Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа
Цель работы: Изучить возможности влияния кружковой работы на формирование навыков самостоятельной работы школьников среднего звена.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме.
2. Изучить опыт организации кружковой работы школьного учителя.
3. Разработать систему занятий кружка для учащихся среднего звена.
Введение 3
II. Теоретические основы организации внеурочной работы по
информатике 5
2.1 Дидактические основы внеурочной работы 5
2.1.1 Гуманизация и гуманитаризация в преподавании
информатики 5
2.1.2 Сущность внеурочной работы 8
2.1.3 Цель внеурочной работы 9
2.1.4 Функции внеурочной работы 12
2.1.5 Принципы внеурочной работы 13
2.1.6 Конкретные формы внеурочной работы по информатике 16
2.2 Методика организации внеурочной работы по информатике 21
III. Опытно-практическая работа по апробации кружковой работы по информатике 31
3.1 Исследование особенностей организации кружковой работы по информатике 31
3.2 Анализ результатов исследования 34
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Приложение 39
В связи с этим возникает необходимость в дифференциации понятия «внеурочная работа», для чего в педагогической литературе и практике используются термины «внеучебная работа» и «внеурочная работа».
Внеурочная работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время, и не всегда носит добровольный и самодеятельный характер.
Определяющая роль в ее планировании и организации принадлежит педагогу. Примером тому может служить работа, которую ведут учителя-предметники как по расширению и углублению знаний программного материала со способными учащимися, так и в целях коррекции знаний слабоуспевающих.
Внеучебная работа – это те внеклассные занятия, которые ведутся главным образом в ученических коллективах на основе самоуправления, активности и самодеятельности учащихся при направляющей роли учителей, классных руководителей.
Внеурочная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности, обладает широкими возможностями позитивного воздействия на учащихся и является самостоятельной сферой учебно-познавательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с работой на уроке.
Важно
отметить, что внеурочная работа по
информатике может иметь
2.1.3 Цель внеурочной работы
Являясь составной частью обучающей работы в школе, внеурочная работа направлена на достижение общей цели – обучение и воспитание.
Цель внеурочной работы определяют ее функции – обучающая, и развивающая.
Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеурочная работа направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Внеклассная работа направлена на решение следующих задач :
1.
Формирование у ребенка
а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей;
б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;
в) чувством собственной значимости. Положительная Я-концепция характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки, которая является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка.
Разнообразная внеурочная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеурочной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т.е. положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеурочной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки.
2. Создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества. Учебный труд в силу его специфичности не может служить такой благоприятной основой сплочения коллектива, какой является внеурочная деятельность. Здесь учащиеся вступают в многосторонние взаимоотношения между собой.
В различных формах внеурочной работы учащиеся не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе. При этом внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой учебно-воспитательный эффект.
Воспитание интересов учащихся в процессе внеурочной работы связано с решением важной задачи – выбором школьниками профессии и подготовкой их к труду. Известно, что различные виды внеурочных занятий являются одним из основных источников возникновения профессиональных интересов и профессиональной осведомленности учащихся, помогают им приобрести специальные знания, умения и навыки, проверить свои силы в избранной области деятельности.
6.Организация свободного времени учащихся. В настоящее время очень важно удлинить сроки организованного педагогического влияния, чтобы предупредить отрицательные последствия детской безнадзорности.
Установлена зависимость между поведением учащихся и тем, как они проводят свободное время. Педагогически запущенные учащиеся в большинстве своем не занимаются в кружках, не имеют общественных поручений, не интересуются жизнью класса и школы. По мере увеличения свободного времени проблема культуры его использования приобретает все большее значение в обществ.
Существует мнение, что неуспевающих учеников не следует отвлекать от учебных занятий. Это неверно, так как именно им надо помочь правильно использовать свое свободное время. Информатика предоставляет огромные возможности и для слабоуспевающих учащихся.
Перечисленные задачи определяют основные возможности и направления внеурочной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они конкретизируются в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеурочной работой и т.д.
2.1. 4 Функции внеурочной работы
Обучающая функция внеурочной работы имеет такой же приоритет, как в учебной деятельности. Во внеурочной работе она является вспомогательной для более эффективной реализации обучающей и развивающей функций и заключается в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков.
Однако правильное сочетание внеурочной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеурочная работа может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеучебная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.
Огромное
значение во внеурочной работе имеет
развивающая функция,
которая заключается в выявлении и развитии
индивидуальных способностей, склонностей
и интересов, учащихся через включение
их в соответствующую деятельность. Например,
ученика со способностями к информатике,
можно привлечь к участию в олимпиаде,
разработке полезных программ, составлении
дидактических материалов и т.д.
2.1.5 Принципы внеурочной работы.
Внеурочная работа по своей природе требует активности учащихся и создает простор для проявления их самостоятельности. Здесь они могут добровольно выбирать себе занятие, участвовать в его планировании, определении путей и средств осуществления намеченного. Поэтому эта деятельность открывает большие возможности для реализации принципа развития активности и самодеятельности в процессе воспитания.
Активность составляет органическую потребность учащихся на всех ступенях их развития, и воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы удовлетворить ее. В свою очередь, воспитание может быть успешным лишь при условии, что в нем используются все возможности ученика.
Велико значение внеурочных занятий для выработки у учащихся навыков самостоятельной работы (самостоятельное решение трудных и нестандартных задач, подготовка и чтение докладов и сообщений; работа над специальной, научно-популярной и справочной литературой, выполнение творческих проектов и т.д.).
Учащиеся чувствуют себя самостоятельными, если и замысел внеурочного задания исходит от них, и его исполнение предоставлено им самим. При этом есть известный риск, так как учащиеся могут справиться с делом хуже, чем хотелось бы. Однако выигрыш состоит в главном – учащиеся проходят школу самостоятельности. При этом их нужно подстраховывать, быть готовыми прийти им на помощь, но это не должно выражаться в разыгрывании заранее отрепетированных мероприятий.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей во внеурочной работе означает, что она должна строиться с опорой на силы и возможности, присущие данному возрасту, и содействовать дальнейшему развитию каждого учащегося.
Содержание внеурочной работы по информатике в начальных классах должно быть рассчитано на расширение кругозора учащихся, ознакомление их с доступными явлениями жизни. Неустойчивость внимания учащихся этого возраста заставляет искать наиболее яркие и эмоциональные формы работы с ними. Наиболее эффективными являются такие виды деятельности, в которых преобладает игровая деятельность. Интересы младших школьников еще не определились, и поэтому лишь некоторые из них включаются во внеурочную работу. У этих учащихся еще низок уровень коллективных связей, мало самостоятельности и уверенности в своих силах. Поэтому вся внеурочная работа должна проходить под руководством учителя.
Внеурочную работу с учащимися среднего школьного возраста следует строить с учетом уже приобретенных ими в школе знаний, накопленного жизненного опыта. Учащиеся этого возраста пытливы и любознательны, они ищут возможности проявить свою возросшую самостоятельность и инициативу в труде, стремятся проверить свои силы в трудных ситуациях. Учащиеся уже занимаются в кружках, секциях, но при условии самостоятельного выбора. Задача воспитателя – помочь каждому подростку найти такое внеурочное занятие, которое смогло бы удовлетворить его интересы и содействовало бы развитию его способностей.
Старшие школьники – это уже будущие студенты высших и средних специальных учебных заведений, работники различных отраслей производства и сферы услуг. Они достигают физической и моральной зрелости, значительно возрастают их возможности в физическом и умственном труде, что позволяет предъявлять к ним высокие требования. Они и сами чувствуют себя взрослыми, стремятся самостоятельно организовать свое свободное время, найти полезные дела.
Юность – пора интенсивного формирования мировоззрения и нравственных убеждений, сопровождающаяся нередко колебаниями, сомнениями и даже разочарованиями. Стремление и интерес к серьезным занятиям, выходящим за рамки учебных программ, могут быть удовлетворены созданием научно-образовательных обществ и кружков. В этом возрасте происходит выбор жизненного пути, и потому необходима активизация внеурочной деятельности по профессиональной ориентации учащихся.
Несмотря на возрастные различия учащихся, в любой возрастной группе имеет успех деятельность, построенная на основе, как элементов компьютерной игры, так и имитации серьезной, взрослой деятельности.
В воспитательной работе, кроме возрастных, нужно учитывать и индивидуальные различия школьников: темперамент, характер, способности, интересы, привычки и вкусы, поэтому они и требуют индивидуального подхода.
Знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся позволяет глубже использовать внеурочную работу для их всестороннего развития.
Принцип единства требовательности и уважения к личности определяет взаимоотношения учителей и учащихся в процессе внеурочной работы, позволяет выявить те увлечения и интересы школьников, в которых наиболее полно проявляются их положительные качества. Опираясь на них, учитель может добиваться общей перестройки поведения и развития интересов учащихся, улучшения их успеваемости и дисциплинированности.