Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:48, реферат
Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.
Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.
Эффективность применения экономических информационных систем в практике управления экономическими объектами зависит от широты охвата и интегрированности на их основе функций управления, от способности оперативно подготавливать управленческие решения и адаптироваться к изменениям внешней среды и информационных потребностей.
Классификация экономических информационных систем
По масштабу ЭИС можно классифицировать следующим образом:
- международные ЭИС;
- государственные ЭИС;
- региональные ЭИС;
- отраслевые ЭИС;
- ЭИС подотраслей ;
- ЭИС
крупнейших транснациональных
- ЭИС объединений;
- ЭИС корпораций;
- ЭИС финансово-промышленных групп;
- ЭИС концернов;
- ЭИС учреждений;
- ЭИС предприятий;
- ЭИС структурных подразделений;
- ЭИС отделов крупных предприятий, учреждений, организаций;
- пользовательские ЭИС и т.д.
По числу пользователей ЭИС можно классифицировать следующим образом:
- однопользовательские (или персональные) - ЭИС, которые являются обособленными, не связанными и не взаимодействующими постоянно с другими ЭИС, а также используемые только своим непосредственным и единственным пользователем;
- многопользовательские (или распределенные) - ЭИС, в которых более чем один пользователь. В таких системах есть возможность позволить использование одного или нескольких компонентов одной или нескольких ЭИС и соответствующих им информационных технологий другими людьми (пользователями системы).
По отраслевой принадлежности ЭИС можно классифицировать следующим образом:
- ЭИС промышленности;
- ЭИС связи;
- ЭИС транспорта;
- ЭИС сельского хозяйства и т.д.
По форме субъектов экономики ЭИС можно классифицировать следующим образом:
- ЭИС
государственных организаций,
- ЭИС негосударственных и частных организаций, предприятий, учреждений;
- ЭИС
муниципальных организаций,
По сфере применения (предметной области) ЭИС можно классифицировать следующим образом:
- банковские ЭИС;
- ЭИС фондового рынка;
- страховые ЭИС;
- налоговые ЭИС;
- статистические ЭИС;
- ЭИС промышленных предприятий;
- ЭИС
предприятий и организаций
- ЭИС
предприятий и организаций
- ЭИС туризма и гостиничного хозяйства и т.д.
По охватываемым задачам можно классифицировать следующим образом:
- ЭИС бухгалтерского учета;
- ЭИС
материально-технического
- ЭИС маркетинга;
- ЭИС
планирования и
- ЭИС складского хозяйства;
- ЭИС основным производством;
- ЭИС управления персоналом (кадрами) и т.д.
Методологическую
основу проектирования ЭИС составляет
системный подход, в соответствии
с которым любая система
Для системы характерно изменение состояний объектов, которые с течением времени происходят в результате взаимодействия объектов в различных процессах и с внешней средой.
В результате такого поведения системы важно соблюдение следующих принципов:
• эмерджентности, то есть целостности системы на основе общей структуры, когда поведение отдельных объектов рассматривается с позиции функционирования всей системы;
• гомеостазиса, то есть обеспечения устойчивого функционирования
системы и достижения общей цели;
• адаптивности к изменениям внешней среды и управляемости посредством воздействия на элементы системы;
• обучаемости путем изменения структуры системы в соответствии с изменением целей системы.
Принципы
построения и функционирования
ЭИС:
1) соответствие
— ЭИС должна обеспечивать
функционирование объекта с
2) экономичность — экономический выигрыш на объекте от использования ЭИС должен превышать затраты на обработку информации;
3) регламентность — обработка большей части информации по расписанию, с заданной периодичностью;
4) самоконтроль — обнаружение и исправление системой ошибок в данных и процессах их обработки;
5) интегральность — однократный ввод данных в ЭИС и их многократное (многоцелевое) использование;
6) адаптивность
— способность ЭИС изменять
свою структуру и закон
В экономической системе объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности (на промышленном предприятии: сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.) и хозяйственных процессов (на промышленном предприятии: основное и вспомогательное производство, снабжение, сбыт и др.).
ЭИС накапливает и перерабатывает поступающую учетную информацию и имеющиеся нормативы, и планы в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и создания планов для нового цикла воспроизводства.
К обработке информации в ЭИС предъявляются следующие требования:
• полнота и достаточность информации для реализации функций управления;
• своевременность предоставления информации;
• обеспечение необходимой степени достоверности информации в зависимости от уровня управления;
• экономичность обработки информации: затраты на обработку данных не должны превышать получаемый эффект;
• адаптивность к изменяющимся информационным потребностям пользователей.
В соответствии с характером обработки информации в ЭИС на различных уровнях управления экономической системой (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы информационных систем:
• системы обработки данных (ЕDP – electronic data processing);
• информационной системы управления (МIS – management information system);
• системы поддержки
принятия решений (DSS – decision support system).
Системы
обработки данных (СОД) предназначены
для учета и оперативного регулирования
хозяйственных операций, подготовки стандартных
документов для внешней среды (счетов,
накладных, платежных поручений).
Горизонт оперативного управления
хозяйственными процессами составляет
от одного до несколько дней, и реализует
регистрацию и обработку событий, например,
оформление и мониторинг выполнения заказов,
приход и расход материальных ценностей
на складе, ведение табеля учета рабочего
времени и т.д. Эти задачи имеют итеративный,
регулярный характер, выполняются непосредственными
исполнителями хозяйственных
процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами
и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой
документов в соответствии с четко определенными
алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных
операций через экранные формы вводятся
в базу данных.
Информационные
системы управления (ИСУ) ориентированы
на тактический уровень управления: среднесрочное
планирование, анализ и организацию работ
в течение нескольких недель (месяцев),
например, анализ и планирование поставок,
сбыта, составление производственных
программ. Для данного класса задач характерны
регламентированность (периодическая
повторяемость) формирования результатных
документов и четко определенный алгоритм
решения задач, например, свод заказов
для формирования производственной программы
и определение потребности в комплектующих
деталях и материалах на основе спецификации
изделий. Решение подобных задач предназначено
для руководителей различных служб предприятий
(отделов материально-технического снабжения
и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются
на основе накопленной базы оперативных
данных.
Системы поддержки принятия решений (СППР) используются в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющих стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер.
Идеальной считается ЭИС, которая включает все три типа перечисленных информационных систем. В зависимости от охвата функций и уровней управления различают корпоративные (интегрированные) и локальные ЭИС.
Корпоративная (интегрированная) ЭИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления. Такая ЭИС является многопользовательской, функционирует в распределенной вычислительной сети.
Локальная ЭИС автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Такая ЭИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.
Одним из основных свойств ЭИС является делимость на подсистемы, которая имеет ряд достоинств с точки зрения разработки и эксплуатации ЭИС, к которым относятся:
Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Функциональные подсистемы ЭИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для структурных подразделений экономической системы и (или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких, как информационная, программная, математическая, техническая, технологическая, организационная и правовая подсистемы.
Система управления представляет собой совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы (например, на промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и др. отделы), осуществляющих следующие функции управления:
• планирование - функция, определяющая цель функционирования экономической системы на различные периоды времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование);
• учет - функция, отображающая состояние объекта управления в результате выполнения хозяйственных процессов;
• контроль - функция, с помощью которой определяется отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов;