Внеурочная работа по информатике в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:05, реферат

Описание работы

Чтобы учащиеся любили посещать уроки информатики необходимо привить любовь к урокам, а это можно сделать на внеклассных занятиях с использованием информационных технологий.
Внеклассная работа является составной частью всего учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Основные задачи внеклассной работы следующие: углублять и расширять знания и практические навыки учащихся; развивать логическое мышление, смекалку, выявлять наиболее одаренных и способных детей, способствовать их дальнейшему развитию, вырабатывать интерес к предмету, вовлекать детей в занимательные занятия, а этим укреплять дисциплину, организованность и коллективизм.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы организации внеклассной работы по информатике
1.1 Сущность внеклассной работы по информатике
1.2 Цель и задачи внеклассной работы по информатике
1.3 Содержание внеклассной работы по информатике
1.4 Формы внеклассной работы по информатике
Глава 2. Разработка внеклассного мероприятия по информатике через деловую игру
2.1 Деловая игра в практике внеклассного занятия
2.2 Общие положения деловой игры "Чья фирма успешнее?".
2.3 Этапы и содержание игры
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 

Глава 1. Теоретические  основы организации внеклассной  работы по информатике

 

1.1 Сущность внеклассной  работы по информатике 

1.2 Цель и задачи  внеклассной работы по информатике 

1.3 Содержание  внеклассной работы по информатике 

1.4 Формы внеклассной работы по информатике 

Глава 2. Разработка внеклассного мероприятия по информатике  через деловую игру 

2.1 Деловая игра  в практике внеклассного занятия 

2.2 Общие положения  деловой игры "Чья фирма успешнее?". 

2.3 Этапы и  содержание игры 

Заключение 

Использованная  литература 

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Тема  моей работы называется «Внеурочная работа по информатике в начальной школе». Данная тема выбрана неслучайно, потому что персональный компьютер (РС)- это не просто шедевр современной высокой технологии - это дверь, уже сейчас широко открывшая дорогу к мировой информации. РС в образовании - это устройство, провоцирующее и учителя и ученика на творчество и новаторство, дающее возможность перейти к новым формам обучения.

     Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения учащихся. В связи с этим большое внимание сегодня уделяется внеклассной деятельности учащихся. Здесь большую роль играет самостоятельная работа учащихся с компьютером, работа над самим информационным объектом.

     Чтобы учащиеся любили посещать уроки информатики необходимо привить любовь к урокам, а это можно сделать на внеклассных занятиях с использованием информационных технологий.

     Внеклассная работа является составной частью всего учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Основные задачи внеклассной работы следующие: углублять и расширять знания и практические навыки учащихся; развивать логическое мышление, смекалку, выявлять наиболее одаренных и способных детей, способствовать их дальнейшему развитию, вырабатывать интерес к предмету, вовлекать детей в занимательные занятия, а этим укреплять дисциплину, организованность и коллективизм.

     Внеклассная работа отличается от классной тем, что  она строится на принципе добровольности. Здесь учащимся не выставляют оценок, но обоснованность суждений, смекалка, быстрота вычислений, использование рациональных способов решения должна поощряться. Для внеклассной работы учитель подбирает доступный материал повышенной трудности или материал, дополняющий изучение основного курса информатики, но с учетом преемственности с классной работой. В отличие от урока внеклассная работа носит характер развлечений, игр, соревнований.

     Применяя  информационные технологии на занятиях можно наблюдать удивление и острый интерес учащихся, радость на их лицах от возникшей догадки.

     Перед учителем стоит задача организации  процесса обучения таким образом, чтобы  ученик приобретал навыки самостоятельной  деятельности, объективно оценивал свои знания и умения, ставил перед собой задачи и находил их решения. Такой учитель должен хорошо владеть материалом, творчески подходить к каждому занятию, не бояться думать, постоянно находится в поиске новых педагогических методов и приемов, хорошо знать психологию ученика

     У современной школы нет иного выбора, чем адаптация её к информационному веку. Достижение всеобщей компьютерной грамотности необходимо всем учащимся для их существования и процветания в обществе, развитие которого будет основываться на информационной технологии.

     В связи с этим мы разработали следующий аппарат исследования:

     Тема  дипломной работы: «Внеурочная работа по информатике в начальной школе».

     Цель  исследования: определить влияние внеурочной работы по информатике на развитие учащихся начальной школы

     Проблема исследования: повышение роли занимательности и применение компьютерной техники в изучении сложных тем предмета

     Объект  исследования: ученический коллектив  

    Предмет исследования: особенности проведения внеурочной работы по

  информатике с учащимися начальной школы

     Задачи  исследования:

  1. Изучить теоретическую и методическую литературу по теме: «Внеурочная работа по информатике в начальной школе».
  2. Выявить формы, методы и содержание организации внеклассной работы по информатике.
  3. Разработать требования к организации внеурочной работы и

    способы применения занимательного материала  в учебно-

    воспитательном  процессе в начальной школе.

                    Гипотеза: Если будут выявлены оптимальные формы, методы, содержание

            внеклассной работы по информатике, то это будет способствовать развитию

            интереса к предмету.

     Методы  исследования: изучение методической литературы, наблюдение, беседа.

 

Глава 1. Теоретические  основы организации  внеклассной работы по информатике 

1.1 Сущность внеклассной работы по информатике

Понятие внеклассной  работы широко и неоднозначно. Оно  включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. Например, заседание предметного  кружка, внеклассное чтение, проведение школьных праздников и вечеров относятся к внеклассной работе. Но в одних случаях (кружок, внеклассное чтение) ею руководит учитель, в других (организация досуга и развлечений) она приобретает характер деятельности учащихся на основе самоуправления.

В связи с  этим возникает необходимость в  дифференциации понятия "внеклассная  работа", для чего в педагогической литературе и практике используются термины "внеучебная работа" и "внеурочная работа".

Согласно Малееву  В.В. внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [17: 27].

Лизинский В.М. пишет, внеклассная работа - это различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время [9: 69].

В своем исследовании мы придерживаемся определения Малеева  В.В.

Внеурочная  работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время, и не всегда носит добровольный и самодеятельный характер [9: 75].

Определяющая  роль в ее планировании и организации  принадлежит педагогу. Примером тому может служить работа, которую  ведут учителя-предметники как  по расширению и углублению знаний программного материала со способными учащимися, так и в целях коррекции знаний слабоуспевающих.

Внеучебная  работа - это те внеклассные занятия, которые ведутся главным образом в ученических коллективах на основе самоуправления, активности и самодеятельности учащихся при направляющей роли учителей, классных руководителей [19: 35].

Внеклассная работа представляет собой совокупность различных  видов деятельности, обладает широкими возможностями позитивного воздействия  на учащихся и является самостоятельной сферой учебно-воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с работой на уроке.

Важно отметить, что внеклассная работа по информатике  может иметь межпредметный характер в силу разнообразия возможностей и средств, предоставляемых компьютером и информационными технологиями. Компьютерные методы могут с успехом применяться во внеклассной работе по информатике, физике, иностранным языкам, изобразительному искусству, географии и т.д. Специфика таких видов внеклассной работы заключается в том, что соответствующие занятия объединяют учащихся с разными интересами, а ведут их учителя информатики и соответствующего предмета, поскольку обычно учителя-предметники не владеют в достаточной мере информационными технологиями [19: 37]. 

1.2 Цель и задачи внеклассной работы по информатике

Являясь составной  частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижение общей цели обучения и воспитания - усвоения ребенком необходимого для  жизни в обществе социального  опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Внеклассная работа направлена на решение следующих  задач [22: 27]:

1. Формирование у ребенка положительной Я-концепции, характеризующейся следующими факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством собственной значимости. Положительная Я-концепция характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки, которая является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка [22: 29].

Разнообразная внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются  на уроке. Разнообразие внеклассной  деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т.е. положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки [1: 75].

2. Создание благоприятных  условий для накопления  опыта коллективной  жизни, навыков  сотрудничества. Учебный труд в силу его специфичности не может служить такой благоприятной основой сплочения коллектива, какой является внеклассная деятельность. Здесь учащиеся вступают в многосторонние взаимоотношения между собой.

В различных  формах внеклассной работы учащиеся не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе. При этом внеклассная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой учебно-воспитательный эффект [22: 30].

Формирование  потребности в  продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование в соответствии с индивидуальными наклонностями интереса к ним, необходимых умений и навыков.

Во внеклассной  работе создаются условия для  формирования умений включаться в продуктивную, одобряемую обществом деятельность и при необходимости самостоятельно ее организовывать. Этот момент особенно актуален в связи с ростом количества подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (преступность, наркомания, алкоголизм и т.п.).

Формирование  нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения. Во внеклассной работе усваиваются моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности [22: 37].

Развитие  познавательного  интереса. Данная задача внеклассной работы отражает преемственность учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с учебно-воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса.

Воспитание интересов  учащихся в процессе внеклассной  работы связано с решением важной задачи - выбором школьниками профессии и подготовкой их к труду. Известно, что различные виды внеклассных занятий являются одним из основных источников возникновения профессиональных интересов и профессиональной осведомленности учащихся, помогают им приобрести специальные знания, умения и навыки, проверить свои силы в избранной области деятельности [18: 91].

6. Организация свободного времени учащихся. В настоящее время очень важно удлинить сроки организованного педагогического влияния, чтобы предупредить отрицательные последствия детской безнадзорности.

Информация о работе Внеурочная работа по информатике в начальной школе