Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа
Цель работы: Изучить возможности влияния кружковой работы на формирование навыков самостоятельной работы школьников среднего звена.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме.
2. Изучить опыт организации кружковой работы школьного учителя.
3. Разработать систему занятий кружка для учащихся среднего звена.
Введение 3
II. Теоретические основы организации внеурочной работы по
информатике 5
2.1 Дидактические основы внеурочной работы 5
2.1.1 Гуманизация и гуманитаризация в преподавании
информатики 5
2.1.2 Сущность внеурочной работы 8
2.1.3 Цель внеурочной работы 9
2.1.4 Функции внеурочной работы 12
2.1.5 Принципы внеурочной работы 13
2.1.6 Конкретные формы внеурочной работы по информатике 16
2.2 Методика организации внеурочной работы по информатике 21
III. Опытно-практическая работа по апробации кружковой работы по информатике 31
3.1 Исследование особенностей организации кружковой работы по информатике 31
3.2 Анализ результатов исследования 34
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Приложение 39
В коллективах по интересам, которые складываются в процессе внеурочной работы, педагогическая позиция учителя иная, чем на уроке: он по отношению к школьникам выступает как старший, более опытный и знающий товарищ, обязанный считаться с интересами и мнением учащихся, уважать их самостоятельность. Вместе с тем учащиеся во внеурочной работе обязаны подчиняться правилам поведения и установленному порядку, так как свобода выбора деятельности и добровольность участия в ней не должны вести к неорганизованности. Требовательность же предполагает контроль со стороны учителя за работой учащихся, необходимость подведения итогов их деятельности.
Внеурочная работа дает большие возможности для решения учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой, воспитывает у учащихся настойчивость, инициативу, волю. Внеурочные занятия приносят большую пользу и самому учителю. Во внеурочной работе велика роль контакта педагога с учащимися, для установления которого необходимы определенные качества педагога.
При организации внеурочной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеурочной работы.
2.1.6 Конкретные формы внеурочной работы по информатике
Широтой и разнообразием содержания внеурочной работы обусловлено и богатство ее форм.
Формы внеурочной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание.
Форм внеурочной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Существуют классификации по объекту воздействия и по направлениям, задачам обучения и воспитания (рис. 26).
Любая форма внеурочной работы в той или иной мере способствует решению задач нравственного, умственного, физического, экологического, экономического, эстетического и т.д. обучения, воспитания и развития. В этой связи будем рассматривать классификацию форм внеурочной работы по объекту воздействия.
В работе внеурочная работа подразделяется на индивидуальную, групповую, объединяющую и массовую, по объекту воздействия на индивидуальную и массовую, выделяя в массовой работе фронтальную и коллективную.
Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание, на выполнение заданий учителя и поручений коллектива, выходящих за рамки учебных программ.
Сущность индивидуальной работы заключается в социализации ребенка, формировании у него потребности в самосовершенствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной работы зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в некоторый вид деятельности. В индивидуальной внеурочной работе общая цель – обеспечение педагогических условий для полноценного развития конкретной личности – достигается через формирование положительной Я - концепции и развитие разнообразных сторон личности, индивидуального потенциала.
Индивидуальная деятельность не ограничивает потребности учащихся и подростков в общении, но позволяет каждому найти свое место в общем деле. Она входит необходимой составной частью в работу кружков, от умения наладить ее зависит успех и больших массовых дел. Целенаправленная индивидуальная работа учащихся необходима для того, чтобы каждый из них мог в полной мере раскрыть и развить свои способности, выразить свою индивидуальность. Эта деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учащихся, изучения их интересов и стремлений, положения в коллективе сверстников, а также умения строить процесс воспитания со всем коллективом школьников и в отдельности с каждым из них.
В индивидуальной внеурочной работе наряду с запланированным компонентом существует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиеся индикатором уровня педагогического профессионализма. Это могут быть, например, ответы на вопросы учащихся после уроков, оказание помощи учащимся в выборе конфигурации домашнего компьютера или его модернизации и т.п.
Другой вид внеурочной работы – ее массовые формы. Их можно разделить на две большие группы, которые отличаются характером деятельности учащихся.
Первая группа – фронтальные формы. Деятельность учащихся организована по принципу «рядом»: они не взаимодействуют друг с другом, каждый осуществляет одинаковую деятельность самостоятельно. Педагог воздействует на каждого ребенка одновременно. Обратная связь осуществляется с ограниченным количеством учащихся. По этому принципу организовано большинство общеклассных занятий.
Вторая группа форм организации внеурочной деятельности характеризуется принципом «вместе». Для достижения общей цели каждый участник выполняет свою роль и делает свой вклад в общий результат. От действий каждого зависит общий успех. В процессе такой организации учащиеся вынуждены тесно взаимодействовать друг с другом. Деятельность такого рода получила название коллективной, а внеурочная работа – коллективной внеурочной работы. Педагог влияет не на каждого в отдельности, а на их взаимосвязь, что способствует лучшей обратной связи между ним и учащимися. По принципу «вместе» может быть организована деятельность в парах, в малых группах, в классе.
Выбирая форму внеурочной работы, следует оценить ее учебно-воспитательное значение с позиций цели, задачи, функций.
Формы массовой внеурочной работы позволяют педагогу косвенно воздействовать на каждого учащегося через коллектив. Они способствуют развитию умений понимать другого, взаимодействовать в коллективе, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Кроме индивидуальной выделяют кружковые (групповые), объединяющие и массовые формы внеурочной работы.
Кружковая (групповая) внеурочная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей учащихся в определенных областях науки, техники, искусства, спорта, углублению знания ими программного материала, дает новые сведения, формирует умения и навыки.
Кружок – одна из основных форм внеурочной деятельности по информатике. Содержание его работы определяется в основном интересами и подготовкой учащихся, хотя для некоторых существуют и программы. Кружки по информатике могут иметь различную направленность в соответствии с разнообразными возможностями компьютера: компьютерной графики, программирования, компьютерного моделирования и т.п. В кружках проводятся занятия разного типа. Это могут быть доклады, работа над проектами, экскурсии, изготовление наглядных пособий и оборудования для кабинетов, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми, виртуальные путешествия и т.п.
Учет работы кружка ведется в дневнике. Отчет может проводиться в виде вечера, конференции, выставки, смотра. В некоторых школах итоги деятельности подводятся на школьных праздниках, являющихся смотром проделанной за год работы, например, при проведении общешкольной недели информатики.
Кружковые занятия по информатике. Участие в занятиях кружка, где учащимся наглядно демонстрируется связь информатики с жизнью, непосредственно с их будущей профессией, создает предпосылки для активной работы на уроках: у них появляется интерес к информатике, а у некоторых – стремление к поисковой деятельности.
Кружок – одна из наиболее действенных и эффективных форм внеурочных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако иногда и слабоуспевающие учащиеся изъявляют желание участвовать в работе кружка и нередко весьма успешно занимаются. Необходимо лишь более внимательно отнестись к таким учащимся, постараться укрепить имеющиеся у них ростки интереса к информатике, проследить за тем, чтобы работа в кружке оказалась для них посильной. Конечно, наличие слабоуспевающих учащихся среди членов кружка затрудняет работу учителя, однако путем индивидуализации заданий, предлагаемых учителем кружковцам, можно в некоторой степени ослабить эти трудности. Главное – сохранить массовый характер кружковых занятий по информатике, являющийся следствием доступности посещения кружковых занятий всеми желающими.
Уже на этапе организации кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что работа в кружке не дублирует классные занятия, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы (для этого целесообразно выделить часть времени на одном из уроков информатики, с тем чтобы обратиться с сообщением об организации кружка ко всему классу).
Занятия кружка целесообразно проводить один раз в неделю, выделяя на каждое занятие по одному часу.
К
организации работы кружка целесообразно
привлекать самих учащихся (поручать
им подготовку небольших сообщений по
изучаемой теме, подбор задач и упражнений
по конкретной теме, подготовку справок
исторического характера, подготовку
программных средств к занятию и т.д.).
На занятиях кружка учитель должен создать
атмосферу свободного обмена мнениями
и активной дискуссии. Тематика кружковых
занятий по информатике в современной
школе весьма разнообразна. В тематике
кружковых занятий находят место вопросы,
связанные с историей информатики, различными
видами программного обеспечения, математическими
основами информатики.
2.2 Методика организации внеурочной работы по информатике
Этапы проведения внеурочных занятий
Для того чтобы названные выше требования могли быть реализованы на практике, существует определенная последовательность организации внеурочной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе. Во внеурочной работе много простора для творчества учителя в выборе содержания, форм и методов занятий. Однако в методике их осуществления должны быть некоторые общие моменты: прежде всего, необходимо, чтобы прослеживались основные этапы реализации воспитательного мероприятия. Это изучение и постановка воспитательных задач, подготовка и моделирование предстоящей внеурочной работы, практическая реализация модели и анализ проведенной работы.
1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа – объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.
Изучение
осуществляется с помощью известных
методов педагогического
В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д. В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных учащихся, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.
2. Подготовка и моделирование предстоящей внеурочной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности. Даже у талантливого педагога успех внеурочных занятий зависит во многом от предшествующей подготовки к ним. Поэтому каждое мероприятие следует, прежде всего, методически разработать, смоделировать его проведение.
План составляет учитель с привлечением учащихся. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством учителя. Умение планировать воспитательное мероприятие является одним из элементов научной организации труда учителя и учащихся в области внеурочной деятельности.
Результаты моделирования отражаются в плане внеурочного занятия, который имеет следующую структуру:
В названии отражается тема внеурочного занятия. Оно должно не только точно отражать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме.
Подготовку целесообразно начать с определения воспитательных и образовательных целей и задач мероприятия, подбора отвечающих им форм и методов проведения, а также назначения и места в системе работы с данным коллективом. В этом, прежде всего, проявляется комплексный подход к воспитанию. Поэтому важно заранее как можно полнее выявить воспитательные возможности намеченного дела, установить связь между данным мероприятием и другими, составляющими в совокупности систему учебно-воспитательной работы. При подготовке мероприятия полезно учесть предшествующую воспитательную деятельность в этом коллективе учащихся и ее результаты.
Цель внеурочного занятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательную функции, при этом обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Очевидно, что только сообщение новых знаний не может быть целью внеурочного занятия. Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера. Чем конкретнее и диагностичнее будут сформулированы цель и задачи внеурочного занятия, тем определеннее будут представления педагога о желаемых результатах.