Инновационная Россия – 2020

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

Работа содержит 1 файл

Проект.docx

— 280.25 Кб (Скачать)

Инновационная Россия – 2020 32

Минкомсвязи России, Минкультуры России, Минэкономразвития России и Росмолодежи.

При этом будет  обеспечено широкое вовлечения в  эту деятельность научных и

образовательных организаций, средств массовой информации, в том числе с

государственным участием, библиотек, заинтересованных благотворительных фондов и

иных некоммерческих организаций, а также объединений  предпринимателей и

государственных институтов развития (ГК «Роснанотех», ОАО «Российская венчурная

компания», Фонд поддержки малых форм предпринимательства  в научно-технической

сфере).

Обеспечение эффективной реализации поставленных задач перехода страны на

инновационной путь развития требует формирования и развитии механизмов

многостороннего взаимодействия между органами государственной  власти, бизнесом,

научными  и образовательными организациями, организациями гражданского

общества.

В этих целях  федеральными органами исполнительной власти на постоянной

основе будут  проводиться общественно-государственные  консультации по вопросам

разработки  и реализации государственной научно-технической  и инновационной

политики, оценки эффективности реализации бюджетных  программ, развития

механизмов  частно-государственного партнерства в инновационной сфере. При этом

особая роль будет принадлежать взаимодействию государства с объединениями

предпринимателей  и институтами гражданского общества, обеспечивающему

формирование  условий для эффективного частно-государственного и общественно-

государственного  партнерства.

Наиболее  значимыми механизмами координации  между государством и

организациями гражданского общества станет создание постоянно действующих

консультативных советов с участием представителей общероссийских объединений

предпринимателей, отраслевых бизнес-ассоциаций и профессиональных объединений,

представителей  научного и образовательного сообщества, благотворительных и

экспертных  организаций. Такие советы будут  созданы при Правительственной  комиссии

по высоким  технологиям и инновациям, а также  при основных федеральных органах

исполнительной  власти (ведомствах-координаторах): Минэкономразвития  России,

Минобрнауки России, Минпромторге России, а также при Минспорттуризме России.

С участием этих консультативных советов будет  осуществляться разработка и

экспертиза  государственных программ в сфере  научной, технической и инновационной

деятельности, входящих в их состав подпрограмм  и федеральных целевых программ, а

также –  оценка эффективности их реализации.

В результате, формирование механизмов координации  деятельности в области

поддержки инноваций  всех основных заинтересованныхсторон, позволит максимально

эффективно  использовать потенциал государства, бизнеса и организаций гражданского

общества  в этой сфере.

III. Инновационный  человек

Инновационная Россия – 2020 33

Ключевая  задача инновационного развития, сопоставимая по важности и

масштабности  с суммой всех остальных – создание условий для формирования у граждан

компетенций инновационной деятельности, иначе  говоря – компетенций

«инновационного человека» как субъекта всех инновационных  преобразований.

«Инновационный  человек» – не синоним «инновационного  предпринимателя».

Предпринимательством  во всех странах готово и может  заниматься меньшинство

населения. «Инновационный человек» – более  широкая категория, означающая, что

каждый гражданин  должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной

жизни, в  экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным

инициатором и производителем этих изменений. При  этом каждый гражданин будет

играть свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими

склонностями, интересами и потенциалом.

Ключевыми компетенциями  инновационного сообщества должны стать:

- способность  и готовность к непрерывному  образованию, постоянному

совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности,

стремление  к новому;

- способность  к критическому мышлению;

- способность  и готовность к разумному риску,  креативность и предприимчивость,

умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в

высококонкурентной среде;

- широкое  владение иностранными языками  как коммуникационными

инструментами эффективного участия в процессах  глобализации, включая способность  к

свободному  бытовому, деловому и профессиональному  общению на английском языке.

Наращивание таких компетенций – длительный и сложный процесс, включающий

в себя необходимость  адаптации для этих целей не просто отдельных направлений

социально-экономической  политики (в первую очередь, политики в сфере образования),

но и общественной среды в целом, формирование «климата»  в обществе,

обеспечивающего свободу творчества и самовыражения, поощряющего и

вознаграждающего  людей, обладающих соответствующими компетенциями  и

достигающих успеха за счет их использования.

Для успешного  решения задач по формированию компетенций  «инновационного

человека» требуется  модернизация реализуемой государством политики в области

образования по ряду ключевых направлений.

Первое. Система образования на всех своих этапах, начиная с дошкольного,

должна и  в части содержания, и в части  методов и технологий обучения/преподавания

быть ориентирована  на формирование и развитие названных  выше навыков и

компетенций, необходимых для инновационной  деятельности. Одна из важнейших задач

в этой сфере - формирование глобально конкурентоспособных  преподавателей,

исследователей  и управленцев. При этом высшее образование  в перспективе должно

быть интегрировано  с научной деятельностью. К 2020 году большинство студентов,

получающих  образование по магистерским программам, должно участвовать в научных

исследованиях, направленных на решение перспективных  задач инновационного

развития, а  все вузы, где есть магистерские программы, должны иметь соответствующий

Инновационная Россия – 2020 34

научный потенциал  и налаженные связи с инновационными организациями и

высокотехнологичными  предприятиями. Для этого предстоит  последовательно развивать

механизмы поддержки  кооперации вузов с компаниями инновационного сектора,

направляя на соответствующие программы не менее 10% от объемов бюджетного

финансирования  высшего профессионального образования.

Ключевой  задачей в сфере образования  станет развитие системы непрерывного

образования, создание эффективной системы стимулов и условий (инфраструктуры) для

постоянной  переподготовки и повышения квалификации для всего экономически

активного населения. В современных условиях не только резко ускоряются процессы

технологического  развития, что обесценивает полученные знания вскоре после их

получения, но также меняется и отраслевая структура  экономики. Эти процессы резко

повышают  ценность компетенций по быстрому анализу, критическому осмыслению

больших объемов  новой информации,компетенций по «переключению» человека с

одного вида деятельности на другой. Чтобы быть успешным, человеку нужно быть

готовым к  смене нескольких профессий и  видов деятельности в течение  жизни.

С точки зрения механизмов государственного регулирования  это означает, что

программы повышения  квалификации персонала как в  сфере деятельности

государственных предприятий, так и в сфере  служб занятости, должны быть направлены,

в том числе, на освоение гражданами инструментов инновационной деятельности.

Значительное  внимание в рамках таких программ должно уделяться освоению навыков

коммерциализации  научных разработок, ведения предпринимательской  деятельности,

пользования современными финансовыми инструментами. Предстоит также на

конкурсной  основе поддержать наиболее удачные  программы обучения взрослого

населения, на основе которых до 2020 года создать  систему ежегодного повышения

квалификации  не менее чем 15-20% работающих граждан.

Второе. Стимулирование получения навыков инновационного

предпринимательства той частью населения, которая к  этому наиболее приспособлена и

готова –  выпускниками вузов по техническим  и естественнонаучным специальностям

посредством различных полидисциплинарных образовательных программ и проектной

деятельности. Программы государственной поддержки  инноваций будут также

содержать образовательный  компонент, в том числе в области  предпринимательской

деятельности, коммерциализации разработок.

Третье. Формирование системы стимулирования инновационной активности

молодежи, в  том числе, посредством проведения конкурсов, форумов, слётов, олимпиад,

а также очно-заочных школ, проектно-исследовательских практик и курсов при ведущих

вузах с применением  современных сетевых форм коммуникации. Здесь предстоит

развивать деятельность школ для одарённых ребят при  вузах не только по естественно-

научному  профилю и направлениям точных наук, но также и по другим направлениям

подготовки. В каждом из ведущих, федеральных  университетов и не менее чем  в

половине  исследовательских вузов будут  созданы такие школы, обеспечивающие как

очное, так  и дистанционное образование. Не менее чем 10% сельских школьников

старших классов  будут получать дополнительное образование  в таких образовательных

учреждениях.

Четвертое. Формирование культуры инноваций в обществе и повышение

престижа  инновационной деятельности. Это  наиболее важное направление следует

Инновационная Россия – 2020 35

развивать, исходя из соображений привлекательности  инновационной деятельности с

учётом традиций отечественных и мировых научных  школ, престижности поиска и

коммерциализации  новых идей. В самое ближайшее  время предстоит заняться

восстановлением интереса к научной фантастике с  использованием самых современных

средств медийного и просвещенческого продвижения информации.

Необходимо  также обновление систем социального  обслуживания населения -

инновационные музеи-эксплуаториумы, современные кинотеатры, различного рода

интерактивные сервисы, модернизация инфраструктуры образования (создание «умной

школы»: обновление соответствующих норм строительства, дизайна и оснащения зданий,

внедрение простых  и доступных автоматизированных электронных технологий сбора и

получения информации и др.). В целях поддержания  соответствующей культуры

инноваций предстоит  продолжить создание различного рода просвещенческих

телепередач, интеллектуальных теле-шоу; ежегодно создавать не менее пяти

кинофильмов в лучших традициях отечественной  и мировой научной фантастики;

поддержать  предпринимателей, ведущих бизнес в  сфере инновационного сервиса и

услуг.

Успешное  решение данных задач возможно при  условии максимально тесного

сотрудничества  государства, научного и образовательного сообщества, бизнеса,

институтов  гражданского общества. Ключевыми механизмами  реализации мер по

данному направлению  станут государственная программа  «Образование», а также

президентская инициатива «Наша новая школа».

Инновационный характер образования

Формирование  компетенций «инновационного человека»  должно начинаться

еще до школы – во многом именно на этой стадии и в начальной школе закладываются

основы навыков  по критическому восприятию информации,способности к

нестандартным решениям, креативность, изобретательность, способность работать в

команде, навыки социализации. Дальнейшее образование  может эти навыки развивать,

но очень  редко может сформировать их заново.

В целях обеспечения  раннего раскрытия способностей детей к творчеству и их

подготовки  к школьному обучению, будет расширена  государственная поддержка

дошкольного образования, включая развитие сектора  автономных, частных,

корпоративных, общественных и семейных детских  садов, услуг дополнительного

образования и консультирования в муниципальных  учреждениях.

На уровне управления предстоит обновить подходы  к формированию и

конкурсному распределению государственного и  муниципального задания,

обеспечивающих  выявление и учет актуальных потребностей граждан, в т.ч. расширение

спектра услуг  и формирование современных критериев  их качества. Будет обеспечен рост

доли педагогов  дошкольных образовательных учреждений, имеющих современную

квалификацию, через обновление квалификационных требований и формирование

современных профессиональных стандартов, обновление образовательных программ,

программ  повышения квалификации и профессионального  сопровождения;

Инновационная Россия – 2020 36

совершенствование оплаты труда с опорой на создание современной системы оценки

качества  и результатов педагогической работы.

Для скорейшего внедрения указанных инструментов предстоит на базе наиболее

успешно работающих систем дошкольного образования  создать «площадки» для

Информация о работе Инновационная Россия – 2020