Предметно ориентированные экономические информационные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:09, реферат

Описание работы

Органы государственной статистики выполняют функцию обратной связи по отношению к органам управления экономикой, представляя им необходимую информацию о деятельности всех отраслей экономики и подведомственных им предприятий и организаций.
Органы государственной статистики структурно состоят из трех иерархических уровней - федерального, регионального и районного и работают по единой методологии и единому плану статистических работ.

Содержание

Предметно ориентированные экономические информационные системы.................................. 1
Статистические информационные системы ................................................................................... 1
Организация решения регламентных статистических задач ..................................................... 1
Организация решения задач информационного обслуживания ............................................. 10
Организация решения задач экономического анализа............................................................. 13
Бухгалтерские информационные системы .................................................................................... 17
БУИС для крупных предприятий ............................................................................................... 21
БУИС на предприятиях малого и среднего бизнеса ................................................................ 25
Банковские информационные системы ......................................................................................... 38
Особенности проектирования БИС............................................................................................ 38
Принципы проектирования интегрированных БИС ................................................................ 48
Структура и функции интегрированной БИС ........................................................................... 52
Организация автоматизированного решения задач кредитования ......................................... 60
Рынок ценных бумаг ....................................................................................................................... 67
Участники фондового рынка: интересы, функции и взаимодействие ................................... 67
Ценные бумаги и финансовые инструменты -объекты интересов участников фондового рынка ........................................................................................................................................... 75
Биржевые и внебиржевые информационные системы фондового рынка.............................. 80
Информационные системы учета прав собственности на ценные бумаги ........................ 80
Информационные системы биржевой торговли ................................................................... 82
Информационные системы внебиржевой торговли ............................................................. 90
Рекомендуемая литература ...........

Работа содержит 1 файл

предметно-ориентированные экономич инф системы.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

представляют  экономистам по возможности единую схему получения сводных таблиц;

избавляют программистов  от необходимости создавать уникальные программные средства для каждого  вновь проектируемого КЭОИ;

допускают изменение  решения задачи (например, изменение структуры и содержания первичных и сводных отчетов) без изменения программных средств;

сокращают сроки  разработки КЭОИ;

максимально типизируют проектирование КЭОИ.  

      Наиболее  широкое применение в Госкомстате  России получил пакет «Форма» (интерпретирующего типа), предназначенный для автоматизации проектирования КЭОИ. В основу разработки положены:

организационно-методологическое единство, обусловленное использованием единого набора программных модулей, обеспечивающих обработку данных для различных регламентных задач;

экономичная технология - с минимальными затратами труда  экономистов, операторов и рациональным использованием ресурсов ЭВМ при  обработке информации;

гибкость и  инвариантность программного обеспечения  по отношению к изменениям и дополнениям постановок статистических задач, обусловливающих возможность внесения отдельных изменений параметров задачи без перепрограммирования;

типизация и  унификация, обусловливающие единую методологию построения процесса обработки  данных для всех регламентных задач;

интеграция обработки  данных, обусловливающая однократный  ввод информации в вычислительную систему  с целью многократного и многофункционального ее использования.  

      Проектирование  КЭОИ с использованием ППП «Форма»  сводится к формированию настроечных массивов двух типов: справочников, жестко привязанных к структуре первичных и сводных отчетов, и различных каталогов и справочников, не зависящих от этих структур. Настроечные массивы первого типа индивидуальны для конкретного КЭОИ, а второго -являются общими для многих КЭОИ.

      Множество настроечных массивов, используемых в каждом КЭОИ, представляет собой  формализованное описание на входном  языке ППП постановки соответствующей  регламентной статистической задачи.

      На  основе традиционного набора программных модулей и вышеизложенных концепций создания и функционирования программного обеспечения в ППП «Форма» разработаны следующие типовые программные, полностью реализующие решение регламентных задач, модули:

ввод, контроль и запись первичных отчетов;  

корректировка первичных отчетов;

формирование  сводов;

печать сводных  отчетов.  

      Взаимосвязь программных модулей ППП «Форма»  и настроечных массивов при решении  регламентных задач представлена на рис. 1.

      Рис. 1. Схема взаимосвязи основных программ ППП "Форма" и настроечных массивов

      Для ввода, контроля и записи первичных  отчетов на машинные носители используется программа ВКЗ. С ее помощью осуществляется ввод исходных массивов АХВ, подготовленных на различных магнитных носителях, или прямо с терминалов. Исходные массивы готовятся на основе первичных отчетов, собранных в пачки. В первой строке массива указываются код КЭОИ, номер пачки и количество отчетов в пачке, во второй -идентификатор отчета (регистрационный номер объекта по ОКПО (Общегосударственный классификатор предприятий и организаций)), в третьей - строки отчета (код

      строки  и содержание ее граф). После последней  строки отчета ставится разделитель  отчета - знак "-".

      Программой  ВКЗ выявляются отклонения, вызванные  нарушением различных видов арифметического и логического контроля, которые выдаются в форме протокола ошибок. Данные записываются на магнитные диски в виде массива ВХВ.

      Приведенные выше действия программы ВКЗ выполняются  с помощью следующих заранее  подготовленных настроечных массивов: описания оглавления первичного отчета НХВ, описания структуры первичного отчета СТРХВ и описания каталога первичных отчетов КАТХВ. Оглавление для каждого первичного отчета состоит из одной записи, которая содержит такие характеристики, как код КЭОИ, длина логической записи, код территории, количество реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, максимальная размерность массива, признак отсортированности отчетов, количество и номер цикла обработки отчетности и др.

      При использовании ППП «Форма» для  всех первичных отчетов можно применять единое описание их структуры: параметров, разделов и строк отчета, а также контроля отчета.

      В описании параметров указываются: признак  структуры отчета (фиксированная, переменная или комбинированная); количество фиксированных строк и граф; максимальное количество переменных строк и количество граф в переменных строках.

      Описание  разделов выполняется для фиксированных  строк, где указываются: количество фиксированных разделов, количество фиксированных строк и количество граф в каждом разделе.

      В описании строк дается код строки и перечисляются все коды граф, относящиеся к каждой строке.

      Описание  контроля отчетов состоит из описания операций контроля: балансовый контроль строк; балансовый контроль граф; сравнение  допустимого отклонения от ожидаемых данных по различным строкам и графам с фактическими данными; контроль пографной увязки данных; проверка построчных и постраничных контрольных сумм; проверка недопустимых пустых строк и закрещенных граф. Каждая из перечисленных типовых операций контроля имеет свою уникальную формулу.

      Каталог первичных отчетов в основном предназначен для контроля полноты  записи отчетов, а также определяет перечень используемых кодов. Унифицированный  каталог (для многих КЭОИ) в рамках отрасли статистики состоит из заголовка и карточек каталога на каждый первичный отчет.

      Заголовок определяет параметры каталога: максимальный номер карточки и количество признаков  в каталоге, номер ключевого признака (обычно регистрационный номер объекта) каталога и его максимальную длину.

      В карточках каталога отражаются реквизиты-признаки объекта обследования. Для промышленных предприятий это будет порядковый номер карточки, регистрационный  номер объекта по ОКПО, код отрасли  по ОКОНХ (Общегосударственный классификатор отраслей народного хозяйства), код

      министерства  по СООГУ (Система обозначения органов  государственного управления), код  территории по СОАТО (Система обозначений  административных территориальных  объектов) и другие используемые в  отчете коды.

      Исходные  массивы ВХВ корректируются программой КОР только в том случае, если при вводе данных протокол ошибок содержит сведения о нарушениях различных типов контроля. С этой целью предварительно составляется массив корректур АХВ и используются описание структуры первичного отчета СТРХВ и каталог первичных отчетов КАТХВ. Корректировка осуществляется до тех пор, пока не прекратятся сообщения в протоколе ошибок, при этом исходный массив ВХВ преобразуется в откорректированный массив СХВ.

      Программа корректировки отчетов допускает замену реквизитов-признаков, замену реквизитов-оснований, удаление отчета и его перевод из списка ошибочных в список правильных.

      При корректировке первого вида указываются  регистрационный номер объекта  по ОКПО, номер и новое значение корректируемого признака, а также контрольная сумма предыдущих трех чисел. При остальных видах корректировки применяется структура бланка корректур со следующими графами: регистрационный номер объекта по ОКПО, код строки, код графы, новое значение (или приращение с соответствующим знаком) и контрольная сумма.

      После окончания корректировки переходят  к программе формирования сводных  итогов ФСБ. Исходными данными для  ее функционирования являются откорректированный массив СХВ, каталог первичных отчетов  КАТХВ, определяющий список сводных отчетов. К ним принадлежит первичный отчет и специально подготовленный массив вхождения МВХВ, предназначенный для описания схемы формирования сводных отчетов иерархической структуры. В результате работы этой программы получаем выходной массив ЕХВ, содержащий накопленные итоги сводного отчета.

      Массив  вхождения. МВХВ определяет порядок  вхождения первичных отчетов  в соответствующие сводные отчеты. Он состоит из заголовка и элементов  массива вхождения.

      Заголовок в основном используется для формирования оглавления массива сводного отчета и кроме этих характеристик включает максимальную глубину вхождения (число разрезов, в которые войдет первичный отчет), количество и порядковые номера реквизитов-признаков в каталоге первичных отчетов, используемых для определения их входимости в сводные отчеты, и другие признаки.

      Элементы  массива вхождения определяют конкретные значения реквизитов-признаков и  правила формирования сводных отчетов. В каждом элементе массива вхождения, соответствующем одному сводному отчету, сначала задаются списки реквизитов-признаков, определяющих входимость показателей первичного отчета в сводный отчет, а затем перечисляются номера

      граф  этих признаков в каталоге первичных  отчетов КАТХВ с указанием  алгебраического сложения или вычитания показателей.

      Заключительный  этап реализации ГШП «Форма» - печать сводных отчетов с помощью  программы ПСВ. Исходными данными  для работы этой программы являются полученный массив сводных итогов ЕХВ  и предварительно подготовленные каталог  сводных отчетов КАТСХВ и описание сводных таблиц ТАБХВ.

      Каталог сводных отчетов КАТСХВ применяется  для определения перечня выдаваемых сводных отчетов, он создается на основе массива вхождений МВХВ, из которого берутся только списки реквизитов-признаков, определяющих входимость показателей в сводный отчет. Отчеты, не указанные в этом каталоге, исключаются из процесса обработки.

      Описание  сводной таблицы состоит из четырех  разделов:

раздела параметров заголовочной части таблицы;

раздела текстов;

раздела получения  производных граф;

раздела параметров содержательной части таблиц.  

      В разделе параметров заголовочной части  таблицы приводятся: характеристика размещения заголовков, подзаголовков, рамки с кодами и шапки (наименование и номера граф содержательной части) таблицы.

      Раздел  текстов служит для оформления выходных таблиц и содержит описания символьных текстов, которые включают заголовки, рамки кодов, шапки, боковики и т.д.

      Раздел  получения производных граф описывается  в том случае, если их значение можно  вычислить, используя исходные графы. Для этого указываются номера исходных граф и тип групповой арифметической операции, выполняемой для получения производной графы.

      В разделе параметров содержательной части таблицы даются описание боковика, строк таблицы и расчет производных строк.

      Описание  расчета производных строк составляется аналогично описанию производных граф.

      На  основе ППП «Форма» разработаны  и внедрены рабочие проекты системных  и локальных КЭОИ для автоматизированного  решения около ста регламентных статистических задач. Благодаря этому пакету сокращаются в 2-3 раза трудовые затраты и значительно уменьшаются стоимостные затраты на проектирование новых КЭОИ, а также упрощается их эксплуатация за счет внедрения типовых информационных технологий обработки статистической информации.

Следует запомнить 

      Регламентные  задачи решаются с помощью КЭОИ последовательно  на районном, региональном и федеральном  уровнях, что дает возможность в  этом технологическом процессе выделять типовые процедуры обработки  информации.

      ППП "Форма", применяемый для проектирования КЭОИ, позволяет изменять решение  задачи, не изменяя программные средства, сокращать сроки разработки КЭОИ, максимально типизировать проектирование КЭОИ.

Организация решения задач  информационного  обслуживания

      Для решения задач информационного обслуживания используются информационные технологии двух видов: банк данных по показателям и банк готовых документов.

Информация о работе Предметно ориентированные экономические информационные системы