Экономические информационные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:48, реферат

Описание работы

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.

Работа содержит 1 файл

Экономические информационные системы.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

  Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.

   Эффективность применения экономических информационных систем в практике управления экономическими объектами зависит от широты охвата и интегрированности на их основе функций управления, от способности  оперативно подготавливать управленческие решения и адаптироваться к изменениям внешней среды и информационных потребностей.

   Классификация экономических информационных систем

   По  масштабу ЭИС можно классифицировать следующим образом:

   -  международные  ЭИС; 

   -  государственные ЭИС;

   -  региональные  ЭИС; 

   -  отраслевые  ЭИС; 

   -  ЭИС  подотраслей ;

   -  ЭИС  крупнейших транснациональных корпораций;

   -  ЭИС  объединений; 

   -  ЭИС  корпораций;

   -  ЭИС  финансово-промышленных групп;

   -  ЭИС  концернов; 

   -  ЭИС  учреждений;

   -  ЭИС  предприятий;

   -  ЭИС  структурных подразделений; 

   -  ЭИС  отделов крупных предприятий,  учреждений, организаций; 

   -  пользовательские  ЭИС и т.д. 

   По  числу пользователей ЭИС можно  классифицировать следующим образом:

   -  однопользовательские (или персональные) - ЭИС, которые являются обособленными, не связанными и не взаимодействующими постоянно с другими ЭИС, а также используемые только своим непосредственным и единственным пользователем;

   -  многопользовательские  (или распределенные) - ЭИС, в которых  более чем один пользователь. В таких системах есть возможность позволить использование одного или нескольких компонентов одной или нескольких ЭИС и соответствующих им информационных технологий другими людьми (пользователями системы).

   По  отраслевой принадлежности ЭИС можно  классифицировать следующим образом:

   -  ЭИС  промышленности;

   -  ЭИС  связи; 

   -  ЭИС  транспорта;

   -  ЭИС  сельского хозяйства и т.д. 

   По  форме субъектов экономики ЭИС  можно классифицировать следующим  образом:

   -  ЭИС  государственных организаций, предприятий,  учреждений;

   -  ЭИС   негосударственных   и   частных   организаций,   предприятий, учреждений;

   -  ЭИС  муниципальных организаций, предприятий,  учреждений.

   По   сфере   применения   (предметной   области)   ЭИС   можно классифицировать следующим образом:

   -  банковские ЭИС;

   -  ЭИС  фондового рынка; 

   -  страховые  ЭИС; 

   -  налоговые  ЭИС; 

   -  статистические  ЭИС; 

   -  ЭИС  промышленных предприятий; 

   -  ЭИС  предприятий и организаций непромышленной  сферы;

   -  ЭИС  предприятий и организаций сферы  быта и сервиса; 

   -  ЭИС  туризма и гостиничного хозяйства и т.д.

   По   охватываемым   задачам  можно  классифицировать следующим образом:

   -  ЭИС  бухгалтерского учета;

   -  ЭИС  материально-технического снабжения; 

   -  ЭИС  маркетинга;

   -  ЭИС  планирования и прогнозирования; 

   -  ЭИС  складского хозяйства;

   -  ЭИС  основным производством; 

   -  ЭИС  управления персоналом (кадрами)  и т.д.

   Методологическую  основу проектирования ЭИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет  собой   совокупность   взаимосвязанных   объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели.

   Для системы  характерно изменение состояний  объектов, которые с течением времени  происходят в результате взаимодействия объектов в различных процессах  и с внешней средой.

   В результате такого поведения системы важно соблюдение следующих принципов:

эмерджентности, то есть целостности системы на основе общей структуры, когда поведение отдельных объектов рассматривается с позиции функционирования всей системы;

гомеостазиса, то есть обеспечения устойчивого функционирования

системы и достижения общей цели;

адаптивности к изменениям внешней среды и управляемости посредством воздействия на элементы системы;

обучаемости путем изменения структуры системы в соответствии с изменением целей системы.

Принципы  построения и функционирования ЭИС: 

1) соответствие  — ЭИС должна обеспечивать  функционирование объекта с заданной  эффективностью;

2) экономичность  — экономический выигрыш на  объекте от использования ЭИС  должен превышать затраты на обработку информации;

3) регламентность  — обработка большей части  информации по расписанию, с заданной  периодичностью;

4) самоконтроль  — обнаружение и исправление  системой ошибок в данных и  процессах их обработки;

5) интегральность  — однократный ввод данных в ЭИС и их многократное (многоцелевое) использование;

6) адаптивность  — способность ЭИС изменять  свою структуру и закон поведения  для достижения оптимального  результата при изменяющихся  внешних условиях.

   В экономической  системе объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности (на промышленном предприятии: сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.) и хозяйственных процессов (на промышленном   предприятии:   основное   и   вспомогательное производство, снабжение, сбыт и др.).

ЭИС накапливает  и перерабатывает поступающую учетную  информацию и имеющиеся нормативы, и планы в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и создания планов для нового цикла воспроизводства.

К обработке информации в ЭИС предъявляются  следующие требования:

• полнота и  достаточность информации для реализации функций управления;

• своевременность  предоставления информации;

• обеспечение  необходимой степени достоверности информации в зависимости от уровня управления;

• экономичность  обработки информации: затраты на обработку данных не должны превышать  получаемый эффект;

• адаптивность к изменяющимся информационным потребностям пользователей.

В соответствии с характером обработки информации в ЭИС на различных уровнях  управления экономической системой (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы информационных систем:

• системы обработки данных (ЕDP – electronic data processing);

• информационной системы управления (МIS – management information system);

• системы поддержки  принятия решений (DSS – decision support system). 

   Системы обработки данных (СОД) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных   поручений).   Горизонт   оперативного   управления хозяйственными процессами составляет от одного до несколько дней, и реализует регистрацию и обработку событий, например, оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными   исполнителями   хозяйственных   процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных. 

   Информационные  системы управления (ИСУ) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например, анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов и четко определенный алгоритм решения задач, например, свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных. 

   Системы поддержки принятия решений (СППР) используются в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющих стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер.

   Идеальной считается ЭИС, которая включает все три типа перечисленных информационных систем. В зависимости от охвата функций   и уровней   управления  различают  корпоративные (интегрированные) и локальные ЭИС.

   Корпоративная (интегрированная) ЭИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях  управления. Такая ЭИС является многопользовательской,    функционирует    в    распределенной вычислительной сети.

   Локальная ЭИС автоматизирует отдельные функции  управления на отдельных уровнях  управления. Такая ЭИС может быть однопользовательской, функционирующей  в отдельных подразделениях системы  управления.

   Одним из основных свойств ЭИС является делимость на подсистемы, которая имеет ряд достоинств с точки зрения разработки и эксплуатации ЭИС, к которым относятся:

  • Упрощение разработки и модернизации ЭИС в результате специализации групп проектировщиков по подсистемам;
  • Упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ;
  • Упрощение эксплуатации ЭИС вследствие специализации работников предметной области.

Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Функциональные подсистемы ЭИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для структурных подразделений экономической системы и (или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких, как информационная, программная, математическая, техническая, технологическая, организационная и правовая подсистемы.

   Система  управления   представляет  собой   совокупность взаимодействующих структурных подразделений  экономической системы (например, на промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и др. отделы), осуществляющих следующие функции управления:

 • планирование - функция, определяющая цель функционирования экономической   системы   на   различные   периоды   времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование);

 • учет - функция, отображающая состояние объекта управления в результате выполнения хозяйственных процессов;

• контроль - функция, с помощью которой определяется отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов;                  

Информация о работе Экономические информационные системы