Внеурочная работа по информатике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить возможности влияния кружковой работы на формирование навыков самостоятельной работы школьников среднего звена.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме.
2. Изучить опыт организации кружковой работы школьного учителя.
3. Разработать систему занятий кружка для учащихся среднего звена.

Содержание

Введение 3
II. Теоретические основы организации внеурочной работы по
информатике 5
2.1 Дидактические основы внеурочной работы 5
2.1.1 Гуманизация и гуманитаризация в преподавании
информатики 5
2.1.2 Сущность внеурочной работы 8
2.1.3 Цель внеурочной работы 9
2.1.4 Функции внеурочной работы 12
2.1.5 Принципы внеурочной работы 13
2.1.6 Конкретные формы внеурочной работы по информатике 16
2.2 Методика организации внеурочной работы по информатике 21
III. Опытно-практическая работа по апробации кружковой работы по информатике 31
3.1 Исследование особенностей организации кружковой работы по информатике 31
3.2 Анализ результатов исследования 34
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Приложение 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа .doc

— 467.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

           
 
 
 
 
 

                   ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ИНФОРМАТИКЕ

                                         (Курсовая работа) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение  3

II. Теоретические основы организации внеурочной работы по

информатике  5

2.1 Дидактические   основы   внеурочной работы 5

      2.1.1 Гуманизация и гуманитаризация в преподавании

 информатики 5

      2.1.2 Сущность внеурочной работы 8

      2.1.3 Цель внеурочной работы 9

       2.1.4 Функции внеурочной работы 12

      2.1.5 Принципы внеурочной работы 13

      2.1.6 Конкретные формы внеурочной  работы по информатике 16

2.2 Методика организации внеурочной работы по информатике 21

III. Опытно-практическая работа по апробации кружковой работы по информатике 31

3.1 Исследование особенностей организации кружковой работы по информатике 31

3.2 Анализ результатов исследования 34

Заключение  37

Список использованной литературы 38

Приложение  39 
 
 
 
 

      Введение.

      Все больше становится заметно и все  сильнее ощущается в наше время проблема недостаточного усвоения знаний учениками. С каждым годом в учебные программы добавляются все новые и новые предметы, а количество учебных часов не увеличивается, как следствие этому современные педагоги начинают искать выход из сложившейся ситуации. Одним из рациональных, на наш взгляд выходов является организация внеурочных занятий, особенно по информатике, ведь эта довольно таки молодая дисциплина с каждым годом, делится на более мелкие части, такие как: информационные технологии, программирование, компьютерное моделирование и т.д. Времени отводимого на занятие по информатике   хватает только на то, чтобы похватать верхушки знаний с ряда тем или же изучить тему более подробно, но тогда лишь одну.

      Из  этих побуждений мы и выбрали темой  нашего исследования организацию внеурочной деятельности школьников по информатике. Ведь дополнительные часы, проведенные учеником в целях изучения материала, дадут ему возможность охватить больше тем для изучения, а тем самым повысят процент получаемых знаний и формирующихся умений. А так же создадут условия для формирования положительной мотивации к учебной деятельности, что тоже играет не малую роль в процессе обучения.

      Автором был выработан следующий методологический аппарат:

      Объектная область исследования: методика обучения информатике.

      Объектом  исследования является: организация обучения информатике

      Предмет исследования: кружок как вид внеурочной работы по информатике

      Проблема: Как работа кружка способствует формированию навыков самостоятельной работы школьников.

      Гипотеза: кружковая работа органически дополняет урок и составляет систему работы, способствующей формированию навыков самостоятельной работы школьников.

      Цель  работы: Изучить возможности влияния  кружковой работы на формирование навыков самостоятельной работы школьников среднего звена.

      Задачи:

      1.Изучить  и проанализировать психолого-педагогическую  и методическую литературу по  теме.

      2. Изучить опыт организации кружковой работы школьного учителя.

      3. Разработать систему занятий кружка для учащихся среднего звена.

      Наша  работа состоит из трех частей. В первой главе «Теоретические основы организации внеурочной работы по информатике» автором рассмотрено понятие внеурочной работы и дидактические основы внеурочной работы по информатике, а так же теория и методика организации внеурочной работы.

      В главе номер три автором была проведена опытно – практическая работа по изучению эффективности   системы кружковых заданий в целях влияния на развитие навыков самостоятельной работы учащихся. Автор рассматривает три этапа исследования: констатирующий, формирующий и контрольный. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      II. Теоретические основы организации внеурочной работы по информатике

      2.1 Дидактические   основы   внеурочной  работы

      2.1.1 Гуманизация и гуманитаризация в преподавании информатики.

      Гуманизация ключевой элемент нового педагогического мышления, провозглашающего в качестве смысла и основной задачи образования развитие личности обучаемого.

      Гуманизация информатики  составная часть гуманизации образования, перевода его на гуманистическую основу. Этот перевод позволяет разрешить ряд противоречий в образовании, выполнить социальный заказ общества на определенном этапе его развития и получить положительные результаты. При этом знания по информатике являются неотъемлемой частью общекультурного компонента образования.

      Гуманизация информатики предполагает выполнение системы условий:

  1. приближение информатики к человеку, его интересам, потребностям и способностям (создание эмоционального фона, показ личностной значимости изучения информатики, предоставление возможности изучения себя посредством информатики и т.д.);
  2. создание целостного знания о мире (исследовательские работы на стыке нескольких наук и т.п.);
  3. организация разнообразных видов деятельности для самовыражения и самоутверждения, поддержка и стимулирование творчества.

      Гуманитаризация информатики – это комплекс мер, направленных на приоритетное развитие общекультурного компонента образования и позволяющих ученику стать активной, творчески свободной личностью, способной адаптироваться в любых социальных условиях.

      Гуманитаризация школьного курса информатики  может проходить по следующим  направлениям:

  1. Внедрение гуманитарных основ информатики (использование элементов историзма – знакомство с творцами идей, историей возникновения и развития информатики как науки; вскрытие философских начал информатики, раскрытие духовного назначения информатики).
  2. Привнесение в методику преподавания информатики стиля, методов и форм, присущих гуманитарным наукам:

      а) использование сведений из гуманитарных дисциплин (стихотворения, интеллектуальные пятиминутки, музыкальные паузы, показ репродукций картин, фразы на иностранных языках, изречения, эпиграфы к урокам и т.д.);

      б) введение уроков-сказок, уроков-диспутов, уроков-рассуждений и т.д.

      3. Приближение информатики к человеку и общественному бытию:

      а) показ области приложений методов информатики,

      б) применение знаний информатики в повседневной практике,

      в) показ личностной значимости изучения информатики,

      г) интеграция информатики и гуманитарных наук, информатики и естественных наук, внутренняя интеграция информатики (интегрированные уроки, интегрированные курсы, уроки целостного изучения объекта и его образа).

      4. Предоставление возможности реализации индивидуальных способностей через разнообразие видов творчества и стимулирование самостоятельного творчества:

      а) введение системы творческих, исследовательских работ,

      б) разработка и внедрение в практику индивидуальных заданий, учитывающих особенности развития личности учащихся,

      в) систематичность и разнообразие внеклассной работы.

      Можно выделить следующие ступени гуманизации  и гуманитаризации:

  1. Внесение в урок эмоциональных моментов, связанных с историей, литературой, музыкой. Творческое задание всему классу по некоторым темам. Отдельные элементы внеклассной работы в классе.
  2. Разработка отдельных уроков – интегрированных, нетрадиционных, практической направленности, целостного восприятия объекта и образа. Практические, творческие работы по большинству тем. Отдельные внеклассные мероприятия в классе.
  3. Разработка отдельных курсов на гуманитарной основе. Творческие дифференцированные задания по темам программы и на развитие общего кругозора. Организация и систематизация внеклассные работы в рамках классов.
  4. Введение в образование по информатике линии на создание эмоционального, общекультурного фона. Систематизация творческих дифференцированных заданий по темам школьного курса информатики. Организация и систематизация внеурочной работы по всему курсу обучения.
  5. Сведение в единый комплекс «включений» в урок, отдельно взятых нетрадиционных уроков, системы дифференцированных творческих, практических и исследовательских работ, систем внеклассной работы и дополнительного образования по информатике и программного материала.

      На  всех ступенях чрезвычайно важно  создавать условия для целенаправленной деятельности учащихся и их творчества.

      Творчество  является стержнем гуманитаризации  и гуманизации, причем «творит» не только ученик, но и учитель. Преподаватель создает повторяющуюся инвариантную систему педагогических действий и средств, применяемую в определенном порядке для достижения гарантированного результата, что представляет собой гибкую педагогическую технологию. Ее особенности:

  • учет индивидуальных особенностей учащихся;
  • невозможность чрезмерной эмоциональной и интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала;
  • обеспечение благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе (создание условий для удовлетворения базовых потребностей в самовыражении, в защищенности, в признании индивидуальности личности).

      Задача  учителя – развернуть перед взором учащихся спектр разнообразных видов деятельности, отвечающих их интересам и возможностям, поощрять самостоятельные поиски и творчество. Ученик должен иметь право выбора, самоутверждения, показать свою индивидуальность. Учитель должен помочь ему осознать свои способности, увлечь и поддержать.

      Требования, предъявляемые программой по информатике  школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на «среднего» ученика. Однако имеет место резкое расслоение учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по информатике, на тех, кто добивается при изучении информатики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение информатики дается с большим трудом.

      Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения информатике, одной из форм которой является внеклассная работа.

      2.1.2 Сущность внеурочной  работы

      Внеурочная  работаэто организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

      Внеурочная  работаразличные обучающе-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время.

      Понятие внеурочной работы широко и неоднозначно, оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. Например, заседание предметного кружка, внеклассное чтение, проведение школьных олимпиад и вечеров относятся к внеурочной работе.

Информация о работе Внеурочная работа по информатике