификации

специалистов  и их подготовку по смежным специальностям, а также экономике, праву,

иностранным языкам, компьютерным технологиям, инжинирингу, психологии и другим

современным областям знания, в том числе в  рамках· совершенствования системы

переподготовки  горожан в связи с реструктуризацией  производственных систем и угрозой

безработицы, а также реализации образовательных  программ для пожилых.

При этом в  целях развития послевузовского  образования будут реализованы

образовательные программы подготовки и повышения  квалификации преподавателей

системы образования  взрослых.

Будут развиваться  механизмы непрерывного образования  на базе сети интернет.

В том числе, будут сформированы общедоступные  информационные ресурсы в сети

интернет, способствующие самостоятельному прохождению желающими  программ

дополнительного образования, обеспечено развитие систем дистанционного обучения.

Будут созданы  механизмы, позволяющих организовывать размещение в сети интернет

видео записей  лекций в ведущих российских вузах  на условиях свободного доступа к  ним

всех желающих.

В целях повышения  доступности для граждан платных  источников информации,

специализированнымбазам данных, расширения навыков граждан в современных

технологиях поиска и обработки информации будет  в полной мере использован

потенциал сети государственных и муниципальных  библиотек, которые должны стать

одним из важнейших  институтов системы непрерывного образования. В этих целях будет

осуществлена  модернизация стандартов деятельности публичных библиотек и расширен

спектр предоставляемых  ими услуг.

Важной задачей  библиотек станет обеспечение гражданам  доступа к платным

источникам  информации, включая российские и  международные специализированные

Инновационная Россия – 2020 43

базы данных, в том числе, организован доступ к электронным версиям международных

научных и  научно-популярных журналов. Одной  из задач сети публичных библиотек

станет развитие навыков граждан в современных  технологиях поиска и обработки

информации.

При этом в  рамках реализации Стратегии развития информационного общества в

Российской  Федерации уже к 2015 году доля библиотечных фондов, переведенных в

электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных  библиотек - не менее 50%.

Целевые индикаторы реализации поставленных задач

Наименование  индикатора 2010 2016 2020

Охват образованием населения в возрасте

5-14 лет, %

94 (2008) 98 100

Среднемесячная  начисленная заработная

плата работников образования, в % к

среднероссийской заработной плате

65,5 (2008) 80 100

Доля населения, участвующего в

непрерывном образовании (за последние 12

месяцев), в % от числа опрошенных в возрасте

25-64 лет

24,8 (2008) 40 55

Обучение  инновационному предпринимательству

Важной задачей  развития системы образования станет ориентация

образовательных программ на обучение навыкам, необходимым  для инновационной

деятельности, включая аналитическое и критическое  мышление, стремление к новому,

способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и

предприимчивость, готовность к работе в высококонкурентной среде.

Во-первых, будут  созданы механизмы, стимулирующие  развертывание в

федеральных и национальных исследовательских  университетах полного цикла

инновационных разработок (от выбора тематик исследований до продажи

инновационных«стартапов»).

Инновационная Россия – 2020 44

Во-вторых, в  реализуемые федеральными и национальными  исследовательскими

университетами  образовательные программы по наиболее перспективным с точки зрения

появления инновационных  разработок направлениям, будут включены модули обучения

инновационному  предпринимательству. В сотрудничестве с ведущими инновационными

компаниями, венчурными фондами и ведущими международными университетами будет

развернута  подготовка предпринимателей в сфере  коммерциализации научных

разработок. Практическая ориентация подготовки будет  обеспечена за счет стажировок в

рамках собственной  инновационной инфраструктуры университетов, федеральной

(региональной) инновационной инфраструктуры или  инновационных компаний.

В рамках программ поддержки молодежного предпринимательства  в области

инноваций будет  стимулироваться формирования объединенных команд студентов

технических и гуманитарных специальностей для  целей реализации инновационных

проектов.

В-третьих, неотъемлемым условием государственной поддержки  создания

федеральных, региональных и корпоративных элементов  инновационной

инфраструктуры (технопарков, технополисов, центров инноваций корпораций и

организаций) станет ее доступность для обучения и стажировок студентов вузов  и

Информация о работе Инновационная Россия – 2020