Внеурочная работа по информатике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить возможности влияния кружковой работы на формирование навыков самостоятельной работы школьников среднего звена.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме.
2. Изучить опыт организации кружковой работы школьного учителя.
3. Разработать систему занятий кружка для учащихся среднего звена.

Содержание

Введение 3
II. Теоретические основы организации внеурочной работы по
информатике 5
2.1 Дидактические основы внеурочной работы 5
2.1.1 Гуманизация и гуманитаризация в преподавании
информатики 5
2.1.2 Сущность внеурочной работы 8
2.1.3 Цель внеурочной работы 9
2.1.4 Функции внеурочной работы 12
2.1.5 Принципы внеурочной работы 13
2.1.6 Конкретные формы внеурочной работы по информатике 16
2.2 Методика организации внеурочной работы по информатике 21
III. Опытно-практическая работа по апробации кружковой работы по информатике 31
3.1 Исследование особенностей организации кружковой работы по информатике 31
3.2 Анализ результатов исследования 34
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Приложение 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа .doc

— 467.00 Кб (Скачать)

III Опытно-практическая работа по апробации кружковой работы по информатике

3.1 Исследование особенностей  организации кружковой  работы по информатике

     Задачи  исследования:

  1. Провести исследование (диагностику) уровня самостоятельности школьников, используя научные методы: наблюдение и анкетирование.
  2. Проанализировать и обобщить полученные сведения.
  3. Сделать вывод относительно полученных результатов.

     Тема  исследования: Диагностика уровня самостоятельности школьников.

     Цель: выявить отношение учащихся к  самостоятельной работе и отдельным  её видам, мотивы самостоятельной деятельности и потребность в педагогическом руководстве, определить уровень самостоятельности  школьников

     База  исследования: 7 класс Славгородской средней школы.

     В нем приняло участие 12 человек.

     Ход исследования

     Анализ  уровня самостоятельности школьников  был проведен на основе  наблюдения школьников.

     С этой целью  мы посетили  урок информатики  в 7 классе на тему « Файлы и папки ». Учитель: Дмитриченкова В.Д.

     Урок  проведен в традиционной форме. На этапе  изучения нового материала учитель  познакомил учеников с понятием «файла», правилами записи имени и хранения файлов на диске, так же рассказал  какие операции можно совершать с файлами и какие действия с файлами можно избегать.

       Для закрепления учитель предложил  лабораторную работу. Ученики выполняют  действия по готовому образцу  (копирование или подражание). Ценность  такой самостоятельной работы  зависит от того, какие образцы для подражания получает ученик. Поэтому важно как был проведен инструктаж перед началом работы, какие демонстрации выполнил учитель при объяснении учебного материала. Ученики часто обращаются за помощью к учителю при выполнении работы. В данном случае слабо представлены умения, связанные с мыслительным анализом условий задачи.

     Вывод: Самоконтроль проявляется редко, главным  образом на стадии констатации результатов  деятельности. Выражена потребность  в помощи товарищей, учителей. Уровень  самостоятельности школьников низкий.

     Для выявления отношения учащихся к  самостоятельной работе и отдельным  её видам и потребности в педагогическом руководстве автором проведено  анкетирование школьников.

     Тема  исследования: Диагностика самостоятельности  учащихся.

     Цель: выявить отношение учащихся к самостоятельной работе и отдельным её видам, мотивы самостоятельной деятельности и потребность в педагогическом руководстве.

     База  исследования: 7 класс Славгородской  школы

     Ход исследования

  Для достижения этих целей используется анкета закрытого типа. Учащимся предлагается внимательно прочитать вопросы и обвести кружочком те ответы, которые выражают их мнение.

  (смотреть Приложение А)

Для проверки нашей гипотезы о том, что кружковая  работа органически дополняет урок и составляет систему работы, способствующей формированию навыков самостоятельной работы школьников мы провели внеурочное кружковое занятие по  теме «Линия. Овал. Прямоугольник в Macromedia Flash MX» .

(смотреть Приложение Б)

Для формирования навыков самостоятельной работы, свободного применения знаний в знакомой, стандартной ситуации, умении планировать её автор предполагает разработку алгоритмов выполнения типовых  упражнений, системы примеров и заданий для закрепления.

На этом этапе автор вновь провел наблюдение за работой учащихся и отметил следующее: содержание инструктажа учителя, его логичность, последовательность позволили ученикам подвергнуть учебный материал частичной реконструкции, раскрыть суть задания своими словами, проявить интерпретирующую активность. При выполнении заданий практической части осуществлялся самоконтроль и взаимоконтроль.

Вывод: Процесс деятельности учащихся на уроке  можно характеризовать устойчивым мотивом (желание узнать новое, чувство  долга, творческое отношение к выполнению задания). Уровень самостоятельности школьников средний (активно-поисковый).

Также повторно была проведена анкета по диагностике самостоятельности учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Анализ результатов  исследования

При сравнении  результатов проведённых анкет  можно сделать следующие выводы:

  1. При сопоставлении результатов по первому вопросу, мы выявили, что после посещения внеурочного кружкового занятия, большинство учащихся стали положительно относиться к самостоятельной работе – 6 человек, в то время как раньше – 1.

  1. После посещения кружка ребята поняли, что самостоятельная работа не только даёт возможность получить дополнительную отметку, но и проявить самостоятельность, а также способствует пополнению и углублению знаний.

  1. Сравнивая результаты ответов на вопрос №3 «Какие виды самостоятельной работы вы выполняете с интересом?», мы сделали вывод, что кружок способствовал развитию интереса учащихся к разнообразным видам самостоятельной работы, а именно применению полученных знаний при решении задач, выполнении различных упражнений.
 

     

  1. Также повысился  уровень самостоятельности школьников при выполнении определенного задания, т.е. большинству учащихся требуется  только наблюдение со стороны учителя  за ходом работы и её последующая  коррекция.

  1. Помимо  этого после посещения кружка, учащиеся стали проявлять большую заинтересованность к творческим заданиям; ими было отмечено, что на уроке должно быть больше самостоятельной работы.
 
 

Заключение

Изучив  и проанализировав психолого-педагогическую  и методическую литературу по теме и проведя исследование, мы тем самым подтвердили свою гипотезу о том, что кружковая работа органически дополняет урок и составляет систему работы, способствующей формированию навыков самостоятельной работы школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы

  1. Давыдов В. В., Рубцов В. В. Тенденции информатизации современного образования. Современная педагогика/ В. В. Давыдов, В. В. Рубцов.-Ростов н/Д.:Феникс, 1990.-283с.
  2. Симонович, С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы./ С.В. Симонович, Г.А. Евсеев, А.Г. Алексеев. – М.:АСТ-ПРЕСС, Интерком – Пресс, 2000.-592с.
  3. Савин Н.В. Педагогика. Учебное пособие для пед. училищ./ Н.В. Савин.-М.:Просвещение,1978.-351с.
  4. Видерхольд, В.И. Компьютер в начальной школе В.И. Видерхольд // Информатика и образование.1993. №2, - с.40-45
  5. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации  обучения в школе И.В. Гребенев  //Педагогика .1994. №5, - с.26-30
  6. Лапчик М.А. Информатика и технология: компоненты педагогического образования М.А. Лапчик  // Информатика и образование. 1991. №6, - с.16-37
  7. Фадеев, М.Г.Внеурочная работа:http://pedagog.home.nov.ru/preemstv.htm
  8. Морозова, Т.С.Методика организации внеурочной работы:http://www.bytic.ru/cue/2000/s1/6.htm
  9. Григорьев, А.А.Формы внеурочной работы:http://www.ito.bitpro.ru/2002/I/1/I-1-92.html
  10. Занков, П.А. Помощь в образовании:http://www.zankov.ru/director/doc6.asp
 
 
 
 
 

Приложение

Приложение  А.

Анкета.

  1. Как вы относитесь к самостоятельной работе, которая проводится по разным предметам?
  1. Положительно.
  1. Отрицательно.
  2. Безразлично.

      II. Что вас привлекает в ней?

  1. Возможность пополнить и углубить знания.
  2. Возможность проявить самостоятельность.
  3. Желание проверить свои знания.
  4. Желание получить отметку.
  5. Что еще?

      III. Какие виды самостоятельной работы вы выполняете 
с интересом?

  1. Работа с учебником.
  2. Работа с дополнительной литературой.
  3. Решение задач, выполнение упражнений.
  4. Подготовка сочинений.
  5. Работа с таблицами.
  6. Подготовка докладов.
  7. Лабораторные работы.
  8. Трудовые задания.
  9. Что еще?

      IV. Какая помощь учителя необходима вам при выполнении самостоятельной работы?

  1. Объяснение задания.
  2. Инструктаж к работе.
  3. Наблюдение учителя.
  4. Ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении заданий.
  5. Корректирование работы.
  6. Проверка и анализ результатов.

      V. Что, на ваш взгляд, следовало бы изменить в организации самостоятельной работы школьников?

  1. Увеличить для нее время на уроке.
  2. Уменьшить время для нее на уроке.
  3. Чаще предлагать творческие задания.
  4. Не задавать домашние задания.
  5. Чаще предлагать индивидуальные задания.
  6. Что еще?

Приложение Б.

План урока.

Линия. Овал. Прямоугольник в Macromedia Flash MX.

Цели:

Создать условия  для:

-формирования  представления об инструментах Macromedia Flash MX.

-развития логического  мышления, памяти и внимания.

-воспитания  бережного отношения к результатам своей деятельности.

Оборудование:

1)Персональный  компьютер;

2)проектор, экран;

План занятия:

1)Организационный  момент;

2)Актуализация  знаний;

3)Изучение нового  материала;

4)Практическое  задание;

5)Рефлексия;

6)Итог урока. 

Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
1. Орг. момент Здравствуйте  ребята. Меня зовут Сергей Петрович, сегодня я буду вести у вас  занятие. Ученики приветствуют учителя.
2.Актуализация  знаний.  Тема нашего  урока: «Линия. Овал. Прямоугольник в Macromedia Flash MX».

Цели:

1)Определим назначение инструментов.

2)Закрепить полученные  знания на практике.

Слушают тему и  цели урока 
3.Изучение  нового материала Для создания изображений  во многих рисунках используются стандартные  инструменты, которые имеются практически  во всех графических редакторах.

(Линия)  — служит для рисования прямых и ломаных линий;

(Овал) — служит для рисования овалов и окружностей;

(Прямоугольник)  — служит для рисования прямоугольников и квадратов. Модификатор этого инструмента позволяет рисовать ' прямоугольник со скругленными углами (радиус скругления задается в пунктах).

Для изменения  свойств линии используется панель Properties (Свойства).

Для изменения  толщины линии (Thickness), которая задается в пунктах, введите численное значение в поле с цифрой или щелкните справа от цифры на стрелке и переместите скользящий указатель. Для изменения стиля линии щелкните на стрелку справа от линии (например, параметр Solid соответствует сплошной линии.

Слушают учителя  
 
 

Записывают основные инструменты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рассматривают функции и операции. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Внеурочная работа по информатике